Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 21 из 21

Нужна консультация (особенности управления низкопланом)

Тема раздела Электролеты. Общие вопросы в категории Cамолёты - Электролеты; Сегодня облетал только что оконченный Як-52. Параметры следующие: Масштаб 1:10 (размах 940мм) Полетный вес без шасси - 495г Нагрузка на ...

  1. #1

    Регистрация
    04.08.2006
    Адрес
    г.Кличев, Беларусь
    Возраст
    33
    Сообщений
    101

    Нужна консультация (особенности управления низкопланом)

    Сегодня облетал только что оконченный Як-52. Параметры следующие:
    Масштаб 1:10 (размах 940мм)
    Полетный вес без шасси - 495г
    Нагрузка на крыло - 38г/дм.кв.
    Двигатель - безколлекторный CF2822.
    Аккумулятор - 7NiMH 1000 mAh
    Статическая тяга с винтом 9х6 - 300г
    Управление 4-х канальное (элероны, РВ, РН, тяга)

    Это моя вторая Р/У модель, первым был Як-12. Первые запуски (без шасси) оказались очень экстримальными. Удержать модель в воздухе удалось только с 3-го раза . Первые 2 запуска не смог его выровнять - после серии отчаянных попыток предотвратить сваливание то в одну, то в другую сторону, Як плюхался на планету (к счастью без повреждений ). Думаю вследствие излешне поднятого триммером руля высоты или не очень сильного броска.
    Во время полета едва успевал реагировать. Только через пару минут полета немного приноровился и заставил лететь более ровно. Выяснилось, что устойчиво держаться в воздухе он может только на приличной скорости. Это было для меня неожиданно, т.к. мой первый высокоплан Як-12 (приблизительно такого же размера и полетного веса 430г) вел себе очень устойчиво даже на минимальных скоростях. Кроме того при маневрировании Як-52 часто норовил свалиться. Реакция на рули какая-то неоднозначная: то очень резко отзывается и, выкручивая суровый крендель, пытается сорваться, то немного замедленная и вялая. В общем в сочетании с непривычно большой для меня скоростью полета напряжение было сильное.
    Прибранная наполовину тяга немного улучшила ситуацию, характер полета стал более спокойный, хотя опять же: чуть перетянул ручку - и тут же попытка вывернуть в ненужную сторону или сорваться. С выключенным двигателем планирует ровно и устойчиво, теряя около 3-4м высоты на 50м пролета, хотя закончилось это планирование падением . Передержал в горизонтальном полете, едва заметная потеря скорости - и неизменное сваливание.
    После всего этого возник собственно вопрос: такое поведение нормально для модели низкоплана с такими параметрами и нужно лишь привыкнуть к управлению, или же я чего-то намудрил с расходами рулей или центровкой (около 33% САХ) ??

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: 1.jpg
Просмотров: 355
Размер:	90.9 Кб
ID:	101235 Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2.jpg
Просмотров: 120
Размер:	64.9 Кб
ID:	101236
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: 3.jpg
Просмотров: 107
Размер:	56.3 Кб
ID:	101237 Нажмите на изображение для увеличения
Название: 4.jpg
Просмотров: 190
Размер:	59.3 Кб
ID:	101238
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: 5.jpg
Просмотров: 223
Размер:	115.0 Кб
ID:	101239 Нажмите на изображение для увеличения
Название: 6.jpg
Просмотров: 220
Размер:	57.6 Кб
ID:	101241

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    28.08.2003
    Адрес
    Москва, Воробьевы Горы
    Возраст
    43
    Сообщений
    8,385
    Записей в дневнике
    527
    Однако ж... Какой симпатичный самолет. Попробовать ЦТ вперед? 33% может быть многовато, на мой взгляд. Я вообще на облет всегда делаю чуть переднюю - с ней что хочешь полетит. А потом уже сдвигаю назад, до момента нужного баланса между устойчивостью и управляемостью... Хотя 38 г/дм при размахе до метра - многовато будет, по-любому. Но, думаю причина все же не в этом...

  4. #3

    Регистрация
    26.04.2004
    Адрес
    Tallinn, Estonia
    Возраст
    43
    Сообщений
    203
    Отношение тяга/вес 0,6 для пилотажной машины со звездаобразным двигателем - выбор экстрималов.
    Вам нужен 10-ти баночный аккумулятор и 15А регулятор. Естесственно баночки полегче ( 500-600мА ).
    Другой вариант - 3S1P LiPo. И все у вас получится. И про центровочку Вам тоже правильно говорят.

  5. #4

    Регистрация
    13.12.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,273
    Цитата Сообщение от collapse Посмотреть сообщение
    Хотя 38 г/дм при размахе до метра - многовато будет, по-любому. Но, думаю причина все же не в этом...
    Причина именно в высокой нагрузке. Типичная болезнь копий.

    Попробуйте подсчитать какая нагрузка была на Як-12. Если у этого самолета будет аналогичная нагрузка очень даже полетит, ну прямо как Як-12. Для облегчения можно поменять батарею на Lipo.
    Зная нагрузку на крыло и скорость полета можно подсчитать Су полета и зная Су мах определить максимальную перегрузку (радиус виража). Видимо в вашем варианте угол атаки крыла около 6-8 град чуть увеличиваем угол атаки крыла скорость резко падает и самолет начинает сваливаться.
    Надо либо увеличивать скорость полета или уменьшать вес. А с центровкой все впорядке судя по описанию.

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    04.08.2006
    Адрес
    г.Кличев, Беларусь
    Возраст
    33
    Сообщений
    101
    Цитата Сообщение от collapse Посмотреть сообщение
    Попробовать ЦТ вперед? 33% может быть многовато, на мой взгляд. Я вообще на облет всегда делаю чуть переднюю - с ней что хочешь полетит. Хотя 38 г/дм при размахе до метра - многовато будет, по-любому. Но, думаю причина все же не в этом...
    Да, думал я про центровку, не мешало бы попробовать 25-30%, но сдвинуть вперед аккумулятор довольно проблематично, хотя при желании можно. Пока еще разик полетаю с такой центровкой, там может прояснится.


    Цитата Сообщение от Aleksandr Laur Посмотреть сообщение
    Отношение тяга/вес 0,6 для пилотажной машины со звездаобразным двигателем - выбор экстрималов.
    Вам нужен 10-ти баночный аккумулятор и 15А регулятор. Естесственно баночки полегче ( 500-600мА ).
    Другой вариант - 3S1P LiPo. И все у вас получится. И про центровочку Вам тоже правильно говорят.
    Во как! Признаться, я думал такое отношение вполне достаточно. Как-то даже страшно думать про 3 LiPo и соответствующую тягу, ведь даже с этими акками на полной тяге он слишком резвый.
    Цитата Сообщение от faa-air Посмотреть сообщение
    Причина именно в высокой нагрузке. Типичная болезнь копий.

    Попробуйте подсчитать какая нагрузка была на Як-12. Если у этого самолета будет аналогичная нагрузка очень даже полетит, ну прямо как Як-12...
    На Як-12 нагрузка была около 29г/дм.кв. Хм-м... действительно значительно поменьше. Я как-то по наивности представлял раз умудряются запускать пипелацы по 700-800г с размахом до метра, то моему Яку 500 г не предел.
    Цитата Сообщение от faa-air Посмотреть сообщение
    ...Зная нагрузку на крыло и скорость полета можно подсчитать Су полета и зная Су мах определить максимальную перегрузку (радиус виража). Видимо в вашем варианте угол атаки крыла около 6-8 град чуть увеличиваем угол атаки крыла скорость резко падает и самолет начинает сваливаться...
    Амм... а можно попдробней, что есть Су и как оно считается?

  8. #6

    Регистрация
    12.09.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    58
    Сообщений
    764
    Цитата Сообщение от K_M_S Посмотреть сообщение
    ... Как-то даже страшно думать про 3 LiPo и соответствующую тягу, ведь даже с этими акками на полной тяге он слишком резвый.
    Уменьшайте расходы рулей и держите достаточную для устойчивого полёта скорость. Большие расходы на приличной скорости делают манёвры резкими, а при её потере только усугубляют ситуацию бОльшим торможением.
    Если аппаратура позволяет, сделайте два варианта расходов.
    Для полёта - отклонение рулей 5-10 градусов, для взлёта/посадки - 10-15. Переключайте их после взлёта и старайтесь летать на скорости в полтора-два раза выше сваливания, как минимум. И не бойтесь избытка тяги, она никогда не бывает лишней. Успеха!
    Самолёт очень красивый! Он в небе эффектен именно на скорости, а не в виде воздушного змея.

  9. #7

    Регистрация
    13.12.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,273
    Про Lipo я написал, как рецепт уменьшения веса самолета и соответственно уменьшения нагрузки на крыло.

    На счет центровки Вы написали что Як отлично планирует при этом можно не тримировать под планирование. Вот это и говорит о удачной центровке самолета. Правда при этом скорость планирования должна чуток упасть. Далее Вы стали подбирать руль на себя с планер чуть упал. Те скорость упала до такой величины при которой крыло перешло на углы атаки критические более 10-12 град, ну и естественно произошел срыв потока с крыла и самолет свалился в (штопор).
    Про Су попозджее.
    Ранее выпускался журнал "Журнал для авиамоделистов (Моделизм спорт и хобби)" вот там и была очень полезная статья про Су и к чему это приводит. Может администрация сайта ее найдет и выложит для всеобщего ознакомления. Эта статья здорово помогает подсчитать самолет копию и проанализировать вариант своего самолета еще до его изготовления.

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    04.08.2006
    Адрес
    г.Кличев, Беларусь
    Возраст
    33
    Сообщений
    101
    Цитата Сообщение от SSergo Посмотреть сообщение
    Уменьшайте расходы рулей и держите достаточную для устойчивого полёта скорость. Большие расходы на приличной скорости делают манёвры резкими, а при её потере только усугубляют ситуацию бОльшим торможением.
    Если аппаратура позволяет, сделайте два варианта расходов.
    Я тоже пришел к такому выводу насчет расходов. Уже уменьшил. К сожалению, у меня простейшая 4-х канальная аппаратура, не позволяющая регулировать расходы.
    Цитата Сообщение от SSergo Посмотреть сообщение
    ...старайтесь летать на скорости в полтора-два раза выше сваливания, как минимум. И не бойтесь избытка тяги, она никогда не бывает лишней. Успеха!
    Самолёт очень красивый! Он в небе эффектен именно на скорости, а не в виде воздушного змея.
    Ну что ж... будем привыкать к скорости. А смотрится он действительно очень эффектно!
    Цитата Сообщение от faa-air Посмотреть сообщение
    Про Lipo я написал, как рецепт уменьшения веса самолета и соответственно уменьшения нагрузки на крыло.
    На счет центровки Вы написали что Як отлично планирует при этом можно не тримировать под планирование. Вот это и говорит о удачной центровке самолета. Правда при этом скорость планирования должна чуток упасть. Далее Вы стали подбирать руль на себя с планер чуть упал. Те скорость упала до такой величины при которой крыло перешло на углы атаки критические более 10-12 град, ну и естественно произошел срыв потока с крыла и самолет свалился в (штопор).
    В общем ясно, что дело в первую очередь в большой нагрузке на крыло и вследсвие этого необходимостью постоянно держать высокую скорость. Я уже присмотрел LiPo, который будет на 60г легче моего аккумулятора. Надеюсь, все же "научу" его летать .

  12. #9

    Регистрация
    30.05.2006
    Адрес
    Москва 2.4 ghz
    Возраст
    31
    Сообщений
    3,577
    Да он у вас судя по описанию и так летает! После верхнеплана низкоплан-полукопия может показаться трудным в управлении и при нормальной нагрузке и весе, но конечно хуже не будет если липо воткнете! ТОлько лучше

  13. #10

    Регистрация
    12.09.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    58
    Сообщений
    764
    Смотрел фотки, обратил внимание.... У вас пропеллер просто поджат пропсейвером?!
    А он не проскальзывает на валу? Возможна потеря тяги, как вы сами понимаете...

  14. #11

    Регистрация
    04.08.2006
    Адрес
    г.Кличев, Беларусь
    Возраст
    33
    Сообщений
    101
    Цитата Сообщение от SSergo Посмотреть сообщение
    Смотрел фотки, обратил внимание.... У вас пропеллер просто поджат пропсейвером?!
    А он не проскальзывает на валу? Возможна потеря тяги, как вы сами понимаете...
    Нет, не проскальзывает. В этом самом как вы сказали пропсейвере просверлены диаметрально расположенные два отверстия, в которых закреплены эдакие "штыри" из стальной проволоки, а в пропеллере высверлены встречные отверстия, в которые эти штыри входят и не дают провернуться пропеллеру.

  15. #12

    Регистрация
    12.09.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    58
    Сообщений
    764
    Цитата Сообщение от K_M_S Посмотреть сообщение
    В этом самом как вы сказали пропсейвере
    Это не я сказал, это он так по науке называется (Propeller Saver). А что, простите за любопытство, вам помешало его использовать по прямому назначению?
    Вложение 101541
    Винты целее будут

  16. #13

    Регистрация
    04.08.2006
    Адрес
    г.Кличев, Беларусь
    Возраст
    33
    Сообщений
    101
    Цитата Сообщение от SSergo Посмотреть сообщение
    ... А что, простите за любопытство, вам помешало его использовать по прямому назначению?
    Винты целее будут
    Будете смеяться, но я никогда бы не додумался до такого крепления. Посмотреть вживую, как он используется "по прямому назначению" возможности не было, на фото тоже нигде не видел, а продавец в магазине только и смогла объяснить, что для крепления пропеллера вроде применяются вот такие штучки . Так что я тут уже сам соображал, как бы его "присобачить" . Спасибо за ценную информацию!


    Сегодня состоялся второй полет! Расход руля высоты уменьшил, в полете старался постоянно держать скорость, не снижая до критической. Совсем другое дело! Шапку долой!! Скорость - вот что ему было нужно! Шел, как по рельсам. Прошлый раз, оказывается, я совсем не давал ему разгоняться плюс большой расход РВ - вот он и капризничал. Уже захотелось немного побольше тяги , так что LiPo неизбежны
    Всем спасибо за помощь!

    Вот, ужал немного видео: 2мин 54с.
    Вложение 101610

  17. #14

    Регистрация
    06.07.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    44
    Сообщений
    323
    Неустойчивость вызвана четырьмя очевидными факторами (неочевидные не рассматриваем) 1. Большое лобовое сечение 2. Слишком задняя центровка для подобной геометрии носовой части фюзеляжа 3. Недостаточная энерговооруженность 4. Это не фактор, а скорее вытекающее из 1 и 3 + нагрузки на крыло порядка 30 г/дм: малая полетная скорость - самолет неплотно сидит в воздухе. С лобовым сечением делать нечего - это копия. Центровку переместите в район передней кромки. Энерговооруженность довести до 1.5 минимум. Нагрузка на крыло порядка 30 г/дм - это мало (на мой вкус). Доведите до 45-50 за счет более мощной и тяжелой мотоустановки и акков (заодно и центровку передвинете вперед) и Вы увидите как может летать электро... Ну естессно, если Вам нравится как летают настоящие самолеты и вы любите скорость. Кстати шасси я бы убрал. При посадки на травку не будет никаких повреждений, а летает без колес реально лучше, но это в том случае, если переделаете мотоустановку - нужен уверенный взлет с руки. Написано из реального опыта, есть очень похожий (по геометрии и размерам) самолет, поведение при наладке на 100% соответствовало Вашему. Сейчас летает так, что на видео практически неотличим от прототипа. Поставте мотор с нормальным током 20 А регуль на 30 А и 3SLiPo 20-25С 1800-2000 ма/ч + винт от ДВС 11х6 - летать будет не по децки - satisfaction guaranteed.

  18. #15

    Регистрация
    26.04.2004
    Адрес
    Tallinn, Estonia
    Возраст
    43
    Сообщений
    203
    Easyvoyager расписал то о чем я говорил уже во втором коментарии этой ветки, но мне не поверили, чтож - свои шишки некоторым нравятся больше чем чужие . Теперь-же, посмотрев видео, могу лишь повторить - повысьте напряжение аккумулятора и сдвиньте ЦТ вперед

  19. #16

    Регистрация
    04.08.2006
    Адрес
    г.Кличев, Беларусь
    Возраст
    33
    Сообщений
    101
    Цитата Сообщение от Aleksandr Laur Посмотреть сообщение
    Easyvoyager расписал то о чем я говорил уже во втором коментарии этой ветки, но мне не поверили...
    Почему же не поверили? Очень даже поверили. Просто у меня нет такой коллекции аккумуляторов, чтобы сразу можно было втыкивать какой пожелаю. Пока мне пришлют эти самые LiPo, если дождусь вообще... Поэтому пока вожусь с тем, что есть. С центровкой обязательно поэкспериментирую.
    Однако вот Easyvoyager говорит, что нагрузку на крыло можно наоборот увеличить. Оно конечно при энерговооруженности "минимум 1,5" полетит наверно неплохо, но ведь с такой энерговооруженностью и табуретка полетит. По-моему такой полет будет мало походить на реальный полет прототипа. Может я и ошибаюсь...

  20. #17

    Регистрация
    26.04.2004
    Адрес
    Tallinn, Estonia
    Возраст
    43
    Сообщений
    203
    Для пилотаги нагрузка до 50г/дм2 вообще не проблема. Это же не планер и не 3Д или фан-флай. Больше нагрузка - меньше восприимчивость к ветру, больше посадочная скорость.

  21. #18

    Регистрация
    06.07.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    44
    Сообщений
    323
    Однако вот Easyvoyager говорит, что нагрузку на крыло можно наоборот увеличить. Оно конечно при энерговооруженности "минимум 1,5" полетит наверно неплохо, но ведь с такой энерговооруженностью и табуретка полетит. По-моему такой полет будет мало походить на реальный полет прототипа. Может я и ошибаюсь...
    [/quote]

    Будет похоже, да так что испытаете легкий шок. А никто не говорит, что вы должны все время валить на 100% - на мой вкус - средний газ=вес - так и летайте. У самоля уверенность в воздухе будет. Ну мы же, гм, не имеем в виду маневр в вертикальной плоскости... Нагрузка на крыло от 50 до 90 для пилотажки-копии ок. У меня был самоль 90 нагрузка, правда мотор (ДВС) давал тяги в два конца - разбег был 3-4 м. А вот посадочная скорость действительно растет... но и тут не без плюсов - ветер по фигу. Я на своем ЛА7 в шквалистый ветер летал... народ на больших самолетах репу чесал - лететь ай нет. Однако, учтите - Ваш самолет очень боится потери скорости, так что планируйте под приличным углом к земле.

  22. #19

    Регистрация
    26.04.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    42
    Сообщений
    774
    Цитата Сообщение от Aleksandr Laur Посмотреть сообщение
    Для пилотаги нагрузка до 50г/дм2 вообще не проблема. Это же не планер и не 3Д или фан-флай. Больше нагрузка - меньше восприимчивость к ветру, больше посадочная скорость.
    Правильно, но:
    для ДВС-ной пилотаги, с размахом побольше, чем метр

  23. #20

    Регистрация
    26.04.2004
    Адрес
    Tallinn, Estonia
    Возраст
    43
    Сообщений
    203
    Цитата Сообщение от Майк Посмотреть сообщение
    Правильно, но:
    для ДВС-ной пилотаги, с размахом побольше, чем метр
    Напомнило вопросик: " А что тяжелее? Килограм ваты или килограм железа? "
    Какая разница??? Размах метр или десять,- нагрузка это отношение массы и площади .

  24. #21

    Регистрация
    06.07.2006
    Адрес
    Москва
    Возраст
    44
    Сообщений
    323
    Цитата Сообщение от Майк Посмотреть сообщение
    Правильно, но:
    для ДВС-ной пилотаги, с размахом побольше, чем метр
    Ну когда ж поймем, что малый вес электро (низкая нагрузка на крыло) обусловленный малой мощностью электродвигателей (тяжелый просто не взлетал) в прошлом? Сейчас с бесколлекторниками и LiPo стройте себе на здоровье электро не оглядываясь на вес. И летать могут эти самоли не как бабочки или падающие листья, а как пилотаги F3A. Единственно вопрос цены... и Вашего мировоззрения на то, какой должен быть самолет... А вот размер точно значения не имеет.

    Я вот до этого сезона с пренебрежением относился к электро... построил самоль на пробу 920мм размах... ДВС не стене повисли (не тренеры - серьезные самолеты) - электричка летает. М дя...

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Нужна консультация специалиста
    от Jocker_cms в разделе Копии
    Ответов: 0
    Последнее сообщение: 06.07.2010, 12:03
  2. Нужна консультация
    от Shal в разделе Летающие крылья
    Ответов: 19
    Последнее сообщение: 05.11.2008, 21:13
  3. Нужна консультация по настройке передатчика для T-Rex 450
    от calypso в разделе Вертолеты Align - T-Rex 250/.../700
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 07.07.2007, 21:53
  4. Нужна консультация
    от Токсик в разделе Авто Off-Road
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 28.06.2007, 04:48

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения