Расходы элеронов на первый вылет (электро)

Pumper

Почти готов электрический Ме-109. У меня это второй самолет “по-жизни” и первый низкоплан с элеронами.
Аппарат не из набора - делал сам, т.е. инструкций не имею, как и уверенности в том, что ваапсче полетит.
Собственно вопросы :

  1. Какие расходы элеронов и руля высоты предпочтительней выставить на первый вылет ? Чую, что лучше небольшие, но “скока вешать в граммах” ?
  2. Будет-ли хорош 25-ти процентный центр тяжести или двинуть еще вперед (или назад) ?

Все управлющие поверхности масштабированы с оригинала Ме-109Е с небольшим плюсом (1:11).
Размах - 900 мм
Вес - около 400 гр.
Взлет с руки.

Просьба не отправлять к программам вычисления зависимости углов отклонения управляющих поверхностей от площадей, плеч, весов, расстояний и т.п. и т.д…
Просто советы/опыт прошедших через это дело .
Заранее благодарю.

Sputnik

Установите углы отклонения 10 градусов.
положение центра тяжести надо рассчитать.
Пример расчета из книги Мерзликина “Радиоуправляемые модели планеров”:площадь крыла Sкр и стабилизатора Sст в проекции на горизонтальную плоскость. Находишь величину САХкр и САХст (средние аэродинамические хорды), поделив площадь на размах, и места где они находятся на крыле и стбилизаторе. Измеряешь расстояние от 0,25*САХкр до 0,25*САХст, это будет Lго - плечо горизонтального оперения. Считаешь коэфициент статической устойчивочти Аго=(Sго*Lго)/(Sкр*САХкр), Считаешь координату центра тяжести Хт=0,12+0,36*Аго, величина в долях от САХ крыла. Из этой точки провести перпендикуляр к оси модели и получится место на фюзеляже у корня крыла где и должен быть Ц.Т.
Я для своих моделей даже делаю Хт=0,17+0,36*Аго. Величина где-то Хт=0,22+0,36*Аго - предельно задняя центровка, с такой самолёт очень легко в штопор срывается.

valeriy
  1. Какие расходы элеронов и руля высоты предпочтительней   выставить на первый вылет ? Чую, что лучше небольшие, но “скока вешать в граммах” ?
  2. Будет-ли хорош 25-ти процентный центр тяжести или двинуть еще вперед (или назад) ?

1.Расходы нужно сделать порядка 30 градусов (при слишком малых расходах, особенно элеронов, модель будет очень вяло реагировать на движения ручек управления, из-за этого можно не успеть выровнять модель при критических ситуациях, что при первом полете весьма вероятно).
2."25-ти процентный центр тяжести " вполне нормальный для первого полета. Если двинуть еще вперед, то расход руля высоты лучше увеличить. 😆

Pumper

2 Sputnik

Метода понятна, только не пойму, зачем привязка к площади/плечу стаба при расчете ЦТ ? Это случаем не расчет Центра Аэр. Давления ?
Но, по-моему ЦТ и ЦАД не находятся в одном месте, обычно ЦТ должен немного убегать вперед от ЦАД :rolleys:
Или пропустил я чего в ходе Вашей мысли ?

2 Valeriy

1.Расходы нужно сделать порядка 30 градусов

Слишком большой разброс по сравнению с тем, что слышал ранее ( от 7 до 10 град ) …
Мож, мы о чем-то разном толкуем ?
Или 30 гр. = “-15” -нейтраль- “+15” ?

vovic

Да именно + - 15 градусов.
25 % САХ это то что надо. Только замечу, что САХ у мессера не совпадает с корневой хордой. Если Вы пересчитали центровку именно на САХ, то все правильно. А если взяли 25% от корневой хорды, то это совсем не та центровка!
То что Sputnik предлагает здесь не особенно нужно. Это не планер.

Pumper

2 Vovic

Да, конечно, центр считал по САХ.
Смутило меня одно после копания в буржуинских форумах по warbirds. Как правило на подобных птицах все сталкиваются с проблемой - изначально делают ЦТ рекомендованный производителем набора , но после первого полета вынуждены смещать его крепко вперед.
Причем подобная байда встречается и на самоделах.

Хотя начинать надо наверное с 25-ти %, как-то стремно сразу двигать его вперед еще больше …

valeriy

2 Valeriy

Слишком большой разброс по сравнению с тем, что слышал ранее ( от 7 до 10 град ) …
Мож, мы о чем-то разном толкуем ?
Или 30 гр. = “-15” -нейтраль- “+15” ?

Нет это от -30 до +30 градусов. Потому как модель (из ваших слов) имее небольшую площадь элеронов, а двигатель явно что-то типа 400го, так что скорость будет небольшая, а значит и эффективность рулей будет не как у ДВСов. Просто при малых расходах элеронов если модель при выполнении виража накренить больше чем надо, ее можно не суметь выравнять.(У меня такие случаи были, что приводило к падениям).
Если уж очень хочется уменьшить расходы то используй дуал рэйд. 😆

Pumper

2 Valeriy

У меня дуал-рейт в “отверточном” варианте(Hitec Focus-6). Не успею 😁

vovic

Как в анекдоте: как будем делить, по честному или по справедливости?

Если выбирать между рекомендациями производителей и 25% САХ я бы выбрал последнее однозначно. По поводу адекватности рекомедаций производителя по центровке можно почитать в моем обзоре Питтса на сайте. 😎

RID

Нет это от -30 до +30 градусов.  Потому как модель (из ваших слов) имее небольшую площадь элеронов, а двигатель явно что-то типа 400го, так что скорость будет небольшая, а значит и эффективность рулей будет не как у ДВСов.

Присоединяюсь, очень сильно будет зависеть от скорости. С одной стороны боязно зарулиться, с другой -на медленной модели расходы доходят до ±40 для эффективного управления на малых скоростях.

Sputnik

Pumper, нет это не расчёт центра давления , он еще дальше позади. Естественно площади и плечи должы быть учтены, ведь цт надо чтоб был впереди центра давления, как же тут без них обойтись. Не поленитесь , посчитайте цт по приведённым формулам, возможно и попадёт в 25% САХ, но мне почему-то кажется, что его положение будет несколько заднее. По этому методу я для первого полёта расчитывал цт для всех своих самолётов , планеров и бипланеров, все нормально полетели без сюрпризов, последующая небольшая корректировка по результатам полёта.
Углы отклонения рулей для первого раза не более плюс минус 10-15 градусов !!!. Я когда первый раз полетел на радиосамолёте поставил ± 35 градусов, как типа на кордовой пилотажке, и некому тогда было меня остановить, так самолёт вокруг оси мгновенно поворачивался, а народ рядом удивлялся почему это я со взлёта бочки кручу на высоте 1,5 метра, а это я просто небольшой крен попытался парировать и от короткого небольшого движения ручки самолёт полоборота сделал 😃, но обошлось, сел, никто и нично не пострадало, открутил рули на 10 градусов и нормально начал летать.

serj

у меня 109-й размахом 75см, вес ~280г.

элероны узкие- всего 12мм.
стоит ДИКАЯ экспонента - -100% на элеронах,
максимальный угол отклонения- около 30 град.

на первый полет углы были 20град, экспоненты небыло, центровка как раз 25% мотор был 280й, тяги было 230г, летать почти невозможно- по элеронам болтало немеряно. поставил экспоненту -60%, и центровку сдвинул до20%.- стало нормально.
бозже дя быстрыз бочек поставил большие углы и большую экспоненту, чтобы характер руления не менялся.
высота- ± 15 -25град, линейно.

Cейчас на нем стоит бесколекторник (24мм диаметром и 10мм толщ)
летает замечательно!
хотя и на 280м весь почти пилотаж можно было крутить, 😃

Сергей. pp_serj@ mail.ru

Марк

Внесу и свои пару копеек…
У меня - Зеро, вес - 380, мотор 300-й, на первом полете поставил расходы везде - ±25град. и ц.т. - 25%, еле посадил
“Углы отклонения рулей для первого раза не более плюс минус 10-15 градусов !!!. Я когда первый раз полетел на радиосамолёте поставил ± 35 градусов, как типа на кордовой пилотажке, и некому тогда было меня остановить, так самолёт вокруг оси мгновенно поворачивался, а народ рядом удивлялся почему это я со взлёта бочки кручу на высоте 1,5 метра, а это я просто небольшой крен попытался парировать и от короткого небольшого движения ручки самолёт полоборота сделал , но обошлось, сел, никто и нично не пострадало, открутил рули на 10 градусов и нормально начал летать.” - у меня полностью аналогичный случай, в итоге расходы по элеронам - ±15%, высота - ±20%, поворот - ±25%, ЦТ - 15% (!), и летает по копийному и пилотаж крутит, и в штопор не валится. [/quote]

Pumper

Во ! Вот об этом эффекте я и говорю - очч часто на моделях истребителей WW2 народ упорно смещает ЦТ к носу, “против всех законов физики”.

Люди ! Что скажете по поводу постов Serj и Марка - ЦТ 15-20 % и все летает как надо ?

to serj

Что-то узковаты Ваши элероны (12мм) для такого масштаба. А они “копийные” или как у GWS-овского Ме109 - по всей длине задней кромки ?
Не в тему - как удалось “снять” с 280-го 230г. тяги ? Что там за винт и батарея ?

to Mapk

Тот же вопрос - элероны повторяют оригинал Zero по расположению/длине/ширине или идут по всей длине плоскости ?

to serj&Mark

Контрольный вопрос - надеюсь, мы говорим о ЦТ, рассчитанном по САХу ? Иначе ваапсче непонятки…