Маленькая самодельная пилотажка

TPEHAK

Итак, нагляделся я тут на небольшие электролётики, и загорелся тоже построить свой пилотажный электролёт небольшого размера - благо бальзы немного осталось, на крайняк из обрезков переклеить можно кой-чего будит.
На фотографиях ниже вы можете увидеть некоторые этапы постройки, а также уже почти законченную модель. Ей осталось только сделать фонарь, да шасси. Фонать думаю сделать завтра (то есть уже сегодня, ну как посплю 😃 ), а шасси (то есть лыжи - зима же на дворе 😃 ) пока повременю - неизчего их сварганить, да и на улице снега намело - можно не то,что на брюхо, морковкой сажать 😃.

Опишу конструкцию:
Размах - 520мм, длина 520мм, вес - пока не знаю, но сам планер лёгонький. Двигатель - Pilotage DT2209 28T, Регулятор Pilotage С30, две шестиграммовые машинки GWS, винт - 150мм, или 180мм EP от GWS (или больше - как пойдёт 😉 ), приёмник Hitec 8гр.

Органы управления - элероны, руль высоты.

Крыло: профиль симметричный, большого утолщения. Сосновые лонжероны, передняя и задняя кромка, бальзовые полки, таврованые нервюры, зашивка. Элероны - цельнобальзовые пластинки S 2мм, проэмаличеные и обклеееные оракалом. Крыло обтянуто плёнкой-самоклейкой. Элероны навешены на скотче. Стеклотекстолитовые качалочки.

Оперение: бальза, сосновая кромочка, покрытое секлотканью со смолой. Руль навешен на перехлёснутые лавсановые ленточки.

Фюзеляж: объёмный, наборная конструкция, шпангоуты - фанерные и бальзовые, зашивка бальза 1-1.5 мм, бальзовые стрингеры.

Бальза будет покрыта эмалитом, фюз, возможно, оклеен оракалом.

Фонарь: ещё не сделан, будет наборный, из бальзы. Съёмный, предполагается фиксация на двухстороннем скотче.

Ну вот собссно и всё. Думаю скоро облетать. Не имею никакого опыта управлени модельками такого класса - но думаю легко освою, дождусь тёплой (по зимним меркам 😃 ) и безветренной погоды и в поле - благо сугробов у нас хорошо намело, будет куда сажать 😃
По габаритам самолёта - можно пожалуй и в зале запускать, но покамест на улице, так безопаснее.

Предполагаю ставить двухбаночный литийполимер, но вот проблема - регулятор у меня по умолчанию настроен на три банки, и с двумя он просто глушит мотор. В инструкции написано, что необходимо его программировать на две банки (он походу автоматически не определяет), но я понятия не имею как это делать. Помогите пожалуйчта. Модель регулятора Pilotage С-30 для безколлекторника. В инструкции для программирования различных режимов сказано, что необходимо войти в режим программирования - но это-то легко (на передатчике при вглючении приёмника газ вверх, ждёш сигнала, газ вниз), а для самого программирования написаны какие-то коды (буквы W, V, точки, дефисы, тире и подчёркивания, палочки наклонные какие-то). Конкретно для выставления двух банок вот что написано: шесть двойных точек. И ещё мне хотелось бы узнать как выставить реверсирование, вот код: W W W W W W
Помогите пожалуйста кто знает, а то я вообще не въезжаю, что это за лубуда, мож через комп как-то надо?

boroda_de

Симпатично.
В пылотажках я не спец, но пара вопросов:
Элероны не маловаты?
Да и руддера как-то не хватает.

Успехов!

TPEHAK
boroda_de:

Симпатично.
В пылотажках я не спец, но пара вопросов:
Элероны не маловаты?
Да и руддера как-то не хватает.

Успехов!

Элероны - 25мм ширины при измерении в направлении полёта. Я большие лопухи не стал делать - на таких маленьких самолётиках большие элероны дадут слишком большую чувствительность, боюсь будет как юла крутиться 😃
А руля нет. Пока решил мелколёт без него сделать, тем более я не привык не то, что управлять такими самолётами, но и работать руддером 😃

boroda_de

Ясно.
А чёрточки и буковки в инструкции к регу это символы звуковых сигналов, которые рег издавать должен.

6wings

две банки липо для Стамин - это серия из ДВУХ звуковых звуковых сигналов, а не из 6-ти как Вы написали.

John_K

Симпатичненько сделано! Вы не сказали про вес, даже приблизительно, хотелось бы знать. Судя по фоткам, изделие получаеться не особо лёгкое. И размах не шибко большой 😉 .И по сему можно сделать некоторые предположения. Летать будет, очень шустро, и вертеться как уж на сковородке. Предидущий автор насчёт киля всё верно подметил. Пропорционально киль маловат. Про полёты в помещении забудьте…сразу поймёте почему,когда поднимете модельку в воздух. Шасси не ставьте вообще, на моделях такого класса они только для внешнего вида , типа “стояночное” шасси 😃 И теперь по поводу пилотирования, если нету опыта полётов на аналогичных аппаратах, то обязятельно центровочку более переднюю на подлёты выставить, и расходы зажать вполовину. Если не криво всё сделано, хоть успеете понять куда триммернуть. Сразу полный газ не давать, реактивным моментом ещё на старте на крыло поставит. Чуть более половины газа дать и задать ускорение по горизонту… ну а далее пытаться поймать управление. С выкосом придется поиграть, на моторе будет задираться вверх, плечо не великое у хвостового оперения. С арокалом поосторожнее, тяжёлый он, даж на ДВС не всегда народ клеит. Модельки такого размаха летают своеобразно, сам проверял не однократно.

Успехов !Ждем-с видео !

TPEHAK

Ну вот фонарь и собран. Выкладываю фото некоторых операций и готового фонаря - можно увидеть как он смотрится на самолёте.
Сейчас доделываю элементы крепления аппаратуры, потом эмаличу, фонарь оклееваю красным оракалом. А потом всё, ставлю аппаратуру и можно летать.
Про вес самолёта - у меня нет весов (есть только измеряющие до 50гр) на которых его можно точно взвесить. Вешал на бытовых динамометрических весах - стрелка сдвинулась на миллиметр 😃 Грамм 150 думаю есть 😃

Киль мне кажется в самый раз 😦 У Як3, например, такой же пропорции. С аэродинамической точки зрения, я тоже не думаю, что киля мало будет - это компенсируется большой боковой площадью хвостовой балки фюзеляжа.

И насчёт регулятора - ладно, пусть эти значки - сигналы, но вопрос остаётся открытым, как всё-таки запрограммировать регулятор, как от него добится этих самых сигналов, может потанцевать над ним приговаривая волшебные слова 😃 Да и как звучат сигналы W, V, /, \ , _ , . , - . ?

Maxicus
TPEHAK:

И насчёт регулятора - ладно, пусть эти значки - сигналы, но вопрос остаётся открытым, как всё-таки запрограммировать регулятор, как от него добится этих самых сигналов, может потанцевать над ним приговаривая волшебные слова 😃 Да и как звучат сигналы W, V, /, \ , _ , . , - . ?

См. https://rcopen.com/

skazochnik_333

[

TPEHAK:

И насчёт регулятора - ладно, пусть эти значки - сигналы, но вопрос остаётся открытым, как всё-таки запрограммировать регулятор, как от него добится этих самых сигналов, может потанцевать над ним приговаривая волшебные слова 😃 Да и как звучат сигналы W, V, /, \ , _ , . , - . ?

А вы просто возьмите инструкцию положите рядышком и включите силовую установку в режим програмирования(газ на полную и включаем аккумулятор)
Далее думаю ошибиться может только глухой.
Каждый сигнал повторяется если не ошибаюсь трижды, и идут эти сигналы в тойже последовательности что и в инструкции.
Остальное в инструкции оч хорошо написано.
ЗЫ
Из законов Мэрфи
Если ничего не получается возьмите молоток побольше.
Если это не помогло прочтите наконец инструкцию

6wings
skazochnik_333:

Каждый сигнал повторяется если не ошибаюсь трижды

5 раз.

TPEHAK

Всё, разобрался, спасибо - просто нужно ждать сигнала нужного параметра, а когда он прозвучит, убрать газ, и он будит установлен. 😃 Всё просто.

TPEHAK

Ну вот, собственно ,и всё готово. Осталось дождаться погожего тёплого безветренного денька и опробовать модель. Как она выглядит, можете видеть на фото.

Miko

Здоровский самолетик получился! У меня вопросик к автору: Вы тягу в статике проверяли?

TPEHAK
Miko:

Здоровский самолетик получился! У меня вопросик к автору: Вы тягу в статике проверяли?

Нет ещё, аппаратуру вставил, осталось регулятор запрограммировать на две банки и опробовать - но чего-то пока руки не дошли 😃

TPEHAK

Итак, опробовал в статике на двух банках с винтами диаметрами 150, 175 и 200 мм (оранжевые такие, от GWS)
150мм - тяга меньше единицы, по ощущениям 0.7 - 0.8
175мм - тяга около единицы
200мм - тяга чуть больше единицы, думаю около 1.1 - 1.2

Что посоветуете поставить? 😃 Думаю самый маленький винт полюбому отметается.

Aleksandr_Laur
TPEHAK:

Итак, опробовал в статике на двух банках с винтами диаметрами 150, 175 и 200 мм (оранжевые такие, от GWS)
150мм - тяга меньше единицы, по ощущениям 0.7 - 0.8
175мм - тяга около единицы
200мм - тяга чуть больше единицы, думаю около 1.1 - 1.2

Что посоветуете поставить? 😃 Думаю самый маленький винт полюбому отметается.

Именно маленький

romychs

Мне с таким мотором и 3S банками больше понравились винты GWS 8х4.3 и 9х4.7, ток мотора ближе к оптимальному (хотя мне по душе винты APS, и я предпочитаю фанфлаи). Не понятно, какой у ваших винтов шаг.

tatata

0.7-0.8 более чем достаточно для полета, а момент от мелкого винта будет меньше. Я бы с маленьким попробовал.

skazochnik_333
TPEHAK:

Итак, опробовал в статике на двух банках с винтами диаметрами 150, 175 и 200 мм (оранжевые такие, от GWS)
150мм - тяга меньше единицы, по ощущениям 0.7 - 0.8
175мм - тяга около единицы
200мм - тяга чуть больше единицы, думаю около 1.1 - 1.2

Думаю
200 многовато будет, это почти половина размаха
Для боле мелких винтов моторчик нужен пооборотистей, с большим кв.

Burger

здраво получилось! 😃 симпотично

TPEHAK

Ну вот и облетал. Сразу скажу, без поломок 😃 Летал с самым большим винтом. Даже один раз удалось около минуты в воздухе самолётик продержать 😃 Нет, всё-таки такие модельки не моё. В принципе, для человека умеющего управлять подобными агрегатами, пилотирование подобного не проблема - но не для меня. Погода для этого времени года и для нашей местности была приемлимая - ноль градусов на улице, ветер порывистый, от слабого до умеренного (у нас вообще близ Волги, пожалуй, безветрия никогда не бывает), снега по пояс навалило. Нашёл футбольную площадку, добрёл по сугробам до её середины, достал из коробки самолётик и аппаратуру и начал пробовать. Пускал, держа самёт сверху над крылом за фюзеляж, правой рукой размахивал самолёт от себя немного вверх из нижнего положения - браться иначе за самолёт и запускать классически, держа над головой крайне неудобно. В первый же раз самолёт отлетел от меня метров на 10, вошёл в крен (вроде левый) и я отпустил газ, а самолёт плюхнулся морковкой в рыхлый снег. Сразу оговорюсь, у меня есть рефлекс, если что-то на взлёте идёт не так, я быстро убираю газ - иногда я это делаю непроизвольно, даже если самолёт на достаточной высоте, чтобы его выровнять, а не давать упасть без двигательной тяги - просто у меня есть боязнь посадить самолёт с работающим двигателем и сломать витн. Ладно, бреду по глубокому снегу за аппаратом, и думаю, а ведь случись это по весне, когда трава начнёт только расти, у меня непременно был бы ворох дров, и настроение тут же падает и наступает некая аппатия, вроде и самолёт цел, вроде и вкалывай в снег скока хош, но нет - обидно как-то стало. Принёс к месту старта, почистил от снега, забившегося в двигатель, протёр весь самолёт - а к тому моменту уже начинал потихоньку проклинать зимние полетушки, пальцы озябли и начинали ломить, в зимней куртке жарко, не удобно, а без неё холодно, штаны промокли от лазанья в глубоком снегу…а тут как назло коробку, в которой принёс все дела ветром сдуло…пришлось побегать по полю за разбросаным добром 😃 Второй полёт - аналогичен первому - самолёт кренит, толи штопорит, бросаю газ, а ероплан плюхается в снег. На третий или четвёртый полёт, уже более удачное начало, описываю кружок, набираю высоту, и…о чудо…он летает, поводил туда-сюда перед собой, ещё кружок и…в какой-то момент сильный крен с опусканием носа, я понимаю, что уже не ориентируюсь, как расположен самолёт в воздухе, бросаю газ и беспорядочно падаю в снег. Сложно сказать, из-за чего это произожло, толи порыв ветра, толи рулями перебрал, не знаю. Опять принёс почистил. Пару раз попытался взлететь, но не получалось толково - всё в снег да в снег. Замучила эта очистка самолёта от снега, да и ветер по-моему начал усиливаться, я замёрзший и злой…вобщем плюнул на эти полёты, сложил манатки и пошёл домой.

Какие выводы я сделал? Ну во-первых - никогда, по крайней мере в ближайшее время, не пойду летать зимой - это ветер, холод, снег (хотя последнее, пожалуй, плюс - модель благодаря ему цела 😃 ), неудобная, мешающая запускать модель, одежда. Во-вторых - думаю запустить в следующий раз этот самолёт только летом, в штиль в поле, где много пространства (это, скорее, для уверенности), когда выростит высокая и плотная трава. В-третих - мне сложно сказать, стоит ли ставить винт меньшего диаметра, ведь, как мне показалось, на старте модели не хватает скорости и она начинает из-за этого “играть”, а с меньшим винтиком, она дольше разгоняться будит.
И ещё - маленькими самолётикими реально трудно управлять - они непредсказуемы на старте, агрессивное управление может легко сорвать их в штопор (особенно на небольших скоростях), они чувствительны к ветру (особенно порывистому), требуют постоянного сосредоточенного управления, в отличии от некоторых других типов самолётов.
Эх, толи дело планера, легко запускаются, в меру инертны, стабильны, знай себе подруливай 😃

Barim
TPEHAK:

Эх, толи дело планера, легко запускаются, в меру инертны, стабильны, знай себе подруливай 😃

это все равно что на автомодельку поставить автопилот с гпс, выпускать ее на трассу и курить смотря как она ездит сама 😃

TPEHAK
Barim:

это все равно что на автомодельку поставить автопилот с гпс, выпускать ее на трассу и курить смотря как она ездит сама 😃

Думаю, многие знают, что на это ответили бы планеристы 😃 Да и Вы, наверно, догадываетесь , что это не так 😉

Barim
TPEHAK:

Думаю, многие знают, что на это ответили бы планеристы 😃 Да и Вы, наверно, догадываетесь , что это не так 😉

Ну так не даром же смайлик нарисован 😃

swasp

ТРЕНАКу - рад встретить земляка на форуме !!!
А я уж думал что в моём славном родном городе весь авиамоделизм зачах …
По существу -

  1. удивительно маленькие элероны вы запланировали - возможно по этой причине излишне острое управление, ибо они начинают работать тока на больших отклонениях … так думаю
  2. судя по Вашему описанию, у Вас возможно нет достаточного опыта управления быстрыми моделями (ваша, судя по её весу - как раз должна быть быстрой) - желательно потренироваться на тренажёрах, тока не FMS !!! 😮
  3. я думаю, что в вашем случае смягчить управление очень поможет экспонента на передатчике … примерно -40-50 на 1 и 2-ой каналы - попробуйте - возможно станет проще управлять
    И совсем не обязательно откладывать до лета - наоборот - пока снег не потаял - в поле ! 😃