Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 32 из 32

использование руля направления в потоках

Тема раздела Планеры, мотопланеры в категории Cамолёты - Общий; господа,хочу обсудить тему руления в потоках. уважаемый Марк Дрела публиковал такую статейку http://www.polecataero.com/handlaunc...thermal-flying или http://translate.google.com/translat...late.google.ru , случайно попал на нее ...

  1. #1

    Регистрация
    02.01.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    34
    Сообщений
    416

    использование руля направления в потоках

    господа,хочу обсудить тему руления в потоках. уважаемый Марк Дрела публиковал такую статейку http://www.polecataero.com/handlaunc...thermal-flying или http://translate.google.com/translat...late.google.ru, случайно попал на нее и попробовал,был очень удевлен и вспомнил, такое поведение планеров наблюдал на герман опен когда впитывл знания,но не понимал как это у них так получается ,а у меня нет. обычно у моститых дядек ярко это выглядит в метрах трех от земли зацепляют и в облоко ,ну и пять минут на!
    пишите кто что думает и пробовали ли ,или вобще всегда так летали,а я лошара тлько понял?

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Этой статье лет пять или десять. Картинки из нее несколько раз выкладывались на RCDеsignе. Так, что .... лошара.

    Другое дело, что знать и уметь – это разные вещи.
    Спирали у земли и на высоте должны отличаться.
    У земли руль направления (РН) используется больше. Спирали получаются более плоскими. На высоте, лично я, лечу быстрее, чем у земли. Потоки, которые я могу разглядеть, более сильные. Ну и крен получается больше, а РН меньше.
    Ну и конечно, разные модели ведут себя по-разному.
    Одним моделям надо давать больше коррекции РН, другим меньше, а третьим ... не надо. На сколько сильно давать РН, я ориентируюсь по положению фюзеляжа. У меня был шок, когда я после Бластера пересел на Аспирин. На Бластере делал все по классике РН в сторону вращения, элероны – в обратную. Аспирин сам стоит в спирали. Аспирин, не просто устойчив в спиралях, но и не требует коррекции РН. Шведы, между прочим, тоже не делают РН. Наверно, не просто так.

    Сергей

  4. #3
    wws
    wws вне форума
    Забанен
    Регистрация
    08.09.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,134
    Записей в дневнике
    44
    Цитата Сообщение от kapraldmb07 Посмотреть сообщение
    Марк Дрела ..... а я лошара тлько понял?
    Гыыыы, Андрей, даже я эту статейку знаю... И по опыту полетов на симуляторе большого планера (asw27) знаю, что по входу в спираль надо еще доработать руддером, иначе и шарик индикатора бокового скольжения будет укатываться, и шерстяная нитка ползти..

    И верно заметил уважаемый Taboo, что одно дело знать, другое применять. Я вот сейчас еще раз перечитал и понял (см. конец статьи), что на длиннохвостой металке руддером надо все-время дорабатывать, а не только при входе. Радиусы-то маленькие, а хвост длиннющий.
    Сегодня-завтра попробую.

  5. #4

    Регистрация
    02.01.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    34
    Сообщений
    416
    статья статьей ,но у всех планера разные, я сейчас с поворотом эксперементирую и пробую чаще рулить элеронами, а на разных фазах руля направления в обратную сторону интересный эфект поворота с остановкой хвоста без просадки высоты.
    ктонибуть мешал закрылки на термале на ручку газа от скорости до термала,разгонять и тормозить в круге при вкручивании,был ли успех по скороподьемности.
    как вобще увеличить скороподьемность с потоке?

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Цитата Сообщение от kapraldmb07 Посмотреть сообщение
    ...руля направления в обратную сторону...
    РН в сторону вращения, элероны – в обратную?

    На мой взгляд, единственным реальным увеличением скороподъемности - точное центрирование потока и выбора оптимального диаметра спирали. А также саму спираль крутить без ошибок. Все остальное - танцы с бубнами. Типа, мне кажется, что так лучше... Виталик (Buerger) любит на эту тему рассказывать страшные байки из жизни Топ пилотов.

    Я микшировал закрылки на руль высоты. Основной полет идет в режиме что-то среднее между дальностью и скоростью. Как только нахожу поток и вкручиваюсь в спираль - руль высоты на себя, а закрылки сами опускаются в режим термик. Когда возвращаюсь назад - руль высоты от себя, и закрылки поднимаются в режим скорость. Плюс такой микс позволяет быстро исправить ошибку при зависании модели. Но его надо отключать в динаме и в нейтральную погоду.

    Сергей

  8. #6

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    байки я люблю
    Вот Сергей правильно сказал, snap Flap хорошая штука. Единственное, точно знаю несколько top пилотов, правда F3J которые любят этот snap flap ручками щелкать: по ветру термик, против ветра скорость. но и то делают это не всегда,а при узких, мощных термиках, из который может выбросить.

    Я тут тоже насмотрелся на German Open: теперь тренеруюсь летать не в термике,а барахтаться в хорошем воздухе и быстро реарировать разворотом модели в нужном направлении. Довольно забавно,и что самое интересное активное руление, совсем не мешает, удается вылетывать хорошее время.

  9. #7
    wws
    wws вне форума
    Забанен
    Регистрация
    08.09.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,134
    Записей в дневнике
    44
    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    Когда возвращаюсь назад - руль высоты от себя, и закрылки поднимаются в режим скорость. Плюс такой микс позволяет быстро исправить ошибку при зависании модели.
    Интересная мысль, особенно интересна для сильно-ветренной погоды. Я вот постоянно держу флаппероны на ручке газа. Помогает и садится и при, как вы сказали "зависании", когда налетевший порыв попутного ветра лишает модель управляемости.

    Я очень хотел вот что у Вас спросить. У нас сейчас преобладает сильно-ветренная погода, и пытась крутить круглые (а не эллиптические) спиральки, я, на ходе по ветру, гну профиль, а при ходе против ветра - разгибаю обратно. Оценить эффективность сего действа крайне трудно, поскольку в сильный порывистый ветер получается лишь сделать 3-4 круга, после которых уже надо возвращать модель. Но хотелось бы услышать принципиальную оценку. Даёт это какой-то выигрышь или это всё самообман? Может и не стоит заниматься скруглением эллипсов, раз ветер все-равно сам придает потоку эллиптическую форму.

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Цитата Сообщение от wws Посмотреть сообщение
    в сильный порывистый ветер получается лишь сделать 3-4 круга, после которых уже надо возвращать модель
    Не бывает некрасивых женщин, бывает мало водки. Не бывает сильного ветра, бывает мало груза. А если с таким грузом модель не летит, то либо модель говно, либо это уже ураган, что бывает крайне редко. Если модель не идет против ветра, то ну на фиг такие полеты.

    Цитата Сообщение от wws Посмотреть сообщение
    Даёт это какой-то выигрышь или это всё самообман?
    Я не знаю.
    Я уже писал, что на мой вкус гораздо важнее отцентрировать поток, или пузырь, или вихрь, переходящий в пузырь. А какие получаются спирали - не так и важно. Это только мое личное мнение.

  12. #9
    wws
    wws вне форума
    Забанен
    Регистрация
    08.09.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,134
    Записей в дневнике
    44
    Не, она вполне себе идет против ветра. Медленно, но идет. Просто при ветре в 6 м/с получается, что 3-4 оборота это около 20-30 секунд. За 20-30 секунд модель сносит по ветру почти на 120-180 метров. Я пока кидаю всего метров на 35, в ветер повыше, но для меня в такой ветер удаление в 100 метров это уже предел.

    Все просто, самолет в штиль и без термички у меня летит почти минуту. Значит эти 20-30 секунд на вращение + время пока взлетал и искал, и это уже высота не более 10 метров. А 10 метров высоты на удаленнии 100, да еще и против ветра в 6 м/с, это стремно. В штиль я и с трех метров готов 100 пролететь. Но против такого ветра, лететь придется не 100, а все 300...

    А грузить там уже некуда ) И так 370 грамм, без всякого балласта. Я пока только учусь, а учиться надо при любой погоде, в т.ч. и той что у нас в Питере сейчас( не думаю, что в Риге сильно отличается). Чем больше летаешь, тем лучше получается.

    В любом случае спасибо за ответ. А модель не ругайте, она марки ЯК Старая, правда, но Капрал обидится. Да и я этой модели благодарен. Она меня на метательное крыло поставила. Вот Вагис отойдет от своего аппендицита, разгребет завалы, и даст бог, будет у меня нормальная модель.

  13. #10

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    и это уже высота не более ... Но против такого ветра, лететь ...
    Была шикарная тема. Процетирую себя.

    Если это не маленький пузырь, а поток то надо терпеть и идти с потоком. Не уходить из него.
    Модель поднимается вверх по параболе (чем выше, тем быстрее). Допустим мы поймали термик в точке А. (см. русинок). Траектория подъема – парабола, красная линия – глиссада, опустившись ниже которой можно не вернуться назад. До точки B все хорошо, мы видим что модель поднимается. А вот на отрезке BC происходит визуальный обман. Начинает казаться, что модель вышла из потока. Она опустилась до глиссады и надо поворачивать домой, иначе не долетишь. А надо просто перетерпеть. Если она в потоке и если не делаешь грубых ошибок, и если не кончится поток , модель обязательно поднимется. По моим наблюдениям, у топ пилотов примерно каждый 15-20 такой рискованный полет заканчивается нулем в протоколе. Но, народ предпочитает рисковать. У меня каждый четвертый. Но я рискую.

    Сергей

  14. #11

    Регистрация
    04.07.2008
    Адрес
    США
    Возраст
    46
    Сообщений
    347
    Горячий привет теоретикам!
    Я тоже убежденный сторонник работы рулем направления и координириванных разворотов. Но тут есть несколько НО...
    Во-первых, так как мы находимся на некотором удалении от самолета, оценить координириванность разворота тяжело, потому как шарика перед глазами нету. Это значит, что мы можем только догадываться о необходимом отклонении руля и можем легко переусердствовать.
    Во-вторых, я слышал несколько раз от мастистых планеристов (на реальных планерах), что в слабых потоках для уменьшения радиуса разворота и увеличения скороподьемности рекомендуется лететь с некоторым скольжением внутрь круга, т.е. носом наружу. Т.е. просто не жать на педаль и не пытаться координировать разворот.
    В-третьих, сейчас гадские шведы оказывают моральное давление на мировое метательное сообщество тем, что на своих планерах без руля направления занимают высокие места на соревнованиях. На РЦгрупс уже давно обсасывают этот вопрос и многие попробовали строить модели без руля направления и говорят, что после небольшого привыкания никаких отрицательных эффектов от отсутствия руля направления нету. Я пока не пробовал сам...

  15. #12
    wws
    wws вне форума
    Забанен
    Регистрация
    08.09.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,134
    Записей в дневнике
    44
    Цитата Сообщение от olgol Посмотреть сообщение
    гадские шведы оказывают моральное давление на мировое метательное сообщество тем, что на своих планерах без руля направления занимают высокие места на соревнованиях
    Ох уж эти шведы, то они внезапно оказываются под Полтавой, то руддер зачем-то аннулируют Это на салпетере руля нет?

    А на самом деле вопрос сугубо прозаический. А как же они планер-то закидывают? Или на забросе идет компенсация вращения не руддером, а микроскопическим отклонением элеронов?

  16. #13

    Регистрация
    28.08.2003
    Адрес
    Москва, Воробьевы Горы
    Возраст
    43
    Сообщений
    8,385
    Записей в дневнике
    527
    Сергеич, например, последнее время без РН летает...
    Что и мне присоветовал. Я так и собрал, без РН - дискомфорта особо не ощущаю.

  17. #14

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    руль поворота с несимметричным профилем

    Цитата Сообщение от wws Посмотреть сообщение
    А на самом деле вопрос сугубо прозаический. А как же они планер-то закидывают? Или на забросе идет компенсация вращения не руддером, а микроскопическим отклонением элеронов?

  18. #15

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Точнее, киль с несимметричным профилем.
    А вообще-то, если у вас при забросе модель уходит в сторону, значит вы не правильно кидаете. Любое отклонение рулей на старте ведет к потере высоты.

  19. #16

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    или она кривая или...недостаточная эффективность киля (малая площадь ,короткая балка)


    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    Точнее, киль с несимметричным профилем.
    А вообще-то, если у вас при забросе модель уходит в сторону, значит вы не правильно кидаете. Любое отклонение рулей на старте ведет к потере высоты.

  20. #17

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Ставить РН или не ставить – дело сугубо личное.

    Металка – это сплошной компромисс.

    Что касается шведов и «ихнего Сириуса»:
    Шведы при выборе высота или качество, выбирают высоту. Вся их модель построена так, чтоб достигалась максимальная высота взлета. Если РН уменьшает высоту – они его выкидывают. Хочу заметить, что РН – это только один из очень многих нюансов для увеличения высоты.
    На той высоте, куда они кидают им наплевать-насрать на отсутствие РН. Облетели пол поля нашли поток, с ним ушли в космос, получили макс и сели довольные. Да, иногда не получается. Какое место занял прошлогодний чемпион на German Open вместе с Брюсом (победитель IHLGF)? Не помню точно, но около 30-того. «Извините мужики, не смогла».
    Не умеют их модели обрабатывать слабые потоки на небольшой высоте.

    Так, что нам, кидающим ниже 60 метров, РН НЕ ПОМЕШАЕТ.

    Сергей

  21. #18
    wws
    wws вне форума
    Забанен
    Регистрация
    08.09.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,134
    Записей в дневнике
    44
    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    А вообще-то, если у вас при забросе модель уходит в сторону, значит вы не правильно кидаете.
    В сторону не уходит, но всё то, что кидал (я правша) - норовило закрутиться (сделать бочку) налево (против часовой стрелки, если смотреть вслед модели). Величина - примерно от четветри до полуоборота.

    Мне еще Андрей Яковлев (левша), когда отдавал свою старую модель с торсионом, сказал переставлять тросик и пружинку на другую сторону. Я тогда так и не добился от него зачем, но переставил. А когда стал закидывать и наблюдать закрутку (и соответственно уход влево в верхней части траектории), додумался, что надо РН чуть-чуть довернуть вправо (может градуса 3) - как раз именно тягой сервы, а не пружинкой торсиона. В результате сейчас модель взлетает по прямой. Примерно на 2/3 взлета я руддер выпрямляю, да и РВ перевожу примерно в 1/2 - 2/3 от того, что было при отпускании модели (у меня это режим "скорость").

    Может модель и кривая, но недавно я помогал облетывать 60 см. металочку (на торсионе) совсем незнающему человеку, и там на забросе пришлось сделать с руддером тоже самое. Может она тоже (и также) кривая. Может человек, как и я, неправильно кидает... Не знаю...

    И что там говорили про киль с несиметрничным профилем? Если модель прямая, то зачем? Что-то я окончательно запутался.

  22. #19

    Регистрация
    13.12.2004
    Адрес
    г.Солнечногорск
    Возраст
    40
    Сообщений
    589
    Всё очень просто, присмотритесь к чертежам господина Дреллы, там киль имеет плоско-выпуклый профиль, а самое интересное, что его (т.е. киль) устанавливают таким образом чтобы при выпуске модели, хвост стремился в круг, т.е. направляя модель из круга! При старте модели и полёте скорость отличается в разы, при большей скорости профиль имеет большую подьёмную силу, а при меньшей скорости соответственно........ , вот как-то так.

  23. #20

    Регистрация
    27.10.2005
    Адрес
    Красногорск
    Возраст
    42
    Сообщений
    4,602
    А я на своем Бластере 2 пробовал разные комбинации следующих вещей: Координирование РН, микс "Элероны на РН", дифер элеронов и наконец "РВ на флапы".

    Лучше всего спирали получаются без потери скорости с обоими миксами и дифером (шоб предотвратить "адверс йау".) Руль направления как трогаю - такое ощущение что оттормаживает модель в спирали.

    А вот на тяжелом кулярисе в 2,6 метра со всеми этимиже наваротами без координации РН он просто из спирали вываливается внутрь виража, т.к. боковое кольжение так быстро его отармаживает, что он ниже скорости сваливания начинает лететь. О как.

  24. #21

    Регистрация
    04.07.2008
    Адрес
    США
    Возраст
    46
    Сообщений
    347
    Цитата Сообщение от Wasily Посмотреть сообщение
    Всё очень просто, присмотритесь к чертежам господина Дреллы, там киль имеет плоско-выпуклый профиль, а самое интересное, что его (т.е. киль) устанавливают таким образом чтобы при выпуске модели, хвост стремился в круг, т.е. направляя модель из круга! При старте модели и полёте скорость отличается в разы, при большей скорости профиль имеет большую подьёмную силу, а при меньшей скорости соответственно........ , вот как-то так.
    Да нет, все еще проще. Киль имеет несимметричный профиль для того, чтобы увеличить максимальный Су в направлении против первого вращения. Самые большие потери энергии происходят во время первых долей секунды, когда модель разворачивается и летит боком. Т.е. при броске правой рукой первая "закрутка" самолета идет хвостом вправо. При этом если киль маленький или профиль у него "слабый", то наступает срыв потока на киле и эффективность демпфирования сильно падает. Несимметричный профиль позволяет "оттянуть" срыв потока на киле на большие углы и киль более эффективно демпфирует первый заброс хвоста. Кривизна профиля при этом должна быть направлена влево. Для того, чтобы устранить разворачивающий момент в нормальном полете, киль на фюзеляже устанавливается под небольшим углом (0.6 градуса, кажется) вправо.

    Запуск без РН идет хорошо, потому что жесткость системы сильно повышается. При маленьком поперечном V крыла, самолет почти не набирает крен во время скольжения при запуске и жесткий киль его быстро возвращает в правильное направление. РН всегда просаживается при запуске, какой бы жесткой ни была тяга управления и рулевая машинка. Поэтому с РН обычно нужно небольшое отклонение наружу при запуске, для компенсации просадки. Если РН маленький, как на Аспирине-САЛпитере, то этот еффект мал. Также как и вообще эффективность РН, впрочем.

    Насчет шведов и того, что им наплевать на все, кроме высоты запуска, не соглашусь. Во-первых, всем нам не помешают несколько лишних метров на взлете. Высоко или низко бросаешь - несколько метров высоты могут как раз позволить задержаться в том слабеньком потоке и не остаться на земле. Во-вторых, все мы оказываемся в ситуации, когда несмотря на супер-пупер-запуск на 60м, после минуты поиска планер оказывается в 5м от земли и надежда только на маленький пузырик, или на ветерок обегающий деревья или какой-нибудь сарай. Если самолет не рулится хорошо в этой стрессовой ситуации, то это не есть приемлемый компромисс, даже если запуск был на 60м. Т.е. шведы и многие другие пилоты привыкают к некоторым маленьким недостаткам поведения самолета без РН и, как говорят, совершенно не страдают от его отсуствия.

  25. #22

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Цитата Сообщение от olgol Посмотреть сообщение
    шведы и многие другие пилоты привыкают к некоторым маленьким недостаткам поведения самолета без РН и, как говорят, совершенно не страдают от его отсуствия.
    Как в анекдоте:
    Приходит дедушка к врачу и жалуется, что его 70-ти летний знакомый, говорит, что может с женщинами по три раза в день.
    Что врач ответил?
    «И вы говорите!».

    Кто ж будет свою модель ругать?

    Сам лично видел, как Брюсу не повезло и он на Сириусе пару раз не смог подняться в слабом потоке, хотя несколько моделей с РН поднялись без проблем.

  26. #23

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    как говорят немцы" А где же шпасс?" типа, мне больше удовольствия доставляет полет с РН.

  27. #24

    Регистрация
    02.01.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    34
    Сообщений
    416
    сириусов выпаривающих с 2х метров я в германии не видел,они восновном с броска хорошо уходили,даже с 10 метров как то не превидел, зато дядьки на салпетерах,твистерах и др достойных аппаратах ,в каждой группе практически выбиралис с земли практически и эти люди от руля направления не откажутся .

  28. #25

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Цитата Сообщение от olgol Посмотреть сообщение
    если киль маленький или профиль у него "слабый", то наступает срыв потока на киле и эффективность демпфирования сильно падает. Несимметричный профиль позволяет "оттянуть" срыв потока на киле на большие углы и киль более эффективно демпфирует первый заброс хвоста.
    Означает ли это, что высокий и узкий киль будет работать лучше, чем широкий и короткий, при той же толщине? И почему на Таboo стоит широкий киль?

  29. #26

    Регистрация
    28.06.2008
    Адрес
    Харьков, украина
    Возраст
    38
    Сообщений
    167
    Может я чегото не понял,но прошу уважаемых пилотов по порядку разжевать как нужно управлять моделью на малой высоте в слабом термике.В какую сторону и когда рулить рулем направления и елеронами.Статью Дрелы в переводе читал,но нифига не понял.Модель Бластер,362 гр.Спасибо!

  30. #27

    Регистрация
    04.07.2008
    Адрес
    США
    Возраст
    46
    Сообщений
    347
    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    Означает ли это, что высокий и узкий киль будет работать лучше, чем широкий и короткий, при той же толщине? И почему на Таboo стоит широкий киль?
    Вот зашел опять, а тут вопрос от Сергея.
    Ты чего тут ситуацию с проституцией путаешь? шутка...
    Профиль - он сам по себе. Удлинение киля - само по себе. На Табу стоит просто пластинка, поэтому толщины никакой нету, т.е. 3мм всего. Почему короткий и широкий - так прочнее, иначе просто переломится.
    А вообще, тут две теории есть. Киль (крыло) большего удлинения более эффективен при малых углах рыскания. Поэтому, казалось бы, лучше его делать длиннее. Но если мы его хотим довести до очень больших углов атаки, то киль (крыло) малого удлинения может быть выгоднее, т.к. он может работать на значительно больших углах атаки без срыва потока. Когда профиля нету, то максимальный (срывной) угол атаки еще меньше, поэтому одна надежда на киль малого удлинения, т.е. широкий и короткий.

    Цитата Сообщение от ВЕТАЛ Посмотреть сообщение
    Может я чегото не понял,но прошу уважаемых пилотов по порядку разжевать как нужно управлять моделью на малой высоте в слабом термике.В какую сторону и когда рулить рулем направления и елеронами.Статью Дрелы в переводе читал,но нифига не понял.Модель Бластер,362 гр.Спасибо!
    Дрела говорит, что для уменьшения сопротивления в вираже надо рулем направления "помогать" немного, т.е. внутрь круга рулить. При этом фюзеляж будет направлен вдоль линии полета, а вернее, по касательной к кругу. Если не подруливать внутрь круга, то нос будет смотреть немного наружу, а сопротивление будет немного больше.

  31. #28
    wws
    wws вне форума
    Забанен
    Регистрация
    08.09.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,134
    Записей в дневнике
    44
    Спасибо!
    Но как мне показалось, вопрос от ВЕТАЛ-а был глубже. Про РН все всё объяснили, но вот как правильно закладывать широкую спираль? С узкой, в сильном потоке, все понятно. Наклонил модель элеронами, помог РН, выпрямил элероны и держи себе спиральку исключительно РВ, компенсируя скольжение руддером. Внутрь конуса планер не свалится, ибо есть т.н. центростремительное ускорение (центробежная сила).

    В слабом воздухе так быстро летать нельзя, ибо велики будут аэродинамические потери. Лететь надо медленно и никакая центрбежная сила уже не спасает. Особенно, когда термик очень широкий, но очень слабый. Надо делать широченные плоские круги. Понятно, что чем больше крен, тем больше потери. Но ведь и чем больше отклонен РН, тем потери тоже больше. Выходит, что существует три варианта

    1) Делать круги РН, выворачивая модель элеронами так, чтобы консоли оставались в горизонте
    2) Делать круги РН, оставляя элероны в том же положении, что и для прямолинейного полета на низкой скорости
    3) Делать круги элеронами и компенсировать скольжение РВ

    Лично я, не знаю как правильно. Я делаю или (3) или (2), а точнее начинаю маневр элеронами + РВ (если не забыл про руддер), а потом стараюсь вернуть ручку элеронов в центр, но так, чтоб модель продолжала движение по большому кругу. РВ, понятно, приходится держать.

    Как-то уже обсуждали эту тему, но так мнения сильных пилотов и не услышали. Повторюсь, речь идет о полете в слабом-слабом, чуть держащем воздухе.

    --
    Спасибо

  32. #29

    Регистрация
    04.07.2008
    Адрес
    США
    Возраст
    46
    Сообщений
    347
    Цитата Сообщение от wws Посмотреть сообщение
    как правильно закладывать широкую спираль? С узкой, в сильном потоке, все понятно. Наклонил модель элеронами, помог РН, выпрямил элероны и держи себе спиральку исключительно РВ, компенсируя скольжение руддером. Внутрь конуса планер не свалится, ибо есть т.н. центростремительное ускорение (центробежная сила).

    В слабом воздухе так быстро летать нельзя, ибо велики будут аэродинамические потери. Лететь надо медленно и никакая центрбежная сила уже не спасает. Особенно, когда термик очень широкий, но очень слабый. Надо делать широченные плоские круги. Понятно, что чем больше крен, тем больше потери. Но ведь и чем больше отклонен РН, тем потери тоже больше. Выходит, что существует три варианта
    На самом деле, самая "интересная" ситуация - это когда потоки очень слабые и узкие. Т.е. маленькие, крошечные пузырики, а вокруг нисходняк слабый везде. При широких слабых потоках, ничего особенного делать не надо. Широкие круги делать легче всего и небольшое скольжение не приводит к сильным потерям. При узких слабых потоках, если не делать вираж малого радиуса, то планер будет просто кружить вокруг термика и спускаться. Если делать крутой вираж неэффективно, т.е. со скольжением, то планер будет просто сыпаться, силы термика не хватит для подьема.

    А если по делу, то... Мнение от том, что надо стремиться уменьшить крен на круге для улучшения качества (т.е. уменьшения вертикальной скорости снижения) есть в корне ошибочное. От этого ошибочного стремления нужно избавляться всеми силами, хотя оно очень навязчивое и присуще даже многим сильным и опытным пилотам планеров (моделей). Это типичное ошибочное мнение пилотов моделей планеров - если крен меньше, то подьемная сила больше и набор высоты в термике будет лучше. Эта зависимость справедлива только для координириванного полета, т.е. разворота без скольжения. Разворот любого радиуса будет с наименьшими потерями, если он координириванный, т.е. без скольжения как внутрь, так и наружу круга. Это есть аксиома, не требующая доказательства, и это есть основной элемент пилотирования полноразмерных планеров и самолетов. Пилот планера всегда стремится держать нитку (индикатор скольжения) посередине во время виража, пилот самолета стремится держать шарик посередине. Только при нулевом скольжении планер будет лететь в наивыгоднейшем режиме. Любое скольжение есть потеря подьемной силы и увеличение сопротивления планера. Это все теория, которая легко выполнима на практике на РЕАЛЬНЫХ самолетах/планерах, когда пилот сидит в самолете и у него есть индикатор скольжения...

    Нам, моделистам, управляя планером с земли, гораздо сложнее определить, есть скольжение или нет. Поэтому мы летаем "по наитию", т.е. лишь догадываемся о реальном положении вещей. При этом неизбежны небольшие скольжения планера как внутрь, так и наружу круга. Но совершенно не стоит НАМЕРЕННО уменьшать крен на развороте и разворачивать планер рулем направления.

    Здесь есть еще одно осложнение, которое окончательно мутит воду в этом вопросе. При вираже малого радиуса, внутренне крыло летит со значительно меньшей скоростью, чем внешнее. Это становится особенно заметно только на планерах/самолетах, способных лететь очень медленно и на вираже с креном около 45 градусов, когда радиус виража становится величиной одного порядка с размахом крыла (при кренах меньше 45 радиус виража становится гораздо больше, а при кренах больше 45 радиусы траекторий обоих крыльев становятся близки). На планерах это заметно почти всегда, т.к. размахи большие. При этом планер заваливает внутреннее крыло, увеличивает крен. Если не помогать ему элеронами против круга, либо крен будет увеличиваться, либо скольжение внутрь круга будет очень сильно. Так вот, получается, что при крутом вираже все равно надо держать элероны немного ПРОТИВ вращения. И тут бывает очень трудно найти эту величину обратного отклонения элеронов, чтобы не "навредить" во время виража в слабеньком термике.

    Короче, не надо бояться кренов на кругах в термике. Главное, стараться лететь с минимальным скольжением. Радиус виража однозначно определяется креном. Если нужно лететь по кругу малого радиуса, то и крен должен быть соответствуюший, вплоть до 45 градусов. При широком слабом термике, т.е. на вираже большого радиуса, можно и рулем направления рулить, без элеронов, если крыло имеет достаточный поперечный угол. Потери от небольшого скольжения не велики и добиться полностью скоординириванного виража все равно не реально.

  33. #30

    Регистрация
    03.09.2002
    Адрес
    МО. г. Королев
    Возраст
    53
    Сообщений
    424
    По-моему, исчерпывающее блестящее объяснение. Большое спасибо, Олег!

  34. #31
    wws
    wws вне форума
    Забанен
    Регистрация
    08.09.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,134
    Записей в дневнике
    44
    Цитата Сообщение от olgol Посмотреть сообщение
    Это становится особенно заметно только на планерах/самолетах, способных лететь очень медленно и на вираже с креном около 45 градусов, когда радиус виража становится величиной одного порядка с размахом крыла (при кренах меньше 45 радиус виража становится гораздо больше, а при кренах больше 45 радиусы траекторий обоих крыльев становятся близки). На планерах это заметно почти всегда, т.к. размахи большие. При этом планер заваливает внутреннее крыло, увеличивает крен. Если не помогать ему элеронами против круга, либо крен будет увеличиваться, либо скольжение внутрь круга будет очень сильно.
    Огромное спасибо за разъяснения. Правда, в отличие от старших собратьев (для которых все действительно совсем так), у металок всегда присутствует достаточно большое V-крыла, которое приводит к тому, что у внешней консоли подъемная сила (Cy) может совсем выродиться. При 45 градусах, практически так и происходит. Т.е. на металках помогать элеронами "против круга" не приходится. Так, или я что-то упускаю?

  35. #32

    Регистрация
    04.07.2008
    Адрес
    США
    Возраст
    46
    Сообщений
    347
    Цитата Сообщение от wws Посмотреть сообщение
    Огромное спасибо за разъяснения. Правда, в отличие от старших собратьев (для которых все действительно совсем так), у металок всегда присутствует достаточно большое V-крыла, которое приводит к тому, что у внешней консоли подъемная сила (Cy) может совсем выродиться. При 45 градусах, практически так и происходит. Т.е. на металках помогать элеронами "против круга" не приходится. Так, или я что-то упускаю?
    Для тех, кто на бронепоезде... Надо найти главы из книг по практической аэродинамике, где описана схема сил на вираже. Вот, нашел: http://www.kummolovo.ru/flying/airdy...atics_easy.htm смотреть в середине страницы.

    Ничего не вырождается ни при каком крене. Подьемная сила крыла всегда направлена перпендикулярно крылу, т.е. "вверх" по отношению к системе координат самолета. Каким бы ни был поперечный угол крыла, все равно суммарная сила обоих полукрыльев направлена вдоль вертикальной оси САМОЛЕТА (а не вертикально вверх).



    Горизонтальная составляющая (компонента) подьемной силы и создает центростремительное ускорение необходимое для рзворота. Ее величина, а значит, и радиус разворота, зависит от крена. Чем меньше радиус разворота (при заданной скорости), тем больше должен быть крен. Создание дополнительной боковой силы за счет внешнего скольжения (т.е. исскуственное уменьшение крена и подруливание рулем направления) очень неэффективно, при этом боковая сила создается за счет бокового обтекания фюзеляжа. Крыло делает это гораздо эффективнее при создании нужного крена.

    То явление, что я описал выше, т.е. разная подьемная сила полукрыльев из-за разной скорости, как-бы смещает точку приложения суммарной подьемной силы в сторону внешнего крыла. Но ее направление все равно остается примерно таким же, т.е. вдоль вертикальной оси самолета/планера. Увеличение поперечного угла крыла не меняет общей картины (тем более что поперечные углы все равно смешные, около 6 градусов на каждое полукрыло, а то и меньше). Поэтому помогать элеронами против заваливания внутрь круга все равно необходимо.
    Последний раз редактировалось olgol; 23.07.2009 в 08:38.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Руль направления и все что с ним связано
    от giantflier в разделе Пилотаж
    Ответов: 104
    Последнее сообщение: 14.01.2010, 19:23
  2. Какой должен быть руль направления?
    от JON в разделе Самолеты с ДВС. Общие вопросы
    Ответов: 7
    Последнее сообщение: 15.11.2007, 06:44
  3. Руль Направления в ФМС?
    от Crash from Koptevo в разделе Симуляторы
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 30.01.2007, 02:20
  4. В какую сторону замешивать руль направления
    от allen_ в разделе Планеры, мотопланеры
    Ответов: 8
    Последнее сообщение: 22.10.2005, 13:27
  5. Нужен ли руль направления (эл.планер)?
    от adv в разделе Планеры, мотопланеры
    Ответов: 16
    Последнее сообщение: 10.03.2005, 12:14

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения