техника заброса металки...

MxM
Taboo:

…Ребята, ну прочитайте…

Сергей спасибо. тема взлета, как настольная книга, зачитана до дыр 😃

я же задавал вопрос немного не про это.

2 Wasily
можно уточнить откуда берется вывод, что в случае задней центровки модель имеет меньшее лобовое сопротивление?
меньшую устойчивость по тангажу - да, безусловно, отсюда следствие что малейший восходящий поток или порыв приводит к излишнему задиранию носа, потере скорости (если не успел отработать) и клевку. таким образом именно изменение ЦТ вперед а не назад (относительно полной статики) способствует лучшему поведению в ветер.

с остальным согласен.

незнаю, может быть это не правильно, но я сейчас взлетаю на режиме “скорость”
для этого: элероны чуть вверх, модель тримируется на снижении 20-30 градусов, как при dive тесте, на ровный полет как копьё. постановка на траекторию взлета 70-80гр делается кнопкой которая поднимает стабилизатор и отпускается когда модель сходит с руки.

MihaD
MxM:

…меньшую устойчивость по тангажу - да, безусловно, отсюда следствие что малейший восходящий поток или порыв приводит к излишнему задиранию носа, потере скорости (если не успел отработать) и клевку. таким образом именно изменение ЦТ вперед а не назад (относительно полной статики) способствует лучшему поведению в ветер…

Максим, это ошибка, как мне кажется.
Есть понятие “устойчивость по скорости”. Эта устойчивость тоже растет с перемещением центровки вперед (а скорее, при увеличении деградации, компенсирующем центровку). И именно при повышении устойчивости по скорости встречный порыв вызывает задирание носа. Нейтральная модель не будет менять тангаж при любом порыве.

Wasily
MxM:

2 Wasily
в случае задней центровки модель имеет меньшее лобовое сопротивление?

отсюда следствие что малейший восходящий поток приводит к излишнему задиранию носа, потере скорости (если не успел отработать) и клевку.

Таким образом при более задней центровке модель меньше реагирует на порывы ветра(т.е. изменение скорости) а поток, который дестабилизирует модель, нужно суметь обработать! Вот такая фигня получается.

Taboo
Wasily:

а поток, который дестабилизирует модель, нужно суметь обработать! Вот такая фигня получается.

Нифига не фигня!
При передней центровке когда модель влетает в поток у нее задирается нос. С одной стороны очень короший показатель. С другой, модель подвисает и проседает. И вместо подъема мы получаем провал. С задней, модель просто поднимается в потоке.

Wasily

Спасибо Сергей, все правильно! Просто ручками надо работать!

MxM

до сих пор мои эксперименты говорили об обратном. пошел проверять…

а может быть я не правильно понимаю что такое передняя центровка? это цт смещен вперед относительно нейтрального положения?
и откуда все таки следует что “в случае задней центровки модель имеет меньшее лобовое сопротивление”?

buerger

при задней центолвке уголь атаки крыла минимальный,поэтому как бы и сопротивление меньше

Павел_Филиппов
Wasily:

Таким образом при более задней центровке модель меньше реагирует на порывы ветра

Чтобы внести ясность в ваши рассуждения назовите цифровое значение(в%) центровки , а то ведь у кого 50% передняя , а у кого 35% задняя-так что без цифр понятие центровка абстрактное.

wws
MxM:

незнаю, может быть это не правильно, но я сейчас взлетаю на режиме “скорость”
для этого: элероны чуть вверх,

Я последнее время не только взлетаю, но и летаю именно в режиме скорость (правда первые секунды использую еще и кнопку взлетного режима). Только элероны у меня стоят фактически прямо (не почуствовал я разницы в высоте заброса).

Раньше взлетал, переключался. А теперь взлет и если сразу в поток не воткнулся, то почесал на полной скорости обходить территорию. Как только что-то заметил - вот тогда уже элероны чуть вниз и тихонько-тихонько в спиральку.

Спасибо наставлениям Сергея. Результаты существенно улучшились.

Wasily
Павел_Филиппов:

Чтобы внести ясность в ваши рассуждения назовите цифровое значение(в%) центровки , а то ведь у кого 50% передняя , а у кого 35% задняя-так что без цифр понятие центровка абстрактное.

как его назвать? Ведь мы говорим не о конкретной модели, правильно, потому понятие центровка абстрактное! У меня допустим на модели москит, центровка находится на 44% от корневой хорды, при этом взлётный режим отсутсвует, ветер пробивает на ура, в термиках вкручивается тож без проблем. Пришлось загрубить реакцию по рулям высоты и направлению с помощью экспоненты(-70%), а рулиться очень комфортно. Если нужно встанет в широкую спираль и вокруг хвоста крутанётся при необходимости!

19 days later
wws

Я, разумеется, на “правильность” техники заброса не претендую, но если кому интересно, делюсь вчерашними видео с установленной на метле камерой.

Сразу скажу - кидал в пол-силы, метров на 25, ибо иначе у меня камеру набок сворачивало (крепеж плохой сделал). Надеялся заснять, как круто в небо ухожу - фиг… 450 грамм с 25 метров, да со сдвинутой центровкой, не очень-то хотело в небо уходить, хотя без камеры - и с высоты 35-40 метров запросто. Погода была - улёт, хоть и пасмурно.

Прикольно получился вид назад. Я знал, что балка гнется, но никак не думал, что настолько. Тем более моя, обтянутая кевларом.

Звук - специально заменять не стал. У метлы даже в полете звук совершенно специфицеский, такой, что посчитал целесообразным его сохранить.

Да. Эксперименты стоили мне гигабайтной MMC-карточки. Её на одном из забросов из камеры куда-то в траву выкинуло. Поставил другую и имевшимся под рукой лейкопластырем намертво залепил.

Вид вперед

А вот попытка зацепится за пузырек

Вид назад

Кстати, вчера же, словил еще один крайне неприятный момент. Уже к концу последнего акка, услышал при забросе характерный чирк за траву. Думаю, что за чёрт. Бросил еще раз - опять тот же чирк. Осмотрел поляну. Увидел несколько стеблей чуть повыше (см. до 40). Перебрался на 10 метров в сторону, где заведомо низкая травка. Размахнулся и кинул.

Опять услышал чирк, но более того… Я его еще и увидел, в виде наполовину сложившегося пополам стаба. Точнее увидел я выполненную планером петлю. Хорошо управляемость более менее сохранилась и планер удалось нормально посадить. Т.е. звучок был не от зацепов, а от расслоения стаба в месте надлома. В другой раз буду внимательнее к посторонним звукам, чего и вам желаю.

Вроде нигде не цеплял, похоже, что все результат от старых ударов и возросшая стартовая скорость. Стаб-то конкретно об воздух сломался, правда, с третьёй попытки 😃

vexpert
wws:

Я, разумеется, на “правильность” техники заброса не претендую, но если кому интересно, делюсь вчерашними видео с установленной на метле камерой.

+100! Здорово снято. а что за камеру ставили и что за металка у Вас?

wws

Спасибо.

Металка почти ЯК :), в том смысле, что от Андрея Яковлева. Вес аппарата уже 410 грамм, но в лучшие времена (до моих прикладов об землю) весила 350. Камера - FlyCameOne2 - это еще 35 грамм, плюс 15 грамм на фурнитуру и крепеж.

Кстати, если в тубе посмотреть соседние по теме записи - увидите запуск Aspirin-чика, с такой же камерой. Там еще лучше снято, но с некоторым монтажем. Аспиринчик, получше кидается

16 days later
Texnik

Собрал мини планерок - до 100 грамм вес, размах 700 мм. Крылья отбалансированы, элеронов нет. Покрыл водным лаком и положил под груз, что бы не повело (бальса). Крыло имеет V форму. Есть подозрение, что при забросе наклоняю его в лево и соответственно, получаю такой результат. Или профиль левого крыла отличается от профиля правого на столько, что визуально не видно, но в результате подьемная сила правого крыла выше и из-за этого получаю разворот налево. Причем чем выше скорость, тем заметнее. Можно конечно ещё раз попробовать крыло переформовать, но боюсь совсем испортить.

MxM

если чем выше скорость тем заметнее то это скорее всего аэродинамическая несимметричность. разновес тут почти не влияет. предположу что плоскости склеены слегка винтом. проверить даже без инструментоа очень просто. надо смотреть на заднюю кромку и поворачивая крыло ловить момент когда нижняя кромка сольется в линию. если не одновременно - это оно.

Texnik

В одну линию не сольется - крыло имеет V форму. Надо было лаком не покрывать. Попробую сегодня то, что представляется продолжением крыла (из потолочки 1 мм) немного отогнуть вверх. Бальса “на глаз” ровная - лежали обе половинки под грузом сутки. Если и это не поможет, попробую левую половинку крыла повторно покрыть лаком - тогда наверняка что то получится.

А я начал было грешить, что неправильно забрасываю.

MxM

еще раз.

смотрим со стороны хвоста на заднюю кромку.
наклоняем нос вниз и видим нижнюю поверхность крыла.
потихоньку поднимаем нос, при этом видимая часть нижней поверхности уменьшается
момент когда сольется означает что смотрим сзади параллельно нижней кромке.

этот способ удобен тем что можно проверять прямо в поле если покоробилось от температуры или влажности.

от заброса тоже может уводить в сторону если например бросать не против ветра а поперек.

wws

А я бы посоветовал Технику подогнуть, что можно, и особо не парится. Ну да, скорей всего где-нибудь есть вертолет, в том смысле что или консоли кривосклеены, или крутка, или профиль чуть разный…

Ну и что… В мире нет ничего идеального… У меня вообще, пожизненное положение элеронов на металке (благо они есть), это правый на 1.5-2 мм выше левого… Только так модель прямо и летит… Но ничего, знаете ли, летает. Сегодня, кстати,в лучшей попытке 11 минут вылетала.

А поскольку тема называется " техника заброса металки…", то вставлю еще 5 копеек. При забросе модель действительно крутит. Уж не знаю как там у других, на нессиметричных килях с 0.6 градусов установки, а у меня на плоском киле, даже при отклонении его вправо (режим вращения при забросе), все равно, после отпускания из руки и отпускании кнопки (киль выпрямляется) модель еще некоторое время ведет левым креном… И это несмотра на то, что динамически все сбалансировано… Т.е. если я разгоню ее в обычном полете, она летит нормально - без крена. А вот при забросе - есть крен и все тут. Ну и что - мирюсь с ним, как с данностью. Исходя из окружающей метеорологии, либо парирую потихоньку ручкой, либо наоборот, использую чтобы вывести модель в полет по-ветру и догнать прошедший мимо меня поток.

Так что я бы подогнул там, всё что возможно, дабы добится прямолинейного полета на разных скоростях (в обычном режиме, а не при забросе) и не парился. Начал бы с прилепливания копечных монеток на консоли, дабы уравнять сперва все в статике. Потом… ну не знаю, может на скотч бы клеил куски потолочки разной толщины, дабы понять на сколько надо загнуть воображаемый элерон, чтоб модель прямо полетела. Может кто лучше способ знает, и еще что-нибудь посоветует. В любом случае, при заявленном весе и размахе - на ура должна бы в небо уходить.

Taboo

Если модель ровная, но ее ведет при взлете влево, то, возможно, вы неправильно кидаете. Две самых распространенных ошибки, приводящих к уходу влево.

  1. Выпуск модели не параллельно земле.
    Возможно, вы пытаетесь кинуть модель не в горизонт, а вверх. Рука во время такого выпуска поднята вверх. И модель, соответственно, имеет крен. С этим креном она и улетает влево. Бросать надо в горизонт.

  2. Запаздывание с отпусканием.
    Модель получает дополнительное вращение, которое победить очень сложно. Даже если киля хватает для компенсации вращения, модель начинает рыскать по курсу. Это очень сильно уменьшает высоту.
    Лучше не докрутить 10 градусов. Т.е. разбегаться на 10 градусов «левее» ветра, а отпускать ровно против. Поверьте на слово, это будет другой взлет.
    Одна из причин, возникновения запаздывания – неправильный хват. Держать штырек надо не средней фалангой и даже не изгибом пальцев (хотя кажется, что так удобней). Держать надо подушечками. Чем ближе к краю пальца, тем лучше.

To wws. Не надо хихикать по поводу профиля киля. Еще раз повторю, если модель ровная, и вы правильно кидаете, она должна ровно уходить вверх.

Для чего нужен несимметричный киль? Несимметричный киль ставят под углом так, чтобы угол атаки киля компенсировал его кривизну. И самое смешное, что он не будет создавать подъемной силы (разворачивающего момента) в достаточно большом интервале скоростей.
Несимметричный киль нужен только для того, чтобы на нем позже произошел срыв потока на больших углах. А они будут во время выпуска модели. (Модель в первую очередь уходит с руки в сторону.) Это очеть сильно уменьшает рысканье, но не меняет траекторию.

Руль направления при броске отклоняют вправо вовсе не для того, чтобы изменить траекторию. При вращении на РН действует сумасшедшее давление. Какие бы жесткие тяги у вас не стояли, РН отгибается влево. Для парирования этого эффекта РН заранее отклоняют вправо.

Учите матчасть,
Сергей

wws
Taboo:

С этим креном она и улетает влево. Бросать надо в горизонт.

Помним, помним… Однако некоторые индивидуумы, живущие на другой стороне земного шара рисуют несколько иную картинку, вредную на начальных этапах обучения… (по памяти)

У меня тут, есть один лично знакомый Вам индивидуум, живущий в одном городе со мной. Так вот он не далее чем в субботу убеждал меня в необходимости пускать не в горизонт, а вверх…

Я пока пускаю в горизонт, поскольку так у меня получается выше. Хотя я понимаю, что на выходе есть огромные потери. Уж если бы я разок выпустил совсем “в горизонт”, то уж наверняка бы заметил, что модель “вдруг” не накренилась влево (я правша). Ан нет. Кренится всегда. Причина в другом.

Запазжывание с отпусканием - тоже не тот вариант. Тогда бы модель кренилась по-разному. Передержал - влево. Недодержал - вправо. Тут все понятно и объясняется встречным ветром. Но у меня всегда вправо.

Термин “дополнительное вращение”, я пропущу… Ибо в горизонтальной плоскости вращения у неё и так более чем достаточно, посчитай 360 градусов. Тут 10 градусов роли не сыграет. Как, впрочем, и при 720.

Taboo:

To wws. Не надо хихикать по поводу профиля киля. Еще раз повторю, если модель ровная, и вы правильно кидаете, она должна ровно уходить вверх.

Я как раз и хихикаю по поводу киля… Вы бы посмотрели на мой киль, сказали бы, что такое вообще летать не должно. Модель (триммированием) сохранила ровность только для относительно небольших скоростей. Тех, в которых летает, но не тех, в которых забрасывается. Но ничего… уже скоро будет возможность проверить всё на прямой модели. Возможно, она не будет так кренится.

Taboo:

Несимметричный киль нужен только для того, чтобы на нем позже произошел срыв потока на больших углах. А они будут во время выпуска модели. (Модель в первую очередь уходит с руки в сторону.) Это очеть сильно уменьшает рысканье, но не меняет траекторию.

Если все остальное мне уже достаточно давно понятно, то тут не очень. Мы чего добиваемся? Чтоб во время заброса (вращение модели с маленьким радиусом), в момент отпускания, киль все-таки работал (поток не срывался)? Тогда, видимо, мне теоретической подготовки не хватает. Я не очень понимаю - как модель уходит в сторону? Если скольжением, то чем тут поможет кривизна? Если курсом , то как мне кажется уход зависит исключительно от того насколько положение штыря не соответствует CG в горизонтальной плоскости. Т.е. в одном случае это отклонение по курсу влево, в другом - вправо.

Имхо - кривой профиль киля, позволяющий создать повышенную силу (при высокой начальной скорости), позволяет целее быть балке, поскольку при вращении вдавливает ее обратно в круг. На низких скоростях этого эффекта нет и он работает как обычный плоский киль. 0.6 градусов, видимо, компенсируют его кривизну.

Т.е. для меня остается непонятным смысл кривого киля… Либо надо предположить, что у всех металок проекция штыря распологается впереди проекции CG (при взгляде сбоку), либо я чего-то не знаю.

Последнее верней. Но не думаю, что я тут один такой.

Спасибо

Taboo
wws:

Помним, помним… Однако некоторые индивидуумы, живущие на другой стороне земного шара рисуют несколько иную картинку, вредную на начальных этапах обучения… (по памяти)

Хорошо. Если вы не начинающий метатель самоучка, то можете увеличивать угол выхода модели к горизонту. Но!

  • Рука должна идти перпендикулярно оси вращения тела.
  • Ось вращения не должна качаться.
  • Выпуск модели параллельно земле. (Имеется ввиду без крена. Рука в этот момент параллельна земле.)

Если вы хотите кидать под углом, вам надо наклонить ось вращения. За 180 г до выпуска, у вас впереди задница, и туловище наклонено. Это и нарисовано на той картинке. А в момент отпускания чтобы сохранить положение оси, надо выгнуться так, чтобы впереди должна быть «передница». Еще надо не цепануть крылом о б землю.
Если вы можете так прогнуться, у вас будет очень хороший бросок, но если нет, то лучше кидать в горизонт.

wws:

Если все остальное мне уже достаточно давно понятно, то тут не очень.

Но не думаю, что я тут один такой.

Прочтите несколько раз следующее:

olgol:

Киль имеет несимметричный профиль для того, чтобы увеличить максимальный Су в направлении против первого вращения. Самые большие потери энергии происходят во время первых долей секунды, когда модель разворачивается и летит боком. Т.е. при броске правой рукой первая “закрутка” самолета идет хвостом вправо. При этом если киль маленький или профиль у него “слабый”, то наступает срыв потока на киле и эффективность демпфирования сильно падает. Несимметричный профиль позволяет “оттянуть” срыв потока на киле на большие углы и киль более эффективно демпфирует первый заброс хвоста. Кривизна профиля при этом должна быть направлена влево. Для того, чтобы устранить разворачивающий момент в нормальном полете, киль на фюзеляже устанавливается под небольшим углом (0.6 градуса, кажется) вправо.