Ой !! Что это было ??!!!

John_K

Вот тока что с поля. Рисую картину.Маслом. Первая половина дня , хорошая погодка, лёгкий ветерок (2-3 мсек). Летаем на двух электропланерочках и ещё товарищ металку кидает рядушком. Всё летит как должно летать . Тем более что летало так уже поди три года . В этот раз вдруг полетело не просто ох как,а просто букв нету таких. Одни эмоции. За кружок на сотню поднимало ! Я маненько не шибко зоркий , и таких улетаний побаиваюсь. Так вот на моторе обычно так высоко не забирался, а тут с метров 100 и под кромку кучёвки, прям визуально видно подьём. Ну типа как планер по нисходящей идёт, а тут всё наоборот ! Первый разок так круто подсосало , друган на планерочке тож радостно что-то там говорит. Возвращаюсь поближе, опять подцепило и так-же прёт .Такое я видел впервые. У нас прибрежный климат, совсем не планерные условия. А тут прям как на лифте волокёт.И тащит и прёт …жуть и сказка ! Восторг полный !Металочник ,с мокрой спиной, бросил свою металку , схватил фотик и давай снимать эту бешеную пруху . Я то вернулся в зону полётов , а второй планерок каким-то непонятным образом , при попытке вернуться , стал снижаясь набирать скорость . И это естественно на снижении , как сказал пилот этого аппарата , он пытался перейти в более пологое снижение. Ну вообщем хряснуло , и одна консоль полетела самостоятельно. Планерок отвесно спикировал на прибрежные сосны , где снёс себе всё оперение, и там-же и застрял. Мотор , батарея , регулятор пролетели прям до земли. Вообщем отлетался . Так вот пилот утверждает .Что это было уже раз ,когда так подсосало нехило, просто тогда он как-то всё-же вывел из этого модельку. И в этот раз произошло то-же самое . Только выдернуть уже не получилось. Типа он видел, чем чревато перетягивание ручки , и не тянул поэтому упёршись. Но моделька упрямо разгонялась и практически не управлялась. Это его слова . Моделька , планерок двухметровый , с бесколлекторником и полимерами . Выполнена по мотивам дреловского Аллегро.Да, сервы на хвосте ХС-81 .Отлетал аппарат три сезона .Никаких проблем И вот разрушился в воздухе. Пилот тож далеко не новичок .
Вообщем щепочки-обломки собрали , остатки фюзеляжа с огрызками оперения спиннингом сдёрнули с сосны . Покумекали ,но так и не поняли. ЧТО ЭТО БЫЛО ?
Мож эти грабли стандартны ? Только по недоумию нашему может нам они неведомы . Мы-ж эта…самолётчики типа . Тока планерим в погожую погодку иногда.
Заранее спасибо !
С уважением John_K

Roberto

попал из нисходящего потока в высходящий
или в смерч небольшой

MihaD

Есть такая штука - дивергенция. На большой скорости крыло с несимметричным профилем скручивает на отрицательный угол. Я на своем планере ловил затягивание в пикирование. Обычно до такой скорости не доводишь, но если снижаться в сильном восходящем потоке, можно не уследить.
Думаю - это оно было.
Да, планер 2,5м с угольно-кевларовым кессоном, дальше пленка.
Сейчас стараюсь перед снижением спиралью выйти из потока и закрылки с элеронами вверх отгибаю на 1 градус.

lyoha
MihaD:

Есть такая штука - дивергенция.

и идиоадаптация…
Недостаточная прочность лонжерона. Либо от конструктивной недоработки, либо от косяка изготовления, либо от предыдущей посадки, приведещй к повреждениям, не особо заметным. Можно крыло ломануть и в полный штиль.
Пилот несколько поздновато и, видимо, слишком резко попробовал

John_K:

перейти в более пологое снижение.

John_K

Похоже оно … планерочек не задумывался под затягивание верёвкой , и бешенные потоки у нас редкость.Вот и вылез косячок по прочности. Лонжерончик сверху-снизу сосна, стенка бальза . Лобик тож зашит бальзой.Никаких углей-кевларов не применялось .Под полетать вечерком более чем достаточно. Да вот похоже и попал под необычные нагрузки. Штырь крыла под прямой угол свернуло, и это ОВС 4мм ! Да , и разломило как раз за концом штыря . Оба лонжерона и всё остальное в мелкие щепочки . Вторая консоль “прилетела” практически без повреждений , только плёнка в двух местах порвана немножко .
Всем спасибо ! Моделька уже ушла “на органы”, странно, но вся комплектуха жива.Уже думаеться покрупнее планерок , с крылышком “пожощще манёхо”.
С уважением John_K.

TPEHAK

Сломалось из-за большой отностительной скорости планера - самолёт находился в быстром нисходняке, который был по соседству с мощным термиком, да ещё при этом вы его ввели в режим снижения, в какой-то момент планер вышел из нисходняка, попал опять в тот термик, относительная скорость соответственно была бешеной, вот и хрустнуло крылышко. Возможно даже консоль словила кратковременный, но достаточный для поломки флаттер на такой скорости.