Постройка планера, 4 метра.

Lazy

Простите, летало - не аргумент. Летает абсолютно всё.
Вы пишете, что не будет проминаться и царапаться.
Матричные спортивные планера - как правило 3-4 слоя 80 г\м2 тряпки на сердечниках из твёрдых пенопластов. Проминается и царапается - любо дорого смотреть.
А просто бальзовая обшивка под плёнкой - ничего, жива. Никаких следов.

Serpent

Подождите, мы говорим о планерах из формы, стартующих с лебёдки и слёту втыкающихся в пятак при посадке, ценою за штуку зелени?
Или про хоббийное летадло из вакуумного мешка, у которого задача не махать крылями от встречного ветра?
Кстати, не передёргивайте цитаты 😃, ибо я не писал, что царапаться не будет. И кромка без угля (я писал и про кромку) будет проминаться, если ткнуться в твёрдое. Но форму держать будет, жесткость на кручение получит, за крыло можно будет браться рукой, не боясь оставить вмятины.

P.S. Я 18 лет назад потратил полгода на создание одного единственного изделия из титана и угля. Знаю как делать, знаю почему именно так, а не иначе, но делать больше не буду, ибо любой спорт - это работа. А оно мне надо?

P.P.S. От вашего “царапаться” есть ораковер под утюжок. Что мною и рекомендовалось…

Кужовник_Антон

так, примерно все понятно,теперь остается понять как резать нихромом и лонжероном решить,и все закупить и будем делать

111

то Кужовник Антон

не спешите ставить крест на уже сделанных крыльях.
Lazy, в свойственной ему манере,😉 объяснил насчет флаттера крыла, может он и прав,но это еще приговор не окончательный, не факт что все так плохо, особенно не видя крыла и со слов хозяина, мнение которого по сути своей - субъективно, делать выводы об изготовлении нового крыла преждевременно, как мне кажется.
Поэтому и нужны снимки поврежденного крыла, места крепления элерона, сервы, их повреждения, а по результатам осмотра сделать выводы.
На снимке не поврежденного крыла нужно указать где реально, а не по чертежу идут лонжероны (всякое бывает)😊.
Успехов.

Евгений_Николаевич

На основании в всех пояснений и доступных фотографий по конструкции крыла у меня сложилось впечатление что: вследствии небольшого по высоте сечения композитного лонжерона, обладающего приличной гибкостью, при возникновении изгибающих нагрузок, в первую очередь в работу включается обшивка (более жесткая, но не прочная), и только на поседней стадии начинает воспринимать нагрузку лонжерон, исчерпав свою гибкость. В одном месте за то время, пока включался в работу лонжерон, обшивка уже потеряла устойчивость.

cashin

А Антон никак не показывает нам фотки )

cashin

Доработка средних штырей и композитных кармашков для них.

Сточить до правильной длины:

Сгладить торцы:

Заклеить торцы стеклянных кармашков бальзой 0.8 мм:

Теперь берем угольный жгут,

и смолу,

Половина штыря, которая пойдет в центральную консоль, должна быть надежно защищена от смолы пленкой, под которой еще и смазка.
На вторую половинку надевается стеклянный кармашек, (пленка на 1 мм плотно захлестывает и кармашек, чтобы под него не затекло) на который теперь будет намотан уголь плотно в один слой, для жесткости:

Готовую смотку - в пленку,

и в скотч:

Готовые обработать наждаком:

Штыри готовы.

cashin

Создание V-образного хвостового оперения.

Одна половинка хвоста:
Размах 530 мм,
площадь 10.34 кв.дм,
крепление на трубку 6 мм с толщиной стенки 1 мм,
лонжерон 9-5 мм, внутри бальза, полки угольный ламинат 0.35 мм, ширина убывает с 9 до 5 мм.
расчетный вес одной половинки — 40 г без учета крепления к балке,
все оперение с учетом креплений — 90-95 г.
Толщина профиля 5.2 %.

Лобик до лонжерона будет зашит бальзой 1.5 мм.
Рассчитаем форму нервюр, и плавный переход нервюр от корня к законцовке.
10 нервюр на каждую половину.

Начнем с “корня” — креплений 😃
На угольную 6мм-трубу наматывается несколько слоев тонкого стекла.
Трубочка пригодится не только для джойнов хвоста, но и законцовок крыла, которые как раз рассчитаны тоже на 6 мм.
От трубки отрезаем два куска по 50 мм для хвостов.

Долго думал, как сделать ровные половинки бальзового хвоста, да с правильным профилем в любительских условиях.
Вот что надумал, и попробовал.
Делаются половинки нервюр, а не целые. Для каждого хвостика делается не один, а два скелета на плоской поверхности стола, собираются-склеиваются, а потом готовые склеиваются между собой. И вот что получилось.

Заготовки по профилям:

На торцах наклеены вырезанные из бумаги распечатанные плофили

Спереди вырез под зашивку лба

Проверяем половинки

Похоже вроде.

Нарезаются полки лонжерона из угольного ламината, в форме трапеций от 9 до 5 мм, длина 500 мм:

Не забудем про вырез под полки, и размечаем нарезку нервюр:

Готовятся передние и задние рейки с пазами под нервюры:

Фиксируем и клеим: сначала чуток циакрином, потом промазать тайтбондом:

Примеряем места будущих креплений:

Вклеиваются куски бальзы под лонжерон:

Дольки готовы. Линейка на фото — 1 метр. Хвостик сошел бы в качестве крыла для не самой мелкой пилотажки (если закрыть глаза на тонкий профиль 😃

111

слишком близко лонжерон на конце стабилизатора к носку.
Чем вызвано такое решение?

cashin

Лонжерон хорошо располагать в месте наивысшей высоты профиля. В корневой нервюре лонж примерно как раз в таком месте.

Форма хвоста — трапеция. По этой причине к законцовке передняя часть - лобик - становится все уже (я решил, что лонжерон будет прямым).

Я вижу в этом следующие преимущества.

Концентрация жесткости на кручение, которая находится в зашитом контуре лобик+лонжерон, сдвигается к законцовке вперед. Это полезная деталь для противостояния крутящему флаттеру на концах. Жесткость, и ось кручения от корня к законцовке смещается вперед. Это гуд.

Вследствие сужения лба также линейно уменьшается масса, затрачиваемая на лобик в законцовках. И это тоже хорошо, так как усилие кручения вдоль размаха тоже меняется линейно.

Снижение массы в законцовках также способствует избежанию поперечного флаттера всей консоли: кончик должны быть легче основания.

А также данную конструкцию был несложно строить и выравнивать на столе благодаря прямым и параллельным лонжерону и задней рейке.

111

правильно я Вас понял - зашивка от передней кромки и до лонжерона?
а от лонжерона и до задней кромки стабилизатора что?

cashin:

поперечного флаттера всей консоли

это Вы о чем?

cashin
111:

правильно я Вас понял - зашивка от передней кромки и до лонжерона?
а от лонжерона и до задней кромки стабилизатора что?

Да, зашивка лба до лонжерона
После лонжерона, думаю, будут просто нервюры, возможно с 2-миллиметровыми полосочками угольного ламината 0.17 мм, и пленка.

111:

поперечного флаттера всей консоли
это Вы о чем?

Флаттер вверх-вниз всей законцовки (как прогиб крыла под нагрузкой), то есть вызванный изгибом консоли, а не кручением вокруг оси жесткости.

111
cashin:

то есть вызванный изгибом консоли, а не кручением вокруг оси жесткости.

так не бывает, они всегда вместе.😉

причины возникновения флаттера изучали?

cashin

Вот им вместе конструкция и будет противостоять 😉

111

врядли.
здесь кратенько по флаттеру и другим безобразиям.
всего-то и нужно только внимательно прочесть. kvs-vm.narod.ru/uchob/l7/7.html

успехов.

cashin

Это читал, спасибо.
В чем вы видите сложности в моем варианте?

111

так у Вас конструкция получилась в виде рамки с малой толщиной, работа которой на кручение оставляет желать лучшего (по сути плоская пластина с вырезом в середине).
жесткость вся сосредоточена в носовой части, Ц.Т. готового стабилизатора находится значительно дальше по хорде.
обшивка видимо будет мягкая. Она на кручение не работает.
По сути Вы своими руками сделали все, чтобы возникли автоколебания (флаттер) и это еще без учета воздействия рулей высоты.

cashin
111:

жесткость вся сосредоточена в носовой части, Ц.Т. готового стабилизатора находится значительно дальше по хорде.
обшивка видимо будет мягкая. Она на кручение не работает.

Вы все сказали верно. Вся жесткость на кручение сосредоточена спереди. Ось крутки сдвинута максимально вперед. И по мере приближения к законцовке еще больше вперед.

Та часть, которая за лонжероном, и не рассчитана на противостояние крутки. Она будет иметь жесткость — для того, чтобы передавать свое кручение кессону. Для этого достаточно нервюр, тем более с окантовкой.

Можно было бы легко зашить и эту часть, но масса сместилась бы назад, и всё стало бы тяжелее. Так что у меня-то все сделано именно по той теме, ссылку на которую вы привели, и в смысле флаттера это-то как раз и хорошо 😃 Та же тема, что и при создании крыльев. А ваша мысль мне по этой причине до сих пор непонятна. Вы предложили бы зашить весь хвост бальзой?

Хвост еще не готов, советы и мнения принимаются, пока не поздно 😃

111
cashin:

Так что у меня-то все сделано именно по той теме, ссылку на которую вы привели, и в смысле флаттера это-то как раз и хорошо

к сожалению все до наоборот.
еще раз внимательно и спокойно прочитайте по ссылке.
нужно чтобы Ц.Т. был в центре жесткости или немного впереди, тогда колебания будут затухающие.

как вариант - лонжерон на законцовке сдвигать назад от текущего положения.

на таких размерах желательно еще учитывать колебания фюзеляжа (балки) и тяг, чтобы в противофазе не заработали (не раскачивали балку), а лучше сервы в хвост, чтобы тяги были короче.

Так как рули будут крепиться к задней кромке стабилизатора, то при недостаточной прочности последнего на кручение, может происходить закручивание его и, в результате, получим вялое или даже обратное управление.

cashin

Не понял, что наоборот?
Крыло должно быть тонким в корне, и жестким в конце?
Зашивка должна быть небольшой в корне, и к законцовке увеличиваться до 100%?
Зашивать надо заднюю часть, а не переднюю?
Или что? Поясните конкретно, пожалуйста, я не понял.

И как насчет того, что здесь центр аэродинамической силы высесен назад? Пока был упомянут только центр массы.

Прочитал дополнение к сообщению, спасибо. Просьба к уважаемым посетителям темы: запостите сюда ссылок на описание изготовления разными людьми бальзового хвостового оперения большого размера, с фотками, пожалуйста. Кто как делал, кто что видел.

Евгений_Николаевич

Первый абзац после схемы 7.2 . Я понимаю так: если совместить центр жесткости и центр тяжести (или придвинуть), то убираем (уменьшаем)инерционную составляющую изгибно- крутильного флаттера несущей поверхности?