Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Страница 1 из 2 1 2 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 40 из 68

Вопрос о "лохматой" поверхности.

Тема раздела Планеры, мотопланеры в категории Cамолёты - Общий; Вопрос касется небольших легких планеров. Сначала "общеизвестные истины". Если число Re мало, то возможны несколько реализаций хорошо работающего профиля. 1 ...

  1. #1

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960

    Вопрос о "лохматой" поверхности.

    Вопрос касется небольших легких планеров.
    Сначала "общеизвестные истины".
    Если число Re мало, то возможны несколько реализаций хорошо работающего профиля.
    1 Ламинарные профили. Для меня самое загадочное и непонятное. В том смысле, что они не описаны в "классике" - "Аэродинамика малых скоростей" Шмитца.
    Подозреваю только следующие моменты специфики этих профилей:
    - малая кривизна поверхностей; большая кривизна поверхностей приводит к большим градиентам давления и отрыву потока (ламинарный пограничный слой плохо "прилипает к поверхности").
    - малые возможные Су; большой Су дает большой градиет давления, а дальше см. выше.
    - относительно большой радиус носика (см. ниже).
    Недостаток ламинарного профиля - требование гарантированной гладкости поверхности. То есть, грязь, капельки воды из тумана, царапины, вмятинки... легко переводят обтекание в турбулентное...
    2 Турбулентные профили. Позволяют получать большие Су; использовать относительно толстые профили и профили с большой кривизной поверхности. Проблема получить турбулентное обтекание.
    Варианты (известны из Шмитца и авиамодельной литературы)
    - установка турбулизатора;
    - использование шершавой поверхности;
    - использование профиля с малым радиусом носика; "при большой разности давлений возникает очень большое ускорение потока вокруг носика и поверхностный слой турбулизируется" (Шмитц; не дословно)
    *** К сожалению, мне вообще не известно о том, работают ли какие-нибудь модельные профили ламинарно в всем диапазоне рабочих углов атаки (тех, на которых сопротивление не начало шустро расти).
    До последнего времени использовал вариант с малым радиусом носика. Но у этого варианта есть несколько недостатков:
    1 В зависимости от режима профиль работает как ламинарный (малые Су) или как турбулентный (большие Су). Переход происходит скачком (скачок получается и в подъемной силе и в сопротивлении). Причем, есть гистерезис (Шмитц) - в некоторой зоне работа может быть ламинарной или турбулентной в зависимости от предыстории. Естественно, все это плохо - в этой зоне получаются "две разные модели" и и полет часто неустойчивый (приходится подрабатывать рулями).
    2 "Острый носик" легче приминается (например, жесткой травой), чем тупой...
    ***
    Раньше вопрос с "шершавостью поверхности" решался просто - если на бумагу не вылить "полкило" лака, то поверхность получалась шершавой (размер шершавости - сотые миллиметра, но этого достаточно).
    Сейчас для обтяжки используются пленки, а они гладкие.
    Вопрос. Как сделать пленку "лохматой" или шершавой??? Лучше - какая-то наклейка, краска, лак... Пленка обычная - нечто лавсаноподобное (если не ошибаюсь, к таким относятся практически все "модельные пленки")

  2.  
  3. #2
    FVA
    FVA вне форума

    Регистрация
    03.06.2008
    Адрес
    Энергодар, Украина
    Возраст
    47
    Сообщений
    1,367
    Существуют "лохматые" плёнки и клеятся как обычно - утюжком. Покупал года полтора назад в Хоббицентре. Но отказался т.к. очень плохо натягиваются.

  4. #3

    Регистрация
    12.02.2008
    Адрес
    Москва ЦАО
    Возраст
    59
    Сообщений
    2,086
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    Ламинарные профили. Для меня самое загадочное и непонятное.
    На эту тему,не только у Шмитца.Вот тут-http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BOLONK...kin_A._A..html вся теория,а так же,о целесообразности использования таких профилей.Что бы всю книгу не перекапывать,интересующий материал,со стр.25.С уважением Алексей.

  5. #4

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от АЛ. Посмотреть сообщение
    На эту тему,не только у Шмитца.Вот тут-http://publ.lib.ru/ARCHIVES/B/BOLONK...kin_A._A..html вся теория,
    Спасибо за ссылку!
    А чем открыть файл? у меня на экране только кракозябры...

  6.  
  7. #5
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    http://windjview.sourceforge.net/ru/
    установить и после открыть файл при помощи этой проги.

  8. #6

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Бегло просмотрел книжку. Очень интересная! Спасибо!!!

  9. #7

    Регистрация
    12.02.2008
    Адрес
    Москва ЦАО
    Возраст
    59
    Сообщений
    2,086
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    Бегло просмотрел книжку. Очень интересная! Спасибо!!!
    Не за что.А ламинарные,модельные профили к сожалению,одно режимные.В основном,для комнатных и таймерных.С уважением Алексей.

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    06.03.2004
    Адрес
    М.О. г.Климовск
    Возраст
    37
    Сообщений
    1,017
    Цитата Сообщение от АЛ. Посмотреть сообщение
    .В основном,для комнатных и таймерных.С уважением Алексей.
    Очень порадовал ответ в особенности про таймерные- у этих самолётов две фазы полёта- взаимо исключающих .Как можно скомпелировать профиль?

  12. #9

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от АЛ. Посмотреть сообщение
    А ламинарные,модельные профили ...В основном,для комнатных и таймерных.
    Алексей! Посмотрите рекомендованные страницы Болонкина...
    Все профили F1x, по крайней мере, "классические" изогнутые (кроме комнатных, про которые точно не знаю), ТУРБУЛЕНТНЫЕ (на них, если не хватает эффекта "острого носика", ставят турбулизаторы), если верить Шмитцу и Болонкину. У них высокий Су, а он, при ламинарном слое, невозможен. У меня есть подозрение, что слабонесущие относительно тонкие профили Дрелы могут быть ламинарными...
    Правда, всерьез за чтение и анализ Болонкина я еще небрался.
    С уважением. Сергей.

  13. #10

    Регистрация
    12.02.2008
    Адрес
    Москва ЦАО
    Возраст
    59
    Сообщений
    2,086
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    У меня есть подозрение, что слабонесущие относительно тонкие профили Дрелы могут быть ламинарными...
    Если не ошибаюсь,в Москве,в МАКе этими профилями занимались Кочкарёв с Макаровым.Для таймерок.Если МАК ещё жив,можно у них проконсультироваться.
    Цитата Сообщение от Павел Филиппов Посмотреть сообщение
    Очень порадовал ответ в особенности про таймерные- у этих самолётов две фазы полёта- взаимо исключающих .Как можно скомпелировать профиль?
    Вы правы.У них две фазы,но для таймерок,главное время вылета.Поэтому профиль расчитывается для свободного полёта.А на фазе влёта,разными способами пытаются уменьшить только лобовое.Потому что взлетают на моторе.
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    Честно говоря, я сомневаюсь, что в МАК (если имеется ввиду Московский Авиамодельный Клуб) можено получить информацию. Впрочем, попробую...
    Если клуб жив,то в помощи я думаю не откажут.С уважением Алексей.
    Последний раз редактировалось АЛ.; 09.01.2010 в 23:40.

  14. #11

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от Павел Филиппов Посмотреть сообщение
    Очень порадовал ответ в особенности про таймерные- у этих самолётов две фазы полёта- взаимо исключающих .
    Удивительно, но Алексей прав (по крайней мере, для "классических" таймерок). Профиль действительно однорежимный (то есть "хорошо летит" только в одном режиме - при планировании на оптимальной скорости). Правда, я видел профили таймерок "с хитростью" - на большой скорости у них (за счет большого Re) получается маленькое сопротивление. А вот "на промежуточных скоростях" профиль "не летит".

    Цитата Сообщение от АЛ. Посмотреть сообщение
    в МАКе этими профилями занимались Кочкарёв с Макаровым.Для таймерок.
    Честно говоря, я сомневаюсь, что в МАК (если имеется ввиду Московский Авиамодельный Клуб) можено получить информацию. Впрочем, попробую...
    P.S. В прочем, меня сейчас больше интересует, каким простым способом сделать участок пленки "лохматым". Летаю в динаме и рассчитывать на ламинарный профиль не хочется (уж очень непредсказуемые результаты могут быть (об этом косвенно Шмитц и Болонкин говорят).

  15. #12

    Регистрация
    12.02.2008
    Адрес
    Москва ЦАО
    Возраст
    59
    Сообщений
    2,086
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    В прочем, меня сейчас больше интересует, каким простым способом сделать участок пленки "лохматым". Летаю в динаме и рассчитывать на ламинарный профиль не хочется (уж очень непредсказуемые результаты могут быть (об этом косвенно Шмитц и Болонкин говорят).
    Не знаю,зачем Вам это.При полётах в динаме,по определению Re достаточно высок.
    Если Вы только не используете крыло,с большим удлинением и относительно малой хордой.В динаме,такое крыло не оптимально.Как правило,оно используется в смешанном режиме.На мой взгляд,в динаме надо оптимизировать профиль,в направлении снижения "индуктивного",за счёт этого поднять качество.С уважением Алексей.
    Последний раз редактировалось АЛ.; 10.01.2010 в 00:11.

  16. #13

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от АЛ. Посмотреть сообщение
    Не знаю,зачем Вам это.При полётах в динаме,по определению Re достаточно высок.
    На мой взгляд,в динаме надо оптимизировать профиль,в направлении снижения "индуктивного"
    Я действительно летаю в динаме, но в "городской" (конретнее - в Московской). И модель у меня мелкая. С малой нагрузкой. В итоге Re от 40000 и выше (при разгоне). А это - как раз та область, где полно чудес. С профилями более-менее понятно - металочные; они довольно летучие (слабый ветер) и "хорошо разгоняются" (сильный ветер и пилотаж).
    В каждой модели занимаюсь оптимизацией
    P.S. К сожалению, об исходной турбулентности атмосферы в "городской динаме" сведений, которые можно хоть как-то использовать, я не видел.

  17. #14

    Регистрация
    12.02.2008
    Адрес
    Москва ЦАО
    Возраст
    59
    Сообщений
    2,086
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    А это - как раз та область, где полно чудес.
    Вот такой вриант модернизации,оказывается гораздо эффективней всякой "лохматости" при малых Re.С уважением Алексей.
    P.S.Первоисточник-http://www.soaridaho.com/Schreder/Te...lets/Masak.htm

  18. #15

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от АЛ. Посмотреть сообщение
    Вот такой вриант модернизации,оказывается гораздо эффективней всякой "лохматости" при малых Re.
    К сожалению, это "совсем из другой бочки". Этот вариант уменьшает индуктивное сопротивление (изменяет форму крыла в плане), а "лохматость" - профильное сопротивление и подъемная сила. Если "профиль не летит", то никакие изменения формы крыла в плане не помогут...
    P.S. В той модели, которую сейчас делаю, "ласты" применять вообще вредно, так как управление по крену - только элероны. А это значит, что крыло должно хорошо скользить вбок, иначе на виражах будут безумные потери. И еще один момент - "теоретически" "ласты" - вещь полезная, а вот практически... "Неправильные ласты" могут сильно увеличить сопротивление, а как сделать "правильные" - неизвестно (нет никакой конкретной информации, которую можно было бы применить).

  19. #16

    Регистрация
    12.02.2008
    Адрес
    Москва ЦАО
    Возраст
    59
    Сообщений
    2,086
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    а как сделать "правильные" - неизвестно (нет никакой конкретной информации, которую можно было бы применить).
    Покопайтесь в первоисточнике,по ссылке.Там в этом разделе,все пояснения и расчёты.А так же теоретические обоснования.А если нужно больше,там есть и расчёты формы крыла в плане,а так же профильные расчёты и обоснования планерных крыльев.Там внутри статьи есть ссылки.С уважением Алексей.

  20. #17

    Регистрация
    04.12.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,203
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    P.S. ... управление по крену - только элероны. А это значит, что крыло должно хорошо скользить вбок, иначе на виражах будут безумные потери.
    ???
    Зачем крылу с элеронами скользить вбок на вираже?
    Понятно, когда крыло без элеронов. Там разворот начинается со скольжения, а уже затем развивается крен.
    Наоборот пытаются избежать скольжения, собственно это и есть координированный разворот при котором потери минимальны.

  21. #18

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от А-50 Посмотреть сообщение
    ???
    Зачем крылу с элеронами скользить вбок на вираже?
    Понятно, когда крыло без элеронов.
    Наоборот пытаются избежать скольжения, .
    Как начинается (и заканчивается) поворот?
    1 Только руль направления. Поворачивается руль, модель начинает поворачиваться вокруг вертикальной оси (не очень активно, так как есть большой момент инерции) и скользить в сторону, противоположную развороту. Из-за наличия V крыла модель начинает крениться.... Далее происходит активная фаза разворота.
    2 Управление только элеронами. Модель кренится; начинает скользить внутрь разворота. За счет флюгерного действия киля начинается разворот вокруг вертикальной оси..... Далее происходит активная фаза разворота.
    3 Управление и тем и другим. Согласованными действиями элеронов и РН модель вводится в крен и разворот вокруг вертикальной оси. В результате скольжения нет.
    ***
    Активную фазу поворота я не описываю - в ней почти нет скольхения при любом способе управления. Поворот в крутых виражах я не рассматриваю; там действительно скольжение при управлении элеронами невелико.

  22. #19

    Регистрация
    04.12.2007
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,203
    А зачем пункт 2? Так только высоту сливать.
    Если есть элероны, координированными действиями хотя бы по двум осям:
    крен и РВ.
    Впрочем это не по теме.
    По поводу "лохматости": проблема еще ее сохранить.
    Может лучше турбулизаторы поставить?

  23. #20

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от А-50 Посмотреть сообщение
    А зачем пункт 2? Так только высоту сливать.
    Если есть элероны, координированными действиями хотя бы по двум осям:
    крен и РВ.?
    Не "зачем п2", а так оно и есть. Естественно, рулем высоты тоже работать надо. Просто без скольжения не получается разворота. Самая простая проверка - уменьшить площадь киля раза в три (ведь киль не работает, если нет бокового скольжения ). Попробуйте. Получите массу удовольствия. Я видел это живьем несколько раз. Модель при входе/выходе в вираж болтается, как цветок в проруби. И скольжения очень хорошо видно.
    По поводу "лохматости": проблема еще ее сохранить.
    Может лучше турбулизаторы поставить?
    С турбулизатором тоже непросто... Во-первых - непонятно, какого диаметра ставить, во-вторых, не очень понятно, куда ставить. Не хочется лишних потерь из-за избыточности турбулизатора или неправильной установки. И приклеить проволочку/нитку сложнее, чем полоску пленки/бумаги....

  24. #21

    Регистрация
    12.02.2008
    Адрес
    Москва ЦАО
    Возраст
    59
    Сообщений
    2,086
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    Просто без скольжения не получается разворота.
    Так элероны и используют,что бы уменьшить скольжение.Что бы разворот аэроплана,был похож на движение мотоцикла по вертикальной стенке кольцевого трека.Скольжение приводит к потере высоты.А от турбулизаторов отказались потому,что появились новые профили крыла.С уважением Алексей.
    PS.Не знаю поможет Вам или нет,но при напылении с малой подачей акриловой краски,и большой подачей воздуха в аэрограф на пленку типа "монокот".Получается эффект шершавости.Нанося таким образом краску несколько раз,наверное можно достигнуть эффекта "лохматости".Краску лучше брать по гуще.Во всяком случае на ощупь,выглядит как наждачная бумага.
    PPS.
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    К сожалению, при ВХОДЕ и ВЫХОДЕ из поворота скольжение есть
    Если сей факт имеет место быть,и приходиться подруливать рн,это значит что скорость не достаточна.
    Последний раз редактировалось АЛ.; 11.01.2010 в 00:57.

  25. #22

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от АЛ. Посмотреть сообщение
    Так элероны и используют,что бы уменьшить скольжение
    К сожалению, при ВХОДЕ и ВЫХОДЕ из поворота скольжение есть (если нет руля направления). Внутри поворота его действительно почти нет ("почти" - по той причине, что нужны все три руля, чтобы его не было; об этом много писали на форуме). Попробуйте полетать с маленьким килем и сами увидите... Я же не пишу, что скольжения много, но его достаточно, чтобы киль, как флюгер, повернул модель...
    P.S. У меня "новый профиль"... А вот нужно турбулизировать поток или нет - непонятно. Можно проверить только в полете...

  26. #23

    Регистрация
    04.10.2004
    Адрес
    Балашиха
    Возраст
    38
    Сообщений
    2,871
    Можно поверх пленки наклеить бумагу. Собственно достаточно на "лобик" сверху.

  27. #24

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от Aleksey_Gorelikov Посмотреть сообщение
    Можно поверх пленки наклеить бумагу.
    Думаю испытать этот вариант. Куплю самолипучую бумагу. Прошкурю, чтобы шершавее была; залачу очень жидким аквалаком и посмотрю что из этого получится....

  28. #25

    Регистрация
    04.10.2004
    Адрес
    Балашиха
    Возраст
    38
    Сообщений
    2,871
    Лучше японку на эмалит. Если специально не отрывать - держится.

  29. #26

    Регистрация
    30.01.2008
    Адрес
    Москва, Печатники.
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,164
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    А вот нужно турбулизировать поток или нет - непонятно. Можно проверить только в полете...
    К сожалению, врядли и в полете что-то поймешь. Турбулизатор - не для динамы, ИМХО. Качество потеряешь. На сильно гнутом профиле можно получить меньшую скорость снижения в одном режиме, на грани срыва. То есть турбулизатор позволит эту грань отодвинуть.
    Видел достаточно свежие планера МСМК, - шершавые и с ниткой.

  30. #27

    Регистрация
    04.10.2004
    Адрес
    Москва, Ейск
    Возраст
    44
    Сообщений
    1,380
    Макарова с Кочкаревым надо искать в 111-й комнате 6-го корпуса МАИ, а не в МАКе.

    ЗЫ Для серьезных планеров я бы использовал бумагу, а не хоббистскую пленку ИМНО

  31. #28

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от КА-04 Посмотреть сообщение
    ЗЫ Для серьезных планеров я бы использовал бумагу, а не хоббистскую пленку ИМНО
    У меня совсем несерьезный планер И наличие пленки, вернее скотча, необходимо однозначно.

    Цитата Сообщение от MihaD Посмотреть сообщение
    К сожалению, врядли и в полете что-то поймешь. Турбулизатор - не для динамы.
    Условия в динаме бывают разные - иногда и понять что-то можно (по крайней мере, на одной из своих моделей разницу заметил.
    На прелельных скоростях действительно потеряю (ламинарное обтекание точно потеряю). А вот на промежуточных... Тут пробовать надо. Можно и выиграть за счет неизменности режима обтекания и бОльшей предсказуемости поведения. Кроме того, хочется к более толстым носикам перейти (уж очень быстро тонкие заминаются даже бурьяном).

  32. #29
    Забанен
    Регистрация
    21.03.2005
    Адрес
    Киев
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,079
    [QUOTE=flysnake;1662747] Можно и выиграть за счет неизменности режима обтекания и бОльшей предсказуемости поведения. QUOTE]



    Есть личный опыт: после установки турбулизаторов на уши (уши без крутки) почти пропал эффект сваливания на крыло при потере скорости. так, будто бы на ушах была бы хорошая отрицательная крутка. При этом, обтекание там осталось на оптимальных углах, как понимаете...
    Так что устойчивости эта процедура добавляет. Проверено.

  33. #30

    Регистрация
    22.03.2007
    Адрес
    Seattle, WA, USA
    Возраст
    33
    Сообщений
    364
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    Раньше вопрос с "шершавостью поверхности" решался просто - если на бумагу не вылить "полкило" лака, то поверхность получалась шершавой (размер шершавости - сотые миллиметра, но этого достаточно).
    Сейчас для обтяжки используются пленки, а они гладкие.
    Вопрос. Как сделать пленку "лохматой" или шершавой??? Лучше - какая-то наклейка, краска, лак... Пленка обычная - нечто лавсаноподобное (если не ошибаюсь, к таким относятся практически все "модельные пленки")
    Раньше тоже применялись плёнки, только вместе с бумагой - модель сначало обтягивали лавсаном, а потом поверх крыли микалентной или французской бумагой с эмалитом - получалась прочная шершавая обтяжка. Нет причин не делать так и сейчас. Однако уже продают бумагу с пропиткой - прочность плёнки и шероховатость бумаги - обтягивается как лавсаном, с Моментом и утюжком. Ещё используют специальную ткань, из которой делают парашюты - она ещё прочнее плёнки и тоже шершавая.

    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    С турбулизатором тоже непросто... Во-первых - непонятно, какого диаметра ставить, во-вторых, не очень понятно, куда ставить. Не хочется лишних потерь из-за избыточности турбулизатора или неправильной установки. И приклеить проволочку/нитку сложнее, чем полоску пленки/бумаги....
    На свободнолетающих планерах в своё время клеили нитку №10 в 5-7 мм от передней кромки по всему размаху крыла. Сначала нить пропитывали эмалитом и подвешивали на неё грузик и оставляли висеть сушиться, потом клеили.

  34. #31
    GSL
    GSL вне форума

    Регистрация
    14.09.2008
    Адрес
    Верхняя Салда
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,230
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    С турбулизатором тоже непросто... Во-первых - непонятно, какого диаметра ставить, во-вторых, не очень понятно, куда ставить. Не хочется лишних потерь из-за избыточности турбулизатора или неправильной установки. И приклеить проволочку/нитку сложнее, чем полоску пленки/бумаги....
    Я о турбулизаторе впервые читал в 1973 году. Тогда вышла такая книга "Как сконструировать и построить летающую модель" Э.Смирнова. Там примерно то же что и у Шмитца, Болонкина и других. Видел потом турбулизаторы на А-2 но сам не применял.
    А сегодня была практика, критерий истины. Мы с товарищем пытаемся научиться летать на RC на планере в динаме. Но продолжительность каждого полета меньше минуты. Ну не летят наши планеры. Я знаю как должны летать модели планеров, делал свободнолетающие. А наши пенолеты не только не летят но и очень тупо управляются элеронами по крену, с большим запаздыванием. Последний планер имеет размах около метра, хорда центроплана 124, на концах ушей - 100. Профиль что то вроде Кларка, нагрузка порядка 16 г/дм.кв. Сделан из потолочки и немножко из бальзы (передняя кромка, усиления). Скотч.
    Основной склон у нас градусов 15 уклона, удержать планер секунд 20-30 удается только при сильном ветре. Ну не летит планер. Уже задуман новый планер с тонким профилем. Но решили со старым поэкспериментировать. Наклеили сегодня турбулизатор из крученой капроновой нити диаметром порядка 0.8 мм примерно в 6 мм от носка. Результат превзошел все наши ожидания. Планер полетел, теперь при достаточно слабом ветре получается достаточно долго ходить восьмерками вдоль склона, набирать высоту. Управление элеронами стало линейным и без особого запаздывания. Это при том что мы диаметр и положение нитки "на глаз" взяли. А можно ведь и подобрать диаметр и положение.

    Турбулизатор конечно не панацея. Но почему бы и не попробовать. Это ведь совсем просто. Да и оторвать нитку от скотча никаких проблем.

  35. #32

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от GSL Посмотреть сообщение
    А сегодня была практика, критерий истины.
    А наши пенолеты не только не летят но и очень тупо управляются элеронами по крену, с большим запаздыванием....
    Но решили со старым поэкспериментировать. Наклеили сегодня турбулизатор из крученой капроновой нити диаметром порядка 0.8 мм примерно в 6 мм от носка. Результат превзошел все наши ожидания. Планер полетел....
    Я уже давно пришел к выводу, что если "планер не летит", то надо пробовать турбулизаторы. И даже придумал, как делается временный турбулизатор на пленку. Нужна нитка и мед . Нитка смазывается медом и прилепляется. На на несколько полетов такого турбулизатора хватает. И следы установки стираются влажной тряпочкой. Летом это работало.

  36. #33

    Регистрация
    21.02.2003
    Адрес
    Минск-Варшава-Чернигов
    Возраст
    52
    Сообщений
    12,130
    Записей в дневнике
    447
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    если "планер не летит", то надо
    его вышвырнуть на помойку и построить новый. С учётом ранее допущенных ошибок.

  37. #34
    Забанен
    Регистрация
    21.03.2005
    Адрес
    Киев
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,079
    Со временем мусорка конкретно разрастется. И ошибка у всех "мусорных" планеров будет одна- отсутствие элементарных знаний, и как следствие- турбулизаторов на малых хордах...
    Очень уважаемое мной местечко в сети про эти дела:

    http://www.mh-aerotools.de/airfoils/theory.htm



    и цитатка: "Для малых чисел Рейнольдса модели самолетов, принудительный переход с помощью турбулизатора представляется более рекомендуется. Небольшое увеличение сопротивления в скоростном режиме является стоимость, которая должна быть выплачена за больших улучшений на низкой скорости полета. Это не результат плохого дизайна, когда потребности профиля турбулизатора за лучшее исполнение - по крайней мере, не на числах Рейнольдса ниже 1 млн. долл. США."

    http://www.mh-aerotools.de/airfoils/turbulat.htm

    -перевод кривой, машинный, но смысл ясен.

  38. #35

    Регистрация
    21.02.2003
    Адрес
    Минск-Варшава-Чернигов
    Возраст
    52
    Сообщений
    12,130
    Записей в дневнике
    447
    Есть профили, эффективно работающие от Re 70.000.

  39. #36

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от Lazy Посмотреть сообщение
    его вышвырнуть на помойку и построить новый. С учётом ранее допущенных ошибок.
    Согласен. Но есть маленькая проблема - эту ошибку найти. Вы не пробовали НАЙТИ ошибку? Если профиль взят "лучший", прогнан через X-foil и изготовлен с точностью "ошибка зрения с сильной лупой".
    Вот тут и нужна серия экспериментов, где может быть полезен турбулизатор.

  40. #37
    Забанен
    Регистрация
    21.03.2005
    Адрес
    Киев
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,079
    Цитата Сообщение от Lazy Посмотреть сообщение
    Есть профили, эффективно работающие от Re 70.000.

    Ага. Они тонкие-тонкие. Кроме как из композита их ни из чего и не сделаешь. И у них на максимуме Су - резкий срыв потока. Управлять надо нежно-нежно...

    А есть масса обычных профилей, после установки турбулизатора, прекрасно работающих от Re 40 000. И гораздо мягче отрабатывающих Су макс. И все они могут быть толстенькими. А это жесткость, противофлаттерная в том числе...

    А проигрыш- лишь в профильном сопротивлении, на уже закритических рейнольдсах. То есть, для "малышей"- на пикировании.

  41. #38

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от Lazy Посмотреть сообщение
    от Re 70.000.
    а от 30000 ?, 40000 ? И при этом хорошо разгоняющиеся. Вы УВЕРЕНЫ, что существуют профили, которые при этих Re лучше работают при "зеркальной поверхности", а не при "лохматой". Я до хрена прочел всего, что касается малых Re, но ответа не получил. И как Вы относитесь к следующему?
    Сопротивление трения (формулы из учебника; они же приводятся и во всей другой литературе, которая мне поадалась).
    Ламинатрное трение:
    Cx=1.33/((Re)^0.5) "^" - значок степени
    Турбулентное трение.
    Cx=0.074/((Re)^0.2)
    Вот для разных Re их отношение (Схтурб/Схлам):
    Re=100000 Сх тур/Схлам=1.75
    Re=50000 Сх тур/Схлам=1.4
    Re=25000 Сх тур/Схлам=1.15
    Re=10000 Сх тур/Схлам=0.8 Математика говорит, что на этом Re у "мохнатой" поверхности сопротивление меньше, чем у гладкой. Где ОШИБКА? КАК ее НАЙТИ?
    И это для пластинки. А что для ПРОФИЛЯ?
    Ответов я нигде не видел.
    А все построенные мной за последнее время планеры (кроме мото) летают при Re от 40000. И я хочу перйти на еще мЕньшие...

    Цитата Сообщение от iurka Посмотреть сообщение
    А есть масса обычных профилей, после установки турбулизатора, прекрасно работающих от Re 40 000.
    Вообще-то, можно сделать относительно толстый профиль, который будет на этих Re хорошо работать. И даже быть ламинарным на некоторых углах атаки - достаточно сделать "острый" носик (вернее, уголок с острой кромкой). Но вот где этот "уголок" должен находиться... ТАКОЙ математикой я не владею. Об этом написано в статье, на которую была ссылка выше. Кроме того, он будет ламинарным только в узком диапазоне углов атаки, а вот на других углах будет работать хуже профиля с турбулизатором.
    Последний раз редактировалось flysnake; 18.01.2010 в 02:13.

  42. #39

    Регистрация
    20.11.2009
    Адрес
    Москва, Люблино
    Возраст
    39
    Сообщений
    316
    Вот, выложил книгу из своей библиотеки, сразу скажу что подробно её пока не изучал, она у меня пока в очереди, и я не великий знаток аэродинамики, только учусь, но бегло ознакомился, тема Ваша, взять тут:
    http://rapidshare.de/files/49014134/...988_.djvu.html

    Краснов Н. Ф. и др. "Аэродинамика отрывных течений"

  43. #40
    Забанен
    Регистрация
    21.03.2005
    Адрес
    Киев
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,079
    Острый носик на профиле- это в общем то тоже турбулизатор. Причем- турбулизатор, работающий с самого начала профиля. Лично мне больше нравится применение классической системы- просто нитка приклеенная сверху на крыле. Диаметра 0,3-0,5 вполне достаточно.
    После прочтения кучки материалов и некоторого собственного опыта с турбулизаторами, возьмусь утверждать следующее:

    Как аккуратно и точно не делай крыло, все равно применение турбуляции на нем несет выгоду. Разница между "хорошими" и "плохими" профилями- лишь в зоне установки турбулизатора. На "хороших"- достаточно очень заднего расположения (70-80%). На "плохих"- приходится ставить весьма впереди (30-40%).

    Тут надо отметить: чем "заднее" стоит турбулизатор, тем меньше он тормозит крыло на большой скорости . Но если загнать турбулизатор слишком назад, уже в зону вихря-отрыва, толку от него- ноль.

    Но все равно, как аккуратно не делай крыло, на модельных скоростях оно волочит кучу воздуха. С чем и борется эффективно турбулизатор.

    На практике, я ставлю на уровень максимума высоты профиля,, а затем двигаю назад по чуть-чуть и смотрю на время планирования по атермичной погоде. Хотя, турбулизатор- штука весьма эффективная, и при запуске с руки тоже хорошо видна разница...


    Зы- я, когда "подгоняю" положение нитки-турбулизатора на крыле, пользуюсь клеевым карандашом. Ну канцелярским таким, детям покупают... Он водорастворим и водоотмываем. И удобен.


    Octan- спасибо, суперская книжка. Раньше не встречал нигде.
    Последний раз редактировалось iurka; 18.01.2010 в 10:05.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Вопрос о сервах Tower Pro MG995
    от AlexAntre в разделе Бортовая электроника
    Ответов: 253
    Последнее сообщение: 09.02.2010, 06:41
  2. Вопрос о топливе
    от Vinni в разделе Авто Off-Road
    Ответов: 88
    Последнее сообщение: 23.01.2006, 20:40
  3. Вопрос о прочности фюзеляжа большой длинны.
    от mavr в разделе Самолеты с ДВС. Общие вопросы
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 11.06.2004, 22:38
  4. Пара вопросов о Тренере!
    от XPLOD в разделе Обсуждение статей
    Ответов: 5
    Последнее сообщение: 18.12.2002, 20:15
  5. Вопрос о смолах Вест систем
    от tolyan в разделе Композиты и технологии применения
    Ответов: 20
    Последнее сообщение: 25.03.2002, 00:45

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения