Мотопланер из потолочки

MARIO

Приветствую всех!
Накануне соревнований по авиамодельному спорту (дети), я на кружке слепил вот такой мотопланерок назвав его “Мото-Мото” 😃. Модель полностью из потолочки, только, естественно, передний шпангоут из 3,5мм фанеры и в вырезе под крылья усиление из фанерки. Клеил “Эко-Насет”, обтягивал скотчем. Управление элеронами и элеватором. Делал без чертежей, просто “от балды”. Сначала крылья были без законцовок, но, посчитав это необходимым атрибутом для лучшего парения, сделал их из двойной потолочки. Также из двойной сделаны элеватор, элероны, руддер, лонжероны. В крыльях лонжеронов по 3 штуки. Самый широкий 20мм. Задняя кромка крыльев сточена до половины толщины потолочки, верхний слой и нижний. После склейки и высыхания крыльев вырезал элероны.Крепление крыльев “банковскими” резинками, по две с каждой стороны. Посередине крыльев с передней кромки и задней приклеены жестянки из пивных банок для недопускания промятия резинками. Петли из дискеты. ЦТ ещё не знаю, полёты покажут.
Характеристики такие:
Размах - 1350мм
Длина - 600мм
Вес планера с двиг и двумя сервами - 240гр
Вес полётный - 460гр
Двиг Brushless 2408
Акк - 2200 3S
сервы - 9-ти граммовые
Рег - 18А
Аппа 2,4Ггц
Сегодня испытать не удалось, погода не располагала. Надеюсь, завтра с утра получится.

VVS2

Снова те же грабли, элероны на центроплане… не будет оно рулиться вообще при такой V образности консолей.
Лечение малой кровью - сделать V=0, будет рулиться хоть как-то, но все же не эффективно очень.
Центровку 30% для начала, полеты покажут точнее.

А летать по прямой оно будет, никуда не денется.

MARIO

Ёлки… Может, тогда уж лучше руддер управляемым сделать?

VVS2
MARIO:

Ёлки… Может, тогда уж лучше руддер управляемым сделать?

Дело вкуса.
Имхо, без V будет летать веселее, потоки чуять будет отлично. Его конечно будет колбасить от любого дуновения, но ведь это информативность! Попробовать стоит.
В соплях выпаривать будет.
Только на консолях профиль тож нада.

MARIO

Тогда проще мне вообще законцовки срезать.😃 До соревнований 2 недели, а ещё надо испытать и пацана научить держаться в подольше без двиг. Времени не хватит переделывать крыло…

VVS2
MARIO:

Тогда проще мне вообще законцовки срезать.😃 До соревнований 2 недели, а ещё надо испытать и пацана научить держаться в подольше без двиг. Времени не хватит переделывать крыло…

Я бы не был столь категоричным. Такое крылышко не торопясь за 2-3 вечера клеится. Простое крыло с элеронами сплошняком от корневой и до конца.
Заодно и размах прибавить.

Гипер устойчивые планера с РН и большой V это для новичков, учить новичка хорошее дело. Но управляемость РН и элеронами разная по динамике.

MARIO

Вадим, а крыло вообще без V? Или всё-таки по центру сделать небольшое?

VVS2

Я люблю летать вообще без V, но для новичка лучше пару градусов заложить. При эффективных элеронах никак не будет мешать.

полезный совет, элерон обтягивать не скотчем, а обклеивать бумагой обычной 180-200 грамм. Жесткость на кручение ломовая. Можно на титане или на Kleiberit PUR (прижать тяжелым на плоскости, на ночь). Руль может быть тонким (1 потолочка)

MARIO

Размах прибавить? Я думал что при такой длине фюза и этот размах большой… Спасибо за ответы, щас ночью продумаю, а завтра с утра поползу (простудился, блин) на кружок, заложу новое крыло. Какой размах посоветуете?

wws

Если времени нет, а надо чтобы ЭТО полетело. И полетело не абы как, а в нужную сторону, то однозначно надо сделать управляемый руддер, а то, что вы хотели сделать элеронами, превратить в закрылки. Хоть какой-то толк будет. А без руддера - это вообще не планер… Вы бы видели сколько высоты на маневрах без РН бездарно сливается, мысли бы не пришло делать планер без руддера.

VVS2

1400 можно. По фото не ясно какой точно размер стаба, если фюз короткий, то по тангажу рысать будет. Надо бы площадь стаба увеличить, но это фиг с ним, придется летать так. Центровкой подобрать и все. Если новичек научится на таком, то полетит потом на любом. Главное чтобы у нового крыла хорда была не больше этого т.к. чем больше хорда тем эффективнее нужно стаб делать.
Профиль можно 10-11%, весьма парючий будет, но не быстрый.
Главное чтоб рули не люфтили. Вобщем, пусть отлетает соревны, налетает еще часиков 15-20, потом новый аппарат делать.

wws:

А без руддера - это вообще не планер… Вы бы видели сколько высоты на маневрах без РН бездарно сливается, мысли бы не пришло делать планер без руддера.

Если V=0 то вполне неплохо и шустро без руддера.
Опять же, если только с руддером и нулевой V, то фюз бочиной к потоку подставляем и бессмысленно скользим еле еле поворачивая.
Всему свой компромисс. Если оставлять V то лучше рулить руддером, если убирать V то лучче рулить элеронами, а руддером слегка помогать (если он имеется)
Лично я с нулевой V на изготовление руддера забил. минус 1 серва, меньше жрет борт, меньше вес хвоста.
Имхо.

MARIO

Да, я на металке своей сначала без руддера летал, а потом когда сделал полное управление, то испытал полное удовольствие. Времени нет катастрофически, т.к. на этих выходных соревнования по судо, на следующих по авиа. Начальство заставляет участвовать на всех, иначе кружок будет некомпетентным! Серв не хватает, срежу с Ньюпора, делать нечего… Если крыло с элеронами сделаю, то руддер не буду делать, т.к. пацан всё-равно не сможет управлять всем. Это после соревнований уже можно дальше экспериментировать. Может, другой придётся слепить!

Стаб 340мм, ширина РВ 30мм.

VVS2
MARIO:

Если крыло с элеронами сделаю, то руддер не буду делать, т.к. пацан всё-равно не сможет управлять всем. Это после соревнований уже можно дальше экспериментировать. Может, другой придётся слепить!

Раз уж такая ситуевина с сервами то лучше новое крылышко.
Здесь может быть выигрышь в ЛТХ т.к. профиль можно соблюсти точнее без изломов и желательно применить нервюры из потолочки чтобы не было никаких изломов по лонжерону. Летать будет сильно лучше. V 2 градуса, новичек будет доволен.
Законцовки скошенные назад или как то облагороженные (зализанные) обязательно. прямоугольные дают заметно бОльшее сопротивление.
Учить новичка управлять руддером совместно с элеронами действителльно сложно будет.

wws
VVS2:

Лично я с нулевой V на изготовление руддера забил. минус 1 серва, меньше жрет борт, меньше вес хвоста.

Если не называть планерами различные акробатические классы и горные планера F3F, то без V - планеров не бывает. Хоть на 1 градус но уши должны быть подняты. Либо консоли должны достаточно гнуться, чтоб это самое V образовывать. Иначе - как отличить поток, от случайно образовавшегося крена? Руление элеронами, оно конечно удобно, но только неправильно. Пусть самолетчики так летают, а те, кто продаст душу за поток, должны сразу учится работать сперва руддером, а лишь потом элеронами. Любой взмах элеронами это всегда потери. Если есть возможность их не шевелить - лучше не шевелить.

VVS2
wws:

Пусть самолетчики так летают, а те, кто продаст душу за поток, должны сразу учится работать сперва руддером, а лишь потом элеронами. Любой взмах элеронами это всегда потери. Если есть возможность их не шевелить - лучше не шевелить.

Соглашусь, прогиб консолей все равно есть хотя бы на градус. Так же есть еще один фактор, ЦТ находится ниже крыла т.к. фюз висит под крылом. Даже при совсем нулевой реальной V при боковом скольжении будет хоть и вялая, но устойчивость по крену.
По поводу стиля пилотирования, вопрос предпочтений. Можно так же аккуратно и не дергая отклонять элероны и работать в воздухе за счет скольжения аппарата.
Руддер это хорошо, но главная цель пилотирования - не подставлять бочину фюза на поток имхо. Эту задачу решает руддер+элероны. Если руддера нет, то тончайшая аккуратная работа элеронами решит эту задачу на четверку.

MARIO

А крыло с таким размахом можно сделать из 2мм потолочки? Или лучше 4мм, только в этом случае придется 3 стыка делать.

VVS2

Хм. я делал из 4 мм.
Если есть более развитый силовой каркас типа лонжерона и нервюр, возможно и 2 мм пойдет. Но времени больше займет точно.

Danzi

А сюда глянуть не пробовали? Это не панацея, но в Вашем варианте по моему самое то… Сделайте на Ваш фюз такое крыло с элеронами на ушках - полетит как миленький. 10 минут с одного подлета не обещаю, но с опытом в термиках - легко.

MARIO

Планер новичка - это для меня как библия по мотопланерам потолочным 😃 Я просто сначала сделал крыло без консолей. Потом решил приделать. Надо было, действительно, прямые крылышки, а я сглупил.
Это крыло сделаю с элеронами на законцовках, другое прямым. Хоть будет чем экспериментировать.

MARIO

В общем, всю ночь подумав про крылья, решил просто обрезать законцовки и приклеить их же под прямым углом… Размах на данный момент 1400 мм. Надеюсь, сегодня удастся испытать. Думаю, старых элеронов хватит. Другое крыло буду делать как посоветовал VVS2, т.е. прямое крыло с длинными элеронами.

VVS2

Хм. Перепад такой странный на стыке. Главное чтоб нежелательных круток не было.
А хвост на фото действительно коротковат, как будь-то для до-метровых размахов сделан. Так что устойчивая центровка будет не далее 30% и поведение по тангажу ближе к ЛК глайдерам, но летать будет.
У нас тоже сегодня погодка располагает вроде бы.

Если на ушах есть крутка хотябы 2 градуса, то на некоторой скорости может стать так, что действие по крену по силе будет больше чем эффективность элеронов, не дай бог завалит аппарат. лучче бы область с нежелательным перепадом отрезать ровно, пусть размах будет меньше, зато ровнее.

MARIO

Крутки вроде нет. Долго выравнивал. Полёты покажут! Жаль, если придётся ПОЛНОСТЬЮ переделывать планер…

А хвост на фото действительно коротковат, как будь-то для до-метровых размахов сделан

Так и делал-то на размах под 900мм! А потом приспичило консоли воткнуть. Может не надо было, а оставить крылышко простое с V-образием простым…

VVS2
MARIO:

Так и делал-то на размах под 900мм! А потом приспичило консоли воткнуть. Может не надо было, а оставить крылышко простое с V-образием простым…

Ну из 900 плохой паритель. Но есть компромисс, слегка укоротить консоли за счет фигурного скоса назад. И влияния меньше и по лобовому выигрыш будет, но сначала облетать то что есть.

MARIO

Фигурный скос назад это типа полудугой срезать до угла задней кромки? Неужели большое влияние окажет?

VVS2
MARIO:

Фигурный скос назад это типа полудугой срезать до угла задней кромки? Неужели большое влияние окажет?

Не зря же на большинстве планеров сделано так.