Не пойму как работает крючок для F1A

chabapok

Чем больше смотрю на чертеж крючка для динамического старта f1a (…almanacwhf.ru/…/7603_kruchok_dinamicheskogo_start…), тем больше неясно как оно все работает. Растолкуйте плыз.

Итак, мы защелкнули кольцо и побежали. При этом весь крючок повернулся вперед - руль поворота на стоит прямо. Дальше модель поднялась, мы леер послабили. Весь крючок повернулся незад - руль стал вбок, модель поворачивает. А потом все заново. И так сколько угодно раз. Это понятно.

А дальше начинается непонятное. Итак, мы поймали восходящий поток и решили стартовать. Разгоняемся и…нагрузка достигает 2,5 кГ. При этом согласно описанию и чертежу качалка 3 поворачивается и поворачивается руль поворота. Мы затягиваем планер, услилие еще не достигло 7,5 кГ и поворачивается руль поворота!!! Зачем? планер же пойдет куда-то вбок…
Насколько я понимаю, руль поворота должен поворачиваться только ПОСЛЕ схода с леера и “горки”. И команда на поворот руля должна идти только от таймера… Что-то тут не то. Как оно работает?

Дальше. Допустим, вопреки вышеизложенному мы как-то достигли 7,5 кГ. Защелка открывается. Начинает работать таймер. Нуи? Кольцо-то с крючка как-то слететь должно? КАК? если усилие семь килограмм, а кольцо находится к тому же еще во впадине крючка? При этом опять же - руль поворота будет повернут, да еще и защелкнется. И что это будет? Планер уйдет не вверх,
а куда-то вбок. Хорошо - выход только 1 - мы в нужный момент бросили леер. На леере флажок, который “стащил” кольцо с крючка. Замчательно. Дальше - руль поворота-то уже повернут! Будет динамостарт непонятно куда. И непонятно как.

Теперь я понимаю, почему когда я в 95м видел динамостарты планеров, то правильно они делались только у двух человек (один из которых еще и автор той статьи) из примерно сорока участников. Все остальные делали и горки и бочки и даже петли - динамостарт им явно только мешал.

Очевидно это какая-то trial-версия крючка, а у тех двух была full-version…

И еще. Насколько я понял фиксация таймера осуществляется за счет тяги от проволочного фиксатора 6. Эта тяга на рисунке не показана. Тогда зачем на пластине 7 нужен слева выступ, срезаный под 45 градусов?

Anatoly_Dobryak

Если коротко - в те годы когда была написана эта статья планера стартовали по восходящей спирали. Вертикальный старт с двойной перебалансировкой появился в году 89-90.
Гораздо полезнее было бы поговорить на эту тему с самим Исаенко, или Васей Бесщасным (оба харьковчане)

Taboo

Добавлю. Современный крючек в несколько раз сложнее, описанного в статье. Он требует сложной настройки. А научиться правильно стартовать, пожалуй сложней, чем научиться управлять радиомоделью.

alex777
Anatoly_Dobryak:

Если коротко - в те годы когда была написана эта статья планера стартовали по восходящей спирали. Вертикальный старт с двойной перебалансировкой появился в году 89-90.
Гораздо полезнее было бы поговорить на эту тему с самим Исаенко, или Васей Бесщасным (оба харьковчане)

А можно подробнее про перебалансировку
Спасибо

Sputnik

Планер разгоняется достаточно быстро и вообщем-то открытие крючка (типа описанного в статье) и поворот планера происходит практически сразу друг за другом. После этого планер должен сделать пол оборота крутой восходящей спирали и в момент разворота на 180 градусов кольцо и слетает, крюк возвращается на место, руль поворота уменьшает своё отклонение до положения для планирования. Руль поворота не управляется таймером, только крючком. Леер выбрасывать не надо, а то планер с ним и улетит, только если в аварийных ситуациях. Конструкция этого крючка очень простая, фактически его можно сделать напильником и дрелью, без использования какого-либо станочного оборудования. Видимо мастерство и заключается в том, чтобы заставить механизм работать так как надо, чтоб планер взмывал ввысь, а не крутил разухабистые заколбасы. Правда, по моему мнению, в статье усилие раскрытия в 7.5(кг) мне кажется великовато для 1976 года, тогда крылья планеров еще могли пережить такое усилие затяжки, может 3.5(кг) должно быть. Скос 45 градусов на детали 7 вероятно нужен потому, что своим левым краем она скользит по стенке в фюзеляже, чтоб не задрало.
Вертикальный старт с двойной перебалансировкой, если очень упростить, выгдядит так: планер разгоняется, крючок открывается, в момент достижения планером максимальной скорости леер спортсмен отпускает, планер задирает нос взлетая вертикально, в заданный момент времени таймер опускает заднюю кромку стабилизатора градусов на 15 (как “кивалка” у таймерки) и планер выводится в горизонт, в следующий заданный момент времении таймер устанавливает стабилизатор в положение на планирование и поворачивает киль. Если хочется поподробнее рассмотреть механику и процесс такого взлёта поищите журналы “Моделист-конструктор” 12-1990, 9-1991; “Моделизм спорт и хобби” 1-2000, 2-2000, 2-2001.

Вот вам работа “продвинутого” крючка в картинках, как я её себе представляю, крючок для старта с виражом
1-буксировка по прямой
2-буксировка с виражом
3-разгон, крюк вытягивается
4-защелка открылась, руль поворота повернулся, планер входит в крутой вираж с набором высоты, возможно включается таймер
5-после разворота на 180 градусов кольцо леера сходит с крюка, точно включается таймер, руль поворота устанавливается на небольшой угол (нужно почти прямо) для выхода из виража.
6-таймер отпускает “задержку” и руль поворота устанавливается в положение планирования.
Лично я не делал такой механизм, только видел на соревнованиях, так что в чем-то могу и ошибаться. Когда-то давно попал мне в руки чертеж (Динамический стартовый крючок конструкции МСМК Г.Оглова (г.Москва) Сборник “Информационные материалы” №8 1986 год) вот и нарисовал на компе картинки его ради тренировки собственно рисования. Там на рисунках не хватает нескольких мелких винтиков и пары пружин, но работу и так прекрасно видно.

Павел_Филиппов

Этот крючок динамостарта так называемого пластинчатого типа, отличается простотой конструкции и работает следующим образом:

  1. При поготовке к полету вытягивается подвижная пластина №7, на крючок одевается кольцо леера, кольцо сигнального флажка, подводится защелка к отверстию в пластине №7, взводится чека таймера (она какраз удерживается выступом в левой части пластины №7), после этого пластина №7 возвращается в исходное положение. Заводится таймер и в полет.
    Взлет по прямой регулируется передним упором или длинной тяги на руль поворота (второй вариант менее предпочтителен). Вираж на леере регулируется винтом сверху (упирается в пластину №14) или упором на руле поворота.
  2. При разгоне планера начинает вытягиваться пластина №7, при этом отклоняется руль поворота, освобождается защелка, чека таймера (включая таймер) и падает сигнальный флажок (сигнализируя открытие защелки). Отклонение руля поворота необходимо для стабильного старта (старт по прямой не стабилен). Регулировка виража при разгоне осуществляется либо формой выступа в правой части пластины №7 либо перестановкой тяги на качалке №3. В данной конструкции отклонение руля происходит пропрционально перемещению крючка, что не есть хорошо. В современных конструкциях отклонение происходит дискретно и не зависит от перемещения крючка. Усиие открыия защелки регулируется пружинами и длинной защелкию
  3. Момент старта (выбрасывание леера!) зависит от многих причин: скорости, углов тангажа, крена, разворота, круток крыла, “бабочки”… Это и есть мастерство, это надо чувствовать…
    Современные крючки работают несколько иначе, но суть остается таже. Если есть желание, могу в меру знания этого вопроса объяснить.