Сделал мотопланерок

air_vic

Здравструйте товарищи планеристы,хотел поделиться радостью,собрал мотопланер 2м.Чертежи искал недолго и нашел сдесь на форуме в статьях.
Почему выбрал именно этот пранерок?Во -первых чертежи,подробно и доступно описан процесс сборки и размах,что надо 2м(ну это для меня)А во-вторых планер сделан исключительно для ТРЕНИРОВОЧНЫХ целей,научиться держаться в потоках,опробовать и отработать различные полетные режимы,свойственные только планерам,вообщем познакомиться с понятием ПЛАНЕР.К сожалению фото постройки практически нет,поэтому все описано в словах.
За основу взял чертеж,но внес несколько изменений в конструкцию:фюзеляж в оригинале мне не понравился,короткоплечий какой-то,поэтому увеличил плечо.Изменению также подвергся и стабилизатор(Т-образабный в оригинале)Сделал V-образное оперение.Почему,спросите вы?Во-первых все предыдущие планеры у меня были с V-образным оперением,схема хорошо знакома и отлажена,не и во-вторых Т-образный стаб по тяжелее будет, и в третьих-просто больше нравится из всех перечисленных.Консоль осталась без изменений
Ну а теперь о сборке,классичесская схема.Консоль состоит из липового лонжерона с бальсовыми вставками.Нервюрки из бальсы 2мм,порезаны лазером(влом делать),зашивка лобиков-бальса 1мм,обтяжка-пленка Easy coat.
фюз-носовая часть выклеена на болване из стеклоткани(3 слоя)и усилена волокнами крест на крест из угля.Хвостовая балка выполнена из о.7мм березового шпона,обтянутого на болване и усиленного стеклом с волокнами из углеткани.Фюзеляж загрунтован и покрашен автомобильной эмалью из балона
АППАРАТУРА
По скольку я студент и все такое,купил доволоно бюджетный вариант Hitek Optic6.Для учебных целей само то. Настроил пока на 4 канала(Hitec laser4)газ,руль высоты,элероны,закрылки.
Технические характеристики:
Размах-2010мм;
длина фюзеляжа 105мм;
профиль-Е387(не супер конечно,но для учебы покатит);
взлетная масса-830гр(предполагалось 750-800гр);
вес пустого планера-510гр;
нагрузка на крыло-37гкв.дм;
мотоустановка-двигатель 360 ватт,рег 30А,винт складной 10*8;
питание-1800mah 3s и 2800mah 3s;
число рулевых машинок-5 микро серво 9гр

Вот немного фото

NIV

Отличный планер. Сразу видно, что сделан руками и головой!😁
Виктор, а хвостовое оперение Вы пересчитывали из оригинального или проектировали заново? (Кажется великоватым.)

sancho

Молодец -на следующий угольную балку накрутим -березка тяжеловата и профиль побыстрее поставим.На этот планер достаточно 200-250ваттной установки,мой 700гр-уходил вертикально с моторчиком pilotage dt2209/28 Delux винтик 10*6 и батарейка 3s1p 1500mAh(сделано 2 штуки-оба у новых хозяев).

air_vic
NIV:

Отличный планер. Сразу видно, что сделан руками и головой!😁
Виктор, а хвостовое оперение Вы пересчитывали из оригинального или проектировали заново? (Кажется великоватым.)

Согласен,великоват получился,когда в CADе работал и переделывал на V c,сохранил площадь,потом распечатал,а он еще больше получился за счет V,уменьшил,но все равно великоват.На этой неделе будут летные испытания,посмотрим,как будет себя вести,уверен,все будет хорошо.А над стабом будем работать,зима впереди и вообще есть что модернизировать,понял это только тогда,когда все собрал воедино Улучшению подвергнутся лопасти и со временем будут заменены ны 13*8,рег для такого мощного мотора моловат,греется и будет заменен на 40А,приемник Hitec заменю на 2.4(полегче будет),стаб уменьшу(тоже вес изменится).Вообщем можно еще немного гр скинуть;)
Вот еще фото,как все было до обтяжки:

А вот фото в до обтяжки и фото в разобранном состоянии 😃:

sancho

Это все твоя мания иметь офигеннный запас а я предупреждал…Мотор и рег -нормальные параметры,и дело не в мощности мотора а в том как ты его нагрузишь,поможет ваттметр снять характеристики.Отрезка времени в 10-15 секунд хватит для набора необходимой высоты для полета в термике,можешь разгрузить рег поставив внешний BEC.Нашел поляну в Ласкино-вчера летали-ветер с залива прет капитально пенолетбез мотора леталкак планер-туда поедем.А планер облегчить один способ-более легкий мотор и батарея- 100г уйдет только так.А так как ты увеличил плечо то нос все равно придется грузить.Вообще для себя я давно сделал вывод-если копируешь удачную разработку надо повторить все максимально точно потом в процессе эксплуатации накопятся и знания и навык регулировки,а внесение своих мыслей по ходу постройки могут дать непонятный и неприятный эффект с которым потом придется бороться.По поводу стаба-собери новый что там делать то палочки на циакрине склеить-до зимы еще можно не один такой планер собрать.Вот тоже с Медведевым решили по планерку собрать.

air_vic
sancho:

Это все твоя мания иметь офигеннный запас а я предупреждал…Мотор и рег -нормальные параметры,и дело не в мощности мотора а в том как ты его нагрузишь,поможет ваттметр снять характеристики.Отрезка времени в 10-15 секунд хватит для набора необходимой высоты для полета в термике,можешь разгрузить рег поставив внешний BEC.Нашел поляну в Ласкино-вчера летали-ветер с залива прет капитально пенолетбез мотора леталкак планер-туда поедем.А планер облегчить один способ-более легкий мотор и батарея- 100г уйдет только так.А так как ты увеличил плечо то нос все равно придется грузить.Вообще для себя я давно сделал вывод-если копируешь удачную разработку надо повторить все максимально точно потом в процессе эксплуатации накопятся и знания и навык регулировки,а внесение своих мыслей по ходу постройки могут дать непонятный и неприятный эффект с которым потом придется бороться.По поводу стаба-собери новый что там делать то палочки на циакрине склеить-до зимы еще можно не один такой планер собрать.Вот тоже с Медведевым решили по планерку собрать.

Согласен,мотор и батарея будут заменены со временем,но пока этого нет,будем летать,на том,что есть:)

1 month later
High_Contrast

Если вас не затруднит, киньте ссылку на статью оригинала (где процесс сборки и чертежи). Заранее спасибо

PS: А планерок у вас красивый вышел (:

air_vic
erno:

Вот эта, насколько я понимаю:
www.rcdesign.ru/articles/avia/msk_astana2

Да,именно по этой ссылке,подробная инструкция,по ней и делал с изменениями.
В ближайшее время выложу видео,по попонятнее будет.
Летает хорошо,неплохо держится.Планером доволен.Только пока не все настроил:)

EHOT

чуть подробней про крепление хвостового оперения к балке фюзеляжа?

air_vic
EHOT:

чуть подробней про крепление хвостового оперения к балке фюзеляжа?

Креплнние простое-пилон,состоящий из 2пластин бальсы приклеен к хвостовой балке эпоксидкой и усилен стеклом.Все это прошпатлевано,прогрунтовано и покрашено.А сам стаб одевается на 1.5мм дюралевый штырь,который вклеен в бальсовый пилончик

EHOT

Виктор, можно попросить сделать фото ХО со снятым оным?
однако, разместить это фото и/или комменты к нему разместить в теме Планер с V оперением где я перевел стрелки на способы крепления ХО. ведь фюз с V вклееным оперением просто в ящик сложно положить.
А я наоборот, хочу попробовать планер с T оперением. Вероятно, что следущем планере (ARF) таки переделаю штатное V в Т. есть вариант реализации с быстросъемным, цельноповоротным стабом. давно свербит реализовать %-)

air_vic

Полетал на прошлой неделе.Погода была хорошая,но был ветерок,временами с усилением и засосало так,что практически не было видно модели.Ну тут я очканул,элеватор рву вниз до упора,но не слушается,сосет и сосет наверх.И отнесло планер давольно таки далеко,начал опускаться,но было уже далеко,пока не скрылся планер за опушками деревьев.Ну и понял,дело запахло жаренным.Вообщем ударился в бега за любимцем.Найти планер среди 10-в гектаров полей,дачных обществ,частнах подворий практичесски не реалньо,все равно что искать иголку в стоге сена.Вообщем принял адреналина на душу,бегаю как…й.Спросить даже не у кого,нет никаго как назло,а кто и был на дачных участках,ничего не видел.Планер ведь не самолет, летит тихо,бесшумно.Но о ЧУДО,показался стаб полосатый в канаве,по уши заросшей травой!!!😁😁😁.Да это именно планер.После такого начал верить в чудеса,такое чувство,как буд-то направил меня Господь сверху.И искал я не долго,с час наверно,да все это ерунда.Но просто удивительно,шел и нашел рядом с заросшей дорожкой,ЧУДЕСА😇😇😇.Еще стоит отметить,что упал в высокую траву,поэтому не так сильно пострадал.Достал,а планер весь в ежевике заляпан😁
Теперь о повреждениях: подломался пилон,консоль(чась лонжерона) и кромочка левого ушка.Фюз и стаб не тронутые!!!Не смертельно.Если честно,я думал,что если и найду его ,дай бог через неделю,то только дровишки.
Из выше сказанного,понял свою ОШИБКУ,не достаточно догрузил планер в ветренную погоду:)Но ничего,на ишибках учатся,восстановим к выходным и в небо:)
Вот повреждения

air_vic
EHOT:

Виктор, можно попросить сделать фото ХО со снятым оным?
%-)

По поводу ХО-фотка постом раньше;)Тот самый пилон,на который стаб и одевается.Как говорится:“Где тонко,там и рвется”!

Free_Fly
air_vic:

,элеватор рву вниз до упора,но не слушается,сосет и сосет наверх.

В таких ситуациях правильней перворачивать планер на спину. Перевернулись, пролетаете перендикулярно ветру пока комфортно видите модель, полупетля вниз. разворачиваете против ветра, полубочка, полет на спине пока комфортно видите, опять полубочка, и т.д.
Либо распускаете бабочку на полную и вертикально вниз. Но чтобы получился выход в пикирование, это надо через полубочку из положения “брюхом кверху” тянуть ручку на себя. Ну, второй вариант поначалу требует памперсов.

air_vic

Да пробовал и против ветра выставлять и змейкой ходить,но планер завис на месте и ветром все дальше и дальше относит,недогруз.Но пока сказывается малоопытность управления таким классом модели,следовательно ошибки…
По поводу профиля,очень не плох.В процессе испытаний в термичную погоду и не очень, держится очень долго.При тестовом планировании-спокойно пролетает запасное футбольное поле.Прежде всего этот планер-паритель.Стоит еще отметить,планерок не для начинающих,очень капризный за счет малого угла отклонения,и постоянно нужно держать стик.При поворотах терят не много.Одним словом-абсолютно новая,непохожая на другие мои модели,планер.
Ощущения только положительные,советую!

VVS2

А если газу навалить тоже против ветра не идет?
Вогнутый профиль, однорежимный. Он конечно шикарно парит на какой-то фиксированной скорости, но чуть больше или чуть меньше, качество сильно падает, сопротивление растет. Такой профиль не пробъет ветер т.к. при пикировании слабо разгоняется.
Полетная скорость меняется только балластом к сожалению.
У металочных двояковыпуклых профилей рабочий диапазон скоростей выше, но максимальное качество слегка ниже.

air_vic
VVS2:

А если газу навалить тоже против ветра не идет?

Летев против ветра,газу тоже давал,но планер был на значительном удалении,и было просто не понятно,дал я газу или нет…Понял,что только практика расставит все на места,учитывая то что около года я вообще не имел практики пилотирования.ПОэтому,что бы не колотить модель,летаю сейчас на самолете тренере,восстанавливаю навыки управления:)А планер ремонтируется и в ближайшее время будет поднят в небо.

VVS2

Есть такое магическое действие, щелкать триммером “от себя” и покорно ждать. Если делать беспорядочные движения рулем высоты (джойстиком) планер так и не наберет скорости. Для реализации всей доступной ему скорости необходимо спокойствие по тангажу. Стабильный угол тангажа может способствовать хорошему разгону и возвращению аппарата, при этом на значительном удалении глазами не понятно есть у него скорость или нет, просто надо выучить положения триммеров для нужных вам режимов.

wws
air_vic:

и ветром все дальше и дальше относит,недогруз

Влияние груза куда меньше, чем влияние центровки и точно выверенного положения рулевых поверхностей. Можно хоть пол веса самолета в балласт загрузить, а ветер прошибать не будет. Камнем будет падать, а против ветра не пойдет.

Т.е. начинайте не с загрузки, а с постепенного задвигания центровки назад. Вам надо добится того, чтобы в режиме скорость планер с центральным положением ручек летел в горизонте, но максимально быстро. Но он будет требовать руления. Следующим шагом двигаете центровку чуть вперед (1/50 -1/100 от веса модели свинца ей в нос) пару щелчков на себя и этим добиваетесь того, чтобы при сохранении максимальной скорости уже не надо было рулить планером по тангажу.

Вот после этих манипуляций можете переходить к догрузке в CG балластом. А иначе… будет впустую потраченная высота

VVS2

А если руководствоваться описанным на форуме дайв-тестом?

wws

Дайв тест это действие первое, но он даёт только грубое попадание в центровку. Т.е. помогает понять не слишком ли сильно задран вверх РВ/стабильник.

Дело в том, что на глаз определить нужную “степень плавности” выхода из пике невозможно. Примерно попадешь, но это может означать что самолет летит 15-20% медленне чем мог-бы (при одинаковой потере высоты). А тут важен каждый процент ибо

При ветре 8 м/с

Самолет летящий 12 м/с будет возвращаться положим 60 секунд (т.е. 240 метров дистанции)

Самолет летящий 10 м/с будет возвращаться уже 120 секунд. Т.е. с той же высоты недолетит ровно на половину - 120 метров. Вот тебе и разница в 20% скорости.

P.S.
Ну и потом… Если самик будет чуть резвее по дайв-тесту выходить из пике, это будет означать, что и разогнаться против ветра он не сможет. Любая попытка разгона и он уже опять задрал морду вверх, ветер задул в консоли и его понесло назад. Так и будет бултыхаться на месте. Т.е. если есть куда давить триммер РВ, значит еще не все возможности для точной настройки модели исчерпаны 😃

VVS2

Я свой настроил по дайву, при пике, выход вяялый, едва заметный.
Как летает нравится. Но у меня площадь стаба огромная.

air_vic
VVS2:

Есть такое магическое действие, щелкать триммером “от себя” и покорно ждать.

Да,если ждать покорно в данной ситуация,то планер улетел бы в соседнее государство,и уже точно ничего бы не нашел

VVS2:

Но у меня площадь стаба огромная.

Но у меня стаб тоже болшой и площадь рулей не маленькая
А по поводу догруза планера,весит 890г с акком 3s 2800mah ,то сколоко свинца добавлять рекомендуется для ветренной погоды

VVS2
air_vic:

Да,если ждать покорно в данной ситуация,то планер улетел бы в соседнее государство,и уже точно ничего бы не нашел

Надо было раньше озаботиться этой проблемой, тогда триммером можно было вывести на нужный угол и скорость, либо можно было заранее увидеть что ветер не пробиваемый вообще, тогда только пикирование на тормозах и долет на низкой высоте на полном газу.
Вообще, явление стояния на месте против ветра в режиме макс. скорости, это аварийный полет. Как только заметили такое на малых высотах, сразу на землю грузить балласт, причем хороший, 30-40% от веса планера. Но возможно лучше просто не летать в такую погоду.

air_vic:

Но у меня стаб тоже болшой и площадь рулей не маленькая
А по поводу догруза планера,весит 890г с акком 3s 2800mah ,то сколоко свинца добавлять рекомендуется для ветренной погоды

Я как то слоперу грузил балласт равный его весу.
Балласта надо столько, сколько обеспечит комфортную скорость против ветра но и не травматичную посадку для планера.
В дулово, можно хоть полкило повесить, лишь бы конструкция выдерживала и лонжерон не лопнул. В ветер и потоки сильнее, однако снос с потоками тоже сильнее. Проблем набрать не будет, будет только проблема вернуться. С ростом массы, первая проблема будет слегка усложняться но вторая облегчаться 😃
Компромисс определяется экспериментально, запоминается для разных ветров и пользуется в дальнейшем.