Mistral от Reichard-ModelSport

Komandante

Полистал форум и все же решил создать новую тему. Если сообществу будет интересно опишу подробно процесс сборки и облета. Но не обещаю, что будет быстро. Надеюсь гуру планеризма не будут меня пинать, а наоборот помогут советом.😍
И так. После листания форума, оценки своих финансов, учитывая мнение “таможни” (жены 😁) и помня высказывание прочитанное на форуме “планер должен быть для погоды и любой площадки, что бы летать тогда когда есть желание и возможность, а не сидеть и ждать комфортной погоды, высокой и мягкой травки…” как-то так, за точность не ручаюсь - был выбран и у господина Рейхарда оплачен планер Mistral . Не последнюю роль сыграло и то, что у планера почти полная механизация крыла. Вообщем выбирался всепогодный планер для хоббийных полетов. Смотрел в сторону Эллипсоида, но засмущало наборное крыло и отсутствие механизации. На видео смотрел как народ его сажает - летучий гад, большая площадка для посадки нужна, хотя это мое субъективное мнение - не судите строго. Вообщем выбор пал на Mistral.
Три недели, точнее 21 день, ожидания 😵, с учетом перевода денег через банк, и вот сегодня забрал посылку на почте 😃. Фото выложу позже. На словах - упаковано достаточно добротно - картон, пленка, коробка, прокладки из пены, внутри все упаковано в пупырчатый полиэтилен. Ничего не пострадало и ничего не повело и не крутнуло 😁.
НО появились нюансы:

  1. Хороший заключается в том, что доработали фюз, читал что у Мистраля и Эллипсоида при посадке можно было чиркнуть РН, здесь на новом фюзе под килем сделали хороший такой наплывчик.
  2. Заказывая спиннер, я ориентировался на снимки фюзеляжа и пришел к выводу, что передних вентиляционных отверстий достаточно. НО на новом фюзеляже их нет, т.е. наплывы есть, но это так сказать фальшь-наплывы. Можно конечно проковырять, но не хочется портить фюз.
    Вот и первый вопрос - есть ли смысл заказать второй спиннер - турбо? Или все же аккуратно проковырять? Или все оставить как есть? Токи по расчетам Мотокалька не превысят 38 А. Соответственно регуль и батарея подобраны с запасом.
  3. Как лучше установить сервы в крыло - вклеить намертво или помудрить с площадками?
  4. Закрылки навешены так, что отклоняются только вниз, есть ли смысл перенавесить чтобы отклонялись не только вниз, но и чуток вверх (как например, на Cularis)?
    А вообще первое впечатление очень хорошее. Сделано все добротно и как ни странно при своих габаритах очень легкое. Есть мелкие косяки по обтяжке, но если честно за свои деньги ооччееннь даже добротно и качественно.
    По совету людей, которые уже летают на таком планере, в крылья пойдут машинки HS-81 и HS-82MG, заказал вместе с планером. Мотор пока китайский AVIONIX С35-48/780, регуль Phoenix Ice Lite на 50А, батарея Hiperion 2200 35C 4S1P, винтов заказал два один 13х6,5, другой 14х6. Приемник от Мультиплекса 7-ми канальный с телеметрией и соответственно передатчик РоялПро 2,4 ГгЦ М-линк. А вот со спиннером, как писал выше теперь сомнения 😃, не знал, что сделали такой “редизайн” 😃. Теперь вот думаю Вот пока все.
    Да еще вопрос. Планер обтянут прозрачной пленкой, НО при полетах реальный шанс на большом расстоянии запутаться куда и как летит - крылья одинакового цвета сверху и снизу, Cularis перекрашивал сам, но там все просто. Вопрос собственно - а можно ли эту пленку чем-то красить? Если да, то какие засады могут быть? Не пинайте сильно, до Мистраля бальзовых изделий, кроме тренера не было. 😃
GSL
Komandante:

Заказывая спиннер, я ориентировался на снимки фюзеляжа и пришел к выводу, что передних вентиляционных отверстий достаточно.

Извините, не поясните что такое спиннер? У меня некоторые проблемы с последними версиями русского языка.

erno

Исконно-посконного слова для этой штуки нет 😃
Но в предыдущих версиях языка она называлась “кок”

NIV
Komandante:
  1. Заказывая спиннер, я ориентировался на снимки фюзеляжа и пришел к выводу, что передних вентиляционных отверстий достаточно. НО на новом фюзеляже их нет, т.е. наплывы есть, но это так сказать фальшь-наплывы. Можно конечно проковырять, но не хочется портить фюз.

Вентиляционные отверстия в наплывах делаются самостоятельно. Обычно их там нету. За крылом с боков фюзеляжа есть выемки, в них я тоже сделал щели для выхода воздуха. Спинер-турбо. Воздух через спинер охлаждает двигатель, а через боковые отверстия регулятор хода и АКБ. Поток воздуха идущий в воздухозаборники на носу подтягивает за собой воздух идущий через кок и охлаждение получается очень эффективным, можно слегка перегружать движёк винтом без риска перегрева. Даже в 40 градусную жару двигатель, регулятор и батарея не перегревались.(проверено прошедшим адским летом😈)

GSL
erno:

Исконно-посконного слова для этой штуки нет 😃
Но в предыдущих версиях языка она называлась “кок”

Спасибо. А то я во всяких споттингах плохо ориентируюсь. Стар.

Komandante

2 NIV спасибо за информацию, буду искать турбо-спиннер.

2 GSL Спасибо за содержательный комментарий 😈 очень просветили 😛 вот здесь в картинках 😈

erno:

Исконно-посконного слова для этой штуки нет 😃
Но в предыдущих версиях языка она называлась “кок”

Если уж быть точным то “кок воздушного винта”
Хотя если честно не совсем понял сарказм GSL - здесь форум моделистов и есть такое понятие как “сленг” - не владеет - есть словари. А в моей теме мне нужны не уроки словесности, а обсуждение конкретной модели планера и все что с ней связано. Нечего сказать по сути, лучше промолчите.
NIV, если правильно понял у Вас такой же или подобный планер, чем лучше вклеивать мотораму?

vek8

Тоже недавно приобрел Мистраля. Нашел к нему англоязычную интсрукцию. Там написано, что машинки клеятся на двухсторонний скотч, но мне кажется это решение не очень надежно. Наверное буду мудрить с площадками.

NIV
Komandante:

NIV, если правильно понял у Вас такой же или подобный планер, чем лучше вклеивать мотораму?

У меня моторама дюралевая с резьбой под склейку.(Точили на заказ.) Вклеивал на 5-ти минутной смоле. Так же я переделывал все прижимные шайбы, на втулки. Иначе при сильной затяжке винтом деформируется бальза под шайбой, а прижим недостаточный. Кабанчики делал из 2мм стеклотекстолита, родные ставить побоялся.
У меня планер чемпион того же производителя. По лётным данным реально чемпион 😁 в сегменте недорогих планеров хобби-класса.



Komandante

Спасибо. То же смотрел на Чемпиона, но Мистраль купил меня механизацией крыла 😃
А почему внешний диаметр моторамы 50 мм? У Чемпиона диаметр фюза больше?

Появились еще ньюансы - AVIONIX C35-48 “нормально” не хочет становиться в фюз. Буду думать над обратным креплением двигателя. Где-то видел как переделывали для планера обычный оутранер.

Serpent
Komandante:

Нашел

Не рекомендую. Решение технически безграмотное (или как минимум недальновидное).
Если в стандартном варианте подвеса подшипники расположены максимально близко к винту, плечо между плоскостью вращения лопастей и моторамой составляет миллиметры, а массы кока с винтом и ротора двигателя расположены на противоположных сторонах подшипников и уравновешивают друг друга, то в описываемом случае - подшипники на противоположном от кока с лопастями конце вала, масса винта и ротора вынесены на одну сторону от подвеса и не балансируют друг друга, а плоскость крепления двигателя располагается максимально далеко от винта как будто специально для того, чтобы создать плечо приложения силы…
Любой, самый незначительный дисбаланс будет выламывать мотораму из места вклейки, более того - даже минимальный люфт в подшипниках может привести к самовозрастающей вибрации с соответствующими последствиями.

Уффф, много понаписал. 😃 Но не делайте того, что собрались делать.
Лучше уж вынесите провода и проведите их мимо двигателя снаружи.

--------------------------------------------
P.S. только не приводите пример китайских “колокольчиков” - там и массы другие, и плечо приложение силы, да и последствия от вибрации колокольчика совершенно несоизмеримы с Вашим случаем…

Komandante

Я думал об этом. Тем не менее двигатели с внешним ротором (не колокольчики 😃 ) конструктивно рассчитаны как на прямой так и на обратный монтаж. Вообщем есть над чем подумать. Вариант установки Инранера не рассматривается в принципе как не бюджетный. Можно было бы попробовать мотор классом поменьше, но тогда взлет будет медленным и печальным, да и для центровки придется свинец возить. Завтра постараюсь промерять фюзеляж внутри и возможно вот это решение будет тем, что нужно.
Вывод проводов наружу я рассматриваю как крайнюю меру - не хотелось бы портить внешний вид фюза.

Да в описании нового фюзеляжа забыл добавить, что теперь через весь фюзеляж (внутри) проходит две карбоновые (или угольные) полоски. Не знаю насколько это усилит конструкцию, но видно, что модель модернизируют.

NIV
Komandante:

Спасибо. То же смотрел на Чемпиона, но Мистраль купил меня механизацией крыла 😃
А почему внешний диаметр моторамы 50 мм? У Чемпиона диаметр фюза больше?

Это не внешний диаметр, а внутренний.😁 Этим буртиком стакан зацепляется за стенки внутри фюзеляжа как якорем. Кок у чемпиона 40мм. Мотор AXI 2826/10
встаёт в этот фюзеляж без проблем и провода проходят внутри мимо движка. Внешний диаметр движка 35мм. Думаю у Вас такой же фюзеляж.

iurka
Komandante:

Я думал об этом. Тем не менее двигатели с внешним ротором (не колокольчики 😃 ) конструктивно рассчитаны как на прямой так и на обратный монтаж. Вообщем есть над чем подумать.
.

можно из личного опыта чуть сказать? Я уже давно пользую “обратный монтаж” мотора. В принципе, конечно же, такой способ видимо убъет когда нибудь подшипники. Однако, на разных планерах у меня уже по паре- тройке лет моторы так стоят и в общем, пока живы. Сам же способ очень удобный. Просто вклеиваешь “крестик” внутрь фюзеляжа, а сам мотор вынимается-вставляется через передок фюза. При очень сильной “морковке” “крестик” гнется и мотор остается целым.
Все это про дешевые китайские моторы весом 100- 160 грамм. То есть, не самые и маленькие.
Кстати, еще замечание- на таких моторах вал, как правило, не особо качественный. Он или гнется или ломается при сильном ударе. Кроме того, иногда проворачивается вал мотора , сминая контрящий болтик.
При “обратном монтаже” этого не может быть в принципе. Так как крутящий момент мы снимаем непосредственно с обоймы магнитов. Да и погнуть дюралевый вал 6мм- куда как сложнее.

Komandante

Продолжаю.
Двигатель буду ставить штатно. Примерял мотораму и промерял внутренности фюзеляжа - если извернутся и защитить, а потом закрепить на стенку фюзеляжа провода, то должно получиться. Если AVIONIX не войдет, буду заказывать Hyperion Gs у него передняя часть, там где провода выходят, конусообразная - точно “спасет отца русской демократии” 😃.
Сегодня разбирал мелочевку и с удивлением обнаружил, что АРФ набор не укомплектован тягами элеронов и закрылков, наконечников тяг соответственно тоже нет. Проверил по спецификации (мучался с чешским и немецким, только на этих языках сопроводиловка) - действительно не должно быть 😦. Грустно - вещь копеечная, а не положили. Наверное уровень “продвинутый пилот” подразумевает, что это он может сделать сам. Ладно это не так уж и плохо. Все равно собирался ставить карбоновые, а наконечники есть в загашнике. Остальное вроде на месте.
Возник вопрос, точнее нужен совет - для стыковки консолей крыла идут два штыря 8 и 3 мм - стальные, весом не мерянные, если заменить на карбон в весе выиграю однозначно, но что будет с центровкой и прочностью? Если менять на карбон, то что ставить трубки или пруток? Из сопромата помню, что на кручение пруток ставить не рационально, а здесь и кручение и изгиб 😃.
Еще повод для размышления к РН идет боуден и вставка (пластиковая трубка) с наконечниками - есть ли смысл во вставку загнать тоненький карбон - 0,6-0,8?
Штатно серва РВ устанавливается в киле. Сразу ставить не буду, закреплю и прикину центровку. Все таки планер разрабатывался под никельметалгидриды, а сейчас ЛиПо - они легче. Если попаду близко к рекомендованному значению - поставлю серву РВ там где должна стоять. Если нет буду переносить к серве РН и прокладывать боуден к РВ.
Да вот фото того, что и как пришло

Упаковочный картон

Потом пленкой

Внутри все проложено пеной

Бальзовые консоли в пупырчатом полиэтилене

Serpent
Komandante:

если заменить на карбон в весе выиграю однозначно, но что будет с центровкой и прочностью

Неоднократно встречал подобный вопрос на rcgroups (применительно к различным похожим планерам) и всегда был один ответ - ни в коем случае…

server28

По поводу 8 мм прутка - для моторного полета без экстремального пилотажа и для слопа спокойно меняйте на угольный, а 3 мм - на трубочку, она практически не грузится. А вот при затяжках я бы стального оставил, но я так думаю, затягивать никто не собирается.
В слопе при 12-15 м/с летал с углем. С петлями и бочками, да так, что консоли сантиметров на 15 гуляли туда-сюда. Центровка практически не меняется. Дмитрий, не пугайте напрасно. Все зависит от режимов полета.

Serpent
server28:

Дмитрий, не пугайте напрасно.

Уголь при знакопеременной нагрузке имеет подлое свойство иногда со временем расслаиваться. По крайней мере в том виде, в котором он будет здесь (короткий обрезной штырь, с незаделанными торцами).
Я бы не рисковал, экономия в 50-70 грамм того не стоит…

NIV
Komandante:

Еще повод для размышления к РН идет боуден и вставка (пластиковая трубка) с наконечниками - есть ли смысл во вставку загнать тоненький карбон - 0,6-0,8?
Штатно серва РВ устанавливается в киле. Сразу ставить не буду, закреплю и прикину центровку. Все таки планер разрабатывался под никельметалгидриды, а сейчас ЛиПо - они легче. Если попаду близко к рекомендованному значению - поставлю серву РВ там где должна стоять. Если нет буду переносить к серве РН и прокладывать боуден к РВ.

У меня сервы стоят в носу. В качестве тяг использовал карбоновые трубки диаметром 2мм с промежуточными опорами в фюзеляже. Внутри киля стоит качалка привода руля высоты.

Komandante
server28:

Все зависит от режимов полета.

Вот и я о том же. Железный штырь никуда не денется. Если будет желание полетать экстремально, всегда можно заменить.

NIV:

В качестве тяг использовал карбоновые трубки диаметром 2мм

Я думаю проложить боуден и в качестве тяг применить карбон, но пруток ??? мм и попытаться избежать промежуточного звена. Кстати где-то здесь описана сборка Эллипсоида с таким же решением.

server28

Я использовал пруток 1 мм. При жестких посадках и зацепах при транспортировке - не ломал ни разу.Правда, для транспортировки на тягу РВ у меня надевается специальная серьга. Серьга сита из стальной проволоки 1 мм. Оборот диам. 5 мм вокруг первого винта крепления РВ (РВ демонтирован) - оборот диам. 5 мм вокруг оси наконечника тяги РВ и оборот диам. 5 мм вокруг второго винта крепления РВ. Тяга жестко фиксируется, излом исключен.

Komandante

Сегодня в перерывах между изучением Multiplex Roylpro 16 M-Link и настройкой с евойным приемником Cularis прикинул внутреннюю компоновку. Похоже, что в Riechard-Modelsport немного поработали и теперь планёр заточен под ЛиПо. Вставил внутрь площадку для серв, акб и прикинул на глаз Ц.Т. - без мотора, сервы в хвосте и РН - практически в рекомендованной точке. Смотрел компоновку здесь получается, что теперь площадка сдвинута вперед.

Вот в этом положении все части очень хорошо сопрягаются со стенками фюзеляжа и после проклея на смолу должны неплохо усилить конструкцию носовой части.
Да с акком угадал - встал тютелька в тютельку 😃

Serpent
Komandante:

Вот в этом положении все части очень хорошо сопрягаются со стенками фюзеляжа и после проклея на смолу должны неплохо усилить конструкцию носовой части.

Вопрос - в этом варианте при полной проклейке каркаса удастся заменить мотор или нет?

P.S. Как минимум центроплан подвергся приличной переделке, видно невооруженным взглядом. И похоже нос удлиннили. Молодцы, однако!

Komandante
Serpent:

Вопрос - в этом варианте при полной проклейке каркаса удастся заменить мотор или нет?

То же над этим думаю. По грубым прикидкам после полной проклейки замена мотора - секс с препятствиями и извращениям, с обязательной словесной поддержкой 😃 . После монтажа мотор 35-48 слегка выглядывает в колодец. На самой площадке передняя часть имеем полукруглую выемку. Так что теоретически мотор можно будет демонтировать и поставить обратно, но без выше перечисленного вряд ли удастся обойтись.

Komandante

И так, сегодня появилось время. Решил все сначала взвесить, потом прикинуть компоновку и центровку.
Вот что получилось:
Фюзеляж (вместе с обрешеткой и моторамой) - 280 гр.
Консоль левая -255 гр.
Консоль правая - 255 гр.
Стабилизатор+РВ - 30 гр.
РН+рейка монтажная - 15 гр.
Вся мелочь (кабанчики винтики и пр.) + боуден+тяга РН - 15 гр.
Штыри (оба) - 110 гр. - есть смысл как и писал заменить на карбон.
Итого пустой планер 975 грамм при заявленных 980 😃
Дальше решил не доверять паспортным данным и завесил электронику:
мотор (пока AVIONIX C35-48) - 170 гр (по паспорту 151 гр 😈)
ESC (Phoenix Castl 50А lite ice) - 40 гр с проводами (по паспорту 22гр - видимо без проводов😈)
батарея борта (LiFepo Hyperion 2S1P) - 100 гр. (по паспорту 94)
батарея силовая (LiPo Hyperion 4S1P 35C 2200) - 245 гр. (по паспорту 247 😒)
РМ HS-81 4 шт 60 гр (всего)
РМ HS-82MG 2 шт 35 гр. (всего)
Приемник Multiplex link lite 7Ch 10 гр (по паспорту)
Итого 662 грамма
Нет данных пока по спинеру и винту и сколько добавит весу смола при сборке и удлинители для серв?
А так взлетный получается 1637 граммов.

Теперь что получилось с развесовкой по Ц.Т.
А получилось, что серву РВ нужно ставить туда, куда ее родимую определил г-н Рейхард - в киль на штатное место вот присобрал

Без крыльев Ц.Т. примерно на 10-12 мм позади штыря или если подвигать силовую батарею то и по штырю можно поставить, если присоединить крылья, то практически в рекомендованной точке 80-85 мм от передней кромки и это еще нет спинера и винта. Вот так вот.
По прежнему открыт вопрос с мотором - ставить что есть - С35-48 или все же заказать Hyperion Gs 3020-12 с такой вот приблудой ?
Решение очень нравиться.
И еще одна засада вырисовалась - после монтажа всех внутренностей намертво - двигатель становиться практически не извлекаемым 😃.
Буду думать дальше.