Отличия V и Т оперения при равных проекционных площадях?

Lazy

NACA говорит - больше. СКОКА точно вешать? (с)

server28

Нада погуглить - у Дрелы методичка есть. Как правильно пересчитать классику в V. У меня в работе, когда переделывал Мистралю Т в V, бумажная копия была, но попробую поискать…
Нашел:
лист 1
лист 2

server28

На рц-групс целая тема. Не прокатит за обоснование? 😃

ДедЮз
MihaD:

А Вы представьте, что перья V-оперения подняты на 80 градусов, то есть между ними угол 20 градусов. Хоть поперек потока фюзеляж поставьте, угол атаки оперения не будет больше 10 градусов.

Угол атаки считается по хорде, а не по лонжерону. Разница в потребных площадях гор и верт проекций возникает из за потерь на интерференцию, имеющую место в зоне сопряжения половинок V оперения. При увеличении площадей вредное воздействие интерференции не уменьшается. Не увеличивая оперения, можно снизить интерференцию а) раздвинув половинки на фюзеляже; б) оформить зализы и стекатели на верхнем контуре; в) применять профили ламинарного типа (с оттянутой до 40-45% макс. толщиной), при этом, минимально возможной, по конструктивным сображениям, толщины. Это все не теории, а из практики. Показанные выше расчеты с точки зрения математики корректны, но где коэффициенты устойчивости, и кто их застолбил на какой-либо конкретной величине. Наши планера с крыльями типа “Пике” летают равноценно с различными типами оперения, разброс по показателям устойчивости тоже разный, Аго=0,34-0,55, Аво=0,03-0,06. Кому, что нравится. Кто любит парить бросив ручки и болтая, а кто предпочитает “висеть на рулях”. Все летают неплохо, на ЧМ и ЧЕ выступали.

olgol
server28:

Нада погуглить - у Дрелы методичка есть. Как правильно пересчитать классику в V. У меня в работе, когда переделывал Мистралю Т в V, бумажная копия была, но попробую поискать…
Нашел:
лист 1
лист 2

Я давал ссылку на “методичку” Дрелы в моем первом сообщении по теме:

charlesriverrc.org/…/markdrela_vtailsizing.htm:
To convert a conventional tail into a V-tail: A_vtail = A_vertical + A_horizontal
angle = arctan[ sqrt( A_vertical / A_horizontal ) ]
Notes: “A_vtail” is the area of both halves together, rotated flat. “angle” is the V-tail’s dihedral angle from the horizontal.
To convert a V-tail into a conventional tail, use the reciprocal formulas:
A_horizontal = A_vtail * [ cos(angle) ]^2
A_vertical = A_vtail * [ sin(angle) ]^2

Lazy:

Аха. А обосновать?

Дык, я же как бы и пытался объяснить суть, и Михаил мне даже помогал.
Владимир, может есть более конкретный вопрос - какая часть объяснения непонятна?

ДедЮз:

Наши планера с крыльями типа “Пике” летают равноценно с различными типами оперения, разброс по показателям устойчивости тоже разный, Аго=0,34-0,55, Аво=0,03-0,06. Кому, что нравится.

  1. как считать Аго (или Аво) для V-хвоста? Если ответ “по проекции на горизонтальную/вертикальную плоскость” - то это будет неверно! об этом как раз и речь. Никто не спорит, что удачные планера бывают с разными значениями Аго/Аво. Но…

  2. если у меня есть планер со стандартным оперением и его поведение мне очень нравится, как спроектировать V-хвост с точно таким же поведением по тангажу и рысканию (насколько возможно, конечно) - какова необходимая площадь и угол перьев? Если ответ “считай по проекции”, то это опять же неверно. Получится недоразмеренный хвост и он будет вести себя по-другому, будет менее устойчив. При этом, вполне возможно, его поведение будет вполне адекватным, но тогда изначальное оперение было слишком большим. правильный ответ - смотри “методичку” Дрелы. Сумма площадей ГО и ВО должна быть равна площади перьев V-хвоста.

ДедЮз
olgol:

как считать Аго (или Аво) для V-хвоста?

В данном случае, я занимался чистой статистикой. Площади считал по проекциям. Проводил эксперименты с толщиной профиля и разносом перьев. О чем и сообщил.

olgol:

Если ответ “по проекции на горизонтальную/вертикальную плоскость” - то это будет неверно!

. Я ни с кем не хочу спорить, мой аргумент, если летает стабильно - значит все верно.
Методика Дрелы мало отличается от методики Шмитца образца 1948г. Просто Шмитц не видел современные профили и наши технологии. По методике Дрелы следует проектировать и строить планера, профили его выдающиеся. Но неудачная технология и отсутствие должного контроля силовых и весовых параметров может свести на нет любой аэродинамически высококачественный проект. На протяжении последних 3-4 лет больше всего ломались фирменные “Супры”. Мне кажется, в данном разделе было бы полезно поднять вопрос о технологиях и особенно о силовых элементах. Методиках расчета прочности композитных деталей, особенно уделить внимание переходным зонам, концентраторы гробят все и вся.

Hight

Подкину ещё темку. Что скажите про расчет перевернутого V?

ДедЮз
Hight:

Подкину ещё темку. Что скажите про расчет перевернутого V?

Расчеты делаются при наличии проектного задания. Перевернутое V, очень полезная штука. Кроме минимизации затенения, что свойственно и нормальному V оперению, перевернутое позволяет, при качественном подборе геометрических соотношений, автоматизировать управление ЛА по горизонтали без дополнительных средств автоматизации (весовой фактор и фактор надежности). Векторы сил, при работе рулей на поворот одновременно кренят машину в нужную сторону, а при наличии некоторой дифференциации по углам срабатывания рулей, совмещают 3 функции: РН; элеронов и РВ. Можно было бы попытаться обосновать приимущества V оперения, но теория утомляет нас всех, тем более на эту тему есть спец. литература. Лучше следовать своим эстетическим и интуитивным пристрастиям или, для кого важно - моде. Все равно, лучше летают те, на чьей стороне Фортуна. Чего, вам всем и желаю.

olgol:

если у меня есть планер со стандартным оперением и его поведение мне очень нравится, как спроектировать V-хвост с точно таким же поведением по тангажу и рысканию (насколько возможно, конечно) - какова необходимая площадь и угол перьев?

Из практики. Если очень хочется, то надо! Скопировать проекции В и Г площадей и поделить на 2. Из полученных рез-тов меньшее поделить на большее будет ТАНГЕНС половины угла развала. Если строите металку, то Вам придется перерасчитать площади, для соблюдения моментов устойчивости разнесенных относительно ЦТ элетентов и скорректировать площадь вертикальной составляющей так, чтобы центр давления боковой поверхности опустить как можно ниже, установив контркиль (перо) ниже балки фюз-жа. Рули должны иметь ширину не менее 25% САХ оперения. Это важно, т.к. позволит уверенно рулить и триммировать не боясь “эффекта Дрелы”.

olgol:

Если ответ “считай по проекции”, то это опять же неверно.

А Вы пробовали, или это “со слов”(как мне кажется, в рекламных целях и только). Я не только пробовал эти соотношения, но и дедал с цельноповоротными поверхностями (Аго=0,45; Аво=0,04). Результаты понравились всем кто видел полеты, а повторить боятся. Людям, здесь нравится как попроще, а еще лучше не сделать, а купить.

wws
ДедЮз:

Все равно, лучше летают те, на чьей стороне Фортуна.

Говорят неудачники … а победители идут домой и трахают королеву бала!

(с) Персонаж Шона Коннери из фильма “The Rock”

olgol
ДедЮз:

А Вы пробовали, или это “со слов”(как мне кажется, в рекламных целях и только). Я не только пробовал эти соотношения, но и дедал с цельноповоротными поверхностями (Аго=0,45; Аво=0,04). Результаты понравились всем кто видел полеты, а повторить боятся.

Жозеф, если вы думаете, что я выдумал это все сам и пытаюсь рекламировать что-то (только что?), то вы ошибаетесь. Я просто пытался объяснить физику и математику процесса, которую мне объяснили давно на форумах люди, гораздо умнее меня. Это, знаете ли, как объективная реальность, не зависящая от нашего сознания. Можно спорить и говорить, какие хорошие результаты получились в каждом конкретном случае, но физика явления от этого не меняется. Там всего-то 2-3 шага в логической цепи, посмотрите на мое объяснение, как найти площадь эквивалентного V-хвоста. Ваш алгоритм, описанный выше, даст уменьшенное оперение, и немного не тот угол. Вполне возможно, что оно окажется вполне работоспособным. Но оно не будет строго эквивалентно стандартному оперению, если равны площади проекций. К слову, на металке использование V-хвоста, практически, невозможно - слишком большие крутящие моменты при броске потребуют ОЧЕНЬ прочного хвоста и балки. К слову (2), использование “контркиля” сводит на нет все преимущества простоты и чистоты V-хвоста и лишает его всякого смысла.

По-прежнему утверждаю (это не мои собственные постулаты, это, как я говорил, объективная реальность, доказанная простейшими выкладками выше):

  1. Для построения эквивалентного V-хвоста, нужно взять полную площадь ГО+ВО. Угол определяется так:

To convert a conventional tail into a V-tail: A_vtail = A_vertical + A_horizontal
angle = arctan[ sqrt( A_vertical / A_horizontal ) ]

  1. Распространенное мнение, что можно уменьшить площадь и вес оперения путем перехода к V-хвосту есть неверное. Нельзя.

За сим закончу участие в споре. Целью было, вобщем-то, посеять зерно знаний в пытливых умах конструкторов, а не переубедить убеждённых в своей правоте.

server28
Lazy:

Да? А где?

Прдон! Ссылки на методичку на RCGroups.com, но тему повторно не нашел. Но ведь я их оттуда взял!😃

olgol:
  1. Распространенное мнение, что можно уменьшить площадь и вес оперения путем перехода к V-хвосту есть неверное. Нельзя.

Спорный тезис. Мне удалось заметно снзить вес жвоста райхардовского Мистраля, переделав T на V по Дреле. Причем я сделал цельно поворотное V. Визуально хвост выглядит несколько крупнее, чем T.

ДедЮз
olgol:

что я выдумал это все сам и пытаюсь рекламировать что-то (только что?), то вы ошибаетесь.

Боже упаси, наговаривать на Вас. Я, под “рекламой” имел ввиду, продвижение промышленниками своих концепций, вопреки многообразию возможных решений. Олег, сегодня я провел эксперимент. Может он покажется вульгарным, т. к. проводил его на модели-полуфабрикате типа “Джейн де леди” без элеронов. Суть. Модель летала как и подобает “Кларк У”, в 6-7 утра, при полной затяжке (около 150м) 6-6,5 минут. Сняли классическое оперение и заменили его на идентичное по площадям “V” образное. Продолжительность парения (при старых положениях ЦТ) осталась в прежних пределах, но управляемость заметно улучшилась (!!!). Я “грешу” на то, что оперение полностью освободилось от затенения крыла.Вот такая статистика.

MihaD
server28:

Спорный тезис. Мне удалось заметно снзить вес жвоста райхардовского Мистраля

Андрей!
Если бы ты его в классический переделал, еще больше бы снизил вес! 😃

VVS2

Споры ни о чем. Давайте для простоты подхода сравним Х хвост и -|- хвост. Их разница только в том, что первый повернут под 45 градусов при равной площади всех поверхностей.
Неужели его эффективность будет сильно ниже? Как же тогда считали стабилизаторы ракет где вообще Y хвост? Ведь стаб должен иметь эффективность во всех направлениях…

Wasily

действительно, а давайте рассчитаем стаб на ЭНЕРГИЮ!А! Не путайте одно с другим! Если вы берете классический или Х хвост и сравниваете с V, то к чему Х повернутый на 45градусов? И заголовок темы прочтите внимательно!

Strahd

Напишем формулу подъёмной силы

_______2
______V
Y=CyS–*Ro(плотность)
______2

(Y=Cy*площадь несущей пов.*квадрат скорости пополам*плотность)

Примем: угол наклона консоли стаба - А
катеты a, b, гипотенуза с
непременное условие - равенство подъемных сил у обычного и V-стаба. исходя из этого, проведя некоторые преобразования, получим:

_v
Sст*CosA=Sст
Или тоже самое в форме: b=C*CosA. Что и требовалось доказать.
Кроме того: “Углом атаки профиля считают угол между хордой пофиля и направлением вектора скорости воздушного потока” (2* страница 17). Для не понятливых: угол атаки у обоих видов стабилизаторов одинаков при любых эволюциях модели (это к тому, что Cy у стабильников одинаков.)
В моделизме (и не только) “Под несущей площадью крыла и оперения подразумеваются площади проекций крыла и оперения на горизонтальную плоскость, т.е. их “тень”. Так как крыло, а иногда и оперение имеют поднятые вверх концы, их фактическая площадь больше чем несущая.” (1* стр. 38).
Все расчеты в моделизме выполняются с учетом только несущих площадей. В технических требованиях к моделям оговариваются только несущие площади.
Вы можете верить в вечный двигатель, но расчеты будьте любезны выполнять как положено (2*2=4 и никак иначе).
Как иногда приятно, что мозги утекают.

olgol:

V-оперение должно иметь равную полную площадь со стандартным оперением, а не равную проекцию. Иначе оно будет мало, при равных крыльях и плечах. Соответственно, планер будет менее устойчив, либо неустойчив.

olgol:

Аэродинамическая сила есть всегда нормальная к поверхности оперения и возникает при изменении угла атаки оперения измеренного в плоскости нормальной к плоскости оперения.

Жаль что не все

MihaD:

А Вы представьте, что перья V-оперения подняты на 80 градусов, то есть между ними угол 20 градусов. Хоть поперек потока фюзеляж поставьте, угол атаки оперения не будет больше 10 градусов. Все у Олега правильно изложено. Если кому-то кажется, что там есть ошибки, попробуйте вывести сами и выложите тут формулы.

Есть одно замечание. Угол подъема консоли стабильника определяет высоту киля. Но этих килей - 2.Если угол подъема консоли определяется из высоты вертикального киля - модель будет спирально не устойчивой! Этим, очевидно, объясняются особенности полета моделей с положительным V стабильника. Кроме того при V стабе неизбежно увеличение веса, усложнение конструкции и т.п. Во имя чего?
Всех поздравляю с новым годом. Успехов в проектировании и изготовлении моделей.

P.S.
1* Э. Смирнов “Как сконструировать и построить летающую модель.” Изд. ДОСААФ 1973г.

2* В. Е. Мерзликин “Радиоуправляемые модели планеров.” Изд. ДОСААФ 1982г.

Lёlik

О! Знакомые метаморфозы расчетов знатными конструкторами сосновых лонжеронов для изделий из потолочной плитки в соседней теме.
(Strahd, я не о вашем посте, к вам не относится, а вообще о жизни…)

Конкретно по вопросу ТС: в cross-tale РВ и РН могут управляться совершенно разными серво, с разными расходами и независимо друг от друга (в отличии от V-tale), что дает неоспоримую простоту в сборке и регулировке модели с cross-tale. (Извиняюсь сразу, если кто уже писал об этом или я озвучил и так всем известную аксиому). Получается, технически надежнее и проще реализовать cross, вот такая “разница”.

ДедЮз
Strahd:

Кроме того при V стабе неизбежно увеличение веса, усложнение конструкции и т.п. Во имя чего?

У нас ребята строят модели по обеим схемам. Летают добротно все. По моим прикидкам (уже писал) уделный вес на единицу проекцируемых площадей, у V оперения процентов на 8-15 ниже, чем у + схемм. Конструкция в целом более равнопрочная. + оперение требует усиления вертикальной составляющей (комля киля), для монтажа стабилизатора. Споры, “что лучше”, ничего не доказали. Внимательно просмотрел расчеты Дрелы. Рациональное зерно в них есть. V образное оперение менее чуткое к реакции рулей, поэтому их приходится увеличивать по ширине до 25-30% хорды и делать большое сужение рулей, чтобы уменьшить кренящие реакции при горизонтальных маневрах. Цельноповоротными V половинками управляем дифференцированно, проблем пока нет. Вспомнил молодость, полеты на планерах, в том числе на А-11, с V оперением. Подумалось, хорошо, что О.К.Антонов и те кто строил эти планера, и те кто летал не опасались “эффекта Дрелы”. А ведь угол между перьями А-11 был около 80 градусов. Что по этому поводу скажут критики V оперения?

GSL
Lёlik:

О! Знакомые метаморфозы расчетов знатными конструкторами сосновых лонжеронов для изделий из потолочной плитки в соседней теме.
(Strahd, я не о вашем посте, к вам не относится, а вообще о жизни…)

Нельзя ли пояснить цель данного высказывания? Просто интересно.