Планер-самоделка. Почти биплан:)

ORK

Каким образом консоли крепятся к центроплану ?

iurka

У меня разъем один- по центру крыла. Там консоли соединяются на дюралевой трубке 12х10мм. Ну а к фюзеляжу- двумя болтами. Это на фотках видно.

Болты вкручены, понятное дело не просто в пенопласт 😃 Там такая технология: в процессе выклейки корень консолей усилен накладками стеклоткани. В зоне торца там 3 слоя стекла. Затем, после выклейки, из торца крыла выковыривается пенопласт на глубину 5-10 мм. В зоне болтов вынимается глубже, естественно.
После этого по периметру укладывается углеровинг, с обкручиванием вокруг трубки-пенала штыря. Ну и потом торец замазывается смесью смолы и стеклосферы. Причем, непосредственно в зоне болтов- смесью смолы и рубленого стеклоровинга.
Таким образом, получилось более- менее прочно.

ORK

Спасибо за пояснения крепления к фюзеляжу.

А уши к половинкам центроплана не имеют усиления в точке изгиба ?

iurka

Есть немного. между ушами и центропланом слой смолы с микросферой- он на сжатие гораздо прочнее пенопласта.

ORK

И еще несколько вопросов:
Уши и центроплан обтягивются стеклом раздельно…или все вместе.
Уголь на лонжероны укладывается вместе со стеклом.или раздельно.

iurka

1- раздельно. Не представляю, как в вакуумный мешок положить “горбатое” крыло в сборе. Может затвердеть с большими поводками. Потому- раздельно. В процессе отверждения крыло должно быть ровное- то есть нужен упор об плоский стапель или родные пенопластовые “половинки”. В случае моем ( профиля AG35-38 имеют совершенно плоский низ) можно обойтись без “половинок”. Просто пригрузить зону задней кромки, чтобы был контакт со стапелем.
Соответственно, потом приходится приклеивать ухо к центроплану и проклеивать шов стеклом и немного шкурить-шпаклевать.
2- Мне удобнее раздельно. По той же методе, как и передняя кромка. Мажу тонко смолой, дожидаюсь ее липкости и приклеиваю полоску угля. При этом уголь не пропитывается смолой и остается “сухим”. Важно поймать момент, когда смола уже густая и липкая. Ну или, как все, пользоваться аэрозольным клеем.

Udjin

Кстати, о майларах.
Нашел я пленку ПЭТ во Владивостоке.
Точнее не пленку, а пластик. Толщина будет или 0,4 или 0,5 мм. Cегодня вечером приедет …
Вопрос про “бритье” кромок.
А что если их не брить, а снять до толщины 0,1 шлифмашинкой? Есть у кого опыт такой?

Евгений_Николаевич

По шлифмашинке опыта нет. Если пробовать - главное не передержать на одном месте, чтобы было одинаково по всей длине пластины (консоли).
Если “брить” - то лучше обратной (тупой, прямоугольной), стороной сменного лезвия строительного ножа.

Udjin

Евгений, по твоему опыту, сколь сбривать от края (ширина полоски бритой) и до какой толщины?

Евгений_Николаевич

Зависит от кривизны носика профиля, 10-15мм. А, вот с тощиной на краю - главное не переуседствовать. Может пойти волна по кромке. Похоже в процессе, кромка как-бы вытягивается. И несмотря на все эти ухищрения, все равно 2-3мм носика остается незакрытой (специально сейчас посмотрел, кое как смог разглядеть эту границу). Но, это все перекрывается наклееной заранее на носик полоской ткани. В конце, кромку можно промазать эпоксидкой простой кисточкой. Кстати, такая кромка ломает засохший бурьян, в палец толщиной, на посадке и даже планер не меняет напрвления движения, но это уже наверно потому, что он так называется.
Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание. В будующем этот вариант надо обязательно попробовать.
Наши краснодарские друзья VF и MVP формуют за один раз, ценроплан, который имеет поперечное V.
Этому предшествует серьезная подгонка майларов по длине в месте стыка.
А если и делать поперечное V на крыле, то лучше излом делать в тех сечениях понемножку, чем плоский ценроплан и консоли под углом.

ORK

Большое спасибо за подробное описание.

Udjin

Докладую. Пришел ПЭТ 0,4 (вместе с пленкой-защитой 0,45).
Попробовал я его побрить лезвием. Не понравилось.
Задействовал средства малой механизации - дремель с насадкой.
Побрил кромку минут за 5 на средних оборотах.
Потом поставил на шлиф-машинку 320-ю шкурку и зашлифвал. На все про все ушло минут 20.
Шлиф-машинкой перегреть затруднительно. Дремелем - можно и перегреть. Треба ставить обороты ниже средних.

iurka

По результатам облета и последующих полетов хочу высказаться:

1- Коеффициент спиральной устойчивости. Вместо рекомендованного минимума 3,0, у меня- 2,5. Планер стал резче входить в крен. и это скорее мне нравится, чем нет. Появилась возможность выстрее вкручиваться в узкий поток\пузырь, активнее в нем рулить. В общем, мне нравится. С другой стороны, планер стал менее самоустойчив, и это тоже чувствуется. Правда, управление пока все еще не сложное, но надолго отвлекаться от модели нельзя, т к. сама она выравнивается вяло.
2- нагрузка. 25,6 гр\дм2 при “быстром” профиле AG35-37 довольно хорошо сочетаются. Несмотря на низкую нагрузку, крейсерская скорость у такого крыла довольно большая, и это дает вполне достаточную скорость в Re. Планер легко держится в воздухе, летит с хорошим качеством.
А вот если бы профиль был не такой скоростной, пришлось бы, думаю, планер хорошо грузить, чтобы вырваться из докризисной зоны обтекания.
3- Площадь киля. Создается у меня устойчивое мнение, что надо бы киль чуть побольше.
4- Вес крыльев. В отличие от первой версии (тяжелое крыло) тут масса куда меньше. А главное- меньше инерция. И это очень хорошо сказалось на поворотливости при резких эволюциях- нет “раскачивания” крыла после маневра. Ну или почти нету.

Так что в целом- доволен. Хочу сделать нечто похожее, но с размахом 3,8м.

Зы: не примите за нарциссизм:) Просто немного увлекся обработкой видео:) Выкладываю файл в максимальном качестве, что получилось и разрешении 1280х720. Кого не пугают 2гб- можете глянуть. В принципе, у многих давно безлимит…
www.ex.ua/edit_storage/985282027283

Евгений_Николаевич
iurka:

С другой стороны, планер стал менее самоустойчив, и это тоже чувствуется. Правда, управление пока все еще не сложное, но надолго отвлекаться от модели нельзя, т к. сама она выравнивается вяло.

А кто сказал, что задача будет легкой. Если говорить утрировано, то если взялся летать - летай. Зато наверно чуствуется, что неба над полянкой стало меньше? А возможностей для различных вариантов полета больше?
Судя по твоему описанию, характер полета гораздо ближе к Супре , чем к АВВА.

iurka

Ну я вообще только учусь рулить элеронными планерами. В них есть и минусы и плюсы. Если опыт уже не совсем маленький- пожалуй плюсов таки больше. Именно резкость в управлении и нравится. С одной стороны резкое “махание” рулями- это торможение. А с другой- позволяет влазить в такие кусочки теплого воздуха, куда раньше не всегда успевал вернуться после пролета. Ну то есть- сам процесс пилотирования стал интереснее. Появились новые возможности, простор для деятельности. Причем, чем меньше V крыла, тем резче можно рулить.
Насчет руления на пределе видимости- таки хуже. Но сказать- совсем плохо, никак не могу. Все равно временами модель видишь и это помогает лететь более менее ровно.
Но , думаю, если бы я занимался чем то вроде кросс-кантри, то V крыла делал бы большим. Там это важнее.

Радует то что пресловутая табличка SailplaneCalc таки весьма правильно выдает данные. Практика четко подтверждает предсказанный характер полета.

Евгений_Николаевич

Да, алгоритм расчета поведения планера, выдает удивительно похожий результат.
И правильно, не надо далеко отпускать аппарат, надо чтобы хорошо было видно положение модели в полете.
А, с другой стороны, зачем летать там , где модель уже плохо различима в небе.
Последнее время летаю без помошников, поэтому пользуюсь камерой ГоуПро, закрепленной на голове. Соответственно нет ЗУМа, поэтому можно снять только взлет и посадку. Хотя на протяжении всего полета планер очень хорошо видно. Было несколько попыток, природы, затянуть модель за пределы видимости. В этом случае очень хорошо помогает режим батерфляй и крутое пикирование, почти без увеличения скорости.

iurka
Евгений_Николаевич:

Соответственно нет ЗУМа, поэтому можно снять только взлет и посадку

Так у меня- тоже. Вернее- зум есть, но по факту, в полете- не до управления камерой. Тут абы в кадре удержать. Кроме того, когда модель одна в небе, и не видно земли- такое видео малоинформативно. Не чувствуется ни перемещение, ни скорость. Потому я для видеосъемки специально перед камерой на малой высоте пошнырял, чисто чтобы крупный план был, и землю видно.
А с помощниками в нашем деле- швах. Женщинам, даже своим, любимым- нудно. Мужчинам- некогда. Ну а коллеги- и сами полетать хотят…

iurka

Эх. Даже не так. Э-э-э-э-хх 😦

Убил я его. В щепки, в лохмотья. Ремонту не подлежит. Более того, уже и сжег его на костре. Осталась жалкая кучка несгоревших тряпочек. Стекло да уголь… Хоть новый из них клей:)

В общем, он не виноват. Чисто моя тупость- полетел на одном планере, включив на аппе настройки другого. И решил полихачить над землей на скорости. А там микс один- в другую сторону работает. Ну и вот.

Udjin

Бывает. Ничего, новый будет еще лучше!