Полукопия современного планера

Евгений_Николаевич

Виталий. Да, сколько раз видел как Крис Уильямс свои ретро планера, закидывает со склона одной рукой, а во второй пульт. Мне показалось что я просто не смогу удержать одной рукой, он тупо не обхватывается, да еще ветер порывами. Пульт на шее на столике. Но надо попробовать. В принципе сильно то кидать и не надо - сам уходит.
Но еще один важный вопрос, который не решен. Положение Ц.Т.
Обратимся к азам. Книга Мерзликина В.Е. Трактуется что для приблизительной оценки положения Ц.Т. надо воспользоваться формулой положение Ц.Т. = 0,336 * САХ.
Начало САХ находится в корму от передней кромки на 12,64 мм. САХ 194,81мм. Положение Ц.Т. от передней кромки = 12.64 + 194,81*0,336 = 78мм. Но ведь здесь не учитывается ни стабилизатор ни плечо Г. О.
Полет был на 95 мм. По полету - положение Ц.Т. - заднее. Логично добиться положения Ц.Т на второй полет 80 мм.
Прошу общество высказать свои соображения, особенно Алексей. Есть ли в этих соображениях ошибка, как бы не наступить еще раз на грабли?

Prophead
Евгений_Николаевич:

Обратимся к азам. Книга Мерзликина В.Е. Трактуется что для приблизительной оценки положения Ц.Т. надо воспользоваться формулой положение Ц.Т. = 0,336 * САХ.

А где Вы у Мерзликина такое увидели ?

Witalij

Евгений Николаевич, Алексей правильно сказал, забейте на книжки и двиньте вперёд сразу на 10, а лучше на 20 мм. Лишние 10 мм вперёд вам погоду не сделают, от них ещё ни один планер не умер, чего не скажешь о задней центровке.
На счёт пульта я же говорю, что сам прошёл через это. У меня есть полукопия, запускал в динаме, так вот тоже сыкотно было держать в одной руке размах 3.6 и пробовать кинуть его. Я схватил за балку сзади крыла, где ухватиться смог, выждал момент когда ветер выровнялся и швырнул посильнее с разбегу. Ну правда у меня динама была и я мог себе позволить дать сразу ручку от себя чтобы уйти от склона и набрать скорость.
Склон отличается от равнины, нет вертикальной составляющей и скорость ветра значительно выше.

Ещё идея, не знаю как она вам придётся, это резиновая катапульта. На самолёте видел такую схему, чтобы взлетать с работающим ДВСом, крючки, а их было два, сделали на шасси, в вашем случае на крыльях. ОТ них две поводка длиной пару метров и далее обычный леер с резинкой. Старт происходил с работающим мотором.

НО мне кажется это лишнее, главное отстроить и с такой вооружённостью будет взлетать как в кино, пушинкой.

Вячеслав_Михеев
Евгений_Николаевич:

Но ведь здесь не учитывается ни стабилизатор ни плечо Г. О.

На сколько я помню, этим параметром можно пренебречь. В общем передняя центровка еще ни кому не вредила

soar
Witalij:

Евгений Николаевич, Алексей правильно сказал, забейте на книжки и двиньте вперёд сразу на 10, а лучше на 20 мм. Лишние 10 мм вперёд вам погоду не сделают, от них ещё ни один планер не умер, чего не скажешь о задней центровке.

Ну вот я именно так и собирался сказать…)) Если сделаете заведомо чуть переднюю центровку по САХ - никогда не прогадаете, проверено годами. А потом нюансы центровки будете спокойно выискивать практикой, когда планер оттриммирован и устойчиво летит. Кстати, в далекой юности, затирая до дыр эту книжку и бормоча по ночам цитаты из нее, я обнаружил в ней пару противоречий. Иными словами, автор утверждал совершенно обратное ранее написанному им же. Подробности не помню, но перечитывать точно не буду!)

По поводу запуска - мне понравился вариант с тележкой, но предполагает достаточно ровное покрытие. Ну и, наконец, ваши братья по разуму в F3J давно приспособили перчаточку для гольфа) В этом случае сможете спокойно схватиться за балку одной рукой, а второй придержать за крыло. Только не забудьте, что стандартная перчатка - левая. Правая, нужная нам, для левшей. Такая вот фигня)))

Ясон
soar:

давно приспособили перчаточку для гольфа

А в чем смысл перчатки для гольфа?

soar
Ясон:

А в чем смысл перчатки для гольфа?

Очень простой…не скользит))

Неман

Евгений Николаевич, поздравляю с облетом! Хорошо, что хватило терпения довести постройку до конца.
Хочу высказать свое мнение.

  1. По моему, крен в начальной фазе полета возник из-за реактивного момента от винта (полный газ и неэффективные элероны из-за малой скорости). Винт вроде вращается по часовой стрелке, если смотреть по полету.
  2. А причина штопора: после завешивания, планер еще не успел разогнаться, и при даче крена вправо левый элерон опустился вниз и спровоцировал срыв с левой консоли и соответственно левый штопор.
Drinkes
Евгений_Николаевич:

надо воспользоваться формулой положение Ц.Т. = 0,336 * САХ.
Начало САХ находится в корму от передней кромки на 12,64 мм. САХ 194,81мм. Положение Ц.Т. от передней кромки = 12.64 + 194,81*0,336 = 78мм. Но ведь здесь не учитывается ни стабилизатор ни плечо Г. О.

Профиль крыла здесь так же не учитывается. Как вариант использовать XFLR5 (там всё учитывается)?

Но есть вариант не заморачиваться и сделать центровку 27-30% САХ для облёта. При не сильно толстых и вогнутых профилях и обычной эффективности горизонтального стабилизатора это подходит для всех случаев.

Угол установки крыла важнее. Зависит от скорости с которой вы сможете бросить модель. Если не больше 10м/сек, то угол должен быть не меньше 2-2,5 градусов.

Евгений_Николаевич

Угол установки около 2 градусов.
А нескользящая перчатка - это мысль.
Тут в соседней теме обсуждают конструкцию центрального соединительного штыря на Эйфории.
Конечно на центральный штырь приходится большая нагрузка по сравнению со штырями на ушах.
С другой стороны на такой соединительный штырь приходится та-же нагрузка, как и на лонжерон центральной секции трех секционного крыла. А откуда взяться другой нагрузке?
На моем планере похожее повреждение в сантиметре от корневой нервюры в сторону фюзеляжа. Расчет исходя из модуля упругости 800 и учет ручной формовки, кроме трехкратного расчетного ровинга еще и чулок. Полки то - же в районе 2мм, ширина 16 (по расчету 5мм), высота сечения 28. И удар не катастрофический. Но зато и фюзеляж и консоль - без повреждений.

Ц.Т. пересчитал по другой формуле, которую привел Алексей, получилось 0,31 САХ (195) + 12,64 мм (это начало САХ относительно передней кромки корневого сечения) = 73мм.

soar
Евгений_Николаевич:

А нескользящая перчатка - это мысль

У меня вот такая. Обойдется долларов в 10-12 (одна) , но стоит того. Не реклама ни разу! www.aliexpress.com/item/…/1317578671.html

Евгений_Николаевич

Спасибо. Запутался совсем. Я правша. Бросаю планер правой рукой. Значит надо брать правую перчатку? Или что то не так делаю?

soar

Все правильно делаете))) Перчатка-то не для планера, а для клюшки. Правше в гольфе нужна левая, а левше правая. Так что планеристам - правшам нужная правая перчатка гольфиста-левши…))) Не запутайтесь)))

Ясон
Евгений_Николаевич:

Так заказывать надо правую перчатку или может быть перчатку левши?

это получается одно и тоже разными словами 😃 К стати на строительном рынке попадаются неплохие строительные перчатки, плотные с достаточно развитым резиновым покрытием, по 20р пара 😃 можно купить десяток и на ближайшие 2 года забыть про скользкие пальцы. Оно конечно не так понтово как для гольфа, но свое дело выполняет неплохо. Планер ими не бросал ибо проблем с этим не испытывал, а вот провернуть какую нибудь гладкую железяку, это пожалуйста.

soar
Евгений_Николаевич:

Так заказывать надо правую перчатку или может быть перчатку левши?

Вижу, совсем я Вам голову заморочил, Евгений Николаевич 😁 Вам нужна просто ПРАВАЯ, если будете заказывать, и об остальном не думайте)) Даже если она для гольфиста - левшы. Ой, молчу…)😛😁

Ясон:

Оно конечно не так понтово как для гольфа, но свое дело выполняет неплохо.

Понты тут на последнем месте) Гольфовая - тонкая, очень мягкая, чистая кожа, и она дышит. Что в жаркий соревновательный день совсем не лишнее. Стаскивать ее с руки часто и времени нет, если сам пускаешь, а не помощник. Так что и рулить можно.

Udjin

Сегодня на Авитаминозе - трехметровая ФПВ-бандура, словил аналогичный завал на взлете, выдергивал практически с ножа.
Причину показала метла. По трассе взлета, на высотах до 2.5-3 метров, работал локальный ротор-нисходняк от кущерей полыни.
Выдернул только благодаря тому, что скорость неуклонно возрастала. Взлетал на пол газа.
Завал был также на левое крыло. Реакция от ВМГ.

олегон37

Евгений, не забивай голову понтовыми перчатками, ремонтируй модель и в небо, мандраж на взлёте от переизбытка адреналина, держи её одной рукой позади крыла, газу до отказу и не надо с ней бегать мотор вытащит, но чтоб другая рука лежала на пульте, а чем сильней ветер тем сложней удержать модель одной рукой в стабильном положении, удачи.

soar
олегон37:

Евгений, не забивай голову понтовыми перчатками,

Какой дельный совет!) Главное - очень помогает выпускать большую модель в ветер))) “Понты”, считаете? А как же…?😉

олегон37:

а чем сильней ветер тем сложней удержать модель одной рукой

Кто бы мог подумать…😛😁

олегон37

Алексей, при всём моём уважении,ну не развит у нас гольф как в Канаде, и хоть для “понтов” рублей пусть 500 не деньги и месяц ожидания ни о чём, тут уже ответили что с любого хозмага перчаки с пупырышками отличная альтернатива

soar

Олег, уровень развития гольфа ни в Канаде, ни в России никакого значения в данный момент не имеет) Я купил себе там, же, где и советовал Евгению. Если вы уверены ( и сравнивали сами), что перчатки с пупырышками из хозмага - отличная альтернатива, то я уверяю Вас, что в далеком прошлом тоже так считал… Я не знаю, почему качественная и недорогая, а главное - крайне полезная вещь, вдруг стала признаком каких-то понтов? Сейчас это совершенно обычный, нормальный атрибут практически любого спортсмена, сталкивающегося с проблемой запуска подобного рода моделей.

В конце-концов, у каждого есть право выбора - сходить в хозмаг или месяц подождать)