Мой ответ Каравану

VVS2

Собрал планерок для слопа, с целью обкатки технологии стекла на аквалаке и других мелочей т.к. основная задача стройка планера 4м.
То что получилось: Размах 125, вес 400г. На имеющейся под боком горе (70метров) начинает летать в ветер от 2 метров, часто бывает нуль метров на старте, а в воздухе термодинама держит, в любой теплый термичный вечерок. Потоки крутит как по рельсам с очень малым радиусом. Без догруза пробивает 15 м/с, что очень кстати в летние термично-порывистые будни.
Профиль в центре AG24 на конце S3021 хорда в центре 190 в конце 160.
Угол V, 2 градуса. Крыло пенорезное под стеклом на аквалаке.
Абсолютная высота профиля крыла одинакова по размаху, 3021 срывается на 2 градуса позже, поэтому оно так шикарно крутится в спирали и не срывается. V-хвост, чтобы подальше от земли на посадке… ну и субъективно он не затеняется при подсрывах, по тангажу аппарат вообще не клюет и не дергает.
Половинки стаба пенорезные, профиль Nаca 006 под бумагой на ПВА-момент.
Фюз наборный, потолочка под стеклом с частично деревянными шпангоутами, внизу оклеен ПЭТ.

Различные ключевые моменты из архива по постройке.
В крыле два лонжерона которые ложатся на плоскость фюзеляжа прямо на резинки (наклеен Номакон), лонжероны прижимаются тектолитовой накладкой и одним болтом (отверстие по центру видно). В лонжеронах есть полости на половине высоты где закреплена накладка(имеет небольшую степень свободы),
Основной лонжерон образован двумя рейками сверху и снизу шириной 6 мм, отрезаных от 50 см линейки и вклеенных в прорезь на пене, имеется деревянная перемычка в центре из линеек слоями вертикально. Задний лонжерон - такой же кусочек линейки длинной 20 см, поставленый на ребро и вклееный с нижней поверхности, на него сверху потом ложится прижимная накладка и до верхней поверхности остается запас 3 мм.

Основная цель - создать степень свободы на вращение для крыла, при падениях помогает сохранить аппарат (аналог резинкам, только жесче).
Текстолитовая накладка из двойного текстолита, склеенного циакрином. Лучше делать из тройного и ставить болт М4, затягивать от души.
Еще лучше два болта и накладка через главный лонжерон с язычком на задний лонжерон. То что есть сейчас, этого достаточно для кульбитов в воздухе, но хотелось бы более сильного трения на прижиме, а то рукой за крыло бросить вообще нельзя. Так что не повторяйте моих ошибок, ставьте два болта или накладку жирнее. На старых планерах у меня было три болта(перед главным, в центре, после заднего) и накладка из одинарного текстолита. Держало очень хорошо, при падениях отрбатывало как положено, но крутить три болта при сборке напрягало.

Еще один мотив выбора V хвоста. Удобро протаскивать тяги и они при этом хорошо защищены от ударов (спрятаны внутри балки). Удобно крепить половинки стаба, на циакрин и нитки с циакрином поверх, держится надежно, морковку стерпело.

Рули навешаны на кусочки зашкуренного лавсана (изоляция на дне комповых БП), вклеено на клей “Мартин класс” в прорезь. На тот же самый клей приклеена бумага на РВ. Клей похож на титан, придает исключительную жесткость кромкам и самим рулям, намертво держит кабанчики, но весьма тяжелый… поэтому основные площади тянуть только на ПВА-момент или стеклом. Перед обтяжкой крыла стеклом, я предварительно оклеил заднюю кромку бумагой на ПВА-момент с целью фиксации геометрии кромки, что очень помогает при отрезании элеронов, при остеклении всего этого дела можно уже не заморачиваться геометрией. Элероны остеклены до 50% хорды, остальная бумага на них просто покрыта аквалаком.
Стекло 50 грамм везде. Основной слой стекла лежит под 45 градусов к размаху и дает жесткость только на кручение, лобик до лонжерона по хорде, усилен вторым слоем под 90 градусов. Жесткость крыла как у доски такой же толщины (то есть с запасом).

Аппарат жесткий но хрупкий, морковки не терпит. Была уже морковка в асфальт по дурости, полофину фюза пересобрать пришлось. Пеноплексовый нос-отбойник мало помог. Зато деревянный набор всего лишь расклеился, без повреждений. Починил и перетянул все за вечер. Так что культура посадок на тормозах (элероны вверх) и никак иначе. Зато ни грамма скотча на модели, краска акрил.
Есть светодиодный индикатор просадки бортового напряжения(типа пора на посадку), сбоку под фонарем СМД диодик, закрытый лавсаном. Питание борта 4ААА. 800 мах (варты), хватает на 1.5 часа.

Видео полетов, ветер 1-3 м/с к сожалению не в ютубе и надо скачивать… disk.tom.ru/mt21gzz
С Названием планера никак не могу определиться. Мож кто подскажет что на крыле написать?😃

PABAH
VVS2:

Мож кто подскажет что на крыле написать?

М.О.К. Это ж ясно 😃

kompmen

Хорош планерок.
ИМХО тока “ответ Каравану” звучит громко слишком. У Каравана и чертёжик и описалово сборки, а тут скорее- смотрите я сделал планер.
Икар для слопа получился

Lieder_B
VVS2:

Без догруза пробивает 15 м/с

Да ладно, вот бы видео посмотреть

VVS2
Lieder_B:

Да ладно, вот бы видео посмотреть

Видео есть. 1 ГБ. Пережиманием в более легкие форматы не владею… И на видео не понятна скорость ветра, оператор не снимал как загибало елки и сосны. А в микрофоне шум при любом ветре одинаковый, перегруженый.

Aleks652642:

Уж больно похож на Birdy DS.

Только щас глянул на Birdy, хороший слопер, нравится… Условия полета диткуют свои пропорции, а суть только в мелочах.

PABAH

Вообще то уже при 12 мс приходится одну ногу назад отставлять для упора. И даже Визель такой ветер почти не пробивает.

VVS2
kompmen:

ИМХО тока “ответ Каравану” звучит громко слишком. У Каравана и чертёжик и описалово сборки, а тут скорее- смотрите я сделал планер. Икар для слопа получился

Ну вы посмотрите фотки… Все собрано из мелких кусков подогнано по месту и “черчению” не поддается. Формовка из потолочки, это же как надо нарисовать раскрой? Застрелиться. Планер - сплошная импровизация. Пока не начал делать понятия не имел что это будет. Началось с опробывания пенорезки.
По фоткам все понятно, кто может подхватит идею и отдельные решения, сделат свой Ответ на ответ., Возможно чуть большего размаха. Ценность не в конкретных чертежах а в конкретных узлах-тонкостях. Внешний вид и формы могут быть любыми, узлы будут теми же.
Ну и этот планер совсем не для новичка, крэшеустойчивости у него нет совсем. Это не скотч а стекло, если удалил - перетягивай место удара по новой… Но это первый в моей жизни планер имеющий такой диапазон скоростей. Он достаточно тяжелый для сильной погоды, а изменение камбера на данных профилях позволяет летать и в 2 м/с, Комбинация профилей удачная.
Кстати. Один человек в теме построил пенорезный караван взяв от чертежей/фоток только внешние пропорции, значит чертежи это не так уж необходимо т.к. конструкция у человека была своя.

PABAH:

Вообще то уже при 12 мс приходится одну ногу назад отставлять для упора. И даже Визель такой ветер почти не пробивает.

Мы парапланеристы привычные. в 12 м/с стоишь телом навалившись вперед и все… Или еще проще, уходишь от перегиба в зону ротора, там не “сдувает”. Я вообще сел на скамеечку в зоне ротора… планер летал балкой вверх. Благодаря крутому уклону горы такой ветер реально пробить. На чуть более пологом склоне сдуло бы нафиг. Но посадка на тормозах перед перегибом и при таком ветре прошла гладко.

VVS2

На этом форуме достаточно людей, способных построить планер взяв за основу всего-лишь проекции и профили. В этом и творческий кайф моделизма. Никогда ничего не строил по чертежам и не собираюсь, но многие решения по важным узлам от конкретных людей заслуживают внимания, но комбинирование решений мое личное дело.
Я не указал размеры стаба… каждая половинка имеет размах 190, корневую хорду 112, концевую 65 (это вместе с рулями), угол между половинками стаба 110 градусов. Длинна балки от “пенопласта” до конца 500мм, но сама угольная труба 650 мм, уходит вглубь фюзеляжа зашкурена и примотана к “доске” нитками на титане(мертво держит).
Длинна фюзеляжа от кончика носа до кончика хвоста 1070мм

Serpent

Сплошные плюсы, всё только положительно.
Вот только про пятнадцатиметровый ветер без балласта - ну соООовсем сомнительно.
Немного пре врали увеличили? (из лучших побуждений, конечно, но всё же… 😃)

P.S. Поясню, чтобы не обижались - года три как периодически просаю со склона свой Speedo. Те же 1200 мм размах, 410 грамм взлётный, достаточно вылизанный в аэродинамическом отношении аппарат.
В 12-15м ветер без 70-100 гр. балласта он НЕ ЛЕТИТ!

VVS2
Serpent:

В 12-15м ветер без 70-100 гр. балласта он НЕ ЛЕТИТ!

Уклон горы какой? Там где я летал в такой ветер было около 45 градусов. Вот вам и ответ. Есть запас по снижению угла планирования относительно угла уклона. На пологой горе уже в 10 метров почти не пробивается т.к. попытка пикировать сильнее просто приводит к посадке. То есть надо догружать и выполаживать угол планирования. И еще маленькая тонкость… угол тангажа надо менять только триммером, надо перебалансировать аппарат на новую скорость по честному и поднимать элероны вверх на 2 градуса. Аппарат набирает скорость плавно и затем ее сохраняет. Для этого надо подобрать центровочку в соответствии с дайв-тестом от Дрелы. Попытка лететь на ручке и прижимать по тангажу рукой ни к чему хорошему не приводит т.к. удерживать нужный в среднем угол так точно и непрерывно, как это делает триммер и сам аппарат, не получится. На первом же вираже вся энергия потеряется.
Вообще у меня профиль толстоват для “гонки”, надо делать сменное крыло. Но с другой стороны я разочаровался в погоде с сильным ветром… Летать не интересно.

Serpent:

Сплошные плюсы, всё только положительно.

Есть и минусы. Не терпит плохие посадки совсем. Чревато неприятными ремонтами.

Serpent
VVS2:

я летал в такой ветер было около 45 градусов. Вот вам и ответ. Есть запас по снижению угла планирования относительно угла уклона.

😃 Всё ясно.
В моём понимании - “пробивать ветер” не равно “двигаться поступательно вперёт при угле планирования, иногда приближающемся к 45градусам”.
Это всё таки разные вещи.

VVS2:

я разочаровался в погоде с сильным ветром…

Ой зря!
Имея в наличии склон под 45 градусов, нужен только ветер, чем сильнее - тем лучше.
Угольный кирпич с мощными сервами - и удовольствие обеспечено.

VVS2
Serpent:

В моём понимании - “пробивать ветер” не равно "двигаться поступательно вперёт

Ну это конечно, правда ваша. На старом слопере я грузил балласт равный весу самого слопера, чтобы летать в такой ветер… Но вот незадача, энергоемкость таких полетов хуже чем в нормальную 4-6 м/с погоду т.к. форма динамика искаженная, он больше дует и меньше поднимает. На параплане в ветер 8-10 та же фигня, наборы плохие… стоишь на месте. Угол планирования у параплана особо не изменить, он задан производителем. Так что особенность погоды такова… и я в сомнениях стоит ли делать второе “гоночное” крыло и вообще летать в ветер более 8 м/с, когда спустя часика 4, вечерком в этот же день будет шикарный термолифт при слабом фоновом на старте.

И еще один парадокс. AG24 достаточно толстый профиль но судя по результатам в Profili 2.13, он лучше по лобовому чем популярный на слоперах RG15, при этом у данного профиля очень хорошие режимы малых скоростей, сильно парючий в дохляк. То есть более широкодиапазонный в целом профиль.
Пока из всех имеющихся в базе профилей самый “быстрый” AG43, который стоит у супры на ушах. Но ни на одном слопере я такой профиль не видел ни в каких описаниях. Может слишком срывной и строгий?

Serpent:

Угольный кирпич с мощными сервами - и удовольствие обеспечено.

Адреналин на посадке тоже:)

Serpent
VVS2:

Адреналин на посадке тоже:)

Ну при скорости ветра в 15м/сек садиться можно “стоя” (по крайней мере теоретически)… - главное найти пятачок без большой турбулентности.

VVS2
Serpent:

Ну при скорости ветра в 15м/сек садиться можно “стоя” (по крайней мере теоретически)… - главное найти пятачок без большой турбулентности.

Да, в режиме элероны вверх 90 градусов я так и сажусь перед перегибом. Но ветер есть ветер, всякое бывает. в 15-шку неприятности бывают чаще. Еще засада в том, что когда начинаешь крутить петли бочки ну и в целом тратить энергию, аппарат смещается за гору быстрее чем при тех же действиях и хорошем лифте в умеренную погоду. А просто гонять и делать винговеры не особо интересно. Надо что-то крутить 😃 Срывное, кульбитовое, всякое разное. Например ради спортивного интереса 5-8 петель подряд стоя на месте относительно земли с нарастанием угловой скорости (любое неверное движение и просер угловой скорости обеспечен). В 15-шку первая же петля будет с выходом над/за перегибом, не интересно. А с балластом в 400 грамм я точно что-нибудь оторву… Или балласт оторвется и повредит кого-то на земле.
Для этого вечерняя погода лучше подходит, вечером у нас никогда больше 7 метров не дует. Чаще всего 2-4 + термодинама.

Евгений_Николаевич
VVS2:

Видео есть. 1 ГБ. Пережиманием в более легкие форматы не владею…

Странное видео, похоже снято на телефон или еще что-то похожее.

VVS2
Евгений_Николаевич:

Странное видео, похоже снято на телефон или еще что-то похожее.

Скорее всего на кассету Full HD т.к. какая-то междустрочная синхронизация проскакивает. Я не видел технику, просто человек пришел поснимать и выложил вот так…

Jim
VVS2:

Пока из всех имеющихся в базе профилей самый “быстрый” AG43, который стоит у супры на ушах. Но ни на одном слопере я такой профиль не видел ни в каких описаниях. Может слишком срывной и строгий?

Вы сравниваете AG43 с закрылком в -2 градуса. Может поэтому он типа “самый быстрый”?

Евгений_Николаевич

На Full HD и я все снимаю, без всяких изысков тупо закачиваю на Ю Туб. Сравните картинку.
Я к чему. Да просто плохо видно.
Часто бывает так, что сделают крутую машину на 2 тысячи, а показать товарищам - ну никак. Абидно.

VVS2
Евгений_Николаевич:

Я к чему. Да просто плохо видно.

Вы смотрели не то видео. Это видео снималось на телефон и там нормальный объем. И погода 2-3 м/с.
1 ГБ видео я не выклалдывал но могу выложить на файлообменник если вы хотите скачать. Региться в ютубе не хочу.

PABAH
VVS2:

Региться в ютубе не хочу.

Странная позиция. Но есть и другие видеохранилки.

VVS2
Jim:

Вы сравниваете AG43 с закрылком в -2 градуса. Может поэтому он типа “самый быстрый”?

Ставил закрылок в нуль, лобовое от этого особо больше не становится, а вот режимы малых скоростей улучшаются, но все равно до AG24 в медленных режимах не дотягивает, а в быстрых выигрывает. То есть это вполне гоночный профиль, но с оговоркой. У гоночных профилей См обычно чуть поменьше. То есть AG43 требует повышенной жесткости крыла на крутку, зато летать должно великолепно.

PABAH:

Странная позиция

Да ладно, просто ленюсь. Обещаю исправиться.

VVS2

Вот что получилось, в конце хорошая посадка в ветер не менее 12 м/с, но у земли ветер потише.

!

VVS2

Посчитал нагрузку на крыло… 20 грамм на дециметр всего! большая хорда творит чудеса. Сегодня вообще непонятно на чем летал, на старте 0-1м/с, в воздухе теплых потоков хватает чтобы в нулях держаться и сделать 5-8 галсов, пока в явный миунс не попадешь… При такой нагрузке и так пробивать ветер… невероятно. У меня потолоные с нагрузкой 30 грамм так не ехали, но профиль был “примерно на шару”

VVS2

Сорри, ютуп испоганил мое видео. Я не снял галочку “позволить нам улучшить ваше видео”… Таких затемнений в оригинале нет. С этим что-то можно сделать?

Ну и на счет ветра. Позавчера снова летал в сильный ветер, в воздухе были коршуны, пытались гоняться за планером, но даже на половину сложенных крыльях коршуны стояли на месте и не пробивались. Планер уверенно шел вперед после перебалансировки триммером на предельно возможную скорость, но при сохранении устойчивости по тангажу.
Кто что думает на счет силы ветра на высоте? Сколько это, 10-12-15?