Небольшой композитный планер "на каждый день".

Udjin

Общая идея:
Построить небольшой планер способный как выпаривать, так и летать быстро, в том числе и в динаме. Прочность планера должна обеспечивать “резиностарт” в безмоторном варианте.

Название проекта “Леденец”.

Размерности.

Размах - 2200.
Длина - 930

Крыло состоит из 3-х секций.
Центроплан - 700 мм, “уши” - 750 мм.
Профиль крыла переменный, тонкий.
Толщина профиля: 6,3% в центроплане, 5,87% - корневая уха, 5,3% - концевая уха. Профиль “Sinergy”, аналогичен профилю крайних металок от VF но модифицирован (разогнут в последней трети).

Удлинение крыла 16,89.
Угол между ухом и центропланом - 5, общий V - 3.18 градуса.

Мощность оперения - 0,19. Оперение V-образное. Угол “развала” 90 градусов.

Управление.

Элероны, флапсы, РН/РВ.

Планер просчитан на скорость 30 м/с, коэф. безопасности 1,5.

В настоящий момент времени нагрузка на несущие поверхности составляет 28 гр/дм^2.

В аттаче проект изделия в XFLR5 и координаты задействованных в проекте профилей.
Данный проект дает возможность повторить конструкцию желающим.
Основные размерности полностью повторяют размерности летающего прототипа, включая установочные углы.
Центровка текущая - 58 мм от предней кромки (38% CAX).
Предельная комфортная - 64 мм от передней кромки (44% CAX).
Выполнил несколько полётов с центровкой 70 мм (48% СAX) - управлять планером можно, но летать - нет 😃)

*****************

Технология изготовления: формовка в негативных матрицах.

Состав ламината.
Фюзеляж.
Стекло - 11 гр/дм2
Уголь “plane” - 80 гр/м2
Кевлар 80 гр/дм2 до начала балки.
В балке под углеобшивкой 1 слой однонаправленного угля 120 гр/дм2.
И в балке изнутри стекло 11.

Центроплан.
Стекло 20 гр/дм2
Углеткань 80 гр/дм2 до лонжерона.
Бальза 0,5 мм
Стекло 20 гр/дм2.

Уши.
Стекло 11 гр/дм2
Бальза 0,5 мм.
Углеровинг 8к - диагональная сетка
Стекло 11 гр/дм2

Лонжерон имеет полки переменной толщины.
Количество слоев от 3 до 1 слоя UD 120 гр/дм2
Ширина полок в центроплане 22 мм.
В ушах от 22 до 5 мм.

Стенки - армированная углетканью и стеклом бальза 1,5 мм.
Задние стрингеры - армированная углетканью и стеклом бальза. 1,5 мм.

Внутренний набор - армированная стеклом 20 бальза 1 мм.
Расстояние между нервюрами переменное. От 12 до 15 мм.
Корневые нервюры ушей (концевые центроплана) - армированная стеклом 100 бальза 3 мм.

Стыковка деталей - плоские штыри из композитного материала.
Для случая центроплан-уши штыри 20 X 4,8 мм с бальзой в ядре (3мм)
Для случая оперения - V-образный штырь из углеровинга сечением 4 X 1.8мм.
Армирование во всех случаях - симметричное, относительно ядра ламината.
Ориентация волокон армирующего материала - 45 градусов.

Смола во всех случаях L, за исключением ушей.
Ушки отформованы на смоле YD - 114.

Оперение.
Выполнялось в различных вариантах.
Летающее, сейчас, имеет 4-х слойный ламинат.
Стекло 11, углемат 10, бальза 0,5, стекло 11.
Оперение тонкое, 3,5% (НТ 12MOD)

Вес деталей.
Фюзеляж - 83 грамма.
Центроплан 180 грамм.
Уши 2x102 грамма
Оперение - 38 грамм.
Штыри - 10 грамм.

Мотоустановка.
Hyperion GS2213-14. Пропеллер 12X6.
Регулятор 40A.
Батарея 980 мач 25-50С 3S.
ВМГ обеспечивает набор 200-т метров за 30 секунд при питании от батареи 2S.

Сервы.
В крыле Hyperion 09AMD.
РВ/РН - BlueArrow 5010MG.

“ВА” сервы на удивление оказались весьма неплохими. С мет. редуктором, подшипниками, и хорошо справляются с задачей управления оперением.

Окраска.
В связи с высокой влажностью во время формовки, окраска в формах только центроплана и фюзеляжа (влажность снижалась до приемлемых величин).
Уши укрыты грунтом, оперение не укрыто ничем.

Постройка планера подробно освещена в блоге.

Первый прототип полетел через 39 дней после старта проекта.
Всего было изготовлено 9 различных форм. Как из двух половинок, так и в варианте “матрицы-пуансон”.
И еще месяц ушел на доводку модели.
За время доводки были построены еще 2 прототипа. И третий планер полетел так, как мне того хотелось.

На фото текущий прототип.

За время доводки было совершено несколько десятков полётов в различных погодных условиях.
“По ветру” разброс составлял от полного штиля до 15 м/с.

Планер перенес несколько “креш”-тестов.
В том числе падения с высоты 40 и 25 метров по потере управления (не подключил режим мощности, и приемник уходил в фейлсейв по мере удаления).
“Креш” тесты продемонстрировали высокую живучесть планера. Из поломок - одна тяга хвостового оперения и пара трещин на фюзеляже. Балка не пострадала.

Вес.
Первый поднявшийся в воздух прототип имел полный полётный вес 1160 грамм.
Текущий прототип имеет вес 825 грамм и это не предел. Есть реальная возможность сбросить вес до 780 грамм без ухудшения прочности и жесткости конструкции, исключительно за счет совершенствования технологии формовки и незначительных изменений в раскрое и замене материала на более “продвинутый”.

Как этот планер летает.
Обработка термика.

Полетав на “Ледeнце” я принял решение полностью мигрировать с “парусников” на данный планер при соответствующей погоде.
Для жестких погодных условий будет построен композитный скоростной паритель с размахом 3,2 метра, что закроет полностью мои потребности … имхо 😉)

ledenec.zip

Retif
Udjin:

Текущий прототип имеет вес 825 грамм и это не предел.

А по отдельным частям есть развесовка?

Tryalist

C интенером наблюдал за всеми этапами постройки в вашем дневнике. Приятный планер
Было бы интересно посмотреть подробные фото фюзеляжа и крыла отдельно

Udjin

Вес деталей.
Фюзеляж - 83 грамма.
Центроплан 180 грамм.
Уши 2x102 грамма
Оперение - 38 грамм.
Штыри - 10 грамм.

Tryalist:

Было бы интересно посмотреть подробные фото фюзеляжа и крыла отдельно

Что именно интересует? Какие именно части и детали и … эээ … под каким ракурсом?

самоделкин
Udjin:

Для жестких погодных условий будет построен композитный скоростной паритель с размахом 3,2 метра

очень хочется такого типа.буду ждать,когда начинать планируете?

VVS2

Почитал в дневнике про профили… У меня в профили2 из похожих есть только AG43. При визуальном сравнении в первых 2/3 никакой разницы не вижу… у 43 как раз хвост разогнутый а у синерджи приопущен. Толщину 43 задавал как у синерджи.
Что скажете, сильна ли реальная разница между профилями? Хочется построить аналогичное.

Udjin

У меня с аг-профилем только один планер, и он сильно легче. И летит по другому.
Не лучше и не хуже, просто по другому.
Из того, что заметил … крыло с синерджи быстрее разгоняется. Но у меня профиль модифицирован. Не оригинальный.
Профиля бессмысленно сравнивать на разных крыльях.

самоделкин:

когда начинать планируете?

Уже начал. Проект оказался чуть растянут по времени. Но в этом сезоне скорее всего будет закончен.

Lyury
Udjin:

Как этот планер летает.

Видео впечатляет. Не мог представить себе, что двух метровый планер так уверенно держится в потоке на такой скорости.