Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 18 из 18

Турбулизатор

Тема раздела Планеры, мотопланеры в категории Cамолёты - Общий; Помниться в юности делал заморочку под названием "турбулизатор" на свободнолетающий планер. В книжке Э.Смирнова "Как сконструировать и построить летающую модель" ...

  1. #1

    Регистрация
    18.04.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    32
    Сообщений
    311

    Турбулизатор

    Помниться в юности делал заморочку под названием "турбулизатор" на свободнолетающий планер.
    В книжке Э.Смирнова "Как сконструировать и построить летающую модель" даже опиывалась некая теория и преимущества его использования.
    На RC планерах почему-то ни разу его не видел.
    Кто знает почему?

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    04.02.2005
    Адрес
    г. Киров
    Возраст
    45
    Сообщений
    408
    Для их скоростей полета оно не нужно. Там выгоднее ламинарные профили и полированная обшивка. НА RC планерах важно максимальное аэродин. качество а на свободных - минимальная скорость и полета и снижения. Свободный планер ты сам на леере доставляеш в поток и его задача там удержаться летая по кругу как можно медленнее. А радиопланер должен (с помощью пилота) найти поток, быстро пролетев большое расстояние и не потеряв много высоты, ну а вопросы удержания в потоке они на совести пилота.

  4. #3

    Регистрация
    01.01.2003
    Адрес
    Королёв , Московская область
    Возраст
    47
    Сообщений
    2,275
    Цитата Сообщение от Advanced Посмотреть сообщение
    На RC планерах почему-то ни разу его не видел.
    Вот у меня радиопланер с турбулизатором. Старый, деревянный, профиль плосковыпуклый, без элеронов, 2700 размахом, обтянутый бумагой, летит средненько. Однажды захотелось чтоб не намокал под дождем оклеить крылья тоненькой термопленкой - планер стал ну просто падать оттуда, нормальное время полета вдвое меньше стало. Пленку отрывать так не хотелось, ведь она же за собой всю бумагу потянет и тогда приклеил на крылья турбулизатор сверху как у свободника - планер стал падать еще быстрее. Ой, что же делать? Оторвал турбулизатор сверху и приклеил снизу - планер стал летать даже чуть лучше первоначального.
    Опыта ради пробовал приклеить турбулизатор на крылья другого планера с каким-то "эплеровским" профилем и мягкой обшивкой плёнкой - планер летел только хуже.

  5. #4

    Регистрация
    13.02.2005
    Адрес
    Украина, киев
    Возраст
    27
    Сообщений
    404
    Записей в дневнике
    39
    Вообще турболизитор ставят, чтоб срыв потока отодвинуть поближе к задней кромке.
    Возможно у данного планера, у которого турболизатор был поставлен снизу срыв потока снизу прогодил не в том месте, где хотелось бы. А турболизатор повлиял положительно на айродинамические свойства модели.

    Это моё мнение. Про турболизаторы знаю не много, да и не интересовался, на F-1-A моём турболизатор не стоит, и нормально летал пока не угробил...

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    04.02.2005
    Адрес
    г. Киров
    Возраст
    45
    Сообщений
    408
    По любому. Если от применения турбулизатора был эффект - это слишком медленный планер. Против ветра летит с трудом - так ведь. Бумажная обшивка - тоже турбулизатор. А сверху или снизу - ну снизу обтекание тоже изменится - на маленьких скоростях потока сопротивление уменьшится. А вообще обтекание на столь малых скоростях (числах рейнольдса) слабо изучено так как интересно в основном моделистам. Все может быть.

  8. #6

    Регистрация
    18.04.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    32
    Сообщений
    311
    Цитата Сообщение от Tauren Посмотреть сообщение
    Возможно у данного планера, у которого турболизатор был поставлен снизу срыв потока снизу прогодил не в том месте, где хотелось бы.
    Вообще-то про старый планер и срыв потока снизу - это я так, в шутку .
    Я не шибко умный в аэродинамике, но по-моему поток ну никак не может срываться с нижней поверхности крыла. Разве что при больших отрицательных углах атаки, когда подьемная сила меньше нуля, ибо срыв есть следствие пониженного давления.
    Т.е. как у Sputnik'a турбулизатор снизу мог улучшитьлетные качества модели - совсем непонятно...

    Дерзайте! Кто обьяснит сей софизм?

    А сверху или снизу - ну снизу обтекание тоже изменится - на маленьких скоростях потока сопротивление уменьшится.
    Это почему так? Разве турбилентный поток не дает большее сопротивление чем ламинарный?
    Турбулизатор турбулизирует поток, чтобы, как правильно отметил Tauren, отодвинуть кромку срыва потока поближе к ребру обтекания. Повышенное же сопротивление такого потока - есть лишь небольшой неприятный побочный эффект.

    ЗЫ
    Пришла тут в голову очередная бредовая мысль...
    УПРАВЛЯЕМЫЙ ТУРБУЛИЗАТОР! ААААА!
    Зачем?
    Ну вот летим ищем термик - турбулизатор отключен.
    Нашли термик врубаем турбулизатор и ПАРИМ В НЕМ ЧАСАМИ!

    Реализация турбулизатора - дырчатый с управляемыми заслонками (открывают дырки/закрывают).
    Дырчатый турбулизатор описан в книжке Смирнова.

  9. #7

    Регистрация
    13.02.2005
    Адрес
    Украина, киев
    Возраст
    27
    Сообщений
    404
    Записей в дневнике
    39
    Реализовать можно, но смысл? Сколько денег и труда вы в него вложите?
    Лучше уже сразу новый графит у Гаврилко брать и не мучатся)

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    01.01.2003
    Адрес
    Королёв , Московская область
    Возраст
    47
    Сообщений
    2,275
    Цитата Сообщение от Tauren Посмотреть сообщение
    Реализовать можно, но смысл? Сколько денег и труда вы в него вложите? Лучше уже сразу новый графит у Гаврилко брать и не мучатся)
    Денег и труда немного - не сложнее чем элероны или интерцепторы в крыле, только мне кажется управлять им надо только при посадке вместе с тормозаим, да затыкать если в дожливую погоду лететь приходитмся или вообще не управлять.
    Есть даже настоящие летательные аппараты типа "несущий корпус или летающая подушка" с управляемым пограничным слоем, поищите в инете по слову ЭКИП, такой аппарат летит только когда компрессор обеспечивает перетекание воздуха с одной поверхности на другую. Два полноразмерных аппарата стоят в цеху саратовского авиазавода, но модели летали успешно.
    Еще вариант управляемого турбулизатора - проволока на стойках перед передней кромкой крыла и отклонения стоек отслеживают поток так, чтобы турбулентность попадала постоянно на переднюю кромку крыла.
    Дырчатый турбулизатор я встречал на соревнованиях свободников у резиномоторных моделей, планеристы обходились обычным, а таймеристы вообще без него.

    Вдобавок про мой планер: когда оклеил ему крылья пленкой он стал в воздухе "подвешиваться" и срываться в паршютирование, нормально летит только быстро снижаясь. После установки турбулизатора снизу планер стал стабильно держать скорость, без склонности к "подвешиванию". В прошедшем году я на этом планере выиграл чемпионат московской области а классе F3J. Конечно за карбонокевларовыми ему трудно угнаться, но так сложилось что в их отсутствие среди деревянных он был лучший. Кто был в Тушино на празднике "пилотажа" могли нас видеть - единственный чистый планер там, да еще летевший в дождь .
    Может турбулизатор изменил распределние давления вдоль хорды и повысил давление снизу крыла потому и летеь лучше стал ?
    Как мне советовали про свободнолетающие модели: показатель того, что турбулизатор стоит на месте это то, что заднюю кромку стабилизатора приходится опускать для того, чтобы модель летела нормально после установки турбулизатора. Это правильный совет ?
    Кстати, однажды в разговоре про модель типа радиобойцовки хозяин сказал, что при устновке турбулизаторов сверху и снизу на её симметричном профиле, она стала управлятся гораздо лучше и типа перестала срываться в штопор при претягивании ручки.

  12. #9

    Регистрация
    30.11.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    60
    Сообщений
    2,911

  13. #10

    Регистрация
    07.08.2001
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    58
    Сообщений
    4,397
    Записей в дневнике
    4
    Цитата Сообщение от malikh_d_a Посмотреть сообщение
    Для их скоростей полета оно не нужно. Там выгоднее ламинарные профили и полированная обшивка. НА RC планерах важно максимальное аэродин. качество
    Не факт.
    Тут нужно различать радиопланера по назначению и применению.
    В практике F3J турбулизаторы себя изжили, по крайней мере на уровне представительных соревнований. Связано это с общей тенденцией в тактике пилотов - популярна динамичная активная тактика поиска потоков, а не завешивание и удержание по максимому времени.
    В практике же полетов на время - эдакие неофициальные состязания, когда пилоты летают без посадки часами - турбулизаторы и сейчас применяются на радиопланерах. Их значение велико на критических числах Рейнольдса. Это когда надо переждать паузу между потоками с наименьшей потерей высоты.

    На форуме как то выкладывались сканы перевода на русский язык замечательной статьи немца, если не изменяет память, по фамилии Шмиц. Перевод сделан небезызвестным авиамоделистским аэродинамиком Болонкиным А.А.
    Я те сканы скачал и распечатал. Очень рекомендую почитать тем, кто интересуется турбулизаторами. Там есть продувки разных профилей авиамодельных крыльев с турбулизаторами и без. Такого материала вы больше нигде не найдете.

  14. #11

    Регистрация
    04.02.2005
    Адрес
    г. Киров
    Возраст
    45
    Сообщений
    408
    Это почему так? Разве турбилентный поток не дает большее сопротивление чем ламинарный?

    На маленьких числах ренйольдса (много ниже критического) - нет. Турбулизатор создает вихрь в котором местные скорости потока выше чем скорость обтекания. А без него сильнее сказывается вязкость воздуха и поверхность обрастает толстым пограничным слоем.

  15. #12

    Регистрация
    04.10.2004
    Адрес
    Москва, Ейск
    Возраст
    44
    Сообщений
    1,380
    Турбулентный слой по определению толще ламинарного - не путайте.

    Срыва снизу не бывает при полож углах атаки.

    А если побрить муху и увеличить скорость ее полета, то ничего не изменится.

    Тот же вопрос - что будет если птице проэмалитить крылья?

    А вообще прально заметили, читать надо Шмитца или на крайняк Болонкина.

  16. #13

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Мне кажется, что половина так и не поняла, что происходит с потоком после турбулезатора.
    Фраза, что поток за турбулезатором из ламинарного превращается в турбулентрый – не корректна.
    Турбулентным становится только очень узкий пограничный слой. Его толщина соизмерима с толщиной турбулезатора. В этом тонком вихре, как правильно отметил malikh_d_a местные скорости потока значительно выше, чем скорость обтекания.
    Сравнить это можно с рассыпанными на пол мелкими шариками. Попробуйте на них наступить.
    И так, турбулезатор в первую очередь снижает сопротивление пограничного слоя. Это приводит к ламинарному обтеканию.
    Кстати, снижение сопротивления, объясняет, почему планер с турбулезатором снизу может лететь лучше.
    И еще про тонкие вихри. Если задняя кромка крыла толстая, то ее надо не закруглять, а оставлять с острыми углами. На них образуются тонкие вихри, которые отсекают турбулентный слой за «торцом» крыла от основного ламинарного потока.
    Сергей

  17. #14

    Регистрация
    07.08.2001
    Адрес
    Воронеж
    Возраст
    58
    Сообщений
    4,397
    Записей в дневнике
    4
    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    И так, турбулезатор в первую очередь снижает сопротивление пограничного слоя. Это приводит к ламинарному обтеканию.
    Нет, это не так. Турбулизатор не снижает сопротивление пограничного слоя и не снижает общее сопротивление.
    Он его повышает.
    А эффект заключается в том, что турбулентный пограничный слой намного устойчивее ламинарного и отрывается при гораздо больших углах атаки крыла, в сравнении с ламинарным. Это позволяет максимум аэродинамического качества крыла сместить в область низких скоростей (больших значений Су) и значительно увеличить критический угол атаки.
    Все это важно для достижения минимально возможной скорости снижения планера и абсолютно бесполезно, и даже вредно на нормальный скоростях.

  18. #15

    Регистрация
    01.01.2003
    Адрес
    Королёв , Московская область
    Возраст
    47
    Сообщений
    2,275
    Шмитц
    Аэродинамика малых скоростей.
    перевод с немецкого А.А.Болонкина, В.Ю.Кохно
    издательство ДОСААФ Москва - 1693

    F.W.SCHMITZ
    ZUR AERODYNAMIK DER KLEINEN REYNOLDS-ZAHLEN
    Gottingen

  19. #16
    SAN
    SAN вне форума

    Регистрация
    28.02.2003
    Адрес
    Москва, Таганка
    Возраст
    66
    Сообщений
    14,773
    Вот, нашёл в закромах!

  20. #17

    Регистрация
    05.03.2004
    Адрес
    Киев
    Возраст
    42
    Сообщений
    306
    Спасибо за книгу, я ее перегнал в формат .djvu
    Пользуйтесь
    Вложения

  21. #18

    Регистрация
    23.06.2001
    Адрес
    Чернигов, украина
    Возраст
    44
    Сообщений
    775
    Цитата Сообщение от SAN Посмотреть сообщение
    Вот, нашёл в закромах!
    Огромное спасибо за книгу!!!
    Давно искал, знал название, да не встречал... (
    А по поводу аэродинамики на низких скоростях, так есть еще люди занимающиеся такими "пустяками" то кому интересно, подскажу, смотрите труды (эксперименты) Томаса Мюллера.
    http://www.nd.edu/~mav/belgium.pdf
    http://www.nd.edu/~ame/facultystaff/Mueller,Thomas.html

    И американский сайт,
    http://www.nd.edu/~mav/index.html

    И модели ихние, типа микро-БПЛА.
    http://www.nd.edu/~mav/auvsi/auvsi_torres.pdf

    А американцы ..... даже соревнования между универами на таких можелях устраивают типа пролететь.... покружитсья над обьектом, отснять-передать видео, и назад вернуться.
    Так сказать не с пеленок, но готовят своих кадров...
    Я прсото интересовался комнатными моделями F1D немного и эта книга как раз кстати.
    А кому еще интересно то смотрите на сайте
    http://www.indoorduration.com/IndoorDurationFrame.htm

    Там кстати есть журналы
    http://www.indoorduration.com/INAVMembersh...dBackIssues.htm

    за разные годы, с технологиями комнатных, с чертежами, но мало очень теории, только в основном конструкции и обзоры соревнований.
    Удачи!

Закрытая тема

Похожие темы

  1. турбулизатор на винте?
    от iurka в разделе Планеры, мотопланеры
    Ответов: 32
    Последнее сообщение: 08.07.2008, 00:38

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения