Нисходящие потоки -как предвидеть.

Vodjik

В воскресенье летали. В пятом примерно полете нашли приличный восходящий. Настолько приличный что устойчиво повторяли его еще раза три. Погода была почти без ветра и без облаков.Атмосферное давление как при слабом антициклоне. Местность ровная. Холодных пятен не было. Так вот при очередном подходе к термику поймали нисходящий да такой что едва вернулись.
Вспоминал прочитанное и не припомнил рекомендаций по прогнозированию подобных ситуацй.
По поиску термика, как антиподу нисходящего, рекомендаций достаточно, а вот с нисходящими почти молчание. А неприятностей от них может быть много. В том числе и на соревновониях.
Друзья, коллеги, сподвижники . При наличии опыта прошу отозваться и поделиться.

buerger

пожалуй это самое сложное, иногда не сразу и понимаешь что планер снижается. Рекомендации простые:возвращаться из термика смещаясь в сторону.
Чем сильнее термик - тем сильнее нисходняк рядом, иногда лучше идти на риск, чем не вернуться: если мощный нисходняк, стараться нащупать термик возле нисходняка и поднятся, как правило быстро сместиться по ветру.

Vodjik

Благодарю за оперативность в участии. Если я правильно понял нисходняк не будет заходить на площадку термика против ветра. Так что если летишь к термику по ветру жди встречи с нисходящим.

buerger

тут не все так однозначно, термик всасывает все вокруг себя, просто ветер менят форму термика и соответсвенно нисходняка, и влияет на интенсивность. Я заметил что, чем мощнее нисходняк, тем ближе термик и тем он мощнее.

VVS2

Из парапланерного опыта: Никогда не вылетать из термиков по ветру, там злые минуса. Соответственно искать термики надо под углом к ветру, но не строго против ветра. Цикл жизни термиков около 20 минут, после, на этом месте будут злейшие минуса и только через 20 минут там “возможно” появится термик. Есть конечно постоянно живущие термики, но на RC планере рядом с таким термиком быстро станет скучно, либо полеты превратятся в гоночный планерный пилотаж по типу слоперного. Такое часто бывает в штилевую погоду на горках.

GSL
Vodjik:

Так вот при очередном подходе к термику поймали нисходящий да такой что едва вернулись.
Вспоминал прочитанное и не припомнил рекомендаций по прогнозированию подобных ситуацй.

А что там прогнозировать. Если воздух где то подымается то где то он должен опускаться. Иначе весь воздух поднимется и все мы задохнемся 😁

Из чего следует что “нисходяк” прямое следствие “восходяка”. Ну надо просто сматываться. Если высота позволяет. А если не позволяет то засечь азимут и идти искать планер. Без нисходящих потоков планеризм был бы намного скучнее. Поиски планера в высокой траве способствуют коллективизму и взаимовыручке.

VVS2

Имхо, это недопустимая роскошь, летать на малых высотах и на большой дистанции. При любых минусах надо сваливать “к себе” по быстрому.
Я обычно ниже 30 градусов к горизонту планер не опускаю, то есть летаю в 120 градусом конусе над собой, большая дистанция, значит и достаточная высота.

max83_05

Это не спортивно, надо надеяться всегда и пробовать улететь, по мимо потоков как мы все привыкли обсуждать, бывают пузыри, трубы и всякая нечесть =)) которые можно обработать и улететь

VVS2

Куда можно улететь на RC планере? Дистанция нормальной видимости 500-600 метров, дальше руление на грани фола. Один хороший набор и аппарат за пределом видимости.
Для маршрутов надо FPV или хотя-бы параплан. В том виде как есть, планер вполне азартный при обработке приземных пузырей и термы на дистанции комфортного руления.

Albert
VVS2:

Имхо, это недопустимая роскошь, летать на малых высотах и на большой дистанции.

Иногда это жестокая необходимость. На прошлой “Вильге” в финале F3J вечером летали в термике над заправкой - дальность километр, высота около 50 м.

Александр77
Albert:

Иногда это жестокая необходимость. На прошлой “Вильге” в финале F3J вечером летали в термике над заправкой - дальность километр, высота около 50 м.

Я, так понимаю, штурман был с биноклем?

VVS2

Наверное летали на 4 метровиках не иначе:) А вообще… на грани фола все-равно.

igor_bily
Albert:

Иногда это жестокая необходимость. На прошлой “Вильге” в финале F3J вечером летали в термике над заправкой - дальность километр, высота около 50 м.

До ближайшей заправки - которая напротив аэродрома - порядка 600-700 м (смотря на какой стартовой позиции Вы стояли). До ближайшей следующей - в направлении Харькова - порядка 1,5-1,7 км. Посмотрите все по Гугл картам видно. И еще между прочим не факт что над заправкой (т.е. дорогой или точнее над прогретым полотном сфальта) летали.
Для тренировки глазомера очень помогает полетать на тренировках с ЖПСом. Я лично понял что процентов на 30 свои глазомерные показатели завышал 😃. Проекцию неправильно делал.

igor_bily
Vodjik:

Друзья, коллеги, сподвижники . При наличии опыта прошу отозваться и поделиться.

Из своих наблюдений скажу

  1. что сильные нисходняки только в очень сильных термиках. и если вокруг всех спортсменов на соревнованиях давит - то либо улетать побыстрее и в сторону подальше или идти на рестарт скорее. Так как в сильных нисходняках - за пару минут такого полета любой планер - будет у земли. Эти большие зоны нисходняка тем быстрее уходят - понятно чем сильнее ветер. Если ветер слабый (чаще всего под вечер) то такие зоны большие и на наших высотах со старта - нужно или со старта - стартовать резко в бок или пережидать. Опытные пилоты ощущают - могут ли они вылетать (особенно флай-офф) в такой ситуации. Поэтому иногда или спешить - стартовать - прощупать и на перелет - или подождать.
    Интересным был года три назад у нас финал. Наш финалист - Чех Александр а я был у него одним из коней. Так вот предчувствуя что вылетать в такой погоде будет трудно - по любому будут рестарты. Саня со старт стоял и ждал… минуту…две… я весь на измене был - думаю почему не отдает команду тянуть. 😃 А он посмотрел кто где начал сыпаться и на третьей минуте только стартонул. Другие уже начали заходить на рестарт. И выиграл тот тур! Такое тоже бывает. Главное наблюдать и рассчитывать. Ну и везение тоже 😃.
  2. Очень еще интересная ситуация - также под вечер после сильно-термичной погоды - перед дождем. За минут 15-20 до дождя (когда горизонт синеет и ветер который дул весь день вдруг замирает) начинает подстилаться снизу холодный фронт и получается очень затяжной постоянный нисходняк (образованный преддождевым фронтом). В такой ситуации уже вылетать не может почти никто. У нас финалы были по 6-ть минут максимум. А потом дождь и остановка соревнований.
Albert:

Я проверял дистанцию с GPS-навигатором

Извините но врет Ваш ЖПС значит, да Вы то Коротыч (харьковская область) откройте на картах и все сами увидите. Проложите радиус от точек старта (на поле). Никак там километра не может быть да и не увидите Вы на такой дистанции F3J планер никогда. Разве что улетающую точку. Я даже не буду спорить - это Вам все скажу.
Могу только свои логи полетов какие нибудь дать (для Гугле-Земля).

igor_bily
igor_bily:

Из своих наблюдений скажу
2. Очень еще интересная ситуация - также под вечер после сильно-термичной погоды - перед дождем. За минут 15-20 до дождя (когда горизонт синеет и ветер который дул весь день вдруг замирает) начинает подстилаться снизу холодный фронт и получается очень затяжной постоянный нисходняк (образованный преддождевым фронтом). В такой ситуации уже вылетать не может почти никто. У нас финалы были по 6-ть минут максимум. А потом дождь и остановка соревнований.

Да еще перечитал и дополнить решил. Что после тура такого вот очень сильного нисходняка (замирание ветра минут на 15-20) и преддождевая тишина… после этого обычно в поле видно как начинается снова ветер и уже все сильнее и сильнее и идут первые капли дождя. А соревнования то как правило еще не останавливают. 😦 Так вот совет еще - кто в такую ситуацию попадет - будет предчувствие - то обязательно грузитесь. Будет очень сильный порыв ветра еще минут на 10-20 - т.е. еще почти целый тур, ну потом конечно слив дождя. И уже соревнования остановят, но может и попадете еще в начало слива 😃. Было и такое.
Кстати то что я описал - преддождевой фронт - это где то было теоретически красиво описано, то ли у Дениса Пегина - понять небо, то ли еще где то. Сейчас не вспомню.
Ну и кому нечего будет делать - можно посидеть понаблюдать и послушать Великого Вурца. Там общие основы, но дают понимание приближающегося потока по замиранию ветра.

VVS2

Три колдуна в радиусе 150 ветров от старта поставить, когда все будут в одну точку показывать, значит там термик:)

chiken

Это свободникам можно рекомендовать и они использовали , ставили датчики температуры и снимали показания в момент своего старта . Им можно чуть подождать .

Vodjik
GSL:

А что там прогнозировать. Если воздух где то подымается то где то он должен опускаться. Иначе весь воздух поднимется и все мы задохн

Авиация без прогноза - и опасно и не интересно. Пророки даже краткосрочники люди нужные.

VVS2:

Три колдуна в радиусе 150 ветров от старта поставить, когда все будут в одну точку показывать, значит там термик:)

А как насчет статистического подтверждения педлагаемого. К тому же разговор все таки о нисходящих потоках.

igor_bily
Vodjik:

Авиация без прогноза - и опасно и не интересно. Пророки даже краткосрочники люди нужные.
А как насчет статистического подтверждения педлагаемого. К тому же разговор все таки о нисходящих потоках.

Статистика или понимание и прогнозирование? 😃 Или попросту чутье?
А про нисходняки говорить в отрыве от восходящих потоков - нереально. Это же как Инь и Янь 😃
Вот у немцев то чуйка - труднообъяснимо это… Фейгел просто МОНСТР!

VVS2

Крутить над ВВП, дорогой или трактором идущим по полю - классика жанра. Вероятность схода потока кратно выше чем на фоне другой зелени. Но надо отсекать циклы или иные признаки мониторить.

igor_bily
VVS2:

Крутить над ВВП, дорогой или трактором идущим по полю - классика жанра. Вероятность схода потока кратно выше чем на фоне другой зелени. Но надо отсекать циклы или иные признаки мониторить.

Вадим т.е. Вы утверждаете что на ЧМ все такие дураки были что не додумались туда полететь? 😃
У нас на нашем поле где обычно походят соревнования - тоже рядом дорога и что такие срывы теплого воздуха с дороги прекрасно знаю. Но там на таких высотах такое месиво воздуха…
А здесь - кстати мои коллеги кто тогда был там рассказывали что в ту сторону - в сторону взлетной полосы лететь было вообще нельзя. Я не знаю границ полетов. Но Вы же обратите на скорость старта - очень быстрый и низкий старт. И на скорость полета в ту сторону, вправо. И потерю высоты при этом. Не знаю где была граница подлета - но если бы там не оказалось термика - тур врядли бы он вытянул - с его высоты старта - пролет туда и обратно (опять же туда - на такой скорости и с потерей высоты) равносильно только пролета до точки возврата и обратно.
Так что везение? наблюдение? в любом случае очень точный расчет был.
Фейгел не крутил а он просто сразу вкрутился туда куда нужно было. 😃
Вообще то кто видел в каком состоянии этот парень летает иногда… 😃 уж можете представить как мы (да все кто был тогда(2010 кажется) на Вилге, где и пиво, водка и самогон 😃 текли рекой) немцев несколько дней накачивали как могли. И тем не менее они ЛЕТАЛИ и просто УЖАС как потрясающе… 😦 Практика или хрен его знает что 😃
Хотя на то он и чемпион(по-моему неоднократный уже) что бы им восхищаться.

VVS2
igor_bily:

Вадим т.е. Вы утверждаете что на…

Я такого не утверждаю, здесь прослеживается полная аналогия с парапланерными большими соревнованиями, где народ ждет потоков с подъемом 1-3 м/с. Основная масса народа не наблюдает за погодой должным образом, и лишь единицы наблюдают и делают выводы(как правило решения совпадают). Возможно и правда полоса сильно дальше чем видно на видео и т.п. но есть цикличность локальных метео-явлений которые позволяют сделать однозначный вывод, особенно если место давно летаное.

Vodjik
igor_bily:

А про нисходняки говорить в отрыве от восходящих потоков - нереально. Это же как Инь и Янь

Попробую расширить ваше утверждение. Естественно восходящий и нисходящий потоки это два из четырех потоков замкнутого циркуляционного контура.Так вот горизонтальные потоки верхний и нижний могут быть весьма протяженными. Представьте себя в километре от озера с которого тянет вам в спину легкий ветерок. А перед вами вспахнное поле хорошо прогретое.А сзади высокая трава.Так что нисходящий будет где то далеко над озером.
А вот когда местность вся из мелких разнообразий . И циркуляционных контуров может быть множество. И они могут двигаться 'складываться делиться. А если еще и тучки пробегают. Тут надо уметь.

VVS2

Когда местность примерно однообразна, есть вот такая теория образования термиков:
www.xcmag.com/2001/10/icaristics/
Или по русски: freefly.tomsk.ru/forum/index.php?topic=195.0
Если кратко, после выхода из серии термиков надо делать поворот на 60 градусов и попадание в термик на этом курсе будет более вероятным. Но опять же, описываемое явление имеет масштабы 5-10 км, как на счет 500-600 метров я не знаю.