Боудены в Супре - трение, подскажите

igor_bily

Добрый день коллеги.

На одной из моделей (Супра) ставил новую балку.
Сам вклеивал боудены. Выход сбоку с одной стороны.
В балке была одна пенопластовая вставка удерживающая оба боудена также сбоку.
Но было легкое трение изначально. Пробку пенопластовую чуть освободил (слегка подал назад). Но все равно со временем трение не уменьшилось а наоборот. Чувствуется трение и не возврат в ноль буквально в долях миллиметра, но это чувствуется по полету.
Кто подскажет моно ли использовать какую либо смазку:
масло с присадками
силиконовую
графитовую
тефлоновую
Кто пользовался чем либо и даст совет как уменьшить трение?

Заранее благодарен.
З.Ы. Электронно - обратной экспонентой уже улучшал, вариант замены боуденнов понимаю что лучший, но все же… 😃

Александр77
igor_bily:

Кто пользовался чем либо и даст совет как уменьшить трение?

Игорь, добрый вечер. Если у Вас боуден закреплён только с одной стороны, то имеет место быть изгибание /изменение геометрии/ боудена и, поэтому ноль будет уходить. Боуден обязательно нужно закреплять с двух сторон, чтобы база между точками крепления была постоянной. Желательно, чтобы эта база была максимальной и прямолинейной. Если боуден имеет изгиб- например, уходит из балки в киль, то нужно ещё закрепить его в месте изгиба чтобы исключить перемещение оболочки на наименьшую траекторию. Я так думаю, что стержень у Вас угольный?
Не имеет смысла заморачиваться со смазками. Постарайтесь приклеить оболочку боудена без сильного прижима, чтобы стержень внутри не тёрся в месте приклеивания. И если рулевая машинка с усилием не 0,05 гр, то силу трения в боудене в расчёт можно не брать. Но, думаю,Вы и сами об этом знаете. С ув. Александр

Vodjik
igor_bily:

Добрый день коллеги.

На одной из моделей (Супра) ставил новую балку.
Сам вклеивал боудены. Выход сбоку с одной стороны.
В балке была одна пенопластовая вставка удерживающая оба боудена также сбоку.
Но было легкое трение изначально. Пробку пенопластовую чуть освободил (слегка подал назад). Но все равно со временем трение не уменьшилось а наоборот. Чувствуется трение и не возврат в ноль буквально в долях миллиметра, но это чувствуется по полету.
Кто подскажет моно ли использовать какую либо смазку:
масло с присадками
силиконовую
графитовую
тефлоновую
Кто пользовался чем либо и даст совет как уменьшить трение?

Заранее благодарен.
З.Ы. Электронно - обратной экспонентой уже улучшал, вариант замены боуденнов понимаю что лучший, но все же… 😃

Консистентные смазки так или иначе имеют более высокое внутренне трение и особенно статическое. Поэтому для боуденов ппедпочтительны жидкие , маловязкие термостабильные смазки (чтоб зимой не густела) . Год назад был положительный опыт восстановления подвижности стального боудена (Samodelkin-1) . Смазали приборным маслом МВП… Из окружающих пожалуй подойдет зимнее для автодвигателей разбавленное дизтопливом(0,1-0,2 от колич. масла).

Vodjik

Добавлю. Надо помнить что ко всем смазкам легко прилипает всякая пыль,которая потом увеличит трение.Если в процессе эксплуатации пыль и песок не предвидятся то можно не бояться использоватиьсмазки. В этом отношении хорош чистый графит. Снижает трение достаточно хорошо и не обладает липкостью, но эффективно работает если в замкнутом пространстве (в боудене например) Оболочки боуденов часто делают из тефлона. Пластмасса эта очень скользкая и в трущихся парах используется без смазки.

7 days later
igor_bily

Добрый день.
Уважаемые коллеги, спасибо всем кто откликнулся. За Ваши идеи и советы.

Вначале я скептически отнесся ко многим из них, но трезво оценил еще раз все замечания - сделал ряд выводов.

  1. Люфты у меня почти минимизированы во всех места - в отверстиях качалок (подрассверливал специально отверстие строго под наконечники), склейка и пайка наконечников(после первичной подгонки длинны тяг) ну и внутри по технологии производителя пробка из пенопласта.
  2. Пути прокладки - рассверлил и убрал слегка излишний изгиб на вводе в фюзеляж, пару миллиметров, но уменьшил изгиб.
  3. Смазал все остальные трущиеся места (в частности туговатый V-маунт).
  4. Ну …сделал выводы о качестве боуденов, исходя из Ваших замечаний. Да у ВМ сейчас идут более жесткие и толстый оболочки боуденов, у меня были еще старые запасы от Графитов-2. Они более тонкие и не такие скользкие на вид.

Проверил в итоге почти на наполовину снизил трение и повысилась точность, но все еще до сих пор по килю и стабилизатору - осталось впечатление что как будто не цифра а аналоговые машинки стоят на рулях. Летать можно.

Но еще думаю применить и смазку. Из всего выбор сделал на тефлоновой спрей смазке. Сейчас ищу какая получше и покачественнее.
Спасибо!

ViktorF

А что, если просто вытащить и пошкурить угольные тяги, чтобы уменьшить диаметр и зашлифовать поверхность.
Ещё припоминается вариант - протащить сквозь оболочку боуденов проволоку с утолщением в виде капли смолы или припоя, диаметр которого чуть больше диаметра тяги. Как-то пробовал, помогло.

taim
ViktorF:

протащить сквозь оболочку боуденов проволоку с утолщением в виде капли смолы или припоя, диаметр которого чуть больше диаметра тяги. Как-то пробовал, помогло.

Это зависит ещё от внешней оболочки какая она, если красная то бесполезно не раздавить.

Andrey808

Если раздавить не получится, можно напаять сверло на проволоку и аккуратно рассверлить.

taim
Andrey808:

Если раздавить не получится, можно напаять сверло на проволоку и аккуратно рассверлить.

Это теория или делали и получилось? При сверлении оплётки можно легко на изгибе выйти в сторону. На днях собирал фюзеляж New Supra El Expert family обычно сам вклеиваю баудены но балка пришла со вклеиными на одну сторону бауденами и пришлось сервы ставить на разном уровне. Проще как писал Виктор бесят очку со шкурить.

karmann

На Эйфории боудены пришли с разными сердечниками - 1,8 и 2,0 мм. Более толстый ходил туговастенько, прошкурил и заполировал. Всё гуд:)

igl72

Есть ещё один вариант проверенный мною на практике - придать круглой угольной тяге квадратное сечение. Пруток прошкуривается на ровной поверхности поочерёдно с каждой стороны наждачкой, приклеенной к бруску. Трение значительно уменьшается, т.к. трутся только грани. Этот вариант случайно нашёл на каком-то авиамодельном сайте, просматривая статьи о моделизме.

lyoha
karmann:

заполировал

На неполированной тяге множество мелких мест контакта, на полированной меньше, но большей площади. Иногда бывает достаточно просто заматировать поверхность и трение уменьшается.

igl72:

придать круглой угольной тяге квадратное сечение.

Можно и не квадратное. Достаточно согнать немного с одной из сторон.