Большие копийные планера

sashb

Была здесь такая тема: rcopen.com/forum/f37/topic224700. К сожалению сейчас закрытая. Хотелось бы ее продолжить.
Вопросы к тем, у кого есть опыт эксплуатации таких планеров(если такие здесь есть).

  1. Парят ли они в наших(Москва, Подмосковье) термиках. Если да, то на каких высотах?
  2. Какой способ буксировки(самолетом, лебедкой, SLS) представляется наиболее приемлемым(удобным)?
  3. Как использовалась такая модель: для коротких демонстрационных полетов на малых высотах(подняли-опустилась), на склоне, для парения в термиках-визуально или FPV?
Letun007

Похоже тема не зря закрыта. Такие планера на наших просторах большой эксклюзив. Под них нет спортивных задач, цена строительства внушительна. В конце 70х был класс копии планеров, но недолго. Одиночки энтузиасты строят, снимаю шляпу перед ними, но перспективы не просматривается. Они не для повседневных полетов, а свадебные генералы много не летают. Громоздкость создает проблемы транспортировки и хранения. Возможно я сгущаю краски, но такие модели мне нравятся.

sashb

Ну, спорт для многих(и для меня тоже ) не главное. Авиамоделизм- в первую очередь хобби, а не спорт. А в хобби роскошь уместна…
По теории, как раз эти планера должны летать существенно лучше спортивных моделей. Ведь по размерам они ближе к настоящим, а настоящие летают лучше. Хотя со своей спецификой- слабый узкий термик на них не обработаешь.
Хотелось бы узнать, как обстоят дела на практике. Возможно кто-то пробовал, у кого-то уже есть хоть какой-то опыт. Ведь старую тему вели не на пустом месте.
Начинать все самому с нуля-дело не благодарное, тем более что на таких моделях давно и успешно летают. В интернете полно роликов. Это изобретательство велосипедов, причем очень дорогое и трудоемкое.
Прежде чем пробовать, я считаю, необходимо четко представлять, на что эти модели способны, какие сложности ожидают, к какому результату следует стремиться.

kirill1958

Выскажу свой краткий опыт (5и метровый копийный под затяжку ASW-29)

О плюсах:

Возить существенно проще той же бензинки из за узкого фюзеляжа и узких же крыльев. По объему занимаемого пространства 5и метровик меньше 50сс самолета, а 100сс пилотага, это уже около 7и метров размаха для планера.

Однако очень достойно пилотажат, на всяких шоу и фестивалях вызывают огромный интерес.

В сборке-разборке никаких проблем. Ну 10-15 минут, не дольше и сложнее, чем собрать бензинку, а уж тем более проще в сборке в поле чем джет.

В полете очень просты, именно похоже на настоящий самолет. Медленно, с расстановкой, вальяжно. Но нужно по аккуратнее на посадке.

О минусах:

Термики чуют слабо или не чуют. Cказывается ломовая нагрузка на крыло.

Затаскивать в небо нужен либо 100сс самолет или SLS, желательно без убираемых примочек. Или складной винт на штанге или турбина. Последнее лучше из за меньшего момента на кабрирование.

И самое главное…

В продаже ХОРОШЕГО качества (скажем как Krill у бензинок или Composite ARF у джетов) планеров нет. Из более или менее доступного к приобретению это HF models, но и там честно говоря оковалки.
Реальное качество только на одной большой модели планера видел - фирма Baudis и их 6и метровый планер. Стоит правда он что то в районе 5000$ за голый набор арф. Но там на самом деле все офигенно сделано. Или же остается еще один вариант - строить самому!

Вроде пока все о чем вспомнил

Waco

Ну. не соглашусь, что нет фирм, которые выпускают достойные планера. В Европе их МАССА!!!
К примеру гляньте чешскую фирму. качество отменное, выбор огромен. Я был в Есенике и сам лично видел это производство.
www.letmodel.cz/models.htm
Если нужна ещё информация по производителям, то могу выложить, коль интерес есть. Насчёт старта… Мы таскаем наши планера Белланкой 120см3. Планер весом до 15кг легко тащится этим самолётом. Не правда, что такие планера не чувствительны к термикам. Наоборот - их посадить сложно, они летят, летят и летят… Вы правильно запрограмировали механизацию своих планеров что они у вас так летают?? Или купили не то, что надо… Поосторожней с такими заявлениями - ОНИ НЕ ЛЕТЯТ В ТЕРМИКАХ!!! Приезжайте к нам и я смогу показать вам , как , даже в пасмурную погоду можно “выпарить” планер 5-6метров. Поверьте - это совсем не сложно!! Но, модель должна быть ДОСТОЙНОЙ, а не какой-то китаец.

sashb

А логи таких планеров у кого-нибудь есть? Если нет, какая на глаз скорость снижения, на какую высоту затаскиваете, сколько по времени летят в нетермическую погоду?
И еще вопрос: на сколько SLS снижает характеристики таких планеров(лишний вес)?

Waco

Затаскиеваем на 300 метров , по телеметрии. С такой высоты в обычный “безтермиковый” день планер летает минут 22- 25. Если пилотажить, то конечно значительно меньше. Скажу вам на примере моего DG 1000 с размахом 5300мм. Это цельнокомпозитный планер с полной механизацией. Скорость в режиме парителя около 45-50км/ч. Максимальная скорость замеренная у земли 160. Я думаю, что можно его разогнать и больше, но я лично не пробовал. Планер карбоновый, выдержит… вес моего планера 11кг. В сильный ветер приходится догружать его ещё на пару кило. На характеристиках такой вес практически не сказывается, только увеличивается скорость пилотирования. На Ютубе много видео полётов этого планера,мможете глянуть…

sashb
Waco:

Затаскиеваем на 300 метров , по телеметрии. С такой высоты в обычный “безтермиковый” день планер летает минут 22- 25.

Это не реально. 300/25=12 м/мин=20см/сек. Даже самые лучшие F3j снижаются быстрее. Со 150м леера без термиков никто вылетать 10 мин не может, в лучшем случае 5, а на деле и того меньше. Вы точно время замеряли, или это “на глаз”?

Waco

Я летаю с таймером, начинает отсчёт с момента отцепа. Я не знаю как летают спортивные планера, никогда не имел и не интересовался, но могу с полной ответсвенностью сказать, что в нашем клубе планер Капучино пролетает платц длиной 100метров с броска рукой. видел, ка наши спорили на ящик пива…
Потом, на высоте 300 метров и выше у нас постоянные ветра, т.к. мы находимся в долине Рейна. Так что полёт против ветра зачастую с набором происходит. По ветру нисходящая глиссада и назад либо по нулю, либо с подъёмом. При удачных скоростных поворотах под ветер, можно прыгнуть вверх метров на 20-30… Я попробую записать вам данные с телеметрии борта. Там отчётливо виден каждый момент высоты.

Arseni

Я думаю, что секрет тут в том, что слово безтермиковый выше взято в кавычки. Подозреваю что F3J там будет летать вечно (Если его можно будет увидеть, что на 300-500 метрах более, чем реально)
Но в любом случае - полномасштабные планеры летают еще лучше, а у них нагрузка сильно переваливает за 200 г/дм, и фюзеляжи толстые.

Остается вопрос - реально ли выпарить 5-7 метровую копию в нашей полосе. Летом бывает можно и пилотажку выпарить, но сколько таких дней в году - дело случая.

kirill1958

Без обид.

Я сравниваю копийные планера с тем, что в наших равнинных краях парит - с Супрой лайт или с Пайком Перфект. Так вот по сравнениею с этим копийный планер - просто самолет с длинными крыльями. И у нас тут просто не развита культура towing’а - то есть затяжки. В Великих Луках более 150-180 метров никого так затянуть и не смогли. Какие там 300.

Так что только SLS, особенно если не хочешь зависить от пилота трактора (который может и сломаться).

Я жил в Европе и видел полеты и tow-masters и прекрасно знаю, как великолепно летают эти планера. На самом деле они и правда выпаривают при надлежащей погоде. Но в наших условиях такого полета можно будет добиться лишь пару недель в год. А на счет качества, ну привыкли тут уже большинство к “новому” Криллу, где все уже установлено и выклеено, в копийном планере и повозится при сборке придется и качество все же не такое (как правило).

И это объясняется именно тем, что пилотажек и бензинок по миру (да и у нас) продается на порядок больше чем копийных планеров, вот и все.

Но все выше изложенное - мое ИМХО!!!

В любом случае я как раз сейчас очень серьезно вложился именно в копийный планер, большой, для души. Под турбину. Так что я в "теме"😎😈

EHOT

они и правда выпаривают при надлежащей погоде

Погода Бомба и Кирпич - сладкая парочка?
не так ли? 😛

Waco

…при сборке придется и качество все же не такое (как правило).
Ну, снова не соглашусь с вашим утверждением насчёт качества планеров, особенно копийных. Их качество в 99% превышает уровень качества Крила. Это абсолютно прецизионные модели, да и нельзя с планерами иначе. С ними только на “ВЫ” обращаться надо!!

sashb

Все-таки если есть у кого-нибудь – выложите логи/телеметрию.
Насчет планера с турбиной-это как у Русджета что ли? Так это не планер, а самолет. На нем никто парить и не пытается и садятся с работающей турбиной. Для SLS, я думаю, только электро, и то, открытый вопрос, на сколько это снижает характеристики при парении. Если догруз больше 20%- то явно должно снижать.

Waco

А вот и не правы, насчёт того, что парить планер с турбиной не будет. Вот как пример:
www.rcmovie.de/view_video.php?viewkey=4a40b78132f1…
Так что по вашему он совсем не паритель???
Прям какое-то , ну скажем, не совсем правильное у вас представление о моделях с турбинами… Примерно 5 минут красивого интенсивного пилотажа, в концовке залетаем повыше и парим в собственное удовольствие. При размахе 5-6 метров вес турбины и топлива(в окончании “слитого”) абсолютно не влияет на полётные характеристики планера. Убранная турбина ведь не вызывает ненужного торможения.

sashb

На ролике не парение, а планирование с высоты. Ни одного набора в потоке там нет.

lyoha

Довелось полетать года два назад в Великих Луках на вентусе 6-ти метровом. Летали в районе 8-ми вечера, на остатках термической активности, высота заброса не более 150-ти метров, выпаривал минут 20. Затягивали мотором с тележки. Аэродинамика была достаточно серьезно подгажена из-за этого. Устойчивость по курсу довольно посредственная, эффективность руля направления тоже. Тем не менее, если соблюдать некоторые правила полета и не бояться гнать планер на скорости, то получалось весьма неплохо. Если пытаться завешивать на задницу, то срыв в штопор с выводом на на 20-30 метров ниже был гарантирован.
Следующий раз летал в том же году на аэродроме Вадул-Луй-Водэ в Молдове. Местность со складками, по сути предгорья Карпат. Ветер порывами до 15м/с. В общем летело тоже неплохо.

ДедЮз
sashb:

На ролике не парение, а планирование с высоты. Ни одного набора в потоке там нет.

Местность, немного, без динамики. Видел в Австрии полеты копийных планеров, даже более архаичные прототипы, парили до разумного разряжения борта. А современные, просто радость для глаза.

VVS2

Поляру профилей надо смотреть. “Садить на хвост” при парении надо только толстые профили, сейчас так давно никто не летает, разве что отдельные самоделки. У популярных нынча тонких профилей минимальное снижение в спирали достигается все-же на какой-то более менее приличной скорости да и рулить комфортнее.

FAV112

Хотите копийный большой планер- стройте ретро, проверено, в наших широтах парят отлично!

Lazy
VVS2:

Поляру профилей надо смотреть. “Садить на хвост” при парении надо только толстые

Круто. Расскажите ещё…

VVS2
Lazy:

Круто. Расскажите ещё…

Примеры:
S3021 нагрузка 20 грамм, минимальное снижение достигается на скорости недалеко от сваливания.
AG42-AG43 нагрузка 23 грамма, на скоростях близких к сваливанию наблюдается даже проигрышь по снижению и ничем хорошим это не светит, летаешь побыстрее и вот оно щщастье. Иногда значительно побыстрее, но снижение от этого не растет так коварно, как на S3021, а управляемость улучшается, что в термичку важно.
(аппараты термо-слоперы, флапы не использовались)

Та же бодяга с профилями сейчас и в парапланах. Современные крылья душить по скорости не нужно, снижение в лучшем случае не меняется, качество падает.

Jimm
VVS2:

Поляру профилей надо смотреть. “Садить на хвост” при парении надо только толстые профили, сейчас так давно никто не летает, разве что отдельные самоделки. У популярных нынча тонких профилей минимальное снижение в спирали достигается все-же на какой-то более менее приличной скорости да и рулить комфортнее.

В мемориз однозначно😁

VVS2
Jimm:

В мемориз однозначно😁

Не ржать.
На S3021 реально видно было, как аппарат на малой скорости слегка хвостовой балкой вниз летел (“посажен на хвост” балка чуток не параллельна горизонту), на скорости ближе к макс, балкой чуть вверх.
На новом 6.5% профиле это уже глазом не видно, на любой скорости, кроме откровенного пикирования, хвостовая балка визуально параллельна горизонту т.е. изменения углов на глаз трудно уловимы, скорость существенно выше. Если пытаться лететь как на S3021 - гарантировано завешивание.