Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 12 из 12

Оптимальная шероховатость поверхности

Тема раздела Планеры, мотопланеры в категории Cамолёты - Общий; День добрый! Поделитесь опытом, плиз. Известно, что при малых Рейнольдсах возможен эффект "дельфиньей кожи". Это когда омываемая поверхность как бы ...

  1. #1

    Регистрация
    05.03.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    23

    Оптимальная шероховатость поверхности

    День добрый!

    Поделитесь опытом, плиз.
    Известно, что при малых Рейнольдсах возможен эффект "дельфиньей кожи". Это когда омываемая поверхность как бы "смазывается" турбулентным слоем, и сопротивление "трения" уменьшается. Эффект наблюдается, в основном, на неламинарных (обычных) профилях. Т.е. на профилях, макс. строит. высота у которых находится на 25-35% хорды. Если ошибаюсь, поправьте...
    Из личного опыта могу утверждать, что планер-паритель обтянутый лавсаном летает хуже, чем лавсан оклеенный микалентной бумагой и проэмаличенный. На некоторрых полноразмерных планерах уже начали использовать сей эффект. Возможно, кто-то уже наблюдал и использовал подобное (прошу не путать с установкой турбулезатора на верхнюю часть носка крыла).
    Может кто видел какие-нибудь эксперим. данные по этому вопросу?

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    08.02.2002
    Адрес
    Переславль-Залесский
    Возраст
    45
    Сообщений
    245
    Да, практика подтверждает вами сказанное. К тому же, практика, которая регулярно занимает призовые места.
    Мой друг для F1A использует litespan для обтяжки верхней поверхности крыла, причем клеит шероховатой стороной вверх. При этом, правда, использует турбулизатор.
    Нижнюю клеит более гладкой и прочной пленкой, чтобы не так силоно травой протыкалась.
    Еще обтягивают лавсаном, но на верхнюю поверность спереди приклеивают бумагу.

    На вскидку про толщину пограничного слоя и про ворсистые материалы найти в своих архивах не смог.
    Зато вспомнилось вот что, на сайте UK Fluids Lab было исследование, смысл которого я понял так: если взять профиль, оптимизированный для больших чисел Re, то при малых Re будет гарантированный срыв потока, вихри и низкая эффективность. Но если заставить верхнюю поверхность крыла дрожать (они делают это пьезоприводом), то она будет "сбрасывать" завихрения. Что и было продемонстрировано. Почему-то это называют адаптивным крылом, но я так и не понял, где там датчики. Может читал не внимательно.
    Было в мечтах разобраться в деталях и попытаться понять, можно ли использовать какие-то подручные приводы. Может быть для медленного самолета можно использовать вибрацию мотора.

    Без вибрации http://www.engr.uky.edu/~fml/research/adap.../0smoke_off.PNG
    С вибрацией http://www.engr.uky.edu/~fml/research/adap...s/0smoke_on.PNG

    http://www.engr.uky.edu/~fml/researc.../pernaps05.pdf 1.1MB

    litespan: www.solarfilm.co.uk

  4. #3

    Регистрация
    03.01.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    42
    Сообщений
    217
    Цитата Сообщение от Konstev Посмотреть сообщение
    Из личного опыта могу утверждать, что планер-паритель обтянутый лавсаном летает хуже, чем лавсан оклеенный микалентной бумагой и проэмаличенный.
    Зы. Давным давно в авимодельном кружке в самом начале сделал лёгенький планерок обтянутый микаленткой. Так он летал поначалу очень неплохо. Потом было принято решение проэмалитить его ещё разок - несмотря на то, что поверхность выравнилась и исчезли многои морщинки, летать он стал хуже. Через некоторое время из-за многочисленных полётов накопилось много заплаток и я решил переобтянуть его лавсаном - летать совсем перестал и вскоре был заброшен. Это повергло меня в ступор - ни я ни мой шеф (он был кордовик) не могли понять в чём дело.

  5. #4

    Регистрация
    01.01.2003
    Адрес
    Королёв , Московская область
    Возраст
    47
    Сообщений
    2,273
    - ни я ни мой шеф (он был кордовик) не могли понять в чём дело.
    всё дело в волшебных волосках

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    13.02.2005
    Адрес
    Украина, киев
    Возраст
    27
    Сообщений
    404
    Записей в дневнике
    39
    Не думаю, что род поверхности может так сильно влиять на качество полёта, что модель вовсе перестала нормально летать, скорее после переоптяжки она стала тяжелее или крутки появились.
    Да, делают шероховатую поверхность, но в основном на свободнолетающих...
    Интересно как на больших планерах делают. Там, мне кажется, да и по фоткам... шероховатостью и не пахнет, или там другого рода турбулизаторы?

  8. #6

    Регистрация
    08.02.2002
    Адрес
    Переславль-Залесский
    Возраст
    45
    Сообщений
    245
    На больших планерах другие числа Re.
    Турбулизаторы и шероховатые поверхности делают, когда Re<100000 (по моим наблюдениям).

  9. #7

    Регистрация
    13.02.2005
    Адрес
    Украина, киев
    Возраст
    27
    Сообщений
    404
    Записей в дневнике
    39
    Однако эффект не столь велик, чтоб пудрить мозги на RC планерах.
    Тут скорости разные.
    Если брать свободнолетающие, типа F-1-A... то да, там поверхность помогает... несколько сек полёта.

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    01.01.2003
    Адрес
    Королёв , Московская область
    Возраст
    47
    Сообщений
    2,273
    Цитата Сообщение от Tauren Посмотреть сообщение
    Интересно как на больших планерах делают. Там, мне кажется, да и по фоткам... шероховатостью и не пахнет, или там другого рода турбулизаторы?
    Помнится на больших планерах, выполненных из пластиков и с ламинаризированным профилем крыла, на крыло даже ничего накрасить нельзя. А капли влаги и прилипшие комары-мухи или семечки травы снижают его качество в два раза.

  12. #9

    Регистрация
    05.03.2006
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    23
    Спасибо всем отозвавшимся, а особенно shtirlits!
    Факты Господа, вещь упрямая. И если в советских учебниках по аэродинамике чего-то нет, то не стоит отрицать само явление...

    Идея турбулизатора заключается в генерации микровихрей, которые повышают энергию пограничного слоя, и как следствие, переход "ламинарного" потока в турбулентный происходит дальше к задней кромке.

    По моему мнению, оптимальная шероховатость, а вернее, текстура, должна быть близка к поверхности пера птицы.
    По всей видимости, крыло птицы все покрыто микровихрями с достаточно высокой энергией, чтобы не "отлипать" от крыла и скатываться с него дальше в поток. В итоге воздух омывает "псевдопрофиль" с меньшей относительной толщиной - вот и падение сопротивления.
    В подтверждение моих слов - авто со "срезанным" задом типа минивенов тащут за собой многометровый аэродинамический вихревой хвост. При этом поток обтекает длинную "каплю". В итоге получаем низкий расход бензина, и хронически грязную заднюю дверь...



    Цитата Сообщение от Tauren Посмотреть сообщение
    Однако эффект не столь велик, чтоб пудрить мозги на RC планерах.
    Тут скорости разные.
    Если брать свободнолетающие, типа F-1-A... то да, там поверхность помогает... несколько сек полёта.
    Не стОит делать резких суждений.
    Вам же уже несколько человек сказало - на практике эффект есть. Ортодоксальной аэродинамике сей эффект малоизвестен. Но он есть!

  13. #10

    Регистрация
    13.02.2005
    Адрес
    Украина, киев
    Возраст
    27
    Сообщений
    404
    Записей в дневнике
    39
    Я высказал своё мнение. Ничего не буду утверждать. Согласен: Всё решает практика.

  14. #11

    Регистрация
    05.02.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    54
    Сообщений
    246
    Цитата Сообщение от Konstev Посмотреть сообщение
    Идея турбулизатора заключается в генерации микровихрей, которые повышают энергию пограничного слоя, и как следствие, переход "ламинарного" потока в турбулентный происходит дальше к задней кромке.
    Мне кажется, здесь вы ошибаетесь. Т.е. идея озвучена правильно, но следствие - нет. Смысл установки турбулизатора, который собственно и заключен в его названии, состоит в намеренном переводе ламинарного характера обтекания в турбулентный для предовращения (или, как минимум, затягивания) момента отрыва пограничного слоя со спинки профиля, поскольку турбулентный п.с. при прочих равных условиях "терпит" большие положительные градиенты давления. Т.е., при установке турбулизатора, переход от ламинарного к турбулентному п.с. происходит РАНЬШЕ, нежели это случилось бы в его (турбулизатора) отсутствие.

  15. #12

    Регистрация
    08.02.2002
    Адрес
    Переславль-Залесский
    Возраст
    45
    Сообщений
    245
    Вот чего думаю, теоретически получить информацию о том, какая шероховатость оптимальная или какой турбулизатор лучше всего, сложно. Как минимум, трудно получить точные исходные данные.
    Экспериментировать на готовом самолете тоже трудно, так как эффект может оказаться незаметным из-за изменений условий в разных полетах.
    Но вот в какой-то статье про gurney flap (узенькая ступенечка снизу на задней кромке) писали, что для оценки эффекта закрылка клеили его только на одно крыло отрегулированного для прямого полета планера. А дальше смотрели как полетит. Если вперед измененным крылом, то правильно изменили.
    В общем, если хочется экспериментировать, то в конструкцию самолета нужно заложить возможность оперативной смены обшивки/турбулизатора/задней кромки...
    А потом запускать и запускать, с такой и с эдакой обшивкой. Утром, днем и вечером, чтобы посмотреть как оно в разном воздухе летает. И повыше, чтобы приземный слой не мешался.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. И снова МиГ-29 (рулевые поверхности)
    от Ufolog в разделе Паркфлаеры и «пенолеты»
    Ответов: 41
    Последнее сообщение: 19.06.2010, 10:11
  2. Чистота поверхности в ДВС
    от jogral в разделе ДВС - калильные и компрессионные двигатели
    Ответов: 52
    Последнее сообщение: 27.01.2010, 12:51
  3. Вопрос о "лохматой" поверхности.
    от flysnake в разделе Планеры, мотопланеры
    Ответов: 67
    Последнее сообщение: 21.01.2010, 23:24
  4. Оптимальные углы
    от Taboo в разделе Планеры, мотопланеры
    Ответов: 37
    Последнее сообщение: 19.04.2009, 22:25
  5. Шероховатость поверхности F3A модели
    от Blues в разделе Пилотаж
    Ответов: 58
    Последнее сообщение: 10.03.2009, 22:44

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения