Schempp-Hirth Minimoa MO 2a

El_Chupacabra

Начал всё таки build log на локальном форуме, здесь буду дублировать.
Прототип.

Спусковым механизмом, натолкнувшим меня на строительство этой модели стало знакомство с работами Криса Уильямса, нашего английского коллеги с сайта scalesoaring.co.uk. Его модели старых планеров подкупают своей относительной простотой постройки и вместе с тем изяществом.
Конструктор собственной персоной и его модель, послужившая отправной точкой для меня.

Видео

Крис описал постройку своей модели в форуме на http://scalesoaring.co.uk и совершенно бескорыстно опубликовал чертежи. Там же можно почитать об истории этого планера. Размах крыла 4,85 и ожидаемый вес 9,5 кг. На этом преамбулу заканчиваю, перехожу непосредственно к процессу 😆.
Изначально освещать процесс создания этой модели планов не было и как следствие этап строительства фюзеляжа не был задокументирован вообще. На сегодняшний момент почти собран фюзеляж и хвостовое оперение. Впереди их сращивание между собой и приводами. Чертежи распечатал на обычном А4 принтере и склеил в совершенно монструозные простыни.

Перегнал PDF в DXF, затем импортировал всё в привычный Rhinoceros и начал складывать пазлы. Удивительно, но Крис строит свои модели, вырезая детали лобзиком 😃 , я же человек ленивый и раскроил всё лазером. Шпангоуты из 3 мм фанеры, обшивка частично из оклееных стеклом полосок 1,5 мм фанеры и частично из 0,8 мм фанеры.


Стабилизатор, как и руль направления сьёмные, для облегчения транспортировки и хранения. Размах стаба 86 см, половинки руля высоты имеют общую переднюю кромку.

Робартовские петли в задней кромке стабилизатора заделаны с применением вставок из твердой древесины, я использовал удачно оказавшиеся под рукой мебельные шканты.

Вес горизонтального оперения в сборе 157 грамм.

Задняя кромка руля направления, как впрочем и всех рулевых поверхностей этой модели состоит из переклея 1,5 мм сосны в центре и по 1,5 мм бальзы с обеих сторон. Косынки из 1,5 мм фанеры.

Вес РН 61 грамм.

продолжение следует…

20 days later
El_Chupacabra

Далее навеска руля направления.

В принципе, его можно было бы делать несьёмным, но демонтировать стабилизатор намного проще и удобнее при снятом РН, посему делаю как у автора. Изготовлены практически амбарные петли, частично из нержавейки частично из меди.

Оси навесов диаметром 6 мм выточены из какого то цветняка и припаяны к медным пластинам.

Что бы предотвратить смещение руля вверх в ось нижней петли будет вставляться маленький шплинт.

Получилось так.


p.s. на самом деле, прогресс ушел немного далее, я выкладываю снимки с запозданием, когда есть время для этого…

Евгений_Николаевич

Как летать планируете: на склоне, на равнине? Крис Уильямс в основном со склона бросает, главное в одной руке еще и пульт. Если на равнине как выполнять затяжку?

El_Chupacabra

Честно говоря еще не знаю, но в приоритете идея со склонами, у нас здесь сопки… и берег моря.

7 days later
El_Chupacabra

Немного о приводе руля направления. Автор использовал тросовый привод, я решил внести изменения. Несомненный плюс тросиков в минимальном весе, однако необходимость снимать и ставить РВ на место непосредственно в поле делает весь этот струнный ансамбль неуместным :huh: . Добавил кабанчик и прицепил тягу, толщина профиля в этом месте позволяет спрятать всё “внутри”, тросовый привод тоже по замыслу конструктора прячется в профиле.



Немного смущает меня малое плечо, что в тросовом, что в моем варианте. С другой стороны, обескураживает насколько маломощные сервоприводы используются в планерах в сравнении с бензолётами. Крис использует стандартные пятикилограммовые JR 591 на РВ и РН. Раз так, то наверно и нет нужды делать излишне могучие тяги?

Хвостовое оперение вчерне готово.

У разработчика в качестве тяги РВ используется тавровая балка из бальзы, я склеил:


вес получился более 40 грамм- многовато будет.
Решил использовать карбоновые трубки, благо их есть где взять поблизости, вес такой трубки всего 11 грамм.
Единственный неприятный момент состоит в том, что при работе на сжатие они запросто выгибаются дугой- играют. Посоветовавшись с Евгением aka Udjin устроил в середине тяг импровизированные подшипники скольжения из бальзовых брусочков, пропитанных жидким циакрином в месте прохождения тяг.

Тяги легко скользят в задубевших отверстиях и не играют.

Качалка руля высоты сьёмная. Изготовлена из куска какой то митриловой брони, позаимствованной коллегой на одном небанальном предприятии. Материал больно зашифрованный, даже его название неизвестно, изготовлен с использованием кевлария 😃, офигенно правильной смолы и сложного технологического цикла 😮 .

Крепится к двум шпилькам М3, вклеенным на смолу в переднюю кромку РВ.

Стабилизатор к фюзеляжу крепится пластиковым болтом М6 и коротким металлическим штырьком, что бы предотвратить вращения стаба вокруг этого болта.

Сервомашинки пока по бедности поставлю бюджетные и медленные, но мощные и с металлическим редуктором.

Далее в планах зашивка гаргрота.

yakav

Работа впечатляет , но я смотрю вы кромки обозженные не зачищаете, как это на склейке скажется?

El_Chupacabra

Спасибо.
Честно говоря, никогда не зачищал, что порезанные на своем лазере, что покупные КИТы. Если лазер хорошо настроен, подобрано правильное соотношение скорости головки и мощности излучения, то рез получается- “ни прибавить, ни отнять”, края не обугливаются. С другой стороны, использую только качественные клеи, от СА (любого) с хоббикинга отказался, только американские с башни и не так давно открыл для себя корейский OKONG, продается в конторах, снабжающих рекламщиков- ничем не уступает маститым американцам. Еще использую Titebond-III столярный и полиуретановый UHU PUR.

Евгений_Николаевич

Размер, да и работа впечатляет.
По вопросам. Судя по фото, плечо кабанчика РН можно было чуть побольше сделать (боюсь не очень четко будут отрабатываться команды). Зато на РВ плечо кабанчика, похоже, приличное.
А вообще, каков ход рулей с такими плечами, достаточен - ли?

El_Chupacabra

По расходам разработчик завещал буквально следующее :
Rudder: 90mm each way
Elevator: 40mm up, 30mm down
Ailerons: 40mm up, 20mm down
Flaps: 15mm down
(All TE measurements from widest part)
C.A.R. 100%
On prototype, flaps mixed with ailerons
and spoilers to give CROW braking

К этому и будем стремиться. Длина кабанчика на РВ компенсируется длиной качалки на сервоприводе. Да, вы правы, пожалуй можно было бы на пару мм вынести еще плечо кабанчика РН, но переделывать пока не хочу. К стыду своему, я принадлежу к той когорте пилотов, что РВ используют в основном на рулёжке, и лишь иногда при неприятном направлении ветра при взлёте-посадке. В полете, как правило я не трогаю этот канал- не летал никогда на 3Д самолетах и не тянет. Налёта на планерах у меня нет совсем, собрал Bird of time трехметровую прошлой осенью, буду осваивать.

Udjin

Нужно дать тебе металкой порулить …

Stork

Николай, спасибо за отличный проект! Здорово! С интересом буду следить!
Хочу поделиться с вами своим опасением. Меня насторожил узел крепления кабанчика РВ. Точнее не сам узел, а бальзовая рейка, связывающая половинки стабилизатора. Не отпускает меня ощущение что этот элемент на кручение, в районе крепления кабанчика, явно недостаточен.

El_Chupacabra
Udjin:

Нужно дать тебе металкой порулить …

Не откажусь, коли случай представится.

Stork:

Не отпускает меня ощущение что этот элемент на кручение, в районе крепления кабанчика, явно недостаточен.

Тоже обдумывал этот узел, там бальзовая рейка из плотной древесины сечением 6*15 мм. Если учесть, что модель построенная разработчиком летает со стандартными 4 кг сервами по кругу, то полагаю, прочности достаточно.

Скелет оброс шкурой, фанера 0,8 мм.

Сначала делаю выкройку из бумаги, потом переношу на фанеру.

Хвостовая и основная лыжи сделаны из плотной бальзы, обшитой снаружи фанеркой.

и приклеены к фюзеляжу клеем UHU PUR, который конечно же полез со всех щелей.

Затем излишки срезаны и сошкурены, шпаклевкой наведен относительно пристойный вид.


Впереди еще масса шпаклевания и шкурения, но в целом, контуры уже видны.

Сделал механизм отцепа буксира. Думаю, пара картинок всё обьяснит лучше всяких слов.

На этом, запас веселых картинок исчерпан, что бы сделать новые, нужно строить дальше. Продолжение следует 😃… попозже.

Lazy

По механизму. Есть шанс, что не заработает. Обычно фиксирующий штырь ведут вертикально, не горизонтально.

El_Chupacabra

Да, шанс есть. Я сделал его по некоторому подобию расцепов, что ставят на буксировщики.

буксирная петля работает на срез подвижного затвора, сам затвор имеет диаметр 2,5 мм, приводится в движение 12 кг машинкой при плече на качалке 10 мм. Осознаю критическую важность этого узла, пока не установил его буду испытывать с двухкратным запасом- подвешу груз 20 кг и попробую расцепить. Спасибо за наблюдение.

Lazy
El_Chupacabra:

Спасибо за наблюдение.

На здоровье. Болезнь легче предупредить, чем лечить. 😃

El_Chupacabra

Судьба благоволила мне и в прошедшие несколько дней у меня было достаточно времени, что бы потратить его на действительно важные вещи 😃. Делюсь содеянным.
Присобрал консоли, точнее только их внутренние части.

Лонжерон из двух сосновых реек сечением 6*12 мм, с одной стороны зашит фанеркой 1,5 мм. Ничего необычного пока в общем.
С момента распечатки чертежей меня смущал узел крепления консолей к фюзеляжу. Крис использует металлические полосы, вставленные в специальные латунные пеналы, представляющие из себя трубки прямоугольного сечением 3*16 мм, сложенные вдвое таким образом, что суммарное сечение полос получается 6*16 мм. В исходном варианте пеналы вклеиваются на смолу в лонжерон и фюзеляж- вставили полотна, натянули консоли и сцепили их между собой резинками. Такие трубки я приобрести не смог, изготавливает их кажется aeronaut и в линдигере самые большие были 13*2 мм. Крыло чайки на круглую трубу не одеть, можно конечно было сделать две раздельные трубы, трубу правой консоли сместить вперед а левой назад, но идея размещения силовых труб в стороне от лонжерона меня не вдохновила. Пришлось колхозить. Вырезал стальные полосы 6*16 мм,

поскольку пеналов нет, то полосы будут намертво вклеены в консоли и выступающие части полос будут вставляться в центральный пенал. Центральный пенал сварен из стали 😮, его вес 415 грамм. Чудовищно.

Пенал крепится к специальному могучему шпангоуту и затем этот шпангоут вклеивается на смолу в фюзеляж.

Вот такой хардкор. Если бы не вес, я был бы доволен получившейся конструкцией- люфты полностью отсутствуют и в силу того, что всё сделано из стали они не появятся никогда. Крепление жесткое и очень точное. Но вес…😃
Пока присобрал на сухую, денёк другой похожу вокруг, подумаю. Если ничего не придумаю, то вклею всё намертво.

El_Chupacabra

Есть небольшой кусочек березовой 6 мм фанерки. Вырежу завтра.

Lazy

По хорошему вам нужен переклей из 3 мм фанеры на центральный пенал.
А что бы он не разбивался, достаточно вложить две полоски металла, не обязательно стали.

www.rcgroups.com/forums/showthread.php?t=1782385

FlyingBear

Владимир, полоски металла добавить параллельно переклею, как еще один слой переклея?
Кирилл, на Nemere делал просто переклей. “На крыльях - такие же “штыри”, являющие из себя продолжение лонжерона с дюралевыми сердечниками внутри.” Тут
Я тоже присматривался к планерам Криса Уильямса, но у него штыри используются стальные, которые есть, но в Россию не шлют. Поэтому нужно менять этот узел.

El_Chupacabra

Переделал. Наиболее нагруженные на мой взгляд кромки фанеры закрыл тонким железом, уголки вырезал из профиля для гипсокартона.

Удалось отыграть порядка 240 грамм веса на этом узле. Лезвия входят внатяг и не играют, будучи вставленными.

Одна голова хорошо, а форум тоже хорошо 😃

Lazy

Просто и сердито. 😃
А этот узел как вяжется на фюзеляж?

El_Chupacabra

Весь бутерброд вклеил в фюзеляж и к нему приклеил половинки силового шпангоута из 6 мм березовой фанеры.

Шпангоут распределяет нагрузку на стрингеры, обшивку и что важно- через киль на лыжу, примерно в том месте где подцепляется сьемное шасси. Для пущей склейки приготовил обычную, “долгую” ЭД-20 и в стыках кромки сэндвича, шпангоута и внутренней поверхности фюзеляжа использовал слегка сгущеную аэросилом смолу, что бы пустот не было. Так же стык шпангоута и фюза оклеил лентой стеклотканевой, что б уж наверняка 😃.

До местного фестиваля-открытия сезона остался всего месяц. Приготовить модель я не успею, поэтому принял волевое решение 😃 пока отложить планер на время, что бы довести до ума имеющийся парк. Надеюсь вскоре появиться здесь с продолжением.