Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 34 из 34

Беда – флаттер

Тема раздела Планеры, мотопланеры в категории Cамолёты - Общий; На ровном месте столкнулся с флаттером у металок при броске. Толи я стал кидать сильней, толи звезды стали не так, ...

  1. #1

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14

    Беда – флаттер

    На ровном месте столкнулся с флаттером у металок при броске.
    Толи я стал кидать сильней, толи звезды стали не так, но за неделю поломал две модели.
    У одной флаттер элеронов – две машинки в хлам.
    У второй флаттер стабилизатора. Это мой любимый стабилизатор (наборный, весь угольный, с угольным лобиком, суперкрепкий) в воздухе разваливается пополам.
    Модель хорошая. Халявы и халтуры в ней нет. В подтверждение того, что модель хорошая, выкладываю два полета. Заброс на 50 метров и двухминутный полет в нейтральную погоду.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: 50mertov.jpg
Просмотров: 131
Размер:	18.6 Кб
ID:	31178Нажмите на изображение для увеличения
Название: 2min.jpg
Просмотров: 105
Размер:	20.1 Кб
ID:	31179
    Флаттер возникает при забросе выше 40 метров.

    Где можно почитать теории о причинах возникновения и способах борьбы с флаттером?

    Сергей.

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    Флаттер возникает при забросе выше 40 метров.

    Где можно почитать теории о причинах возникновения и способах борьбы с флаттером?

    Сергей.
    Welcome to the club

    Что за модель? (2 минуты это круто!).
    Что за стаб (цельно поворотный?)
    Как сделаны тяги для крыла?

  4. #3

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Модель своя. Наборное крыло. Стабилизатор цельноповоротный. Тяги - стальная проволока в тефлоновой трубке.

  5. #4

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    Модель своя. Наборное крыло. Стабилизатор цельноповоротный.
    Мало информации о конструкции чтобы понять почему флаттерит...
    Надо смотркть из чего сделан элерон и что за тяги, какие машинки.
    Насчет стаба..надеюсб ось вращения не дальше 25% хорды ? иначе 100% флаттер стаба обеспечен

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Цитата Сообщение от buerger Посмотреть сообщение
    ось вращения не дальше 25% хорды?
    Откуда такая цифра?
    На этой модели 25%, но на предыдущей 30% и флаттер не наблюдался.

  8. #6

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от buerger Посмотреть сообщение
    ось вращения не дальше 25% хорды?
    Откуда такая цифра?
    На этой модели 25%, но на предыдущей 30% и флаттер не наблюдался.
    Я в аэродинамике не силен, умные люди мне объснили, когда у меня на двух планерах флаттер был и ось была на 30%, переделал на 25% и все в порядке.

  9. #7
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    ну если уверен что перед полетом стабилизатор был исправен (без повреждений), то в общем виде - ц.т стабилизатора (по хорде) должен быть равен или чуть впереди центра жесткости, тогда флаттер (колебания) будут самозатухающими, при условии жесткости конструкции на кручение.
    Насчет крепления цельноповоротного стабилизатора - тут более важно правило площадей, то есть площадь до точки крепления равна или меньше площади за точкой крепления.

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    06.08.2003
    Адрес
    Королев
    Возраст
    55
    Сообщений
    1,668
    Цитата Сообщение от 111 Посмотреть сообщение
    Насчет крепления цельноповоротного стабилизатора - тут более важно правило площадей, то есть площадь до точки крепления равна или меньше площади за точкой крепления.
    Да Вы что? Это ж типичная перекомпенсация. Что, так надо для металки?

  12. #9
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    а с чего вдруг перекомпенсация?

  13. #10

    Регистрация
    06.02.2004
    Адрес
    Люберцы
    Возраст
    48
    Сообщений
    1,175
    [/quote]
    Да Вы что? Это ж типичная перекомпенсация. Что, так надо для металки?
    [/quote]

    А ты попробуй на скорости в 100км/ч провернуть стаб (без компенсации) площадью 1дм2 при помощи рулевой машинки от детского электролетика.
    Конечно равенство площадей это в теории, а на практике запас поболее нужен, иначе флатерит...

    to: Taboo, а рога на которых стаб стоит достаточно жесткие? Бывает что люфтов нет, а покачаешь - гнется все при виде сверху, был такой случай. Вылечили наклеиванием двух полосочек эллура на цеакрине прямо на ноги рогатки, трясти перестало. С элеронами может стоит попробовать их концы закрепить на периферии крыла тонкими полосками (0,5мм) стеклотекстолита, чтобы они отклонялись за счет собственной деформации по длинне, про это кто-то писал уже, типа последний писк моды... Ежели поможет, можно и навсегда закрепить...

    Блииин!!! 50м , мне б твои проблеммы, я бы уж как нибуь флатер победил!

  14. #11
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    что-то не пойму насчет перекомпенсации.
    Прошу пояснить - о чем речь, может быть я что-то не понимаю.
    Ведь при равенстве площадей, нагрузка должна быть снята с ИМ. Видимо тогда будут критичны люфты управления.

  15. #12

    Регистрация
    01.01.2003
    Адрес
    Королёв , Московская область
    Возраст
    47
    Сообщений
    2,274
    Цитата Сообщение от 111 Посмотреть сообщение
    что-то не пойму насчет перекомпенсации.
    Считается что подъёмная сила приложена к 25% САХ (в среднем так сказать), следовательно и ось вращения стабилизатора должна быть рядом или впереди, но не за этой линией, и не тем более как предложено на 50% - в середине. При равенстве площадей, нагрузка будет ломать ИМ, ибо при отклонении стабилизатора от нейтрали возникнет момент старающийся еще больше отклонить его, а не вернуть к нейтральному положению.
    Хотя принципиально стабилизатор можно хоть за заднюю кромку навесить, если его прочность,жесткость и мощность привода позволит нормально выполнять свою работу, но зачем мучить конструкцию напрасно.

  16. #13
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    в общем виде согласен, но ведь углы отклонения цельноповоротного стабилизатора сравнительно
    небольшие, тем более на старте, поэтому, как мне кажется, правило площадей в данном конкретном случае
    видимо будет более важно для уменьшения нагрузки на ИМ, хотя это и не должно приводить к флаттеру.

  17. #14

    Регистрация
    26.06.2005
    Адрес
    Rehovot , Israel
    Сообщений
    104
    вокруг 25% САХ кофициент момента независит от угла атаки , а точка приложения силы куда дальше по хорде ....

  18. #15
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    "Где можно почитать теории о причинах возникновения и способах борьбы с флаттером?"

    ну попробую на словах
    имеем крыло.
    Центр жесткости (ц.ж.) находится впереди центра тяжести крыла (ц.т.).
    предположим, что за счет порыва ветра конец крыла ушел в верх на какое-то расстояние.
    после прекращения порыва или проще, импульса, крыло, за счет упругих сил конструкции будет стремиться принять начальное положение, то есть пойдет вниз. Но так как ц.т. позади центра жесткости, то крыло будет закручиваться за счет сил инеркции на уменьшение углов атаки и получать, за счет набегающего потока, дополнительный импульс, который заставит крыло проскочить исходное положение.
    Далее, за счет жесткости конструкции, крыло остановится, но ниже исходной позиции и крыло будет пытаться вернуться в исходное положение.
    Но опять вмешаются силы инеркции и крыло снова начнет закручиваться, но уже на увеличение углов атаки.
    И опять добавится импульс от набегающего потока. Таким образом получаем самодподдерживающиеся колебания со все большей амплитудой и так до полного разрушения.

    Если ц.ж. и ц.т. находятся в одной точке - система безразлична.
    Если ц.т. находится впереди ц. ж. - то колебания будут самозатухающими.
    Это относится к крылу без элеронов и к стабилизатору при условии, что жескость конструкции на кручение достаточны для конкретных скоростей полета.

    если непонятно, то здесь можно посмотреть и почитать (с учетом ц.т.+ц.ж.+ц.д.)
    http://kursy.rsuh.ru/aero/html/kurs_435_0.html
    http://cnit.ssau.ru/virt_lab/krilo/s_aero/d3_6.htm

    "вокруг 25% САХ кофициент момента независит от угла атаки" - насколько мне помнится
    только для симметричных профилей, но на остальных несколько гуляет.

  19. #16

    Регистрация
    26.06.2005
    Адрес
    Rehovot , Israel
    Сообщений
    104
    у симетричных профилей кофициент момента всегда равен нулю ...
    не в обиду ,просто что бы не путать серп с молотом ;-)))

    а сылочки классные , просто и о главном

  20. #17

    Регистрация
    21.02.2003
    Адрес
    Минск-Варшава-Чернигов
    Возраст
    52
    Сообщений
    12,109
    Записей в дневнике
    447
    Цитата Сообщение от TIgor Посмотреть сообщение
    у симетричных профилей кофициент момента всегда равен нулю ...
    100% уверенности ?

  21. #18

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    С элеронами может стоит попробовать их концы закрепить на периферии крыла тонкими полосками (0,5мм) стеклотекстолита, чтобы они отклонялись за счет собственной деформации по длинне, про это кто-то писал уже, типа последний писк моды... Ежели поможет, можно и навсегда закрепить...
    Сейчас меня интересует стабилизатор. С элеронами пока все понятно. Они очень тяжелые.
    Это обычный FireBlade2. У него «железные» элероны.
    Как бы между прочим. Гнуть можно только пенопластовое го… элероны. Жесткие элероны гнуть нельзя, надо делать трилерон. Я об этом писал.
    а рога на которых стаб стоит достаточно жесткие? Бывает что люфтов нет, а покачаешь - гнется все при виде сверху, был такой случай. Вылечили наклеиванием двух полосочек эллура на цеакрине прямо на ноги рогатки, трясти перестало.
    Нет. С креплением все в порядке. Если что-то и гнется, то это балка.
    Но ее надо гнуть двумя руками, чтобы она согнулась. Ну и конечно, если пытаться поворачивать стабилизатор, он немного отклонится, прежде чем полетят зубья в машинке. Но общая жесткость, выше средней. Мне кажется, что это одна из причин образования флаттера. Если взять обычный бальзовый стабилизатор и качнуть его, то он издает глухой звук с быстро затухающими колебаниями. Мой же звенит.
    To 111. Спасибо.
    Исходя из теории, решение проблемы – грузик, вынесенный перед стабилизатором на палочке или проволоке.
    Вопрос. Влияет ли положение оси вращения на центр жесткости?
    Может ли решить проблему смещение оси вращения на зад?
    Сергей

  22. #19

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    если это fireblade2, то что с элеронами не делай, у человека метающего на 50 м - флаттер обеспечен. Эта конструкция элерона обречена.
    что касается стаба: мы делали по Дреле из пенопласта со 25 стеклом, так вот после 20 сильных бросков - слаживается пополам. Теперь только бальза с оракувер-лайт.

  23. #20
    Давно не был
    Регистрация
    16.08.2002
    Адрес
    Иркутск
    Возраст
    54
    Сообщений
    766
    Записей в дневнике
    13
    Цитата Сообщение от buerger Посмотреть сообщение
    мы делали по Дреле из пенопласта со 25 стеклом, ...
    По Дреле пенопласт с 28 кевларом....

  24. #21

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    Цитата Сообщение от edwards Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от buerger Посмотреть сообщение
    мы делали по Дреле из пенопласта со 25 стеклом, ...
    По Дреле пенопласт с 28 кевларом....

    это раньше было с 36 кевларом. См. pdf

    PS. блин не могу приаттачить pdf (нет прав?). Датирован 30 Мая 2005

  25. #22
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    to Taboo
    ну в принципе так и делают, но вынос груза на плече перед стабилизатором - будут проблемы на посадке, трава и ветки могут повредить стабилизатор и (или) балку. Смотри сам по месту, может проще в носок догрузить, если немного.

    "Вопрос. Влияет ли положение оси вращения на центр жесткости?
    Может ли решить проблему смещение оси вращения на зад?"

    нет, это разные вещи.
    Стабилизатор из 2 половинок, подвеска упругая?

    Я ведь не зря акцентировал, что описанный вариант флаттера относится к крылу без элеронов.

    С элеронами флаттер будет развиваться несколько иначе, даже с нормально спроектированным и построенным крылом.
    На моделях обычно элерон крепится к крылу по передней кромке (петли или еще каким-либо образом).
    В результате этого центр тяжести элерона находится значительно дальше точки крепления к крылу.
    Ну а дальше начинается все точно так же как и в обычном флаттере, но возмущающим и закручивающим элементом выступает элерон.
    Способы борьбы - 105% весовая компенсация элерона, смещение оси вращения элерона назад, снижение скорости полета, увеличение жесткости элерона и проводки.

  26. #23

    Регистрация
    18.08.2003
    Адрес
    Челябинск
    Сообщений
    445
    Цитата Сообщение от Sputnik Посмотреть сообщение
    Считается что подъёмная сила приложена к 25% САХ (в среднем так сказать)
    странно как-то. если допустим угол атаки 90 градусов, то очевидно сила будет приложена к центру давления. а для плоской пластины (imho) при любом угле атаки к центру давления. стабилизатор наверно все-таки ближе к пластине.

  27. #24

    Регистрация
    28.06.2003
    Адрес
    Мюнхен, Германия
    Возраст
    45
    Сообщений
    1,178
    Записей в дневнике
    23
    Цитата Сообщение от Gold Посмотреть сообщение
    Цитата Сообщение от Sputnik Посмотреть сообщение
    Считается что подъёмная сила приложена к 25% САХ (в среднем так сказать)
    странно как-то. если допустим угол атаки 90 градусов, то очевидно сила будет приложена к центру давления. а для плоской пластины (imho) при любом угле атаки к центру давления. стабилизатор наверно все-таки ближе к пластине.
    вообще-то все-таки симметричный профиль Ht-08 в основном...

  28. #25

    Регистрация
    06.08.2003
    Адрес
    Королев
    Возраст
    55
    Сообщений
    1,668
    Цитата Сообщение от Gold Посмотреть сообщение
    если допустим угол атаки 90 градусов, то очевидно сила будет приложена к центру давления. а для плоской пластины (imho) при любом угле атаки к центру давления.
    Центр давления чаще всего не совпадает с центром площади. И для плоской пластины ц.д. ближе к передней кромке (не забыли , как падает лист бумаги?).

  29. #26

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Цитата Сообщение от 111 Посмотреть сообщение
    Стабилизатор из 2 половинок, подвеска упругая?
    Стабилизатор цельный. Крепление жесткое.
    Мне кажется, что сам стабилизатор не гнется (кручение), а колебания возникают в системе балка – тяги - стабилизатор.

  30. #27
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    то есть грешишь на слабую на кручение балку и люфты в управлении?

  31. #28

    Регистрация
    21.03.2006
    Адрес
    Дзержинск
    Возраст
    26
    Сообщений
    48
    на счет флаттера элеронов
    то если они крепятся на крючках то "кабанчик" привода элеронов должен стоять как можно ближе к однаму из крючков(НО НЕ МЕЖДУ КРЮЧКАМИ ЭТО ИДЕАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФЛАТТЕРА) и соответственно и машинка тамже.
    мы поночалу летали и незнали почему флаттерит а потом поняли и стали делать так на всех планерах

    мы конечно F3J планерами занимаемся но флаттеру пофигу что F3J что F3K

  32. #29

    Регистрация
    13.02.2005
    Адрес
    Украина, киев
    Возраст
    27
    Сообщений
    404
    Записей в дневнике
    39
    Занимаешся говориш.
    А что за модели? Сами делаете или покупаете?
    Чертежи есть?
    Давай в личку.

    Сорри за оффтоп.

  33. #30

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Цитата Сообщение от 111 Посмотреть сообщение
    то есть грешишь на слабую на кручение балку и люфты в управлении?
    Не на кручение, а на изгиб.
    Люфтов нет. Есть некая мягкость.

  34. #31
    111
    111 вне форума

    Регистрация
    05.04.2006
    Адрес
    Мурманск
    Возраст
    61
    Сообщений
    2,773
    Записей в дневнике
    7
    может балку скрутить новую с фольгой?

  35. #32

    Регистрация
    21.03.2006
    Адрес
    Дзержинск
    Возраст
    26
    Сообщений
    48
    Цитата Сообщение от Tauren Посмотреть сообщение
    Занимаешся говориш.
    А что за модели? Сами делаете или покупаете?
    Чертежи есть?
    Давай в личку.

    Сорри за оффтоп.
    делаем сами 3-х метровые планера самыё большой 3.7м
    планера наборные от 1.5 кг до2.2 кг
    лично у меня 3-х метровый планер слегка смахивающий на Ellipse 2(планер такой)
    чериежей мноооооооооооооого и они огроооооооооооооооооооооомные(ну ты представь пол крыла в натуральную величину) и сканировать их мне не хочется а переводить в КАД темболее в электронном виде пока один чертёж квадратного 3-х метрового планера

  36. #33

    Регистрация
    13.02.2005
    Адрес
    Украина, киев
    Возраст
    27
    Сообщений
    404
    Записей в дневнике
    39
    Может ссылку в нэте даш.
    Технические характеристики, какая механизацыя крыла, оперение какое используете ну и т.д.
    Как летают, что с композитов используется и где.
    Если серьезная механизация - аппаратура какая?
    Ну и т.д. и т.п.

  37. #34

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,934
    Записей в дневнике
    14
    Я нашел причину своих бед.
    Нажмите на изображение для увеличения
Название: f3k_Cesis_2006.jpg
Просмотров: 944
Размер:	18.9 Кб
ID:	45462
    Балка очень крепкая, легкая, но пружинит и является источником колебаний.
    Получается, что балка должна быть мягкая, чтобы после сгибания не резонировала, а плавно возвращалась в исходное положение.
    Выходит, что фольга - вредная вещь...

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Флаттер
    от VC555 в разделе Электролеты. Общие вопросы
    Ответов: 13
    Последнее сообщение: 31.12.2006, 20:08
  2. Флаттер винта
    от Sly_tom_cat в разделе Электролеты. Общие вопросы
    Ответов: 16
    Последнее сообщение: 14.04.2006, 13:36
  3. Как победить флаттер?!
    от Amateur в разделе Электролеты. Общие вопросы
    Ответов: 9
    Последнее сообщение: 27.04.2005, 01:06
  4. Флаттер
    от iolo в разделе Самолеты с ДВС. Общие вопросы
    Ответов: 24
    Последнее сообщение: 03.12.2004, 16:18
  5. Поговорим о флаттере.
    от vovic в разделе Самолеты с ДВС. Общие вопросы
    Ответов: 24
    Последнее сообщение: 14.05.2002, 02:41

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения