Делимся интересным опытом полетов.

astr

Условия полета: три пополудни, облачность 30%, на торце границы леса, ветер 4-6м/с, порывы, солнце и ветер перпендикулярно лесу, лес поднимается на холмик. Идеальные условия для термодинамика. Динама не сильная, роторит, термики узкие, рваные. Галсами позволяло держаться над кромкой леса, подниматься не позволяло, т.к. уходил из термика. Кругами - сдувало. Использовал способ полета - петли. Петля начинается с относительно пологого пикирования, ручка чуть на себя, плавная петля, ветер сдувает по ветру, опять пологое пикирование. Вариация - петля косая, ~45 градусов относительно ветра и 45-70 градусов относительно горизонта. Данный способ неожиданно позволил неоднократно и довольно быстро подниматься на 150-300 метров. Весело, динамично, не уныло. Мотопланер ~3м композит.

olgol

Это есть принцип так называемого “dynamic soaring”, динамического парения (перевод на русский, к сожалению, звучит как просто парение в динамике, “слопе”, но это не то).

Принцип основан на использовании границы между двумя воздушными средами/потоками. Один поток (сверху) движется с большой скоростью, второй поток (снизу) заторможен или неподвижен. При переходе из одного потока в другой планер получает мгновенный прирост энергии за счет смены воздушной скорости.

VVS2

Полеты в роторе за горой или лесополосой не новость

Для меня 3 года назад стало новостью, что на 70 метровой горке можно летать в штиль. За день горка нагревается солнцем, вечером отдает тепло в виде широченных термиков и с 17:00 до 20:00 можно летать до упаду. Не скучно т.к. наборы достаточно быстрые и погонять можно и на пилотаж хватает. Зона набора шире чем при обычном динамике и распространяется за пределы склона. Горка с экспозицией на юг.

Совсем недавняя маленькая новость - щель между элероном и крылом надо обязательно заклеивать, хотя-бы скотчем. Не должно быть проницаемости сквозь щель. Сама по себе ямка пофигу, а вот проницаемость провоцирует флаттер элеронов и ранний срыв, из за чего разгон плоховат и маневренность по крену слабее (приходится больше отклонять ручку, следовательно тормозиться). У меня была щель всего 0.5-1 мм, но этого было достаточно для бяки.

astr

Понятно, что всё уже давно кому-то известно, но приходится изобретать заново велосипед, учителей нет. Полистал года за два темы, ничего не нашел насчет техник полета, в основном обсуждение строительства, сделал новую тему. Ну и ещё здесь хотелось написать, до чего доходил очень долго, может кому-то поможет. Обрабатывая узкие невысокие термики нельзя летать блинчиком, скорость маневрирования должна быть достаточна высокая, с значительными кренами, т.к. потеря высоты вне зоны термика больше, чем повышенное снижение из-за большого крена но в лифте, нельзя летать на низких скоростях, перебирая ручку на себя. Это особенно актуально при значительном ветре, пузыри с ветром надо отлавливать быстро и виражами малого радиуса, идти какое-то время с пузырем по ветру, вываливаться из рассыпавшегося пузыря, разгоняться по ветру и искать новый, как правило триггер остается примерно там же. (Опыт касается мотопланера 3м, на других не летал.)

dadvic
VVS2:

Полеты в роторе за горой или лесополосой не новость

С камеры на борту как-то не очень. Голова может закружится. 😁

Видео от SpeedsterDEN нагляднее. И советую посмотреть его канал на Ютубе.

Для меня эта тема думаю будет полезной. Только вхожу в мир планеров.

Udjin
VVS2:

Сама по себе ямка пофигу,

Ямка тоже не пофигу.
Ямка может превратить выпуклый профиль в псевдо - симметричный, а в случае металок заклеенная щель = высота заброса 😃

SergeyFM

Летали на днях. Ветер около 8-10 м/с. Взлетели парой. Я почуял что потянуло. Вкрутился, ушел по ветру и хорошо поднялся вверх, но надо возвращаться - пошел вперед и попадаю в “нисходняк”… такой, что приземляюсь ранее своего напарника. А он остался висеть в том месте откуда я ушел вверх.
Может стоило еще чуток подняться вверх и потом смог бы проскочить “нисходняк” или нужно было сразу не идти вперед , а уходить в сторону… тоже хотелось бы узнать, как поступить нужно было.

astr
olgol:

При переходе из одного потока в другой планер получает мгновенный прирост энергии за счет смены воздушной скорости.

Надо с ручкой в руках порисовать, покумекать. Вы уверены что без вертикальной составляющей потока есть добавка энергии? Дело в том, что из закона сохранения энергии полученная энергия при входе в бОльшую скорость нужно будет отдать при входе в меньшую.

dadvic:

Видео от SpeedsterDEN нагляднее.

Такой способ даже не представлял, офигеть. Вы понимаете что он творит? Он летает не с наветренной стороны, а с подветренной. Выныривает из затененной деревьями от ветра стороны, входит в динамолифт, добирает энергии и уходит обратно в безветрие (там есть ротор, но он скорее всего дальше от деревьев). Классический способ подразумевает уход в зону перед препятствием (тоже в относительное безветрие.) Сколько же существует разнообразия тактики.

SergeyFM:

тоже хотелось бы узнать, как поступить нужно было.

Очень много факторов, точную тактику Вам никто не подскажет. С ростом налёта появляется чуйка. Это вообще-то классика жанра, уйти по ветру в хорошем лифте и не вернуться, нас таких много 😃 Единственно скажу, что при ветре 10м/с нужно возвращаться на большой скорости, если есть запас высоты, то надо хорошенько разгоняться. Вот попробую объяснить на пальцах. При ветре 10мс, допустим возвращаемя со скоростью 12мс, т.е. чтобы пройти 300 метров надо 150 секунд, при снижении 0.5мс это потеря высоты в без вертикальных потоков 75 метров. При скорости планера 24мс это же расстояние покрывается за 21 секунду (путь даже качество падает на 30%, не знаю что там у современных планеров) и при снижении 1.5мс Вы потеряете 30 метров. В общем мозг нас подводит когда говорит что при пикировании мы потеряем больше высоты на большой скорости, это не так. А если есть еще и нисходняк, то разница этих двух способов еще больше, вы меньше находитесь в нисходняке на большой скорости возврата. Возвращаться надо быстро, а не потихоньку “экономя” высоту.

CrazyElk
astr:

Вы уверены что без вертикальной составляющей потока есть добавка энергии? Дело в том, что из закона сохранения энергии полученная энергия при входе в бОльшую скорость нужно будет отдать при входе в меньшую

Да уверены.

При наличии достаточно значительного градиента скорости ветра по вертикали получая “знатный пинок” в верхней половине замкнутой траектории за счет меньшего сопротивления и потерь при полете навстречу более слабому потоку в нижней можно вернутся в исходную точку с положительным балансом энергии. Поле действующих на планер сил в данном случае не потенцеальное (не без вихревое) и его ротор (математический) нулю не равен. Так что никакого противоречия с законами сохранения нет. Тем более что в верхней скоростной половине планер ставят почитай поперек потока чтобы его тащило и разгоняло по потоку как можно лучше, а в нижней медленной (по скорости ветра) его вдоль земли ведут гладенько минимизируя сопротивление и потери энергии при возврате в исходную точку “против шерсти”.

Это как колесо с меткой которую сильно толкают когда она в верхней точке и слегка притормаживют когда она в нижней “колесо разгоняется”.

За счет чего градиент создался и на наветренной или подветренной стороне неважно. Главное чтобы он был и был достаточно большим. Просто на подветренной стороне где образоваться не просто градиенту а полноценному ротору проще градиент будет больше ( почитай против шерсти лететь почти и не приходится нижний поток и сам идет навстречу верхнему пусть и не так быстро как планер но все в помощь). На наветренной стороне при определённом рельефе тоже может образоваться не просто градиент а полноценный ротор.

WBR CrazyElk

olgol
astr:

Надо с ручкой в руках порисовать, покумекать. Вы уверены что без вертикальной составляющей потока есть добавка энергии? Дело в том, что из закона сохранения энергии полученная энергия при входе в бОльшую скорость нужно будет отдать при входе в меньшую.
Такой способ даже не представлял, офигеть. Вы понимаете что он творит? Он летает не с наветренной стороны, а с подветренной. Выныривает из затененной деревьями от ветра стороны, входит в динамолифт, добирает энергии и уходит обратно в безветрие (там есть ротор, но он скорее всего дальше от деревьев). Классический способ подразумевает уход в зону перед препятствием (тоже в относительное безветрие.) Сколько же существует разнообразия тактики.

Все уже давно изучено и обкумекано 😃
Пересечение границы воздушных сред всегда происходит так, что воздушная скорость возрастает скачком. В этом и есть источник прироста энергии.
Классно, что у вас это получилось случайно.
Dynamic Soaring обычно происходит как раз на подветренной стороне склона (или лесополосы), где есть более четкая граница между двумя слоями воздуха. Нужен резкий обрыв, стена, которая отсекает вернюю часть потока от нижней.

VVS2
SergeyFM:

Может стоило еще чуток подняться вверх и потом смог бы проскочить “нисходняк”

Бывает что потоки сильно “лежат” и больше смысла не обкручивать, а галсами или восьмерками с протягиванием против ветра каждый проход.
Самый долгий полет у меня как раз был в таких условиях, ничего не крутил, ветер был 8-10 м/с. На мотопланере в поле, после выключения мотора шел под углом к ветру, попадал в подъем и елозил короткими галсами постепенно пробиваясь вперед и набирая. Поток стоял на месте. Левее метров на 150 был аналогичный поток. Оба они стояли на месте. я так прыгал между ними 2.5 часа, явного слива между ними не было, но и набор в потоках не особый. Попытка обкрутить приводила к совсем некошерному сдуванию и вываливанию в подветренную часть потока, едва хватало дотянуть до посадки, минуса адские. На параплане постоянно сталкиваюсь с такими потоками при южных ветрах. При западных и северных - потоки стоят боле вертикально, есть смысл крутить.

Udjin:

Ямка может превратить выпуклый профиль в псевдо - симметричный

А если ямка на нижней поверхности, как влияет?

Udjin
VVS2:

А если ямка на нижней поверхности, как влияет?

Именно так и влияет. Выпуклый профиль превращается в некотором узком диапазоне уголов атак и скоростей в “псевдо-симметричный”.

VVS2
Udjin:

Выпуклый профиль превращается

Где можно глянуть данные продувок?

Sereganike

В выходные летал на бланике. Термики были очень сильные. В первый раз получилось подняться несколько раз без мотора. Пускай не высоко, метров на 60-70 но все же, первый раз. Чайки кружились в одном круге с моделью, на противоположной стороне круга. Летал с деревянным самодельным не складывающимся винтом, от ДВС-ной пилотажки (складывающийся сломал, а новый пока в пути), и ничего - все равно получилось подняться. Почти час налетал, вместо обычных 25 минут.
Очень хочется настоящий планер с 8% профилем, представляю как бы он мог летать. Есть к чему стремится.

Udjin
VVS2:

Где можно глянуть данные продувок?

Наверное на Антонове 😃
Это оттуда дровишки.

Евгений_Николаевич

Может не в тему конечно, по поводу щелей, ямок. Почему, в таком случае, очень часто используют обычные петли (ну как дверные шарниры)?

Udjin
Евгений_Николаевич:

Почему, в таком случае, очень часто используют обычные петли

Дешевле, не принципиально, пофигу, или просто не нужно. Незнание, также.
А в ряде случаев сей эффект ставится на службу. Решает задачи …

VVS2
Udjin:

А в ряде случаев сей эффект ставится на службу. Решает задачи …

Только щель должна быть правильной формы (сужение к верху) иначе будет вспухание пограничного слоя наверху…
Но как влияет закрытая щель-ямка на пограничный слой нижней части крыла? Тоже вспухает? Как он может стать квази-симметричным когда щель находится на 80% хорды…?
Сильная ли прибавка лобового от ямки?

astr

Ага, спасибо за пояснения, вот из вики: en.wikipedia.org/wiki/Dynamic_soaring
До 800кмч разгоняются хулюганы.

Гор недалече нет поэтому техника не отработана. Буду искать одиночный массив деревьев, испытаю. Ну и ещё тогда вопрос по косым петлям. Где-то давно видел технику набора высоты косыми петлями именно в термике даже без ветра и в поле, там поясняли механизм работы. По-моему там на видео металка была. Кто-то может пояснить как это функционирует?