Готовь сани летом

Евгений_Николаевич

Добрый день, коллеги.
С наступающим Новым годом!
Краткое сообщение на зимнюю тему.
Собственно сломал уже голову, каким образом запускать копию планера весом и тягой двигателя около 5 кг, размахом 4,5 м и сечением фюзеляжа, в точке удержания рукой 160 мм.
По опыту запусков рукой уже сложилась статистика 50/50; успел поймать/не успел.
Поэтому стал думать о старте с тележки, но поскольку приближалась зима.
Техническое задание на проектирование было временно изменено на старт с саней.
В гараже были найдены старые лыжи для самых маленьких (размер 1200 мм). Младшему сыну - 28, а он был не первый их владелец.
И изготовлена вот такая конструкция (на фото):
Конструкция собирается на 8 болтах из шести элементов.
В этом году зима выдалась очень странная. Уже дважды были морозы под 30 градусов. Были сильные оттепели с лужами на дорогах. Были шквальные ветра, периодически передаются штормовые предупреждения. Да и дорога, с которой предполагалось взлетать, является технологической. Даже сегодня, 31 декабря в обеденное время, просвистел один самосвал и пара легковушек.
Все условия для взлета совпали только сегодня. Да и планер, для первых опытов я взял DRED: 3.6 м размах; вес 2+ кг.
Вот видео моих попыток:

Скажу сразу, на стадии разгона, связка планер - сани никак не рулится по направлению. Ни рулем направления ни, как видно из ролика, элеронами.
Но вторая и третья попытки были получше:

Вывод: можно работать дальше.

yakav

Как мысль - для стабилизации прямолинейного качения сделать что то вроде продольных лезвий на лыжах. Для льда думаю улучшит. И схождение может небольшое сделать. А так здорово придумано 😃

valera#

Наверное надо сани разгонять на резине. 😉

DWS

Машину, только лучше, позади точки старта оставлять. Особенно если система плохо управляема.

Евгений_Николаевич

Дорога имеет поперечный профиль (уклон к краям). Конечно лыжи, по такому укатанному слою плохо держат направление. Надо придумать какие то направляющие на нижней поверхности лыж.
Думаю резина ни к чему. Тяги (2 - 2.4 кг) достаточно, чтобы быстро разогнать “взлетный модуль”.
Первый взлет похоже я затянул, пытался рулить. А вот последующие - пораньше, так и незаметно что уводит влево.
Насчет машины - да. Хотя от планера до заднего бампера, продольно, было всего пару метров. Видимо, я ставил подальше от машины, левее, получается на левом склоне по профилю взлетки, поэтому и уводило влево.
А вообще у планеристов взлет с земли бывает редко, я взлетал первый раз. А так - интересные ощущения.

ДМИТ

Под лыжи можно лыжню нарезать, без шуток… Тогда тележка строго по лыжне покатится

Евгений_Николаевич

Добрый день коллеги.
За новогодние праздники чуть - чуть подправил сани и стал дожидаться приличной погоды для основного эксперимента - запуска самого большого в моем ангаре, планера. Полукопии, размахом 4.5 м и весом 5 + кг. Собственно для этого все и затевалось.

Полет был длинным, несколько затяжек на небольшую высоту, поскольку была очень плохая видимость, в 100 - 150 метрах уже плохо различалось положение в пространстве. На камеру попало очень мало - потеря квалификации оператором.
Вывод: такого типа запуск имеет место быть.
Несмотря на очень простую схему сборки планера, да и саней ( на телеге 8 винтов), процесс занимает время, да и руки мерзнут.
Но в итоге все получилось. Полет планера очень устойчивый, но нельзя подвешивать. Посадка в снег - без проблем.

Udjin

Что с закрылком, Евгений Николаевич?
На старте я видел что правый элерон был чуть приопущен (или внолях) относительно закрылка.
А по мере разгона закрылок опустился. И правый и левый. Я так понял что ты их с пульта опустил.

Евгений_Николаевич

Все происходит без моего вмешательства.
Да, там проблем полно: при запуске двигателя опустился правый закрылок, после остановки двигателя назад не вернулся.
Иногда при заходе на посадку, при выпуске закрылков, включается двигатель на малых оборотах. Иногда отключается иногда нет. Сегодня садился на малых оборотах работал.
Пытался уже модели в пульте перекопировать. Отдельная тема.

Udjin

Дай угадаю.
Футаба. Закрылки на ручке газа.
Если да - то лечится газом на слайдер, или строго на тумблер.

Евгений_Николаевич

Нет Евгений, все сложнее. Это Мультик Royal Pro 9. Закрылки и газ на разных слайдерах.
Было так зимой 10 - го, погода: холоднее -20 С. Тогда газ, на очередном взлете, так и не убрался (на максимуме), пришлось 5 минут петли крутить на полном газу, пока батарейка не разрядилась.
Вот с тех пор и не летаю, когда холоднее -20. Этой зимой стал газ (на малых оборотах) включаться вместе с закрылками (от закрылков).
А вот закрылки, вместе с газом (от газа) - это уже что то новенькое.
Понятно что никаких миксеров между газом и закрылками нет.