Посадка парашютированием RQ-20 Puma

Илья_МГУ

Объясню, чем меня смущает одна серва на руление и посадку.
Где-то я про это читал… у сервы есть разрешение, и это порядка 256 точек. Угол поворота стаба при посадке - возьмём 45 градусов. Угол руления цельноповоротным стабом каков? Думаю, не больше 4-5 гр. Вот и получается, что на посадку надо выделить 240 точку, а на руление остаётся 50. Где я цифру с разрешением видел, теперь и не вспомню.
Вторая проблема - система поворота на такие малые углы (руление) будет очень чувствительна к малейшим люфтам, и при использовании будет расшатываться.

Три года назад, когда я только начал задавать вопросы на форуме, кто-то из участников рассказал мне про посадку парашютированием, и даже дал ссылку на видео с парашютирующей посадкой своей модели. К сожалению, я никак не могу найти этих сообщений, куда-то они потерялись. Там от меня был вопрос по реализации такой посадки. Ответ был: всё просто, стаб на 45 и гироскоп на… а вот не помню, на что именно. Что за гироскоп там мог быть? Может, просто V крыла малое, и он там элеронами подруливал?
Но на таймерных точно нет никаких гироскопов. Отсюда моя догадка, что можно сделать систему устойчивой без всяких гироскопов. Так ли это?

На одном из видео, при срабатывании детермизатора на таймерке модель начинает крутиться как кленовый листок, вместо ровного снижения как у Пумы. Что надо делать, чтобы модель снижалась прямо, а не в штопоре?

ЗЫ: что такое ЦПГО?

NIV
Илья_МГУ:

Что надо делать, чтобы модель снижалась прямо, а не в штопоре?

Убрать аэродинамические крутки с ушек. Выставить руль направления в 0. Сдвинуть центровку вперёд.

Udjin

Илья, а что с “батискафным квадрокоптером”?

ЦПГО - цельноповоротное горизонтальное оперение.
Стабилизатор не имеет отрезного руля высоты.

Илья_МГУ
Udjin:

Илья, а что с “батискафным квадрокоптером”?

Лучше в личку.

NIV:

Убрать аэродинамические крутки с ушек. Выставить руль направления в 0. Сдвинуть центровку вперёд.

Упс! Расскажите про крутку ушек. Делал модель с ушками и быстро её разгрохал. Может, потому, что крутки на ушках не было? Ничего про это не слышал.

Sci_Rosso
Илья_МГУ:

На одном из видео, при срабатывании детермизатора на таймерке модель начинает крутиться как кленовый листок, вместо ровного снижения как у Пумы. Что надо делать, чтобы модель снижалась прямо, а не в штопоре?

ЗЫ: что такое ЦПГО?

Ну, на самом деле, ни о каком плавном снижении у Пумы речи то и нет.
Падает она, и довольно больно падает.
Если бы не высота в пару метров-можно было бы наблюдать и не только штопор. А учитывая сильно переднюю центровку, и достаточно хорошее пике. После кабрирования, вызванного перекладкой РВ-неминуемо бы последовал сильный нырок. И если бы не предельно малая высота…
Так что плавности там нет…
В этом отношении посадка таймереых-выглядит более изящно и мягко.

Sergey_BSB

Илья, подскажите вес модели и вес полезной нагрузки? Материал? Применение?
Автопилот будет стоять (и чей он?) или нет?

Илья_МГУ
Sergey_BSB:

Илья, подскажите вес модели и вес полезной нагрузки? Материал? Применение?
Автопилот будет стоять (и чей он?) или нет?

Так нет пока самолёта, поэтому пока - только гадать. Материал - ЕПП, с использованием готовых плоскостей от серийных аппаратов. Есть крыло от этого зверя: rcopen.com/files/5672db969970730077727241 , это переделанное от Ская 1880. Аппарат разбил в муку, крыло как новенькое. Теперь вот про аэродинамическую крутку узнал…может, поэтому и тот самоль разбил (не делал никакой крутки ушек).
Рули зафиксирую, сервы уберу. Ещё у меня Скай 1680 почти есть (едет посылочка). Так что следует расчитывать примерно на 2.5 кило, габарит Ская, крыло - то, что на фото. Да вообще, проще всего этот Скай и переделать.
Автопилот - Аркбирд. Я с ним полетал, всё нравится, проблем с ним никаких не было. По части герметизации опыт накопил немаленький, всё кроме мотора воды с солью не боится. Мотор сделаю легкосъёмным, буду мыть-перебирать. Применение - морской разведчик для яхты.

Sci_Rosso:

Ну, на самом деле, ни о каком плавном снижении у Пумы речи то и нет.
Падает она, и довольно больно падает.

На грунт - да. А на воду будет мяконько 😃 Скорость ещё не та, чтобы вода стала как бетон. В любом случае, единственная альтернатива, это влететь в воду на посадочной скорости. Тогда точно, всё оперение останется плавать, а тушка уйдёт подводной лодкой.
На сушу сажать буду обычным образом, в травку или на пляж. Посадка парашютированием - только на воду.

NIV
Илья_МГУ:

Упс! Расскажите про крутку ушек. Делал модель с ушками и быстро её разгрохал. Может, потому, что крутки на ушках не было? Ничего про это не слышал.

На свободно летающих моделях на ушках делают крутки (не симметрично), что бы она кружилась в потоке и сама центрировалась в нём. Поэтому она парашютирует в плоском штопоре. Кстати иногда парашютирует в стратосферу и с концами. Были случаи на соревнованиях. Поэтому она ровно парашютировать не может.
Обычно на ушах делают отрицательную крутку (задняя кромка поднята)

Udjin
NIV:

Обычно на ушах делают отрицательную крутку (задняя кромка поднята)

У РУ парителей, на сейчас, крутка на ушах отрицательная (или её вовсе нет), и она позволяет выводить ЛА на большие углы атаки без концевого срыва. Крутка мешает стоять в вираже, возможен эффект затягивания в вираж с переходом в штопор, поэтому параметр спиральной устойчивости для парителей, - это отдельный вопрос. Огромные кили в помощь 😃)
У таймерных моделей крутка положительная, но уши сравнительно небольшие.

Илья, таймерки - это очень высокотехнологичные и идеально сбалансированные модели для свободного лёта.
Человек ими не управляет, в том смысле, что каналов управления нет.

PS
Один из вариантов парашютирования.

Илья_МГУ

Спасибо, всё понял (полегчало) 😃 В общем, крутка ушей мне не нужна.

Udjin:

Один из вариантов парашютирования.

Парашютирование

Красиво! Современные свободнолетающие, это вообще - космос. У меня так красиво не получится, прекрасно понимаю.

Стабилизация по курсу при парашютировании мне очень желательна для снижения скорости (сажать против ветра). Пожалуй, Аркбирд с этим справится. Там есть режим “без элеронов”.

v-romashin921
Илья_МГУ:

начинает крутиться как кленовый листок

Там бабочка , вот она и крутит, бороться с этим эффектом, отклонять стаб на угол град 30, но у вас нет круток , вот и посадка будет в кайф, а по поводу нагрузки на РМ ,это смотря как выбрать ось крепления стаба, если с аэродинамической компенсацией, то нагрузки можно свести к минимуму , тоже дело решаемое, тогда команда на парашют будет обратима, и перевод в обычный полет как два пальца об асфальт, что не помешает , а даже создаст условия к благополучному экспериментированию с углом отклонения, а то что вы печетесь о точности 0 РМ, здесь тоже все просто, у вас передняя центровка, самолет как утюг, извините за сравнение, вот и не будет его колбасить, да и всегда можно вырулить, удачи

Udjin
v-romashin921:

как два пальца об асфальт

Увы, Владимир, неоднократно наблюдал как пилотажники заваливали планера, в отсутствие известной плавности при перекладке рулевых поверхностей.
Обдува-то нет, и резко отработав руликами получали подсрывы с различной тяжестью последствий.
Опыт нужен, и понимание что и за что “чипляется”.

v-romashin921
Илья_МГУ:

что крутки на ушках не было

Применяется в свободном лёте, т.к вираж все время вправо, не полезу в высшую матаматику, у вас должно быть всё в 0, а это проще чем правильные крутки, но этим голову забивать не стоит

Udjin:

Увы, Владимир, неоднократно наблюдал как пилотажники заваливали планера, в отсутствие известной плавности при перекладке рулевых поверхностей.
Обдува-то нет, и резко отработав руликами получали подсрывы с различной тяжестю последствий.
Опыт нужен, и понимание что и за что “чипляется”.

вы меня не поняли, я имел ввиду эксперименты на высоте по по подбору угла отклонения стаба, чтоб увидеть какой угол нужен, а чтоб на высоте всё получилось и без последствий, нужен управляемый полет после каждой попытки, а потом уж и у земли плюхаться

NIV:

парашютирует в плоском штопоре.

не подобран угол отклонения стаба, вот и колбасит, 30 град , и нет стратосферы, и нет кленового листа, и даже (бабочка) разные крутки на ушах и центроплане) играет в плюс

Udjin:

положительная

отрицательная, чтоб ввинчиваться в центр потока либо стремиться к нему, чтоб не затянуло в штопор есть спец расчет горизонтальной устойчивости

Илья_МГУ
v-romashin921:

… я имел ввиду эксперименты на высоте по по подбору угла отклонения стаба, чтоб увидеть какой угол нужен, а чтоб на высоте всё получилось и без последствий, нужен управляемый полет после каждой попытки, а потом уж и у земли плюхаться

Да, серьёзный аргумент в пользу большой сервы. Можно её поставить хотя бы временно, для отработки. А может, и приживётся насовсем.

v-romashin921
Илья_МГУ:

серьёзный аргумент в пользу большой сервы

как вариант

Udjin

Современные планерные сервы дают 6 кг на см при толщине 10мм.
Мне лично нравится Hyperion.

Крутка.
Смотря на какой консоли 😃) Вопрос диссертабельный.

А-50
Sci_Rosso:

Вопрос про контролируемое разрушение остается открытым.

Одноразовые пластиковые крепежные элементы.
Потом остатки поддеваются и удаляются ножом/отверткой.
Новые вставляются без инструмента.
Там у них на сайте был ролик со школой подготовки операторов, момент замены элементов показывался.

Sci_Rosso:

Бедные потроха у леталки

Они дополнительно для их защиты поставили под брюхом две пенополипропиленовые “подушки”.
До и после камеры.
Но значительная часть энергии уходит на “разрушение” конструкции.

Илья_МГУ
v-romashin921:

как вариант

У моряков это называется “полубалансирный руль”. На моём катамаране два полубалансирных руля, примерно на 1/4 хорды. Достоинства - рулить лодкой в 3 т водоизмещением может ребёнок.
Но есть и недостаток. При нулевых углах центр давление смещается вперёд и оказывается впереди оси поворота руля. Нагрузки на румпелях при этом нет вообще, и плоскость начинает флаттерить в пределах люфтов шарниров. Поэтому я всегда чуть-чуть порчу балансировку лодки парусами, чтобы этот противный дребезг прекратился. Так что, будем попробовать, но аккуратно.

Вопрос:
Правильно я понял, для устойчивого парашютирования надо делать сильно переднюю центровку? Можно ли подыграть, сделав стабилизатор несущим?

Udjin
Илья_МГУ:

Правильно я понял, для устойчивого парашютирования надо делать сильно переднюю центровку?

Нет. И нет.

Определитесь с понятием “устойчивости”.
Механизацией. Углом атаки. Профилем. Весом.

v-romashin921
Udjin:

Вопрос диссертабельный.

вот пример и центровка 52 проц САХ

Udjin

Я могу накидать аналогичных картинок, но с другими крутками.
Верите на слово?