Посадка парашютированием RQ-20 Puma

yurbuten

В F3K крыло к фюзеляжу крепиться двумя стальными винтами М4 (при весе планера 230-300гр),всё таки нагрузки при забросе…

Илья_МГУ

Посадка F3K в руку, это конечно чудо! Но аппараты с такой малой нагрузкой на крыло, как F3K, это свой отдельный мирок со своими законами. Я же примеряю такую посадку к аппарату с полезной нагрузкой, весом под 3 кило. Поэтому интересна именно посадка с поворотом стабилизатора. Ещё немножко покопал, нашёл даже термин “детермизатор”, т.е. устройство, принудительно выводящее таймерную модель из термика (чтобы не улетела навсегда).
Понятно, что скорость снижения отнюдь не парашютная. Но для приводнения, она вполне приемлема. Вот ещё один ролик про Пуму:

Там подбирают приводнённую модель с воды. Собственно, примерно для такого использования я и интересуюсь этим способом посадки.

ЗЫ: Думаю, секции Пумы стыкуются магнитами. Во всяком случае, мерикосы на беспилотниках точно это применяют.

Sci_Rosso

Вот вам еще одна посадка. Как мне кажется, стабилизатор-переставляемый на запредельные углы просто тупо гасит скорость как большой тормозной щиток. А потом уже даже не парашютирование, а обычное сваливание.
Бедные потроха у леталки 😃 )))

Udjin

Конкретные варианты работы механизации зависят от того, какая механизация имеется.
Нужно больше информации о модели и что там реализовано.
В общем случае, - тормозной щиток по верхней поверхности крыла, изгадит профиль, и “обнулит” подъёмную силу.
Остальные рулевые поверхности в этом случае парируют нежелательные тенденции (клевок-вспухание-крены и т.п.)

Евгений_Николаевич

Могу сказать по таймеркам (вес 750 г, площадь не помню).
При срабатывании “ПП” был даже не клевок , а как будто на стенку напоролся и качнулся как на лодке. Потом абсолютно ровное (в горизонтальной плоскости) парашутирование. Высоты разные, бывало и 50 и 100 м. И без последствий.
На планерах этот процесс вообще почти незаметный (нагрузка мизер)

Sci_Rosso
Udjin:

.
В общем случае, - тормозной щиток по верхней поверхности крыла, изгадит профиль, и “обнулит” подъёмную силу.
Остальные рулевые поверхности в этом случае парируют нежелательные тенденции (клевок-вспухание-крены и т.п.)

Т.е. по большому счету, просто делаем щитки.
Большой площади.
Ведем модель на скорости близкой к срывной, открываем щитки и все что можно в максимум, и как результат получаем резкое торможение и “плюх”?
Естественно парируем рулями нежелательные последствия от такой растопырки.

Вопрос про контролируемое разрушение остается открытым. В магниты мне если честно не верится. Не сдюжат. Могут открыться в самый ненужный момент. Кроме винтов из крепкого но хрупкого материала мне ничего в голову не приходит. Ну или крепление на резине. Будет выступать как демпфер.

yakav
Sci_Rosso:

Кроме винтов из крепкого но хрупкого материала мне ничего в голову не приходит

Вероятно используют мультилок Мультиплекса (www.multiplex-rc.de/…/725142-multilock-uni-set) или свой аналог, так как ФПВ самолет летает блинчиком и нагрузки невысокие. Только ставят его на отстегивание крыла вверх.

Илья_МГУ

Развитая механизация основного крыла конечно сработает, но у этого подхода есть крупный недостаток - сложное крыло с приводами. У Пумы же крыло вообще без приводов, т.е. там нет ни элеронов, ни закрылков, ни щитков. Как на планерах с глубоким V, Пума управляется по курсу и крену только руддером. Для аппарата, который предназначен для не самых мягких посадок, и саморазбирается при ударе, это очень положительное качество.
Какова аэродинамика парашютирования с откинутым стабилизатором? Как мне кажется, основное крыло при этом обтекается как доска поперёк потока. Аппарат не валится на бок, исключительно благодаря глубокому V. А вот стабилизатор обтекается нормально, и вполне способен подруливать при посадке. Так ли это?

Sci_Rosso
Илья_МГУ:

но у этого подхода есть крупный недостаток - сложное крыло с приводами.

Ничего сложного. Не сложнее чем привод руля высоты, направления, элеронов или того хуже ЦЕЛЬНОПОВОРОТНОГО стабилизатора.

Илья_МГУ
Sci_Rosso:

Ничего сложного. Не сложнее чем привод руля высоты, направления, элеронов или того хуже ЦЕЛЬНОПОВОРОТНОГО стабилизатора.

Гораздо сложнее, учитывая, что крыло отлетает при грубой посадке. Как минимум, придётся делать герметичные разъёмы, которые должны разбираться при ударе без повреждений, да ещё и самоуплотняющиеся при разрыве. Любое устройство, содержащее 6 серв вместо 2-х, как ни крути, сложнее в 3 раза. Увеличение количества приводов неизбежно приводит к усложнению и снижению надёжности. Поэтому, сделать на аппарате неподвижное крыло вообще без приводов очень заманчиво. На Пуме конструкторы руководствовались именно этими соображениями.

Как мне пока видится, руление по тангажу проще выполнить в виде отдельного привода, не связанного с системой поворота стабилизатора при посадке. А сам поворот сделать как на таймерной модели, т.е. резинкой или пружиной со спуском. Рулить сразу все стабилизатором неудобно, поскольку будут проблемы с разрешением сервы. Кроме того, для полного поворота стабилизатора потребуется здоровенная серва, которая для руления не нужна.

Вообще, я бы не стал распыляться по всем возможным способам снижения скорости модели. Их много, от механизации крыла, до парашютной системы. Всё это достаточно подробно описано в других ветках форума. Не стоит рапыляться, хочется обсудить именно парашютирование с поворотным стабилизатором.
То, что система работоспособна, сомнений не вызывает. Хочется лишь узнать мнение более опытных коллег, как правильно её реализовать. Опыт старых моделистов, использовавших такой способ посадки на таймерных моделях тут бесценен.

Тут куча вопросов: насколько стабилен такой аппарат при посадке, нужна ли стабилизация гироскопами положения аппарата, или можно обойтись правильной центровкой и оптимальным углом поворота стаба? На какой угол надо поворачивать стаб? И многое другое.

лерыч

Очень интересная идея вполне применима и без отстыковки крыла. Значительно уменьшит скорость вертикального снижения закрылок по всей длинне крыла с осью отгиба по нижней обшивке крыла, с площадью закрылка 30-40% плошади крыла, с отгибом 70-80 градусов вниз. Угол подъема стаба потребуется меньше.
Второй и считаю очень важный элемент уменьшения скорости при которой модель коснётся земли это создание амортизационного устройства для погашения скорости при ударе.
При длинне фюзеляжа один метр в него можно поместить амортизационное устройство достаточной длинны, которое представляет из себя консольную балку одним концом закреплённую к силовому шпангоуту, второй конец выпадает из фюзеляжа в положение векторно совпадающее с направлением спуска модели, на балке крепится вторая часть амортустройства в виде рейки вдоль основной. Между ними крепится амортизатор заставляющий при выпадении основной балки приводить амортустройство в рабочее положение. При соприкосновении с землёй выдвинутая рейка двигается вдоль балки растягивая амортизатор, часть энергии “плюха” гасится.
При грамотных расчётах и испытаниях вес амортизатора и эго эффективность исследуется и регулируется под вес модели и задачи…!!!
Пробуйте, хорошая думаю идея?!!! 😃

Илья_МГУ
лерыч:


Пробуйте, хорошая думаю идея?!!! 😃

А чего бы Вам самому это не попробовать? Быть может, лучше завести отдельную ветку по посадочным аммортизаторам?

Не интересует НИЧЕГО кроме аэродинамики парашютирования с откинутым стабилизатором. Пожалуйста, кому нечего сказать по теме, не мешайте.

Udjin

Крыло без элеронов, для модели летающей над морем, тем более - не очень хорошая идея.
Про сервы.
Покупайте качественные сервы, с именем, и не парьтесь их поломками.
Комплект надёжных серв на самолётик (4 сервы) в пределах 120 USD с доставкой.

Илья_МГУ:

Не интересует НИЧЕГО кроме аэродинамики парашютирования с откинутым стабилизатором

Поднятый вверх РВ создаёт

  • кабрирующий момент
  • повышает сопротивление модели

Не экономьте на спичках.

Илья_МГУ

Евгений, меркантильные интересы тут не при чём. Неужели Вы подозреваете мерикосов, что они выбрали схему Пумы из соображений экономии? Да там каждый разъём стоит как 20 серв 😃
У меня пока не было ни одной модели не оснащённой закрылками. Их я добавлял в т.ч. и на те модели, в которых они не были предусмотрены. Хочется попробовать принципиально другой подход.

Единственная моя модель с глубоким V погибла как раз из-за того, что в критической ситуации я попытался вывести её по направлению элеронами. Хотя, в предыдущих полётах убедился, что элеронами она практически не управляется. Зато на руддер эта модель реагировала точно так же, как элероны в модели с прямым крылом. Другие коллеги, летающие на планерах с большим V подтверждают, что на их моделях руддер подменяет элероны. Что ещё косвенно указывает на возможность такой схемы - на многих моделях автопилотов есть режим “самолёт без элеронов”.

Udjin:

Поднятый вверх РВ создаёт

  • кабрирующий момент
  • повышает сопротивление модели

Речь идёт не о перекладке руля высоты, а об откидывании всего стабилизатора на очень большой угол, вызывающий парашютирование модели по глиссаде с углом 45 градусов. В меру моего скромного понимания, при резком повороте на 45 градусов стабилизатор оказывается в срывном режиме и превращается в тормозной щиток. Кабрирующий момент конечно тоже есть, но он существенно меньше, чем в режиме нормального обтекания профиля. А уже после торможения и входа в режим парашютирования опять начинает управлять спуском. Поверхность торможения при таком спуске - полная площадь крыла, а не отдельные элементы механизации. Если этот принцип повально использовался таймеристами в до RC-шную эпоху, то почему бы им не воспользоваться сейчас?

Собственно, при парашютировании модели и стоит задача увеличить её сопротивление 😃

Udjin
Илья_МГУ:

Неужели Вы подозреваете мерикосов, что они выбрали схему Пумы из соображений экономии?

Опыт приходит с долгами, Илья.
Дерзайте.
:0)

Илья_МГУ:

вызывающий парашютирование модели по глиссаде с углом 45 градусов. В меру моего скромного понимания, при резком повороте на 45 градусов стабилизатор оказывается в срывном режиме и превращается в тормозной щиток.

И вы остались без РВ, т.е. лишили себя одного из каналов управления.
Обычный тормозной щиток в центроплане сделает равно то же самое, но без забросов по высоте.

Илья_МГУ:

летающие на планерах с большим V подтверждают, что на их моделях руддер подменяет элероны

Правильно говорят.
Эта схема называется RES. Rudder (РН)-Elevator(РВ)-Spoyler(Щиток).

Я её в шутку называю “секс для бедных”.
Схема незначительно удешевляет конструкцию, но значительно снижает её вес и упрощает изготовление крыла.

PS

Посмотрел на сайте производителей Пумы на фотографии.
Дьявол в мелочах … посмотрите на серву РВ. Прямо на заставке фото. Посмотрите на крепление ушей к центроплану.
Яркий представитель фпв-леталок.
"Если скотчик не держит, значит вы накрутили мало скотча … "
Я мягонько так, без злобствования.

Илья_МГУ
Udjin:

…И вы остались без РВ, т.е. лишили себя одного из каналов управления.

Ровно до того момента, как аппарат входит в режим парашютирования. Дальше, стаб начинает нормально обтекаться и канал появляется. Я не прав?

Udjin:

Дьявол в мелочах … посмотрите на серву РВ. Прямо на заставке фото. Посмотрите на крепление ушей к центроплану.

Мне думается, это не серва, а качалка. Серва внутри. И вовсе не факт, что она и обеспечивает поворот стаба на 45 град. Скорее, отдельный механизм с приводом на ту же качалку.

Уши к центроплану крепятся исходя из поставленной задачи - должны отвалиться без повреждения основной конструкции.

лерыч
Илья_МГУ:

Не интересует НИЧЕГО кроме аэродинамики парашютирования с откинутым стабилизатором. Пожалуйста,…, не мешайте.

Понял…

v-romashin921
Илья_МГУ:

Ровно до того момента, как аппарат входит в режим парашютирования

А извините спросить, для чего на радиосамолете этот геморрой? На боевом дроне понятно, попасть в окоп, чтоб под пулями далеко не ползать, или на палубу , или на маленькую полянку. На свободном лете понятно, там есть восходящие потоки , которые запросто утаскивают планер на высоту 300-500 метров, если вовремя не посадить, то можно и расстаться с дорогой техникой ,и нет обратимых команд (правила), а сесть надо, и иногда за несколько минут до конца тура приходится в течении 8 минут после сработки парашюта ждать посадки, а потом опять быстренько доставить в перерыв и снова взлететь в тур, но здесь то за чем? если у вас всё управляется. Да еще и посадка с такими катаклизмами, как почти полная разборка самолета))))), конечно, приложив голову можно все эти отстегивания решить бесболезненно, но и не забывайте, что у планера F1A нагрузка на крыло порядка 12,5 грамм на дм 2, а у резинки чуть меньше 11,5( в идеале), а отсюда и скорость снижения. На приведенном дроне все эти дела гораздо выше, вот и собирают его по запчастям после посадки, возможно такое приземление расчитано на то, чтоб из окопа за ним далеко не ползти ну или какие то другие причины, понятные только военным, хотя просто плошмя плюхнуться даже на деревья, гораздо бесболезненнее, чем на посадочной скорости снести крылья и стабильник об те же самые деревья, живучесть блин,

Илья_МГУ:

Скорее, отдельный механизм с приводом на ту же качалку.

ну уж если разборка модели предусмотрена посадкой)))))))))) то и скорее всего есть какой то необратимый процесс на стабильнике для парашютирования, а потом простой взвод какой либо защелки и опять в полет…

Евгений_Николаевич

Если опять вернуться к парашутированию свободнолетающих моделей, то стабилизаторы всегда цельные.
После начала процесса парашутирования планер никак не управляется, просто достаточно медленно спускается плашмя.
Думаю, попытки управления в процессе спуска, будут только мешать.

Кстати, по поводу угла перекладки стабилизатора.
Однажды, сразу после начала парашутирования, отвалился стабилизатор и падал отдельно.
Это никак не повлияло на плавность и плоскость спуска модели.

v-romashin921
Udjin:

И вы остались без РВ, т.е. лишили себя одного из каналов управления

А он на этом дронен в дальнейшем и не нужен, плюхнулся в окоп или рядом, из отделившегося капота с аппаратурой забрали информацию/, а на остальное пофиг,

Илья_МГУ:

по глиссаде с углом 45 градусов

это вначале, потом глиссада станет круче, по полету данной модели видно , что у нее очень передняя центровка, а не то при перекладке стаба, крутанула бы петельку, даже и на свободных иногда бывает, особенно страшно когда парашют срабатывает на 2-3 метра от земли, можно расстаться с хвостовой балкой

Евгений_Николаевич:

медленно спускается плашмя

поправлю, сейчас делают отклонение град 30, из за чего планер имеет большую поступательную скорость, но не достаточную для полета, он опускает нос и за счет бабочки вращаясь как по вертикальнолй воронке быстркее идет вниз, при касании о землю спасает вращение и он укладывается как маме запазуху, это применяется для того, чтоб вывалиться из мощного восходящего потока, а то бывает и на обычном (стаб 45 град) парашютировании уматывает вместе с потоком, к тому же при стандартном парашютировании бабочка так раскручивает планер, что он как бешанный пропеллер вращается вокруг вертикальной оси, а потом наступает расколбас и плоскости вращения не предсказуемы, так, что можно и остаться и без балки и без ушей))))))

Евгений_Николаевич:

Это никак не повлияло на плавность и плоскость спуска модели

Центровка то 52-57 процентов, а стабильник всего 6 грамм веса

Евгений_Николаевич:

Однажды, сразу после начала парашутирования, отвалился стабилизатор и падал отдельно

Иногда некоторые на таймере закладывают время полета чуть меньше, (ну скажем так, для учета времени парашютирования) но отделился стаб на 2-х минутах 59 сек) и всЁ, отделение части модели, вот и полет 2, 59 , но не макс((((( лирическое отступление

Евгений_Николаевич:

то стабилизаторы всегда цельные

но и здесь тоже цельноповоротный видно прекрасно nevskii-bastion.ru/rq-20-puma/ этой модели , исходя из ее применения и не нужны элероны ( больше элементов- маеньше надежность) модель то не для 3D. пролетел блинчиком , сфоткал, что нужно, поставил помеху или зафиксировал частоты рст, и блинчиком домой))))) так, что шасси, элероны, закрылки и всякая аэродинамическая нечисть тут - баловство!!!)))))