Thermik xl

vovic

По мере освоения больших планеров поделюсь впечатлениями - вдруг кому пригодится. В моем варианте Thermik XL размахом в 4 метра получился весом в 4200. Из них 500 - вес свинца. Да, по другому - никак. Планер столько весит, что вес аккумулятора с приемником и сервой (200) грамм никак не способен сбалансировать длинный хвост. Аккумулятор поставил 2200 от GP - хватает на полный полетный день. Сервы: Элероны и руль высоты HS5125MG, закрылки HS5245MG, руль направления S9205 - просто была такая - вот и поставил. Приемник 149DP, вариометр - Пиколарио.
Осваивать было тяжело. Первые два полетных дня вообще духу не хватало кинуть с лебедки планер самому, бо как его удержать в одной руке на ветру проблематично. Все реакции планера на руление - замедленные, но энергичные. На все рули поставил экспоненту. Старт с лебедки идет легко только в приичный ветер 5-6 м в сек. Зато в полете планер этот ветер игнорирует. На завершении старта - динаморывке надо аккуратно рулить, не задирая нос раньше схода с леера. Обычный F3B планер при этом просто не добирает высоты. Здесь другое. Вчера ошибся на мгновение - планер просто и легко оторвал парашутик от леера 1,5 мм диаметром (усилие на разрыв около 80 кГ). Спасибо на поле были ребята - сбегали за парашутиком - сам бы не нашел, т.к. улетел парашутик на соседнее поле километра за два от места старта.
Индикация потоков взмахом крыла - еле заметная. Для выпаривания в узком потоке приходится интенсивно подруливать рулем направления, хотя дифференциальные элероны установлены на 50%. На высоте - выше 700 метров летать намного легче, чем на обычных планерах. В широких и интенсивных потоках высоту набирает стремительно, без раскачки по тангажу. Вообще инерция по всем осям очень большая - крыло полностью карбоновое. На марше - это просто прелесть. Проход против ветра в 8 метров в секунду - легко, как в штиль. Субьективное ощущение, как будто небо над полем стало намного меньше. Настолько быстро можно перекинуть планер с одного конца на другой.
Работа крокодила на посадке - вовсе не так впечатляет, как на обычных трехметровых планерах. 100% выпущенный крокодил снижает скорость, но не останавливает планер даже против ветра в 8 м в сек. Заход на посадку поэтому надо делать с большого расстояния.

MaximKit

Даа, что-то не додумали создатели этого планера. 500 грамм в нос и вес 4200 😃
Это получается нагрузка больше 51. Многовато…

Странно конечно, но на http://www.soaringusa.com
заявлен вес 3200
не думаю, что среднестатистический покупатель в Штатах будет рад получить модель на кило больше, чем заявлено.

Может особенность именно этого планера…

А вообще, поздравляю. 😃 Главное, чтобы потоки ловились и посадки были бы всегда удачными 😃

vovic
MaximKit:

Даа, что-то не додумали создатели этого планера. 500 грамм в нос и вес 4200 😃

Да я тоже так подумал поначалу. А после размышлений понял - так ведь нет никакого другого решения! Даже удлиннить нос - толку мало. Нечего просто туда помещать - слишком вес борта мал в сравнении с весом планера.
Насчет обещанного веса - так там не врут. У меня весия - full carbon. А это значит и в стабилизаторе и в киле - тоже уголь. В стандартную версию планера стоко балласта не потребутся.
Вчера, во время чудного полета через полчаса после взлета заверещал передатчик - кончились аккумуляторы. Надо быстро сажать. Высота - 350 метров. Вот с этой высоты, включив “скорость” ухожу в пике - до земли. На выходе из пике ( на высоте в метров 20) звук был такой - что мужики подумали - ну все, кранты. А планер снова ушел в зенит до высоты в 250 метров.
Это что-то! Вживую, я еще не видел планера, который бы мог себе такое позволить.

vilan
vovic:

Сервы: Элероны и руль высоты HS5125MG, закрылки HS5245MG, руль направления S9205 - просто была такая - вот и поставил.

Посмотрел сайт, планер производит впечатление. Окружающие, наверное, выпадают в осадок, когда видят модель с размахом в четыре метра.

У меня вопрос касательно закрылков. Судя по всему, вверх они отклоняются всего на несколько градусов, а вниз – на 90. Где находятся закрылки при “нулевом” положении серв (сигнал 1500 mks)?

vovic

Этот вопрос я поднимал в теме “Настройка закрылков”. У меня 9САР. В ней нет большого offset. Поэтому я нашел решение такое. Замиксил произвольный тумблер (у меня - тренерский) на закрылки в размере - 60% - это два свободных микшера. Два других микшера обеспечивают подстройку закрылков от ручки А - в режиме плавного изменения кривизны профиля.Микшер флапероны на элероны от этой же ручки - из обычного меню. Режимы старт, норма и скорость - из обычного меню, крокодил - тоже. В результате, при канальном импульсе на серву закрылка в 1500 мс, закрылок находится на половине своего хода вниз. Суммарный ход закрылка 120%.
При настройке вылез известный баг 9САР с ограничением хода серв до микшеров, а не после. Решен был подбором отношений качалки и кабанчика элеронов таким, чтобы в краенем положении (140%) руль не выходил на механическое ограничение. Это несколько не удобно было делать - но проблему решает окончательно.
Установка на закрылки HS5245 оправдана, но не позволяет получить 90 градусов закрылка на крокодиле - качалка сервы не вписывается в толщину крыла. Ставить же серву типоразмера тоньше 17 мм я не рискнул - я люблю полихачить в небе, так чтобы со свистом. У меня получилось градусов 60. Вполне хватает для нормальной посадки. Вспухание корректирую микшером штатным в настройке крокодила.
Режим “термик” я вообще не программирую. Как только в режиме “норма” находится термик - означенной ручкой А я опускаю заднюю кромку на столько щелчков, на сколько оцениваю ожидаемую силу потока.

vilan:

Посмотрел сайт, планер производит впечатление. Окружающие, наверное, выпадают в осадок, когда видят модель с размахом в четыре метра.

😃 У крыла снизу сине-желтые поперечные полосы - на высоте синий цвет выглядит как черный. Борис Синский увидев планер изрек - “О, и тут уже Билайн летает”. 😒

Brandvik

Завидно 😃 Слюнки текут 😃 !!! Vovik, вы упоминули про обработку узких потоков с использованием диференциальных элеронов. У себя в описании передатчика тоже встречал их. Не пояснит ли кто в чем их смысл и как с ними управляться?

lyoha

Отклонения элеронов вверх и вниз производится на различный угол. Делается для того, чтобы планер вращался по крену вокруг своей оси. В силу несимметричности профиля отклонения элерона вниз на малый угол довольно существенно приращивает подъемную силу на консоли крыла, а вот если симметрично поднять элерон на второй консоли, то потеря подъемной силы будет непропорциональна, поэтому вниз, обычно, элерон отклоняют на меньший угол.

Brandvik

Ок, это я и сам понимаю. Но что нам это дает в термике? Какя разница, будет ли самик вращаться по крену сторого по оси, или ось будет смещена на внутренюю сторону вращения? Я пологаю что это нам дает более плотную спираль без потери качества. Тоесть, кренясь в право, нужно добиться что бы ось вращения была где то правее центра. Вот (окончательно созрела мысля), и дело даже не в том что самик вращается не по оси, а в том что при мелкой спирали линейная скорость косолей не одинакова. Если взять две крайние точки А и В а размах крыла 2м то при радиусе спирали 2м линейная скорость точки а будет VA=0 а VB=V1 B Тогда как при дариусе равном бесконечности VА и VB будут приблизительно равны. Ну как, правильно я рассуждаю? Говоря проще, внутрення консоль в мелкой спирали должна лететь медленно и обеспечивать туже подьемную силу что и внешняя, летяща быстро, что бы поворачивать блинчиком без помощи руля направления. Ой что то я запуталя… 😕 Распутайте меня! 😉

vovic
Brandvik:

Вот (окончательно созрела мысля), и дело даже не в том что самик вращается не по оси, а в том что при мелкой спирали линейная скорость косолей не одинакова.

Ой что то я запуталя… 😕 Распутайте меня! 😉

Андрей, Вы все абсолютно правильно понимаете! Прям не по возрасту…
Правда… все это изложено в учебном фильме Hang und Thermikflug от airmix.de и является банальными основами отработки термических потоков. Углы отклонения элеронов для симметричного момента по крену должны быть разными именно в силу разных скоростей обдува внешней и внутренней консоли крыла.

Есть вещи и не тривиальные. Управление рулем направления в спирали может быть разным по знаку. Для крутой спирали - внутрь, для плоской - наружу. А какую выбрать - эт в зависимости от ширины и силы потока. Блинчиком выпаривание будет со скольжением наружу - это снижает конечно качество. Однако при крутой спирали без скольжения выигрыш по качеству компенсируется увеличенной скоростью. Когда как лучше выпаривать - это дело опыта пилота. Я пока только учусь. 😊

MUH

А меня вот это впечатлило:
<…планер снова ушел в зенит до высоты в 250 метров>
Это значит скорость у земли была за 250 км\час !!!
Вот где большой вес сработал! Чистый перелив энергии из потенциальной в кинетическую и обратно 😃

Sergey=

Вов, кончай фигнёй страдать! Лучше на соревнования приезжай 😁

vovic

Летать по правилам научусь - приеду. Да и вообще летаю я не очень. Чаще всего - одной рукой. 😊
На соревнованиях - там зубры - боюсь, стопчут.

vovic
MaximKit:

Даа, что-то не додумали создатели этого планера. 500 грамм в нос и вес 4200 😃

Поскольку свинец покою не дает, попробовал вчера убрать из хвоста серву руля высоты. Чуда не приизошло - как и расчитывал, из носу убралось 50 г свинца, и осталось 450г. Поразмышляв - вернул все назад. Лишняя пара сочленений, даже шаровых, не стоит 1% облегчения планера.
Полеты на тяжелом большом планере выявили совершенно неожиданные побочные эффекты - Если планер игнорирует ветер, а полет интересен, то пилот тоже игнорирует ветер, даже когда он холодный.
В результате таких полетов сижу третий день с температурой и весь в соплях, ужас!

MUH

Если не ошибаюсь, нагрузка на крыло получилась ~51 гр/дм.кв!!! 😮
Вам, как первопроходцу в освоении больших и тяжелых планеров, да еще снаряженных системой объективного контроля, несколько вопросов.
Как он ведет себя в слабом потоке (ниже метров 100), может ОН вообще для высот больше 200 метров ?
Какая получилась минимальная вертикальная скорость в спокойной атмосфере?
Ну, и сравнить с легкими планерами Сопрано и Каллистик и более тяжелым Графитом, так, по ощущениям.

P.S. Свитер от ветра не спасает, а ветровка без свитера не работает. В прошлые выходные пускал яхту на сильном ветру, сидел на берегу в 2х свитерах и куртке, температура была +15

vovic

Планер хорош для высот выше 100 метров. Слабые узкие потоки крылом вообще не обозначает. Да и вспухания нет. Летать в потоках только визуально - намного труднее, чем на Графите, про Сопрано я вообще молчу. В атермичный штиль скорость снижения лучше, чем у Графита, но хуже, чем у Сопрано - за счет намного большей горизонтальной скорости. Штиль - вообще не его стихия, т.к. стартануть с моей лебедки в штиль очень трудно - на старте сильная просадка после броска с руки. Нормальный старт начинается с ветра 4-6 метров в секунду. Зато в ветер можно летать в любой. В ветер 7-9 метров в секунду стоячий наклонный поток бывает крайне редко. Пузыри отрываются и быстро перемещаются с ветром. Приходится часто гонять планер туда-сюда по ветру и назад. Полеты в динаме только осваиваю. В отличие от Графита, который нещадно колбасит на посадке за кромкой холма - в котле, Термик идет на нее спокойно.
В субботу разогнал для низкого пролета над полосой перед посадкой до 200 км в час. Планер прошел над нами на высоте метров десять. Друг, с которым вместе летаем, сказал - звук как у Ту-154 на посадке. Это - без мотора. 😁

MaximKit

Владимир, а центровку в процентах не считали? Может можно на более заднюю уйти? Заодно и термики лучше будут видны 😃

vovic

Первые старты в носу было 400 грамм свинца. Отлетал так пару дней. Не понравилось. Добавил 50 грамм - стало лучше, а после добавления еще 50 грамм - планер наконец стал летать сам - с одного края неба на другой не трогая ручки передатчика. Т.е. эти 100 грамм можно смело убрать - но тогда планер летит “на ручке”, а это некомфортно и утомительно. Особенно - на предельных дальностях. Центровка поучилась как в чешском мануале - 98 мм от передней кромки.
Кстати, размер и насторойка планера теперь позволяют отрабатывать поток на удалении более километра от пилота. Хотя держать центрирование такого потока можно только на слух - глаза уже ничо не видят.

MaximKit

100 грамм свинца - это наверное около 10 %. Интерестно, 98 мм это какая центровка в процентах получается? Ну да ладно…

Прочитал тут недавно несколько статей по поводу балансировки планера, задумался…
Статьи находятся здесь

Да, на задних центровках летать менее комфортно, но лучше чуствуются потоки, особенно когда без вариометра летаешь 😃

я тут в выходные планер перестроил в соответствии со статьями, получилось интересно, взлет лучше, летит вроде как тоже лучше, НО в выходные не было потоков совершенно, так-что проверить поведение планера в потоке не получилось… буду посмотреть еще 😃

vovic

Корневая хорда там 230мм. Но она не равна и не совпадает с САХ, поскольку уши имеют сильное сужение и небольшую положительную стреловидность.

Сильно задняя центровка у меня на Сопрано - там это вполне терпимо, поскольку планер дико задемпфирован и послушен на ручке. А при значительной нагрузке на крыло задняя центровка приводит к повышенному напрягу пилота. Проявляется это в том, что после часового полета чувствуешь себя усталым и снова взлетать не хочется. 😊

Как и буксирный крюк - за ЦТ - легко выжать все до последней капли из старта. Но - малейшая ошибка в начале старта - и получается пшик. Поэтому я ставлю крюк на 5 -8 мм впереди ЦТ - гораздо спокойнее стартовать. Нервы надо беречь. 😃

MaximKit
vovic:

Проявляется это в том, что после часового полета чувствуешь себя усталым и снова взлетать не хочется. 😊

Тут, соглашусь. Задняя центровка для длительных полетов не комфортна 😃

ЗЫ
Как пишут на rcgroups и с чем я согласен (на основе личного опыта) положение ЦТ напрямую не влияет на реакцию планера на положение крючка. Тут правильнее говорить о центре давления. Крючек не должен переходить через центр давления. Но это совсем другая тема для разговора 😃 и к данному топику не относится

vovic
MaximKit:

Тут правильнее говорить о центре давления. Крючек не должен переходить через центр давления.

Дак прально, просто про ЦТ говорить удобнее, а он близок к ЦД у хорошо настроенного планера.

vilan
MaximKit:

Прочитал тут недавно несколько статей по поводу балансировки планера, задумался…
Статьи находятся здесь
Да, на задних центровках летать менее комфортно, но лучше чуствуются потоки, особенно когда без вариометра летаешь 😃

я тут в выходные планер перестроил в соответствии со статьями, получилось интересно, взлет лучше, летит вроде как тоже лучше, НО в выходные не было потоков совершенно, так-что проверить поведение планера в потоке не получилось… буду посмотреть еще 😃

Спасибо за ссылку, очень познавательно. Горди предлагает “inverted flight test”. Раз за разом облегчая нос, тримируя модель и выполняя тест он постепенно уменьшает установочный угол крыла. У меня заодно вопрос возник – где искать данные, какой угол атаки крыла дает максимальное качество для данного профиля? В Буране установочный угол равен 3, я летал с углом 2 и теперь думаю, есть ли смысл снижать его еще дальше?

MaximKit

Извините, а где это там угол крыла. Может я проглядел.
Там речь об угле стабилизатора идет вроде как.

ЗЫ
на всякий случай, camber - в данном случае кривизна профиля, т.е. угол отклонения флаперонов

ЗЫЫ
без превязки к статьям
У себя на планере угол установки крыла подбирал экспериметнально, по взлету и полету
сейчас что-то около 2 градусов, но у меня не Буран, так что Вам не подойдет

vovic
vilan:

У меня заодно вопрос возник – где искать данные, какой угол атаки крыла дает максимальное качество для данного профиля?

Как где? - конечно на поляре данного профиля для данной скорости.

Кстати, методика перевернутого теста не очень подходит для сильно несимметричных несущих профилей.
Корректнее воспользоваться разгоном модели по нисходящей глиссаде. Правильно сбалансированный планер разгоняясь, летит сам с неизменным углом снижения в широком диапазоне рабочих скоростей. Я обычно задаю глиссаду градусов в 30. И добиваюсь, чтобы как можно дольше с отпущенными ручками передатчика планер не забирал ни вверх, ни вниз.