Реставрация

Olegss

Возникла необходимость реставрировать (перетянуть) крылья обтянутые длинноволокнистой бумагой на эмалите.
Кто подскажет-как снять старую обшивку?

Нимбус60

Размачиваете растворителем 646 или ацетоном при помощи кисточки места приклейки. И приложив небольшое усилие снимаете обшивку. Помогаете скальпелем. Глаза боятся, а руки…

MihaD

Заворачиваете крыло в тряпку, поливаете ацетоном, затем оборачиваете полиэтиленом. Через 15 минут снимаете все с бумагой. Если крыло на эмалите собрано, то снимать надо, как только бумага откиснет.

2 months later
Olegss

К сожалению не один из способов не привел к результату.
Может клей ПВА?
Пришлось вырезать аккуратно ножом квадратики обшивки и сошкурить остатки миколетной бумаги весьма нежно, стараясь не повредить профиль. Реставрация помаленьку продвигается, заказал пленки, достал клей ДЕМАСКОЛ.
Получается в работе два планера и резиномоторка.

Слегка повыпали нервюрки-но бальза есть восстановлю.

asssa

Если не откисло, то поверху, скорее всего, задували цапон-лаком, после него только шкуркой. Он хоть и растворяется растворителем, но с течением времени становится как камень.

Евгений_Николаевич

Сомневаюсь. Свободнолетающие навряд ли так делали. Это даже не таймерки.
Тут должен быть жиденький эмалит.
Видимо фактор времени повлиял.

asssa

Зря сомневаетесь Евгений Николаевич, собственноручно F1B покрывал цапоном после обтяжки. Лет пару назад решил молодость вспомнить, достал модели, их надо было перетягивать, такая же история не отмокает и все. Мучиться не захотел, отдал руководителю кружка местного. Что он сделал не в курсе, надо как нибудь зайти в гости и посмотреть.

Olegss

Эти планера лежали в кружке упакованные в ящики для перевозки лет 15 наверное.
Достал из “гробиков”, собрал отличные самолетики. Стало жалко.
Вот решил восстановить пока время есть. На следующее лето полетаю.

Есть еще и таймерка, с очень сложным часовым механизмом для перекладки режимов полета, но там весь фюзеляж в крошево разломан и нет мотора. Собрал детальки в кучку, оставлю на потом.

Меня мучает вопрос, как обтягивать пленкой нижнюю, вогнутую поверхность крыла.
На крыльях для радиобоя потренировался, обтянул штук десять, но симметричный, профиль.

asssa

Клей подобрать хороший. Крайние самолеты в далеких 1993-1996 г. тянул пленкой. Использовал медицинский БФ-6. Главное приклеить к вогнутой половине качественно. Как и бумагой тянуть - плохо приклеил к нижней поверхности при пропитке лаком бумага тоже отходит. Тянуть пленку на минимальной температуре, чуть перегрел усадка пошла быстрее и вуаля - пленка отклеилась. Для приклейки к нервюрам делали из Д16Т специальную насадку на паяльник, с узкой стороной, тогда регуляторов мощности не было, поступали так: инструмент нагревался, но перед использованием в банку с водой ненадолго остудиться после 2-го крыла получалось нормально.
Замечательное тогда было время.

shil
Olegss:

Есть еще и таймерка, с очень сложным часовым механизмом для перекладки режимов полета

Это классика, таймер механический, на основе автоспуска от фотоаппарата. Ищите информацию в сети.

Olegss:

Меня мучает вопрос, как обтягивать пленкой нижнюю, вогнутую поверхность крыла.

Планера, резиномоторные, таймерные с мягкой обшивкой обтягивали микалентной бумагой на эмалите. Резиномоторные, как правило, “японкой” ( бумага такая, наподобие той, в какую сейчас упаковывают пакетики с чаем.

А обтягивали просто: накладывали бумагу на крыло, жидким эмалитом при помощи тонкой кисточки приклеивали бумагу к набору (передняя кромка, нервюры, задняя кромка), промазываем два раза. После высыхания эмалита натягиваем бумагу нанесением того же эмалита на всё крыло. Тоже два-три раза. Каждый раз дожидаемся полного высыхания эмалита.

Dimich
shil:

… обтягивали микалентной бумагой на эмалите. Резиномоторные, как правило, “японкой”…

+1
шершавенькая “бамажка” летит получше пленки,
как вариант - синтетика (похожа на микалентную бумагу, но после приклейки перед пропиткой можно поднатянуть утюжком), лачить аналогично бумаге

karmann

Полиэстер называется 😃
А можно и не лачить, Mikafilm называется;)

олег37

У нас в моделке микалентка была двух сортов одна тонкая и гладкая другая толстая и шершавая, вот такая до сих пор есть в наличии.

Sci_Rosso
Olegss:

ДЕМАСКОЛ.

наверное ошибка.
Обувной клей ДИСМАКОЛ. Он же обувной клей Уран.
Для облегчения нанесения (хоть он и жидкий, но всё же) я его дополнительно бодяжил этилацетатом.
Около 10% по объему. Стало намного приятнее наносить и быстрее высыхал/впитывался в дерево.
Лавсан липнет после пришкваривания утюгом просто намертво…

3DSMax

А ишшо БФ со спиртом… Для лавсана…
Олег, перед обтяжкой загрунтуйте каркас одним слоем эмалита (если микаленту на эмалите тянуть будете).

7 days later
Olegss

Ну да Николай, я ошибся (((Обувной клей ДИСМАКОЛ. Он же обувной клей Уран.)))
Обтягивать микалетной бумагой не буду, планирую пленкой. Уже заказал.

Продолжаю помаленьку.
Фюзеляжики слегка восстановил по мелочи-фурнитуру, тяги, фиксаторы и Т.Д.
Сам ничего не придумывал восстановливал как было.



Сломанная хвостовая балка.

И второй, тоже по мелочам прошелся, так-же сломана балка хвоста, но уже стеклопластиковая.

Перешел к элеваторам, один был оклеен пленкой на беефе наверное.

Резинка не потеряла эластичности…

Для сошлифовки обшивки наделал “утюжков” с разной шкуркой.

Хоть работал максимально осторожно-выкрашивались нервюры, от старости наверное стали очень хрупкие.

Почти все готово, жду пленку.

Спасибо за совет Василий …наверное придется прогрунтовать для прочности и нервюры тоже.

Dimich

Эх, ностальжи!
Начинал в авиамодельном кружке в начале 80-х именно с А-1, те же штыри, которые упорно не хотели становиться прямыми; корневые фанерные нервюрки; деревянные балки, крученные из вышкуреного чудом вручную шпона; целлулоидные кабанчики, проволочные усики под фитильки, всякие-разные хитрости…
И твердая уверенность что наша команда свободников - лучшая!
Бывало и обшивка горела над газовой плитой… в ночь перед соревнованиями.
Ну прям будто в кружке того времени побывал!

karmann
Olegss:

Обтягивать микалетной бумагой не буду, планирую пленкой.

Вот это конечно зря! Летать будет однозначно хуже. Хотя стойкость к различным проколам у плёнки без сомнения выше.

bonch
Dimich:

проволочные усики под фитильки

Да, остается теперь где-то веревку для фитилей надыбать - в теперешнее время наверно это проблема- кругом синтетика!

karmann

Лёша, ты не поверишь, но верёвка х/б в Архангельске продаётся, производство - Узбекистан 😃

bonch
karmann:

но верёвка х/б в Архангельске продаётся,

Все, тогда возвращаюсь в свободники!

karmann

Ну вот! Придётся и мне тогда ящик с планерами из кладовки доставать, пыль обтирать))))

3DSMax

Блин, красотишша- то какая!!! Родное все, ну прям и формы, и набор!!! Только вот пружинка- натяжитель РН страшненькая- поставьте тоненькую пружинку, работающую на растяжение.
Классика есть классика- лучшее и красивше не бывает!
А шнурок для откидывания стаба лучше в марганцовке пропитать. А не найдете шнурка- можно папироску просто воткнуть.
Нас, мальцов из табачного ларька гоняли- не верили, что нам не курить, а фитиль в планер нужно…

lzlz

Старики свободники рассказывали быль-байку про фитиль. 50-60 годы. Город N. Первенство СССР среди юношей. Погода не очень, сырость. Фитили у многих тухнут и модели улетают в даль… Но одна команда уверенно летает на тренировках и сажает модели в определённое время. Естественно шифруются и не кому не чего не показывают и не рассказывают. Тогда общественность “ловит” самого младшего из той команды и под ситро с шоколадом начинают пытать, что да как. Тот и выдал секрет: -Коричневый шнурок ставим, он не тухнет… На следующий день в городе были скуплены все коричневые шнурки…

EHOT

У меня еще есть немного листиков 1мм фанеры с напечатаными нервюрками крыла и стаба от набора планера Гомельской фабрики.(нет, это не схематичка) Никак не избавлюсь от навязчивой идеи перерисовать на бальзу… и холодными зимними вечерами…😎😒