Делимся интересным опытом полётов - продолжение.

igl72

Приветствую всех страстных и не очень любителей парящих полётов!

С позволения Алексея (astr) предлагаю поднять уже давно закрытую тему -
rcopen.com/forum/f37/topic407391
А нашёл её аж на 8й странице. Эта Тема была одной из немногих именно в тему про планеры, очень интересной и полезной в понимании полётов.

Люблю просматривать журнал RC Soaring Digest www.rcsoaringdigest.com

В последнем выпуске за декабрь www.rcsoaringdigest.com/…/RCSD-2017-12Orig.pdf
на стр.41 статья: Thermal Training Notes
Но одно но - необходимо знание английского языка.
При беглом просмотре затронуты следующие вопросы:

  1. Joe Wurts 3rd Vector - рекомендации известного пилота по определению термальных потоков
  2. Weather Conditions - погодные условия и соответствующие им термики, как их определить.
  3. Plane Signs - сигналы, которые подаёт планер своим поведением
  4. Thermalling - полёт в режиме ТЕРМАЛ и как это делается
  5. Plane setup - настройки планера:Start with CG положение ЦТ, Mixers использование микширования что с чем и в каких случаях, Aileron differential описано сколько нужно и нужно ли вообще.

Хочу попросить, кто владеет языком, выложить перевод статьи в этой теме.
Это будет во истину полезное и доброе дело для всех.

karmann

Игорь приветствую!
Журнал действительно интересный и нужный! И не только планеристам, но и всем любителям парящих полётов и полётов в слопе.
Очень нравятся фотоотчёты о моделях-копиях летающих в слопе.
Читаю этот журнал где то года с 2000.
Многие журналы сохранены на компьютере. Рекомендую!

Lёlik

На фото обложки журнала по ссылке, где стоит планерист, полная копия нашего пляжа на Яграх, такой же песок, такое же море.
Я просто офигел, как увидел, даже по горизонту весь ландшафт совпадает. Невероятно!😃

1 month later
viktor_p

В конце апреля 1916 после продолжительного тепла похолодало. Летал солнечным утром при -3 градусах на набережной Казанки на легкой (230 грамм) пилотажке. Ветер северный 5 - 6 м/с дул с воды. Неожиданно ветер прекратился. Как раз в это время я заметил стаю крупных чаек, кружащихся в карусели метров 250 - 300 от берега. Подогнал к ним самолетик и сбросил газ до минимума - лишь бы высоту не терять. Приятно все таки потусить в такой кампании. Тем более, что они даже больше в размахе. И тут я понял, что они не просто так кружат, а в потоке. Выключил двигатель, но модель продолжает быстро набирать высоту. Снова подул ветер с прежней скоростью. Я ожидал, что самолет через минуту снесет и, он будет у меня над головой. Ничего подобного. Он поднимался над тем местом, откуда его понесло вверх. Через минуту я его едва угадывал в небе. С пикированием ушел из потока и ещё 6 минут планировал к земле. В последующих полетах хотел повторить. Но в лучшем случае держало, но не тащило вверх как в первом полете. Наверно яркое солнце прогрело землю, и разница температур уменьшилась.
Помню когда-то на соревнованиях по свободно летающим все ждали затишья, чтобы воздух у земли прогрелся, а потом запускали модель, пока не успел подуть холодный ветер. А тут как-то очень наглядно получилось: ветер утих потому, что он пошел вверх и с той же скоростью, что по горизонтали!
Вообще, если рассматривать ветер в более глобальных масштабах, то он меняется не так уж быстро, всего несколько м/с за сутки. А все эти порывы и затишья связаны исключительно с конвективными или вихревыми явлениями.

igl72

Не удивительно, Виктор, сам замечал. Как-то нашим северным летом, солнечно,температура около 13 градусов тепла, ветер 5-6 м/с. Когда после набора высоты не просто стоишь против ветра, а начинаешь кружить малым виражом и сдвигаясь по ветру самопроизвольно схватываешь поток (конечно же это было не всегда). Замечаешь что в потоке, когда начинается набор высоты. При этом отпускаешь планер по ветру пока “ОЧКО не заиграет”. При этом планер успевает набрать высоту около 400 метров. А далее ставишь против ветра и тянешь его на себя. Причём не прибегая к пикированию. Планер с лёгкостью на высоте в потоке идёт против ветра, который ты ощущаешь у земли. Приходит мысль - ветер с разной скоростью движется в потоке на высоте по сравнению с ветром, который мы ощущаем у земли. Как только планер вываливался из патока, то его сразу начинало уносить по ветру. Вот тогда и начинаешь применять режим СКОРОСТЬ, чтобы дотянуть до посадки.

Да, к стати, в последнем выпуске журнала RCSD за январь, продолжение темы о потоках воздушных масс www.rcsoaringdigest.com

viktor_p

К сожалению не владею иностранными языками.Приходится ограничиваться просмотром картинок.

MihaD

Из PDF копируется текст частями, и в гугл-переводчик.
Коряво, но понятно.

IgorG

Коллеги, приветствую.

Сделал перевод упомянутой выше статьи из декабрьского номера RCSD.
Если кто удосужится прочитать сей труд и обнаружит в нем ляпы или у него возникнут замечания к переводу - обращайтесь, поправлю.

RCSD_2017_12_Thermal_Training_Notes_rus.zip

лерыч

Игорь спасибо, очень понятный перевод…
Интересно:
1.Кто на какую величину смещает ЦТ от “точки неустойчивости”?
И по каким, например, признакам (кроме слов “мне так удобно”) это кому достаточно?
Понятно, что всё индивидуально… но всё-таки?..
2.Спиральный термальный режим кто чем его дополняет от круизного и для чего?
Дискретно от свича - камбер на флапы и флапероны примерно на 4 мм + РВ на кабрирование(величина? признаки достаточности?);+микшер А-R;+микшер R-F;+микшер A-F(длинный элерон);+диференциальные F и А.
Пропорционально от стика - ±F±A±РВ ±2мм (от дискретного отклонения);
Микшеры нужны для возможности программирования удержания относительно “установившегося” балансировочного положения модели в каком-то крене термальной спирали с удержанием положения фюзеляжа “носа фюзеляжа” в направлении организующем движение модели с относительной постоянной скоростью. При этом работа РВ и элеронами по удержанию положения модели в “сбалансированной” спирали была настроена микшерами так, что-бы применение РН было или минимизировано или не применялось вручную,… т.е. модель двигалась в сбалансированной спирали “без применения” РН.
3. Кто как в ветер возвращается?
На сколько важным является сама настройка-отладка такого режима… который позволяет не рулить моделью для исключения торможения движением рулей, позволяет сохранять прямолинейность дв.модели, кто как его настраивает?.. на пикирование РВ пока модель ни начнёт явно снижаться, … на сколько тонкий, узкий в регулировке этот режим?

IgorG

Образовалось немного времени, решил дополнить тему переводом статьи из январского номера, в которой Крис Браянт делится своими мыслями о природе термиков.

RCSD-2018-01_All_About_Termals_(rus).zip

VVS2
лерыч:

2.Спиральный термальный режим кто чем его дополняет от круизного и для чего?

лерыч:
  1. Кто как в ветер возвращается?

2.Использую стик газа для плавного изменения режимов термик-круиз-скорость, при этом в спирали с ветром, часть круга против ветра профиль распрямляю (двигаю ручку ближе к “скорость”), часть круга по ветру профиль загибаю, что отодвигает границу сваливания.
3.Возвращаюсь используя этот же стик в качестве тонкого руля высоты. Главное не позволять планеру совершать эволюции по тангажу и держать фюзеляж параллельно горизонту. Так же держать по горизонту важно в любых режимах.
Миксы чего либо на РН не использую, в очень турбулентном воздухе РН приходится работать иначе, без прямой взаимосвязи, парируя колбасню. Да и время работы элеронов и РН часто не совпадает, он нужен чтобы помочь завалить аппарат в крен или переложить крен, а когда угол крена набран РН ставится в ноль и работают только элероны. Когда колбасит сильно, РН и элероны связывать нельзя, а то внутренняя консоль по виражу срывается на раз.
Итого РН тоже работает на сохранение положения фюзеляжа в заданных пределах по своей оси, независимо от элеронов, логику работы не объяснить, рука набивается и со временем работает независимо.
Универсальность миксов, описываемая в статье, только для спокойной погоды, имхо.

Если видно плохо и далеко, а колбасит сильно, лучше бросить РН в нуль и следить за тангажом.

Pavel#
VVS2:

2.Использую стик газа для плавного изменения режимов термик-круиз-скорость, при этом в спирали с ветром, часть круга против ветра профиль распрямляю (двигаю ручку ближе к “скорость”), часть круга по ветру профиль загибаю, что отодвигает границу сваливания.

Хорошо сказано! Я до этого только в прошлом сезоне додумался.

лерыч
VVS2:

2.Использую стик газа для плавного изменения режимов термик-круиз-скорость, при этом в спирали с ветром,…

… правильно ли я понял, что Вы используете “ручку газа” для изгибания-разгибания крыла в каждом из режимов: круиз, термик, скорость? … или всё-таки режим, допустим, круиз гнёте в скорость или термик ручкой и уже их называете скорость и термик, при этом компенсация РВ микшируется тоже от ручки?

VVS2
лерыч:

правильно ли я понял

Я настроил на этой ручке весь диапазон от самого медленного “термик”, закрылки 5 градусов вниз, до самого быстрого “скорость”, закрылки на 2 градуса вверх, включая миксы на РВ, планер при этом почти пикирует. Это решение спортное т.к. фиксрованные режимы на тумблере можно настроить тщательнее. Однако возможность плавного перехода между режимами для меня имеет больше плюсов, я это делаю непрерывно в полете, тумблером щелкать просто устанешь, да и скачки между режимами придется гасить РВ.

лерыч
VVS2:

Я настроил на этой ручке весь диапазон от самого медленного “термик”, закрылки 5 градусов вниз, до самого быстрого “скорость”, закрылки на 2 градуса вверх, включая миксы на РВ…

… Ваш вариант настройки понятен.
Плавность перехода между режимами можно отрегулировать передатчиком… вроде до трёх секунд увеличить плавность. Раздельные режимы вроде как считаются более интересными для конкретизации настроек каждого.
Свои расходы, миксы, сквозной микшер можно включить-отключить… не знаю, мне удобней многорежимная настройка. Ручку на камбер включать не пробовал, у меня на боковом слайдере…, на ручке остаётся один РН… считаю, что при работе камбером нужна точность аккуратная, а рулём направления если рулишь, то и камбер на нём будет двигаться полюбому когда ненадо. А слайдер ещё и зубчики имеет и при движении их чувствуешь, и относительно их и регулируешь и контролируешь положение камбера… мне удобно, можно в любом режиме это делать… кроме тормоза конечно - он то уже на ручке.
Получается у меня так: если в термале камбер левым слайдером гнёшь по гребёночке с подфиксацией побольше-поменьше, то левая рука занята РН движение которого в этом варианте уже не влияет на камбер, а правая соответственно как у всех. Если микшер А-R отлажен, то задача может сводиться в большей степени к контролю правой рукой положения модели в спирали, а РН смикшированный от элеронов, как и советуют-рекомендуют в статье, вмешивается поминимуму, или совсем им не добавляют от заданного микшером положения. В ветренную погоду иногда получается… минимизировать, треннироваться больше надо 😃)

VVS2

Я просто преследую цель минимизации количества органов управления, чтобы рука лучше набивалась на том, что есть и была преемственность управления между разными планерами.
В режиме торможения, по щелчку одного тумблера, у меня левый стик вместо -2 +5 градусов начинает гнуть -45+55 градусов. Вверх - агрессивное торможение и сильное снижение(падаем почти плашмя с минимальной путевой скоростью), вниз - просто торможение бабочкой, в нейтрали - все по нулям.
В обычном режиме, когда на весь ход ручки -2 +5 градусов, работа руддером на флапы существенного влияния не оказывает, я сам в турбулентности оказываю на них гораздо большее влияние:)

olgol
VVS2:

при этом в спирали с ветром, часть круга против ветра профиль распрямляю (двигаю ручку ближе к “скорость”), часть круга по ветру профиль загибаю, что отодвигает границу сваливания.

Если лететь в спирали с постоянной воздушной скоростью (оптимальной) то не нужно менять кривизну профиля на разных участках. То, что вы делаете, говорит о том, что вы разгоняете планер против ветра и замедляете по ветру (относительо воздушной массы конечно). Зачем?
Я понимаю, что это естественное желание, почти подсознательное, из-за визуального восприятия полета относительно земли. Но правильнее, вместо изменения кривизны профиля и воздушной скорости, держать постоянную скорость и давать планеру дрейфовать с ветром, если он в термике, конечно.

VVS2
olgol:

Но правильнее, вместо изменения кривизны профиля и воздушной скорости, держать постоянную скорость и давать планеру дрейфовать с ветром

Дык он и дрейфует. Степень протягивания вперед зависит от “наклона” термика. Если слишком сильный, увеличивается риск вывалиться в подветренную сторону термика. Если держаться ближе к наветренной стороне то и “домой” вернуться проще.
На параплане, до высот 200м, аналогичная тактика работает при наличии ветра 5-7 м/с.

olgol

Если речь о том, что наклон термика меньше “наклона” ветра, то согласен.
Хотя не уверен, что изменение кривизны профиля и скорости планера это оптимальный способ “протягивания”. Почему не просто изменением крена?
Если есть какая-то оптимальная скорость парения для данного термика, есть смысл держать ее примерно постоянной. Менать траекторию набора просто креном.
Или нет?

лерыч
olgol:

Если речь о том, что наклон термика меньше “наклона” ветра, то согласен.
Хотя не уверен, что изменение кривизны профиля и скорости планера это оптимальный способ “протягивания”. Почему не просто изменением крена?
Если есть какая-то оптимальная скорость парения для данного термика, есть смысл держать ее примерно постоянной. Менать траекторию набора просто креном.
Или нет?

Так называемое протягивание - это попытка лететь по овальной траектории, это значит часть траектории спрямлять… а лететь по более спрямлённой траектории с тем же креном и скоростью что и по окружности - невозможно, модель будет валиться-скользить на крыло в сторону крена без центробежной удерживающей окружность силы… а поэтому крен убирать или значительно уменьшать для выполнения протяжки приходится однозначно. Да и одинаковой скорости при “протяжках” не получится, только при полёте по кругу.

VVS2

Если термик имеет значительный наклон, то наблюдается эффект провала планера на части траектории “по ветру”, так же повышается риск подсрыва при развороте против ветра. То есть все неприятности, как при полете по ветру с дальнейшей попыткой развернуться против ветра. Поэтому на половине круга “против ветра” приходится переводить ближе к режиму “скорость”, а на половине “по ветру” тратить избыточную скорость чтобы отодвинуться от границы сваливания. При этом ядро термика так же центруется ближе к наветренной части. Такая фиговая погода у нас наблюдается когда приходит теплый фронт, термики сильно лежат, доходит до того, что лучше галсами или восьмерками обрабатывать, как в динаме, или вывешиваться на закрылках против ветра стоя на месте.

лерыч
VVS2:

Если термик имеет значительный наклон, то наблюдается эффект провала планера на части траектории “по ветру”, так же повышается риск подсрыва при развороте против ветра. То есть все неприятности, как при полете по ветру с дальнейшей попыткой развернуться против ветра. Поэтому на половине круга “против ветра” приходится переводить ближе к режиму “скорость”, а на половине “по ветру” тратить избыточную скорость чтобы отодвинуться от границы сваливания. При этом ядро термика так же центруется ближе к наветренной части…

… идея выглядит интересно конечно, тем более есть её сторонники, которые уже имеют опыт применения. Расскажите по каким признакам обнаружили положительный эффект… помимо общей продолжительности полёта, которая может произойти, возможно, по др.причинам.
Мой опыт показал мне, что значительно повлияла на более гладкий полёт в спирали в ветер более задняя центровка, более близкая к точке “безразличной” устойчивости… т.к. значительное уменьшение моментов влияющих на устойчивость, при более задней центровке, значительно уменьшают изменения тангажа модели - что уменьшает лобовое сопротивление от меньшего изменения тангажа, угла атаки крыла. И создаётся ощущение более гладкого полёта без потери скорости в спирали.
Со стартером темы как-то говорили на тему оперативного изменения в полёте ЦТ модели в нужной фазе полёта… вот как раз, например, для термального режима - вполне возможно… грузик по балке перетаскивать лебёдочкой 😃))

VVS2

Это все от погоды зависит.
Если при попытке делать ровные спирали в ветер планер устойчиво проваливается на консоль в фазе “по ветру”, применяю режим протягивания против ветра в режиме близком к “Скорость”.
Бывает так, что планер нормально дрейфует ровными кругами вместе с ветром, тогда не применяю такой режим. Так чаще бывает при северных направлениях ветров и перед холодным фронтом. Термики менее лежачие.

В любом случае, предпочтительнее режим лишний раз не менять, но если без этого никак, приходится выкручиваться.

olgol
VVS2:

Если термик имеет значительный наклон, то наблюдается эффект провала планера на части траектории “по ветру”, так же повышается риск подсрыва при развороте против ветра. То есть все неприятности, как при полете по ветру с дальнейшей попыткой развернуться против ветра. Поэтому на половине круга “против ветра” приходится переводить ближе к режиму “скорость”, а на половине “по ветру” тратить избыточную скорость чтобы отодвинуться от границы сваливания.

Я по-прежнему не понимаю физику этого явления.
Почему ‘эффект провала’ по ветру? Если держать постоянную ВОЗДУШНУЮ скорость, никакого провала не должно быть. Так ведь?
Это какие-то скрытые особенности термика, мне неизвестные? или просто типичная проблема с “разворотом по ветру” когда визуально с земли хочется замедлить планер по ветру?