Металка - 60 см

flysnake

Немного “лирики”.
В воскресенье летали “в динаме” в Крылатском с faa-air. Ковычки, потому что обещали ветер северный, нет не тот, что в песне - “умеренный до сильного”, а 2 м/с… А это значит, что он дул с силой от нуля до 5-ти в редких порывах и почти с любого направления. И сила восходящего потока с силой ветра ТАМ, ГДЕ МЫ СТОЯЛИ, была мало связана (впрочем и с силой ветра в том месте, где находились модели, она тоже была не очень-то связана). Я ветрово-потоковую картину представляю в виде северного ветра с силой 2м/с (и соответствующей динамы) и вихрей диаметром несколько сотен метров (горизонтальных, вертикальных и наклонных) со скоростью 0-4м/с.
Так что, при забросе модели нельзя было предугадать, пойдет она вверх или ее прижмет вниз.
Получилось что-то вроде рыбной ловли на спининг - выбираешь место, время, забрасываешь и надеешься помать рыбу… 😃 Иногда “клевало” - модели очень даже неплохо шли вверх 😃.
Вот тут я увидел преимущество металки: я забрасывал свой планер метров на 10, а faa-air, по крайней мере, раза в два выше, следовательно, у него и времени на поиск “рыбных мест” и “ожидание клева” было в пару раз больше 😃 .
Я попробовал полетать на его модели.
Мои впечатления:

  • его модель немного “летучее”, чем моя, но моя немного лучше разгоняется:
  • его модель “мягче” в управлении, а моя модель немного маневреннее (впрочем, это может определяться разными настройками рулей).
NOVIKOV_inc

Это же обычная металка, только аппаратуру впихнули.
Кстати! 22 апреля на аэродроме Тушино соревнования в этом классе проводиться будут!
На счет профелей: S-образный,тонкий, для парения.

flysnake

“Мотылек”
Вчера я начал изучать инструкцию к “Мотыльку”. Потратил на это пару часов, чтобы понять, что в нем меня не устраивает 😃. Если бы я его делал “не задумываясь”, то инструкцию предварительно можно было бы вообще не изучать… Впрочем, я не знаю, как можно делать что-то, не имея представления о ВСЕЙ предстоящей работе. (Тут я вру; чаще всего действую по принципу - разобраться с наиболее непонятными местами, а остальное делать, как получится).

****** Лирическое отступление. Модели строго по чужим чертежам я последний раз делал в восьмом классе. После этого, если делал что-то “готовое”, то модели модифицировал. Последние лет 30 я вообще ничего “чужого, по чертежам” не делал… Из ДЕРЕВА ничего модельного не делал уже лет 20… Из БАЛЬЗЫ и УГЛЯ я вообще ничего не делал.
Так что, сложилась странная ситуация: с одной стороны приличный модельный опыт, а с другой… что-то придется вспоминать, а чему-то учиться.
Непосредственно о “Мотыльке”. Честно говоря, он мне не очень нужен. И купил я его по следующим причинам:

  • вспомнить, как что-то делается по чужим чертежам;
  • “пощупать” бальзу; у “Мотылька” из нее фюзеляж и хвостовое оперение;
  • “пощупать” уголь, из которого сделана хвостовая балка;
  • попробовть “ниточные” тяги рулей с пружинками;
  • попробовать метание дискусом.
    Конечно, многое из этого можно было бы проверить на “своей модели”, но я считаю, что все вышеперечиленное стоит тысячи рублей (тем более, что похожий на него планер я уже видел в деле и он вполне прилично летает).*****

Начал с “незнакомого материала” - бальзы…
Изготовил заготовки хвостового оперения (затратил около получаса).
Что мне понравилось в хвостовом оперении? ФОРМА!!! Мне совершенно непонятно увлечение эллиптическими формами хвостового оперения. В аэродинамике выигрыш очень близок нулю… Эстетика… Тут дело вкуса.
“Перевод” картинок на бальзу осуществил с помощью иголки (дырочки в характерных точках). Для этого прилепил чертеж на бальзу малярным скотчем с одной стороны, а с другой прилепил бумагу маленьким кусочком двухстороннего скотча.
Я не знаю, как режут бальзу. Поэтому делал это “по привычке” - лобзиком. Потом несколько движений наждачной бумагой - и вчерне хвостовое оперение готово.
Общее впечатление. Мне кажется, что из потолочки, при том же весе, получилось бы все существенно прочнее, но, не знаю почему, очень приличная часть моделистов предпочитает бальзу. С другой стороны, эта модель уже успешно летала и успешно прошла краш-тест…
Перекалывание

Коненный результат и “отходы”

В этой гадости на физиономии мне пришлось делать все, иначе даже о точности в полмилллиметра и говорить не стоит…

Taboo
NOVIKOV_inc:

Это же обычная металка, только аппаратуру впихнули.

Ну-у… не совсем. Как говорится, Найди 10 отличий.

На счет профелей: S-образный,тонкий, для парения.

А это не в тему

flysnake
NOVIKOV_inc:

На счет профелей: S-образный,тонкий, для парения.

Честно говоря, я не знаю, какие профили применяются на свободнолетающих металках этого класса.
Но очень сомневаюсь в их S - образности - далеко не самые эффективные профили для этих размеров и классической схемы планера.
Тонкость профилей и их малая кривизна очевидна (если в классе запрещен таймер, который перекладывает закрылок из взлетного состояния в парительное или никто реально такие таймеры не ставит) - это тоже “автоматически” вытекает из размеров.

flysnake

Я тут несколько дней был без инета…
За это время собрал фюзеляж, крыло, подготовил хвостовую балку.
В-общем, практически все сделал; осталось залакировать бальзу, навесить рули, приклеить к фюзу хвостовую балку и установить борт на место…
Перейду к “кривизне” сборки. Она касается только фюзеляжа. Один из моих принципов говорит о том, что борт должен быть доступен, а в этой модели приемник замурован под приклеенным крылом.
Решение простое:
Исходно фюз - типичная “лодочка”, состоящая из дна и бортов (такие фюзы мне часто попадались на простых бальзовых планерах), а сверху находятся люки для доступа внутрь.
Я решил задачу просто - вместо “дна” решил приклеить к “лодочке” “палубу”, а “дно” сделать из потолочки с люками для доступа к аппаратуре. Так как исходно фюзеляж ужат до внутреннего габариту 15мм*15мм, а тот приемник, который я хочу поставить (Игва- микро) имеет бОльшие габариты, то я “заодно” увеличил фюзеляж в ширину (в соотвтствии с мнением Taboo, о том, что для металки важнее меньшая высота фюзеляжа, а не его ширина). Из-за увеличения ширины фюзеляжа мне удалось воспользоваться готовыми чертежами и инструкциями по сборке процентов на 70 (а иначе они подходили бы на 90% ).
Схема модификации фюза - на рисунках.
При обработке крыла я столкнулся с двумя проблемами:

  • прорезание тонких щелей (около 2мм) под пластинчатые лонжероны. Решил наклейкой на наждачную бумагу обычной карточки и последующей подкладкой карточек в процессе протачивания до полученя щелей нужной ширины.
  • шкурение поверхности. В задней части профиля это решилость наждачной бумагой на бруске. А вот для получения профиля с плавно изменяющейся кривизной я сделал приспособу (Спасибо Taboo за “линеечный метод”!!! ). На наждачную бумагу наклеивается двухсторонним скотчем УПРУГАЯ пластина. На нее наклеивается “ручка” из полоски пенополиэтилена (продается в хозмагах как уплотнитель). Эффект получается потрясающий - сошкуриваются неровности и получается поверхность с плавно меняеющейся кривизной (разный прижим в разных местах обеспечивается просто ладонью).
    Специально для Taboo. Вырезание всех деталей заняло в сумме полтора часа (а я это делал очень медленно)
    Модификация фюзляжа. Вверху - исходный вариант…

    “супер инструмент” 😃
Dendy

😁 Мой плакать! 😁 Зачооот! 😃

flysnake

😃 😃 😃 Только из комнаты выйти и леер подлинее взять 😃 На коротком очень трудно с управлением справиться

Sly_tom_cat

А вот мой тьюнинг Мотылька:

Первый фюзеляж был склеен впопыхах и по результатам медкомисси был признан к полетам негодным из за искревления позвоночника (видно на фотке как я там накосячил со склейкой боковых и нижней пластин), и недостаточного объема в талии (приемник торчал из брюха и упирался в крыло).

По результатам исследования предварительного кандидата были выработаны рекомендации к следующему, по требованиям подработаны чертежи, сразу распечатаны с расчетом на утюжный перенос на бальзу за один раз (все собрано в кучку так, что бы на ширину пластины все влезло).

Долго горечь первоого эксперемента не давала приступить ко второй попытке, но вот вчера собрался с силами и наконец дорезал детали и склеил. Сразу примерил борт - все влезает. 😃 .

После примерки выключателя борта обнаружил, что аккум то потеплел 😃 отчего бы это ведь я ж не подключал к флажку зарядку 😃 😃 .

Выяснилось все - просто. Выключатель (штекер) перемыкал аккум накоротко 😮 (хорошо он был не полностью заряжен). Бедой тому маленьки кусочек пластмассы отвалившийся внутри боровой части выключателя, в результате чего головка штекера коротила + и - . Разобрался быстро, но как починить что бы больше такого не было - не совсем понятно - там где нарисовано фиолетовое пятно - там должен быть отломавшийся ограничитель - без него красный контакт (-) продавливает своей пружиной второй контакт в позицию обозначинную штрихом и там он успешно сливается головкой штекера а она с желтым контактом (+) 😲

Еще на парной фотке есть оба фюза и видно в чем отличие признанного годным к полетам - он (ближний) пошире в месте под передней кромкой крыла и склеен значительно более ровно. 😎

Вот что получилось:

flysnake
Sly_tom_cat:

После примерки выключателя борта обнаружил, что аккум то потеплел 😃 отчего бы это ведь я ж не подключал к флажку зарядку 😃 😃 .

Выяснилось все - просто. Выключатель (штекер) перемыкал аккум накоротко 😮 (хорошо он был не полностью заряжен). Бедой тому маленьки кусочек пластмассы отвалившийся внутри боровой части выключателя, в результате чего головка штекера коротила + и - . Разобрался быстро, но как починить что бы больше такого не было - не совсем понятно - там где нарисовано фиолетовое пятно - там должен быть отломавшийся ограничитель - без него красный контакт (-) продавливает своей пружиной второй контакт в позицию обозначинную штрихом и там он успешно сливается головкой штекера а она с желтым контактом (+) 😲

Честно говоря, из фото с рисунком я не сумел понять, что и с чем замыкалось…
Проверьте нет ли ошибки в распайке. Исходно этот выключатель при втыкании штеккера отклюючал батарею и подавал питание через штеккер от внешнего источника питания. ак что, если не так распаять, можно и КЗ поймать… Если не будете контролировать напряжение борта и заряжать через штеккер, то можно его заменить пластмассовым штырьком…

SAN

Я только не понял, зачем заводить в это гнездо и плюс, и минус питания? Для включения и зарядки достаточно один провод коммутировать (плюс или минус). Тогда КЗ будет невозможно в принципе.

faa-air

Я пользуюсь такой схемой подключения.

1 аккумуляор 3 банки NiMn 200mAh
2 разъем для зарядки аккумулятора и включеня питания.
3 разъем для приемника

Для изготовления покупаю 2 удлинителя рулевых машинок.
Из двух мам делаю разъемы 1 и 2
Из папы: 1 перемычку двух минусов разъема
2 разъем для зарядки аккумулятора.
Весит такая штучка поменьше. Правда флажка предохранителя нет

flysnake
faa-air:

Весит такая штучка поменьше. Правда флажка предохранителя нет

Прелесть выключателя в “Мотыльке” именно в наличии флажка - видно, что борт выключен 😃
Я сам нсколько раз запускал планера с выключенным бортом (хотя проверку рулей перед взлетом провожу почти на автомате) и видел, как это делают другие…
Себе я собираюсь сделать электронный выключатель, который бы устанавливал РМ руля высоты перед выключением в крайнее верхнее положение (чтобы модель с выключенным бортом тут же плюхнулась на землю).

Sly_tom_cat
flysnake:

Честно говоря, из фото с рисунком я не сумел понять, что и с чем замыкалось…
Проверьте нет ли ошибки в распайке.

Левые два контакта (красный и еще один красный: “-” ) смещались к ценру и перемыкались головкой штекера с правым желтым (“+”). Но я вроде починил - банально горячей железкой продавил внутрь часть огргстеклянной крышки - теперь левая пара контактов штекером перестала размыкатся (земля сохраняется на приемнике при втыкании штекера), но правая группа контактов успешно размыкается - в результате с приемника снимается плюс батареи. КЗ нет при втыкании штекера 😃 , а вход на флажке справно замыкается на батарею. А распаяно там все правильно было, но качество это деталюшки - не супер (одно хорошо весит она только чуточку).

СОбираю дальше уже готов полностью в сборе фьюз + труба + оперение и сделана проводка тяг и пружинки навешены. Отдельно склеил половинки крыла и не совсем выдержал угол 😕 чуть больше чем положенные 7 градусов… вот думаю - резать чтоли обратно, переклеивать или так оставить ?

flysnake
Sly_tom_cat:

СОбираю дальше уже готов полностью в сборе фьюз + труба + оперение и сделана проводка тяг и пружинки навешены. Отдельно склеил половинки крыла и не совсем выдержал угол 😕 чуть больше чем положенные 7 градусов… вот думаю - резать чтоли обратно, переклеивать или так оставить ?

Я тоже промахнулся с V… Но у меня сборка крыла была проще. Так как лонжероны (та самая “решетка” которая торчит из фюза) у меня “отрезаны” от шпангоутов, то я вклеивал лонжероны и склеивал консоли вместе одновременно, исходя из угла лонжеронов.
P.S. Сегодня покрыл лаком “все дерево”. Осталось приклеить крыло, установить рули и борт. Можно было бы это сделать сегодня, но я хочу поставить свой электронный выключатель питания, а программу на него еще не написал… Так что, пока все полежит. Тем более, что летаю на свом планере-60, погода хорошая (можете в “Динама в Москве” прочесть написанное МхМ; у меня было в воскресенье то же самое на соседней горке). Кроме того, пытаюсь “тренировать” Акки для “Мотылька”- провалялись три года без использования и сейчас мне не нравится их поведение.

flysnake

Решил вывесить фото моего планера-60 для динамы после трех месяцев эксплуатации. Больше 10-ти часов в воздухе и более 100 посадок разной степени жесткости. Черные пятнышки на концах крыльев - сажа от сгоревшей травы, забившаяся под скотч.
За это время один раз ремонтировалось крыло (срезаны замятины на передней кромке) и трижды “ремонтировался” фюзеляж: приклеен оторванный конец хвостовой балки и обрезался замятый кончик носа…
И фото готовых деталей “Мотылька”. Его можно окончательно собрать за несколько часов + полимеризация эпоксидного клея, но у меня не написана программа для электронного выключателя, который хочу на него поставить (для ее написания нужна пара выходных с нелетной погодой).
Планер 600 после трех месяцев эксплуатации

Почти собранный “Мотылек”

11 days later
Miracle

Господа, кто уже собирал себе микрометалки на одной банке ли-по, будьте добры, ответьте мне на вопрос в этой теме. А то не знаю какой борт брать 😦 Заранее спасибо!

7 days later
flysnake

Сегодня я доделал “Мотылька”.
Основная сложность, с которой я столкнулся (и котороя отняла много времени) - нитяно - пружинные тяги… Собственно говоря, к самому “Мотыльку” это отношения не имеет - они довольно часто применяются на металках… В конце концов сумел это сделать и даже решил вопрос регулировки длины тяг.
Весь планер, кроме хвостовой балки, я обклеил скотчем. На это тоже ушло прилично времени (и вес добавило), но я уверен, что это себя оправдает. Ошивку фюзеляжа снизу потолочкой я клеил просто скотчем. В ней прорезан люк для смены аккумулятора. Нос я приклеил двухсторонним скотчем.
В планер я внес еще одно изменение: - предлагалось закругление носа сделать из бальзы; я же сделал свой “фирменный нос” - из подошвы от легкого шлепанца. Просто я неоднократно видел, как разбивается бальзовый фюз планера при “незапланированной встрече” с камнем на посадке…
Взлетный вес с 20г аккумулятором и довольно тяжелым приемником “Игва-микро 5” - 90г
Вот и все. Дальше - летные испытания 😃
Модель полностью склеена. Осталось установить борт.

Борт установлен; вид сверху и снизу.

Модель готова к полетам.