Металка - 60 см

flysnake

Когда я увидел этот топик, то решил сделать планер для динамы с размахом 600мм. Материал - потолочка. Модель полностью обтянута скотчем. Полный вес 84г с ошибкой не более 2г. Из них борт - 47г. Корневая хорда 113м, концевая 87мм. Профиль - МА-409, который я “распрямил” до "плоской нижней поверхности. Получилось нечто очень похожее на описываемый здесь профиль, только толщина около 6%.
Нос модели (закрывает отверстие для вставления аккумулятора) сделан из подошвы очень легкого “пляжного” щлепанца. Изнутри выфрезерован, для большей мягкости; крепится скотчем. Крыло крепится резинкой. И то и другое решение далеко не идеально с точки зрения аэродинамики, но я его применил, так как на тех площадках, где летаю очень много препятствий (и людей). А эти решения резко повышают живучесть модели.
Сегодня испытал на склончике около дома. После первого броска оттримировал модель, а во втором - поймал динаму 😃. На склоне был около часа, из них 2/3 времени модель была в воздухе. Хорошо управляется, возможен и “плавный полет” и резкое маневрирование. Модель хорошо разгоняется (нет “утыкания в воздух” на большой скорости).
Планер.

Профиль крыла.

7 days later
flysnake

Хочу сказать Taboo большое спасибо за то, что он написал о “Металке-60см”!!!
Хотя я сделал не металку, но этот размер дал очень много новых ощущений 😃
Я управлял планерами с размахом 1 и 2 метра. Управлял “летающим крылышком” небольшого размера. Планеры имели разные органы управления (одни управлялись рулем направления, а другие - элеронами). Естественно, на всем этом я летал в динаме.
Этот микроплнерок лезет вверх в динаме не хуже “больших”, прекрасно разгоняется и маневрирует. А его реакцию на ручки управления я вообще не могу ни с чем сравнить. 😃

akirill
flysnake:

Этот микроплнерок лезет вверх в динаме не хуже “больших”, прекрасно разгоняется и маневрирует. А его реакцию на ручки управления я вообще не могу ни с чем сравнить. 😃

Сегодня динама неудачная, а вот этот планерок летал до упора. Я с Торнадо ХХ смог полетать раза три по паре минут всего.

Taboo
flysnake:

Хочу сказать Taboo большое спасибо

Ну… 😊 … Большое пожалуйста! 😁

Безусловно, поиграться - очень интересная модель. Но, к сожалению, а может к счастью, чем модель больше, тем она летит лучше. 😎

Я достал 125мА литий! Вообще ничего не весит. Вот как поставлю, так всех 1.5м металки облетаю. 😜

flysnake
Taboo:

Безусловно, поиграться - очень интересная модель. Но, к сожалению, а может к счастью, чем модель больше, тем она летит лучше. 😎

Я достал 125мА литий! Вообще ничего не весит. Вот как поставлю, так всех 1.5м металки облетаю. 😜

Согласен, что крупные модели лучше летают (ничего не поделаешь - закон природы). Но прилично летающая модель “карманного формата”, по крайней мере в моих условиях, резко расширяет возможность полетать. Для этой модели высота 10м - уже вполне прилична, чтобы, например, мертвую петлю сделать; а на полутораметровой при такой высоте динамы можно только “утюжить воздух”. И “проблема зрителей” стоит очень остро во многих местах, где я летаю…
Честно говоря, очень сомневаюсь, что полутораметровки перелетать удастся, но… Чем черт не шутит. 😃 Удачи!!!

akirill
Taboo:

Безусловно, поиграться - очень интересная модель. Но, к сожалению, а может к счастью, чем модель больше, тем она летит лучше. 😎

Не в этом случае. Модель flysnake летает на сквозняке 😃 А я вот с Торнадо “отдыхаю” на таком ветерке.

Taboo

Торнадо - это бойцовка, а не планер. Хоть и без мотора.
Планером я называю модель, способную достаточно хорошо планировать.

flysnake
akirill:

Не в этом случае. Модель flysnake летает на сквозняке 😃 А я вот с Торнадо “отдыхаю” на таком ветерке.

В этом не стоит обманываться… “Классическая металка” (размах полтора метра) на этом “сквозняке” легко бы облетала мою модель. А планер F3J (с механизацией крыла) облетал бы металку. Поэтому я и говорил о планере с размахом полтора метра, когда говорил о планере для динамы в этих условиях. Размах три метра лучше, но куда там его сажать? Да и высоты ему не хватит, чтобы “поразвлекаться в воздухе”. И рисковать дорогим и хрупким планером в тех условиях, на мой взгляд, глупо…
Кстати, если бы Торнадо удавалось бы забрасывать на такую же высоту, как мой планер, то, очень возможно, удалось бы и на нем попарить. Все же очень часто в воскресенье держало наверху и совершенно не держало внизу…

Taboo

Мы не одиноки во вселенной. Там далеко-далеко давно делают модели серийно. Вот, например, Nano Glider.

wrightknuckles на RCGroups рассказывает, как он его усовершенствовал. Машинки перенесены ближе к носу. Выкинут свинец. Поставлена бобышка.

При броске пенопластовое крыло ведет себя, как ему и полагается - гнется.

Автор бухнул на него кучу угля и модель полетела! Но это уже была другая модель.

Где-то посередине повествования, wrightknuckles говорит, что лучший результат у него в тихую погоду - 26с. У меня такой результат, при плохом броске. Настрою аппаратуру, поменяю аккумулятор, дождусь погоды и напишу о своих достижениях.

flysnake
Taboo:

Мы не одиноки во вселенной. Там далеко-далеко давно делают модели серийно. Вот, например, Nano Glider.

Автор бухнул на него кучу угля и модель полетела! Но это уже была другая модель.

Где-то посередине повествования, wrightknuckles говорит, что лучший результат у него в тихую погоду - 26с. У меня такой результат, при плохом броске. Настрою аппаратуру, поменяю аккумулятор, дождусь погоды и напишу о своих достижениях.

Забавная моделька… Наверное, если бы ее можно было бы купить у нас в магазине, то был бы смысл это сделать для полетов в нашей динаме. Правда, только как заготовку. Крыло пришлось бы капитально доделывать. И, естественно, те же переделки с “удалением свинца” и “закатки” борта в обтекаемый чехол.
Моя модель не рассчитана на серьзное метание, но мне кажется, что секунд 25-30 можно было бы из нее получить при метании за фюзеляж. Можно будет как-нибудь проверить в “нелетную” (тихую) погоду. 😃

MxM
flysnake:

Кстати, если бы Торнадо удавалось бы забрасывать на такую же высоту…

цепляем за фаныча затаскиваем и отпускаем 😃
я готов поразвлечься 😃 только продумать механизм сброса…

змея я за ним уже таскал.

akirill
flysnake:

Кстати, если бы Торнадо удавалось бы забрасывать на такую же высоту, как мой планер, то, очень возможно, удалось бы и на нем попарить.

Я забрасывал его не ниже.
Я вот все хожу, и про рогатку думаю 😃

Taboo
buerger:

у нас тоже развлекаются…
www.nemomania.com
Micro-HLG www.strat.at

Нуу… Это слоны, по сравнению с 60см. 😁

10 days later
Maks7

Господа!

А не кто не натыкался в сети на чертежи моделей данного, или похожего (до 1 метра) класса. Интересует даже “буржуинские”.

Естественно, речь о р/у планерах.

Заранее благодарю!

25 days later
Miracle

Всем здрасьте 😃

Хорошая тема, надо поднимать 😉
Планеры никогда не строил, но интересно. Хочу к лету построить маленький простенький Slope Glider. Ну, тоже 60-80 см. Конструкция - уголь (балка, благо метровая трубка 6 мм валяется без дела), пенопласт, депрон, бальза.

Требуху подбирал в Москве, за бугром заказывать лень (или все же стоит?). Пока получилось вот что:

Servo
hobbyforyou.ru/catalog/708-17247.html
RX
hobbyforyou.ru/catalog/457-17755.html
Acc
hobbyforyou.ru/catalog/1273-3578.html
rcmag.ru/product_info.php?cPath=20_34&products_id=…
www.pilotage-rc.ru/catalogue/80_/80_50/RC4606/

Что скажете по поводу такой начинки?

Еще есть вопросы персонально к flysnake:

  • вклеивали ли вы какой-нибудь лонжерон?
  • можно ли законцовки просто клеить встык к средней части крыла или требуется какое-то усиление?
  • почему на вашем планере так хитро набрано крыло (верхний слой депрона согнут по профилю, нижний обработан по форме верхнего)? Чем продиктовано такое решение? Можно ли просто использовать бутерброд из двух плоских пластин с последующей обработкой или будет хуже?
flysnake
Miracle:

Всем здрасьте 😃

Хорошая тема, надо поднимать 😉
Планеры никогда не строил, но интересно. Хочу к лету построить маленький простенький Slope Glider. Ну, тоже 60-80 см. Конструкция - уголь (балка, благо метровая трубка 6 мм валяется без дела), пенопласт, депрон, бальза.

Servo…
RX…
Acc…
Что скажете по поводу такой начинки?

Еще есть вопросы персонально к flysnake:

  • вклеивали ли вы какой-нибудь лонжерон?
  • можно ли законцовки просто клеить встык к средней части крыла или требуется какое-то усиление?
  • почему на вашем планере так хитро набрано крыло (верхний слой депрона согнут по профилю, нижний обработан по форме верхнего)? Чем продиктовано такое решение? Можно ли просто использовать бутерброд из двух плоских пластин с последующей обработкой или будет хуже?

На первый взгляд начинка вполне симпатичная 😃
Если применить литий, то предварительно надо проверить, что на 3.3В все будет работать (фирмы не гарантируют это).
Я лонжерон не вклеивал. Мне кажется, что палочка (дерево или уголь), вклеенная в центроплан, не повредит. В уши лонжерон не нужен. Я приклеивал уши встык, предварительно тщательно подогнав кромки. После оклеивания скотчем всей поверхности крыла прочности более чем достаточно для полетов и “жестких посадок”. А вот при запуске (пока модель в руках) надо быть аккуратным - резкий порыв ветра может сломать крыло (по центру).
О “бутерброде”. Я изгибал потолочку по следующим причинам:
1 Чтобы сохранить максимальное количество поверхностного слоя по верхней поверхности крыла, так как прочность его выше, чем “объем”.
2 Если делать просто плоский бутерброд, то по верхней поверхности получится (при обработке) два клеевых шва, которые резко усложняют обработку поверхности, что ухудшит качество. У меня эти швы находятся в местах, которые практически не обрабатываются; фактически там ступеньки (пустоты) треугольной формы, которые заклеены скотчем.
3 Нижняя потолочка у меня - шариковая, просто заполняет объем и дает форму; естественно, кромки из нее делать нельзя.
О профиле крыла. ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! Профиль можно формировать, как это делал Taboo, или делать как я (разогнул сзади готовый профиль, сделал контршаблоны…), НО. НЕЛЬЗЯ ЗАТУПЛЯТЬ НОСИК. По крайней мере, первая треть профиля от носика должна делаться очень аккуратно (семь раз примерил и один раз провел шкуркой), иначе модель может летать плохо.
О фюзеляже. Очень важно “коробочку с аппаратурой” максимально ужать и сделать обтекаемой. Нужно предусмотреть возможность сдвига центра тяжести на 5% хорды (25%-30%), передвигая приемник и Акк.
О хвостовом оперении. Его важно сделать максимально легким.
Вот по этой ссылке я описал (коротко), как делал этот планер modelism.net/phpBB2/viewtopic.php?t=1274
Кстати, V ушей можно сделать раза в полтора меньше…

Miracle
flysnake:

На первый взгляд начинка вполне симпатичная 😃
Если применить литий, то предварительно надо проверить, что на 3.3В все будет работать (фирмы не гарантируют это).

В том-то все и дело. Я надеялся, что местные знатоки что-нибудь смогут сказать по этому поводу. Ну чтож, на крайняк придется трепать продавцов, а то и пробовать прямо в магазине. В ХоббиДляВсех вполне вменяемые люди работают.
Если не потянут от липолей, придется брать четыре баночки гидридов. Вдвое тяжелее, да что поделаешь… Я вообще больше нигде не нашел приемника и машинок с такими массогабаритными параметрами…

Мне кажется, что палочка (дерево или уголь), вклеенная в центроплан, не повредит.

Тут проблема в том, что мне чисто визуально нравятся планеры с двойным поперечным V. И хотя умом я понимаю, что если среднюю часть крыла сделать прямой, летные характеристики почти не изменятся, а лонжерон будет вклеить намного проще, 😈 толкает меня в ребро 😁 Так что над конструкцией лонжерона еще предстоит поломать голову…

После оклеивания скотчем всей поверхности крыла прочности более чем достаточно для полетов и “жестких посадок”.

Хм… Я, честно сказать, думал, что вы свой планерок не обтягивали. И сам собирался отделаться полоской скотча по передней кромке.
А чем вы клеили “уши”?

О “бутерброде”. Я изгибал потолочку по следующим причинам:

Ну, я собственно, так и предполагал. Только не думал, что нижняя часть крупношариковая. Думал, тоже депрон.
Наверное, все же сделаю “бутерброд”, мне так привычнее. Или постараюсь найти депрон толщиной 6мм.

О профиле крыла.

Спасибо, это я в курсе 😃 Так как размер и масса моей модели будут близки к вашей, думаю использовать тот же профиль, что и у вас. Как говорится, “проверено на людях” 😉

О фюзеляже. Очень важно “коробочку с аппаратурой” максимально ужать и сделать обтекаемой.

Увы, расположить сервы как на нанометалке с первой страницы топика не удастся, они весьма высокие. Придется ставить вертикально.
Забавно: вчера, засыпая, думал как сделать привод рулей. Не хотелось заморачиваться с тягами, тем более, что они получились бы длинными. Появилась мысль сделать их из лески. Но засомневался, потому что нигде не встречал таких приводов. И что же? Заглянув сегодня в материалы по нанометалке, которые не открывал с тех пор, как их выложили, обнаружил, что и там вместо тяг используются капроновые тросики. Бывает же… 😒

Нужно предусмотреть возможность сдвига центра тяжести на 5% хорды (25%-30%), передвигая приемник и Акк.

Это уж обязательно.

О хвостовом оперении. Его важно сделать максимально легким.

Почему? 😃
Нет, я не к тому, что собираюсь отливать его из чугуна, но все же?

Вот по этой ссылке я описал (коротко), как делал этот планер

Спасибо, уже пробежался взглядом, потом хочу посмотреть более внимательно.

У меня еще один вопрос: какую нагрузку на крыло закладывать для планера такого класса? От и до?
Хотелось бы иметь модель, которая летает как “на сквозняке”, так и в приличный ветер. Короче, всепогодную 😉 Нагрузку на крыло собираюсь повышать с помощью грузиков на крыле.

Brandvik

Ух какие мы прыткие всепогодные ; Стремитесь к 5 гр на дециметр! Это не шутка. Но если в 10 уложитесь то будет уже супер! Ну а на ветер утяжелить не проблема. По поводу липолек, я видел пико металку на липольке, все работало вроде нормально, да и где то на форуме кто то то кажись пробовал, единственная загвоздка это как ее не разрядить ниже допустимого!?

flysnake
Miracle:

Тут проблема в том, что мне чисто визуально нравятся планеры с двойным поперечным V. Так что над конструкцией лонжерона еще предстоит поломать голову…

Хм… Я, честно сказать, думал, что вы свой планерок не обтягивали. И сам собирался отделаться полоской скотча по передней кромке.

А чем вы клеили “уши”?

У меня еще один вопрос: какую нагрузку на крыло закладывать для планера такого класса? От и до?
Хотелось бы иметь модель, которая летает как “на сквозняке”, так и в приличный ветер. Короче, всепогодную 😉 Нагрузку на крыло собираюсь повышать с помощью грузиков на крыле.

Сколько делать изломов на крыле - дело вкуса и терпения (чем больше изломов - тем сложнее делать) 😃 Я о V написал только по одной причине - можно (и желательно) сделать его раза в полтора меньше.
Об оклейке. Она несет несколько задач:
1 Прочность. Профиль тонкий. При моей “большой хорде” и маленьком удлинении толщина получается всего 8мм. Если крыло обклеено СНИЗУ, то все нагрузки на растяжение при изгибе крыла вверх воспринимает скотч, что “автоматически” в два раза увеличивает прочность крыла. Сверху крыло можно не обклеивать, если не собираетесь делать обратные петли и летать “на спине”.
2 Скотч обеспечивает гладкую поверхность. Сверху гладкость нужна только при разгоне планера до больших скоростей, на малых все равно обтекание верхней поверхности турбулентное. А вот снизу гладкость резко уменьшает сопротивление на любых скоростях (ламинарное обтекание).
3 “Бронебойность” У меня модель, обклеенная только по кромкам, протыкалась сухими травинками и тонкими веточками.
Уши приклеивал клеем для потолочки “Эко-насет” (прозрачный, на спиртовой основе). Говорят, это тот же клей (приблизительно), что и “Титан”.
Кстати, то, что я применил “шариковую потолочку” - выпендреж (просто она у меня есть). Намного важнее лить меньше клея.
О весе хвостового оперения (и концов крыла). У небольших моделей оно получается “тяжелее”, чем у больших, просто из-за размера. Для поведения моделей очень важно соотношение демпфирующих сил (квадрат плеча и площадь стабилизатора) и моментов инерции (квадрат плеча и масса хвостового оперения). Чем легче будет хвостовое оперение (при той же площади и длине хвостовой балки), тем меньше будет склонность к колебаниям по тангажу после резкого маневра. Кроме того, нос модели получится короче… Вот хвостовое оперение действительно есть смысл обклеивать только по кромкам.
У меня нагрузка на крыло - 13г/дм^2. Просто так получилось. Вообще, чем легче модель - тем лучше. Модель я ни разу не догружал - профиль Taboo и тот, который у меня, позволяет легко разгонять модель до большой скорости. Впрочем, догрузка модели при сильном ветре только улучшит ее летные качества.
Еще о борте. Важно минимальное сечение фюзеляжа и его обтекаемость, а как решать - посмотрите варианты, разложите детали… У меня сечение - квадрат со скругленными углами…
И еще. При малых рамерах довольно актуальным оказалось наличие объема для “лишних проводов”.