По планеру вопросы

Gold

GP spirit, фактически то же самое что spectra в обзоре, но без мотора, то есть несколько полегче, с догрузом вем 1030 грамм, то есть порядка 22г/дюйм. Цент тяжести ровно там где написано. С рук летает изумительно, 100 метров строго по прямой, ручки кроме первой коррекции по верикали после броска вообще не двигаю. То есть вроде бы настроен как надо. Но:

Но. Во-первых повороты. Любые маневры кроме полета по очень большому радиусу приводят к большой потере высоты. При повороте он по-моему просто сваливается - при крене уже градусов в 30 он тут же опускает нос вниз, приходится очень энергично выводить его из спирали и получается почти разворот на месте. По-моему такое поведение ненормально, а вот что именно нужно подправить, я не понимаю. Или может так и должно быть и мне в управлении тренироваться надо?

Второе - почему-то при старте с леера его стабильно уводит влево, причем очень сильно. Хотя с рук летит прямо. На леере уводит тем сильнее, чем больше на нем нагрузка. Раньше грешил на то, что при нагрузке смещается крыло, у него крепление на резинках без фиксаторов. Сделал фиксаторы, крыло сидит жестко, поведение не изменилось. Остается только предположить, что одна консоль жесче другой, хотя на глаз незаметно. Надо видимо найти резины побольше и растягивать ее не так сильно, сейчас у меня килогамм 10 при старте.

А вообще сегодня при полетах главная беда была как у взрослых самолетов - обледенение 😃 Снег на нагретых солнцем консолях тает и тут же застывает. 2 минуты полет, 5 минут лед отколупываю. Зато первый раз ушел домой не потому, что что-то сломал, а потому-что устал и замерз 😃

Вечно_живой

может ты чего то упустил в своем повествовании,но при любом повороте если не трогать ручку высоты высота теряеться,совершенно нормальное явление, раворот и высоту насебя,чем круче завернул тем сильнее коректируеш по высоте.
При старе с леера увод ето однозначно крутит крыло,причем одно сильнее другого, я свой планер затягивал на 2 кг НО резинка было Робовская полоска 15 на 2 мм 30 метров ,растягивалась на 60-100 тянула мягко и долго,если у тебя резина жесткая то будет “стрелять” планер, тем более при такой растяжке.

Gold

может ты чего то упустил в своем повествовании,но при любом повороте если не трогать ручку высоты  высота теряеться,совершенно нормальное явление, раворот и высоту насебя,чем круче завернул тем сильнее коректируеш по высоте.
При старе с леера увод ето однозначно крутит крыло,причем одно сильнее другого, я свой планер затягивал на 2 кг НО резинка было Робовская полоска 15 на 2 мм 30 метров ,растягивалась на 60-100 тянула мягко и долго,если у тебя резина жесткая то будет “стрелять” планер, тем более при такой растяжке.

с резиной хреново, у меня всего 10 метров, трубка, тянется до 50, но соответственно с усилием уже килограмм 10. Наверное попробую к ней еще последовательно мединского жгута метров 20 приделать, не знаю что получится. Другой резины поблизости нет.

А насчет высоты, ну это не знаю как без показывания объснить, не просто высоту теряет, а как бы кувыркается вниз через то крыло, которое ниже. То-есть представь первый кадр- летит от меня, крен 30 градусов вправо, следующий кадр - пикирут вправо под 60 градусов, почти без крена. В симуляторе ничего подобного не наблюдал. Нормально, плавно, поворачивать получается только по радиусу метров 100.

Sergey=

Привет!
Gold, много много респектов - летать в такую пору надо иметь ОЧЕНЬ большое желание!
При любом вираже планер начинает соскальзывать в пикирование, если не парировать рулём высоты - это абсолютно нормально.
Контроль руля высоты нужен постоянно и даже не только в вираже.
Вообще должно быть интуитивно и автоматически: сначала делаем крен элеронами или рулём, затем немного почти совсем отпускаем ручку крена и берём ручку на себя и тем сильнее чем больше крен. При выходе из виража нужно слегка “придавить”, чтобы планер не вспухал.

Sputnik

Gold, проверь нет ли какой ненужной крутки у крыльев, и вес крыльев. Крыло у Спирита действительно неочень жесткое на кручение, лобик только сверху зашит, запросто могло быть, что плотность пластинки бальзы (и соответсвенно её жесткость) на одном крыле раза в 1,5 больше чем в другом, но с другой стороны летает же нормально куча планеров совсем с мягкой обшивкой.
Чтоб не вело на леере можно поробовать подвигать крючек вперёд или резинку помягче поставить, или леску через блок пустить, чтоб снизить усилие. Или может стоит обшивку крыльев другую, более толстую и жесткую сделать, например на лаке бумагу микалентную сверху по плёнке.
Развороты вроде бы и должны так проходить, всегда с поддержкой стабилизатором на себя, но подобные попытки планера перевернуться в развороте появляются при крутом развороте на маленькой для этого скорости, нужно ограничить угол отклонения руля поворота и можно дозагрузит планер для увеличения скорости.
Сергей, летать можно в любую погоду :). Есть экстремалы которые и в -30 умудряются выйти полетать, ну в некоторой местности теплее и не бывает :(
Я лично предпочитаю летать когда не холоднее -3. Зимой когда планер на снежный наст садится и крыло еще летит, а нос уже режет корочку наста в морозной тишине такой приятный звук скрежета рассекаемого наста разносится окрест :)

Gold

Всем спасибо за ответы. Почитав тут и пообщавшись в чате думаю что наиболее вероятные причины - это то что летаю слишком медленно и при повороте он сваливается, за это говорит и то, что реакция на руль поворота очень медленная. Второе - наверное действительно начиная корректировать по высоте я забываю отпустить руль и усугубляю, видимо координации пока не хватает (а что еще будет когда +элероны+газ?). Будем в выходные пробовать дальше.

klava

видимо координации пока не хватает (а что еще будет когда +элероны+газ?).

Когда будут элероны, про руль поворота на виражах забудешь. 😃
Он тебе для другого понадобится. 😃

Sergey=

Goldу про срывы.
Сваливание на вираже можно отличить по характерному резкому поведению и большой потери высоты. Если произошло сваливание на вираже, планер довольно резко разворачивается, практически вокруг законцовки, по сути, получается часть витка плоского штопора, при этом существеноо теряется высота. У моего планерка при срыве на вираже теряется сразу около 5м.
Как правило, срыв происходит в самом начале виража, если перед этим планер вспух и потерял скорость. В установившемся вираже, например при обкручивании потока, срыв мало вероятен. Дело втом, что для ввода в вираж нужна некоторая избыточная скорость, и если планер летел на предельно малой скорости, то при попытке выполнить вираж может возникнуть срыв.
Срывное поведение существенно улучшается, если на крыле есть отрицательная крутка. Очень рекомендую слегка крутануть уши вниз примерно на 0.5-1 градус. Ваше крыло обтянуто плёнкой и эту операцию проделать элементарно. Я так понимаю, Ваш планер без элеронов, тогда это особенно важно, я очень рекомендую это сделать.
Сделав отрицательную крутку, вы убъёте дфух зайцев: улучшатся срывные характеристики и уменьшится индуктивное сопротивление крыла на малых скоростях, соответсвенно возрастёт качество.
При отрицательной крутке, срыв потока начинает развиваться от центра крыла, и планер просто клюёт носом без паразитных доворотов и штопорения.

Gold

Sergey, спасибо за идею. При очень придирчивом изучении обнаружил слегка положительную крутку на ушах, заменил на слегка отрицательную. Чуть сместил ЦТ вперет, миллиметра на 3. Все изменения микроскопические, но поведение изменилось коренным образом. Пытался даже специально добиться такого поведения как раньше, нифига. Либо нормальная ожидаемая спираль либо при слишком низкой скорости просто очень медленная реакция на руль, без сваливания. В смысле сваливаться то сваливается если его совсем уж затормозить, но просто клюет, без этих диких кувырков.

Взял в аптеке обычный резиновый бинт 3.5м,две штуки разрезал вдоль получилось еще 14 м резины, больше 20 в сумме. Боялся резина рваться будет, держит. Леер увеличил до 200 метров. В итоге планер преспокойно закидывает метров на 150. С поля ушел только когда совсем стемнело. Хотя термиков так и не нашел, максимальная длительность была 6:20. В общем море удовольствия, завтра еще пойду 😃