Multiplex Cularis

Serpent
Alfa3:

7 каналов надо, если еспользовать его как полноценный фулхаус планер с мотором.

А 6 не хватит?
РВ, РН, мотор, 2 х элероны, закрылки.
Что забыл?

asymptote
Alfa3:

Сервы в крылья на 2 кг имхо маловато. У меня стоят хайтеки 65 карбон в крыльях.

У тех, которые рекомендует производитель около полутора килограмм. А в ваших 1.8 / 2.2; 0,2 кг в планерах так критично?

Home-Sky
Serpent:

А 6 не хватит?
РВ, РН, мотор, 2 х элероны, закрылки.
Что забыл?

На закрылки тоже 2 канала, иначе лишаетесь всяких полезных микшеров. Если подключать закрылки через Y-кабель то они будут двигаться либо в разные стороны, либо в подниматься/опускаться одновременно (в зависимости от типа кабеля). То есть либо как закрылки, либо как дополнительные элероны. Если аппа 7-канальная то однозначно надо ставить 7-канальный приемник.

Serpent

Использование центроплана в качестве элеронов совершенно неэффективно, да и кинематика машинка/тяга/качалка там должна быть другая, нежели на элеронах (угол отклонения элерона вниз более 15-25градусов не нужен, а закрылок должен уходить почти под прямой угол в идеале). Изменение профиля крыла прекрасно настраивается на 6-ти каналах.
На мой взгляд 7каналки для планериста полезны более развитым набором функций и настроек передатчика, но не самим количеством каналов.

Alfa3
Serpent:

А 6 не хватит?
РВ, РН, мотор, 2 х элероны, закрылки.
Что забыл?

закрылки - 2 канала

Serpent:

Использование центроплана в качестве элеронов совершенно неэффективно, да и кинематика машинка/тяга/качалка там должна быть другая, нежели на элеронах (угол отклонения элерона вниз более 15-25градусов не нужен, а закрылок должен уходить почти под прямой угол в идеале).

Про кинематику согласен, но не прямой угол, а градусов 50 достаточно, но тем не менее не согласен с первым высказыванием.

Не объясните, почему не эффективно?

asymptote:

У тех, которые рекомендует производитель около полутора килограмм. А в ваших 1.8 / 2.2; 0,2 кг в планерах так критично?

Разгоните кулярис прилично вниз, а потом врубите бабочку - и все поймете. Плюс чем мощнее машинка, тем веселее она работает в итоге, а значит точнее и быстрее.

ivanko2
sergkulon:

7 каналов желательно, но не обязательно.
3 банки хватит.
И не надо таких крутых акков( ну это сугубо ИМХО).

Serpent:

А 6 не хватит?
РВ, РН, мотор, 2 х элероны, закрылки.
Что забыл?

Забыл полетные режимы (миксы)

>=7 и желательно и обязательно. 7 каналов хватит для реализации только 1(2 максимум) полетных режимов и бабочки. Возможно кому-этого и хватит, но тогда можно было и попроще планер купить
По батарее согласен, нафига батарею на 70A, если ESC на 40?

Serpent
Alfa3:

Не объясните, почему не эффективно?

Плечо мало.
Элероны на порядок эффективнее, тем более на Cularis с его 2.5 м.
Грамм силы приложенный на конце крыла и столько же у фюзеляжа - считайте сами.

ivanko2:

Забыл полетные режимы (миксы)

На 6ти канальном оптике всё прекрасно реализуется.
Что миксить седьмым каналом на шесть машинок (2х закрылки считаем за 1)?

Лёшич

Не подскажете по поведению и настройкам где копать.
Проблема в вхождении и выходе из спирали, а именно - планер разгоняется во время поворота, что на выходе при возросшей скорости ведёт к кабрированию -> потере высоты и пр… Эффект не то что бы страшный и катастрофический, но приходится корректировать “выход” чтоб не задирал нос.
И ещё, должен ли кулярис сам выходить из спирали при “брошенных ручках”?

Alfa3

2Лешич: Передняя центровка.

Serpent:

Плечо мало.
Элероны на порядок эффективнее, тем более на Cularis с его 2.5 м.
Грамм силы приложенный на конце крыла и столько же у фюзеляжа - считайте сами.

Тот факт, что элероны эффективнее закрылков, я думю никто оспаривать не будет. Но по поему разумению, когда вы отклоняете элероны в пол крыла, а закрылки не подвижны, созадется лишний драг - они работают как “бабочка”. А он для планера (которым Кулярис и явлется в большинстве случаев) не есть гуд. По этому они у меня работают вместе с эленронами.

Отклоняя закрылки вместе с элеронами драг снижается.

asymptote
ivanko2:

По батарее согласен, нафига батарею на 70A, если ESC на 40?

батареи уже есть - подходят от вертолета 500 класса (я сдвоенные 3S использую)

Serpent
Alfa3:

когда вы отклоняете элероны в пол крыла, а закрылки не подвижны, созадется лишний драг - они работают как “бабочка”.

Не совсем понимаю (точнее - совсем не понимаю), как могут закрылки в нулевом положении создавать дополнительное сопротивление.
Наоборот, в вашем варианте их использования - закрылки, работающие синхронно с элеронами, создают тормозящий момент, в то же время не принося практически никакой помощи элеронам из-за незначительного плеча создаваемой ими силы относительно продольной оси ЛА.

Но каждый имеет право на своё понимание принципов полёта, поэтому будем считать, что мы мирно не поняли друг друга… 😃

PetroL
Лёшич:

Не подскажете по поведению и настройкам где копать.
Проблема в вхождении и выходе из спирали, а именно - планер разгоняется во время поворота, что на выходе при возросшей скорости ведёт к кабрированию -> потере высоты и пр… Эффект не то что бы страшный и катастрофический, но приходится корректировать “выход” чтоб не задирал нос…

Попробуйте использовать дифференциал.

ivanko2
Serpent:

На 6ти канальном оптике всё прекрасно реализуется.
Что миксить седьмым каналом на шесть машинок (2х закрылки считаем за 1)?

В том то и проблема что не хочется 2 машины в 1 канал. Мне ближе такой подход

Alfa3:

По этому они у меня работают вместе с эленронами.

Но на Futabe 7 я пока токо 2 режима и бабочку смог (может плохо хотел)

1 month later
baychi

Полетав со своим Кулярисом далеко и высоко, задался целью оптимизировать энергозатраты. Самый наглядный случай - полет вверх. Мой планер весом 2.2 кг (акк 5 Ач + FPV начинка), затрачивает на 1 метр высоты 1.75 мАч энергии 3S акка.
Мотор работает на максимальной мощности, потребляя около 300 Вт. Скороподъемность при этом составляет 4-5 м/c.
Подъем ведется на максимальном угле атаки, который может удерживать система стабилизации, - то есть на границе сваливания. Горизонтальная скорость при этом 7-8 м/c. Закрылки убраны, элероны так-же не выгнуты. Камбер крыла - минимален.

Теперь хочу спросить знающих людей. Могу ли я выиграть в энергозатратах на подъем, если частично выпущу закрылки? И если да, то какой угол будет оптимальным?

Второй случай - горизонтальный полет. Сейчас мне требуется 80-90 Вт мощности для поддержания высоты. Скорость пполета 12-13 м/c.
То есть на 1 км выходит 180 мАч расхода. Можно ли лететь более экономично? Что даст режим “скорость” из манула (закрылки чуть вверх)?

ivanko2
baychi:

Могу ли я выиграть в энергозатратах на подъем, если частично выпущу закрылки?

Нет, скорее наоборот.

baychi:

Что даст режим “скорость” из манула (закрылки чуть вверх)?

Уменьшение индуктивного сопротивления крыла (затраты на горизонтальный полет меньше, скорость выше)

baychi
ivanko2:

Нет, скорее наоборот.

А почему? По идее, если уменьшится скорость сваливания, я смогу увеличить угол атаки и вертикальную составляющую.

ivanko2:

(затраты на горизонтальный полет меньше, скорость выше)

Спасибо, проверю.

ivanko2
baychi:

А почему? По идее, если уменьшится скорость сваливания, я смогу увеличить угол атаки и вертикальную составляющую.

Во-во, скорость уменьшится, сопротивление увеличится (наоборот конечно).
Угол подъема (не атаки) можно увеличить, только уменьшив сопротивление.
А угол атаки нужно как раз уменьшать.

wws

Про скороподъемность ничего не скажу, а вот про энергозатраты на поддержание полета - вполне даже!

  1. А воздушный винт и его шаг и обороты двигателя точно соответствуют крейсерской скорости планера? Я уже неоднократно, и в субботу в частности, наблюдал как воздушный винт мешает лететь планеру. Конечно, там просто отсутствие тормоза в регуле, но какой эффект. Возможно, просто сложив пропеллер, и периодически включая его для плавного донабора высоты, вы будете пролетать куда больше на том же количестве энергии. Возможно, надо существенно увеличить шаг винта, чтоб двигателю не надо было вращаться с безумной скоростью на которой ВМГ не будет банально тормозить. Полюбому начинать надо с выяснение этой самой крейсерской скорости планирования.

  2. При режиме “скорость” обычно чутть разгибают профиль, приподнимая элероны и/или флапы чуть вверх. Совсем чуть миллиметр-два или его доли. Это позволяет лететь быстро и пробивать ветер, но и высота сливается очень быстро. Вам нужна скорее не “скорость”, а правильно подобранный планерный режим “круиз”. Если я не ошибаюсь то это касательная из оси координат к поляре… Только поляр этих много, поскольку они двигаются от массы самолета. Под ваш вес вы врядли найдете. Нужно определять экспериментально - с какой скоростью нужно лететь, чтобы на единицу пути достигать минимального снижения. А тут краеугольным камнем является поиск оптимального CG

  3. Вы будете удивлены, насколько лучше может планировать ваш самолет от банального сдвига CG на пару миллиметров. Разуммеется, нужно триммировать и РВ, чтобы сохранить ровный горизонтальный полет с минимальным снижением (при выключенном моторе). Т.е. сперва добиваемся ровного полета триммером - потом загоняем модель в дайв-тест (все это надо делать не по камере и с отключенной стабилизацией). Смотрим. Двигаем CG, повторяем, добиваясб ровного полета… Потом опять дайв-тест. Потом, добившисьь приличного результата по дайв-тесту на прямом профиле, можно попробовать померять скорость, которая и будет соответствовать нужному вам режиму “круиза”. Соответственно можно идти к пункту 1 и менять характеристики ВМГ, либо режим её работы. Если подобрать хорошо, то можно летать ровно, с постоянно работающим двиглом и минимальной потерей энергии. Если не подобрать, то оптимальным (с точки зрения энергозатрат) будет именно режим пролетели Х сотен метров со сложенным пропеллером, включили его на Y-секунд для наверстывания высоты (причем я бы сделал микс газ->РВ, чтобы выдерживать оптимальный угол набора). Кстати, не думаю, что включенияе мотора на максимальные обороты и максиммальный угол карабканья в горку, есть оптимально с точки зрения энергосбережения. Это надо делать полого, но насколько - нужно считать. Я не спец по моторному полету и расчетам, но своим безмоторным опытом я поделился.

baychi

ВМГ такая: Двигатель DualSki XM3542CA-6 940 об/В, пропеллер 12.5х6 (реально 13х6, за счет широкого хаба).

wws:

Вы будете удивлены, насколько лучше может планировать ваш самолет от банального сдвига CG на пару миллиметров.

Боюсь система стабилизации не даст мне это прочувствовать. 😃 А без нее далеко не улечу.

wws:

Если подобрать хорошо, то можно летать ровно, с постоянно работающим двиглом и минимальной потерей энергии.

Основная цель - добиться мимнимальных энергозатрат на подъем.
А то что дальше всего можно улететь:

wws:

то оптимальным (с точки зрения энергозатрат) будет именно режим пролетели Х сотен метров со сложенным пропеллером, включили его на Y-секунд для наверстывания высоты

это я давно прочувствовал. Еще лучше - термики ловить и прыгать по ним. 😃

wws:

Кстати, не думаю, что включенияе мотора на максимальные обороты и максиммальный угол карабканья в горку, есть оптимально с точки зрения энергосбережения.

По крайней мере все тесты на меньшей мощности давали большие энергозатраты. Была даже мысль поставить движок Ватт на 500 и идти вертикально вверх на 8-9 м/c, по прикидкам это даст максимальный КПД преобразования электричества в высоту.

wws:

но своим безмоторным опытом я поделился.

Сапсибо, Виктор.

FVA

Саша, из моего скромного опыта применения Кулариса под FPV, были такие же задачи - максимальный взлёт с набольшим КПД. Увеличение емкости батареи до 4000мА, какой мотор уже не скажу, винт в том же размере 13-12х6.
Тактика: сразу максимальный набор до использования емкости ~50%. Взлёт с разогнутым профилем и по ветру, кружляние и разглядывание окрестностей против ветра и с загибанием закрылков., мотор на минимуме чтоб не срывался.
Улетал обычно далеко, обычно и не дотягивал до базы. В конечном итоге перешел на верхнеплан с батареей 12S 10 тыс.мА.
ЗЫ После “завязывания” с ФПВ и уходом в планера, уже скажу что при тяжёлом планере единственный выход для максимальной высоты увеличение мощности ВМГ. Но о планировании и скакания по термикам… ну только в Крыму на Горе. 😃 Там да…

baychi
FVA:

В конечном итоге перешел на верхнеплан с батареей 12S 10 тыс.мА.

То есть фактически приблизились к теоретическом пределу- летающей батарейке. 😃
Насколько максимально поднимались?

В общем-то весь вопрос сводился к возможному увеличению КПД преобразования энергии акка (Ea=3600CU) в потенциальную энергию высоты (Ep=mgh). По статистике полетов в высоту для 2-х кг Куляриса получался КПД=28%, для верхнеплана типа Скайвокер - 30%, для ИзиСтара- 24%.
Но для Куляриса 5 Ач акк,массой 400 гр (25% полного веса модели) - максимально, что влезает.
Для Изи тот же максимально возможный акк сотавляет 30% веса, а Скайвокер может принять 10 Ач акк (говорят даже 15 можно), что дает 50%-70% веса.
Интересно какой КПД у вертолетов? 😃