Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 37 из 37

Оперение - V, T, или Cross?

Тема раздела Планеры, мотопланеры в категории Cамолёты - Общий; Созрел на приобретение кроссового планера GRAPHITE 2 ( http://airplane-model.com/graphite2e.html ). Есть различные варианты конструкции оперения - V-tail и Cross-tail. Хотелось-бы ...

  1. #1

    Регистрация
    25.12.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    628

    Оперение - V, T, или Cross?

    Созрел на приобретение кроссового планера GRAPHITE 2 ( http://airplane-model.com/graphite2e.html ). Есть различные варианты конструкции оперения - V-tail и Cross-tail. Хотелось-бы узнать про эксплуатационные плюсы и минусы обоих вариантов.

  2.  
  3. #2

    Регистрация
    07.06.2007
    Адрес
    г. Пятигорск
    Возраст
    51
    Сообщений
    633
    Цитата Сообщение от Arkanoid Посмотреть сообщение
    Созрел на приобретение кроссового планера GRAPHITE 2 ( http://airplane-model.com/graphite2e.html ). Есть различные варианты конструкции оперения - V-tail и Cross-tail. Хотелось-бы узнать про эксплуатационные плюсы и минусы обоих вариантов.
    Взял себе МиниГрафит (V-tail ) для гор и Графит-2 (Cross-tail), есть определенная разница в управлении, но и то и другое работает отлично.
    Cross-tail обычно применяют для F3B, в варианте V-tail GRAPHITE 2 получается несколько меньше по массе.

  4. #3

    Регистрация
    25.12.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    628
    Цитата Сообщение от Andrey808 Посмотреть сообщение
    но и то и другое работает отлично.
    То, что работает, сомнений не было. Но хотелось бы знать про все преимущества и недостатки той и другой схемы.

  5. #4

    Регистрация
    01.09.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    386
    Цитата Сообщение от Arkanoid Посмотреть сообщение
    То, что работает, сомнений не было. Но хотелось бы знать про все преимущества и недостатки той и другой схемы.
    Извините. А у Вас это первый планер?
    С уважением, Дмитрий.

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    07.06.2007
    Адрес
    г. Пятигорск
    Возраст
    51
    Сообщений
    633
    Цитата Сообщение от Arkanoid Посмотреть сообщение
    То, что работает, сомнений не было. Но хотелось бы знать про все преимущества и недостатки той и другой схемы.
    Собственно, я уже отметил, что Cross-tail обычно применяют для F3B, киль при большом крене (скоростной разворот) используется как руль высоты. Для F3J обычно такие меневры не требуются, наоборот желательно получить меньшую удельную нагрузку. Т.е. исключая из конструкции киль и, соответственно, убирая из носа груз получаем экономию около 70 г.
    Переговорите с Володей, возможно он лучше прояснит вам ситуацию.
    С другой стороны, в Москве достаточно много людей, которые долгое время летают и на планерах V-tail и Cross-tail. Договоритесь, съездийте, посмотрите.

  8. #6

    Регистрация
    25.12.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    628
    Цитата Сообщение от Dmitry_D Посмотреть сообщение
    А у Вас это первый планер?
    Да, первый.

  9. #7

    Регистрация
    09.06.2004
    Адрес
    Нижний новгород
    Возраст
    42
    Сообщений
    395
    В свое время уже обсуждалось, можете воспользоваться поиском. В кратце:
    V-tail
    + легче, меньше сопротивление
    - в большинстве случаев не удобен для перевозки, нет возможности "поиграть" с углом установки
    X-Tail
    + удобен для перевозки, позволяет летать на более задних центровках; так как стабилизатор цельноповоротный - позволяет выставить оптимальный угол под конкретную центровку
    - планер получается тяжелее, требует более мощную машинку на РВ

    В последнее время есть тенденция к использованию X-Tail

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    25.12.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    628
    Цитата Сообщение от MaximKit Посмотреть сообщение
    В свое время уже обсуждалось, можете воспользоваться поиском. В кратце:
    V-tail
    + легче, меньше сопротивление
    - в большинстве случаев не удобен для перевозки, нет возможности "поиграть" с углом установки
    X-Tail
    + удобен для перевозки, позволяет летать на более задних центровках; так как стабилизатор цельноповоротный - позволяет выставить оптимальный угол под конкретную центровку
    - планер получается тяжелее, требует более мощную машинку на РВ

    В последнее время есть тенденция к использованию X-Tail
    Обо всем этом, прежде чем задать вопрос, я читал. Но хотелось-бы знать по-подробнее о особенностях поведения модели в воздухе, собенностях пилотирования.

  12. #9

    Регистрация
    17.02.2004
    Адрес
    Рига, Латвия
    Возраст
    50
    Сообщений
    1,933
    Записей в дневнике
    14
    В нормальном полете, практически, никакой разницы.
    Для начинающих я бы отметил два момента. Планер с V хвостом при неправильных маневрах охотнее сваливается в штопор. А с Х хвостом можно получить стабилизатором по голове, если неправильно отпускать планер.

  13. #10

    Регистрация
    25.12.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    628
    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    Планер с V хвостом при неправильных маневрах охотнее сваливается в штопор.
    Про это мне говорили. Особено при малых скоростях. Что, наверное, очень не желательно на посадке, на малой высоте.

  14. #11

    Регистрация
    24.07.2007
    Адрес
    Подольск,Климовск
    Возраст
    48
    Сообщений
    192
    Цитата Сообщение от Taboo Посмотреть сообщение
    "Для начинающих ..... Планер с V хвостом при неправильных маневрах охотнее сваливается в штопор...."
    Господа, будьте добры, осветите пожалуйста данные неправильные маневры....

    Спасибо...

  15. #12
    MUH
    MUH вне форума

    Регистрация
    24.08.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    61
    Сообщений
    507
    Записей в дневнике
    47
    Цитата Сообщение от kra183 Посмотреть сообщение
    Господа, будьте добры, осветите пожалуйста данные неправильные маневры....
    Перетягивание ручки на вираже. Сиди я в кабине планера - перед глазами указатель воздушной скорости, главный прибор в самолете, ошибиться трудно. А какая скорость у планера который в полукилометре от меня фик знает

    Но это оффтоп, а вот по делу:
    для планера F3J я предпочел Х-образный цельноповоротный руль высоты, несмотря на бОльший вес, позволяет очень точно управлять углом атаки крыла. Этого не позволяет сделать классический V образный, у которого надо подбирать шайбочки для регулировки угла установки.

  16. #13

    Регистрация
    05.02.2007
    Адрес
    Подольск МО, Москва
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,913
    Вот чутка про V и Х хвост разговоры

  17. #14

    Регистрация
    25.12.2004
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    628
    Цитата Сообщение от Артемка Посмотреть сообщение
    Вот чутка про V и Х хвост разговоры
    Слушай, зачем чутка, а? Больше давай! Народ ждет!

  18. #15

    Регистрация
    05.02.2007
    Адрес
    Подольск МО, Москва
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,913
    Чего помогло? Под ником Soarer член сборной Украины Алексей Нодашкевич, так что это мнение человека очень авторитетного....

  19. #16

    Регистрация
    07.06.2007
    Адрес
    г. Пятигорск
    Возраст
    51
    Сообщений
    633
    Вполне доходчиво. лучше не напишешь.

  20. #17

    Регистрация
    05.02.2007
    Адрес
    Подольск МО, Москва
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,913
    класика выглядет более красиво.

    Пы/Сы Говорит владелец небольшого ангара планеров с V хвостами...)

  21. #18

    Регистрация
    08.02.2001
    Адрес
    Солнечногорск
    Возраст
    40
    Сообщений
    183
    С точки зрения НЕспециалиста по аэродинамике родилась вот такая логика (сорри за графику, как смог изобразил). Верхняя картинка - это нейтральные положения рулей. Дальше поотдельности работа рулем направления (средний ряд) и рулем высоты (нижний ряд). Стрелками показаны силы, действующие на хвостовую балку в области хвостового оперения. Красные стрелки - это ненужные силы, которые впустую жруть лобовое сопротивление.

    Нажмите на изображение для увеличения
Название: X_V.jpg
Просмотров: 149
Размер:	26.0 Кб
ID:	193460

  22. #19

    Регистрация
    30.01.2008
    Адрес
    Москва, Печатники.
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,158
    Цитата Сообщение от rajalex Посмотреть сообщение
    ненужные силы, которые впустую жруть лобовое сопротивление.
    Абсолютно правильно.
    А теперь представьте себе планер в правильном вираже. Высота - на сябя, РН - внутрь, элероны держат крен.
    V оперение будет работать только одной половинкой, а классическое - с лишними силами.
    Так что в среднем все уравнивается.

  23. #20

    Регистрация
    08.02.2001
    Адрес
    Солнечногорск
    Возраст
    40
    Сообщений
    183
    Вырисовываются преимущества:

    V - легче вес, хорошо работает на правильных виражах
    Х - проще настраивать, на взлете эффективнее рулится (предположение), прощает ошибки пилотирования

  24. #21

    Регистрация
    22.03.2007
    Адрес
    Seattle, WA, USA
    Возраст
    33
    Сообщений
    364
    Плюс:
    V - легче и быстрее построить, не цепляется за траву при посадке.

  25. #22

    Регистрация
    22.05.2006
    Адрес
    Севастополь, Украина
    Сообщений
    19
    Записей в дневнике
    1
    Хорошие планера что Графит что Мини-графит .На Мини графите летаю уже 3 года .На большом сам не летал но наблюдал за его полетами,прекрасно летит как паритель и как горный планер.В это воскресение в Коктебеле вторым призером стал А.Сиротенко из Евпатории на большом Графите прекрасно леттел при ветре в 16 м/с.Все Севастопольские планеристы летают на Мини-графите по полету прекрасен ,но имеет 3 конструктивных недостатка
    1.Крепление стабилизатора (как наборной так и пластиковый)(необходимо переделывать грибок под винт,так чтобы шляпка была сверху стабилизатора ,а не внутри,иначе при чуть боеле жесткой посадке раскалывается коренная нервюра стабилизатора.а при полетах в ветер 13-16 метров они часто жесткие
    2.Задний винт крепления крыла очень близок к корню крыла и тоже выламывается при тех же обстоятельствах
    3.Очень маленькая камера для загруэки,приходится искать место куда еще можно засунуть 300-400 грамм свинца.
    В остальном ни каких претензий а только положительные эмоции.

  26. #23

    Регистрация
    05.02.2007
    Адрес
    Подольск МО, Москва
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,913
    4. стабилизатор проклевать скотчем сверху и снизу,по периметру шва, в месте стыка двух половинок и после каждой посадки контролировать зазор между ними.

  27. #24

    Регистрация
    27.10.2005
    Адрес
    Красногорск
    Возраст
    42
    Сообщений
    4,601
    У V стаба по стравнению с Х стабом прирост сопротивления потоку за счет интерференции меньше в 2 раза.

    А так - вопрос моды. Щас модно V. По натсройке - все фигня. Все прекрасно настраивается в современной апаратуре.
    Я в свое время пол инета перелопатил что бы ответить на этот вопрос. Ответ - мода.

  28. #25

    Регистрация
    05.02.2007
    Адрес
    Подольск МО, Москва
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,913
    На счет моды вопрос спорный, многие производители делают модели с разным исполнением хвостового оперения, все зависит от предпочтений пилота.

  29. #26

    Регистрация
    30.01.2008
    Адрес
    Москва, Печатники.
    Возраст
    57
    Сообщений
    2,158
    Угу.
    А предпочтения основной массы пилотов зависят от моды

  30. #27

    Регистрация
    05.02.2007
    Адрес
    Подольск МО, Москва
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,913
    угу и от хотелки)

  31. #28
    Забанен
    Регистрация
    23.08.2006
    Адрес
    Burlington, Сanada
    Возраст
    56
    Сообщений
    2,203
    Уважаемые коллеги, не ссорьтесь! Конечно, мода в спорте - вещь авторитетная, всем производителям надо проталкивать на рынок свои модели, вот и лепятся периодически разные мульки, почитав которые, народ бросает все и хватает новое! Как ни странно, даже многие серьезные моделисты в мире слабо соображают в аэродинамике, полагаясь на мнение теоретических авторитетов, чему я сам лично был свидетелем неоднократно. Но мы ведь с вами люди разумные и всегда привыкли копаться в таких мелочах, поэтому нам все интересно! С чем всех вас и поздравляю. Кроме того, очень многие из нас прошли школу модельных кружков со всеми отсюда вытекающими.
    Что касается давнего спора - уверяю, что любой пилот из первой мировой двадцатки (скорее, даже тридцатки!) легко вздрючит лично меня, независимо, с каким хвостом он возьмет модель! Даже мою собственную...А у меня на сегодня нет шансов облетать его, даже на его самой крутой модели. Надеюсь, понимаете, к чему я веду? Вы посмотрите последнее видео с турецкого чемпионата - взлет за 2-3 секунды, с сумасшедшей скоростью, пофиг всем те лишние крохи разницы сопротивлений в оперениях! На сегодня это пустое дело, нет разницы. Задача - найти поток, а в потоке валенки летают. Не нашел поток -упадешь на землю за одинаковое время с любым оперением. Всё! Летайте много, целенаправленно и очень вдумчиво, с анализом - вот и весь секрет.
    А субъективно лично мне намного больше нравится летать с классикой. Говорилось много о разнице в весе...пустое, ребята! Ну насколько? Киль уберем, но V- хвост все равно увеличим, ведь площадь киля и стабилизатора теперь по проекции считаем! Сопротивление? Смешно..много уже об этом говорилось, еще в прошлом веке поняли, что не стоит копья ломать.
    Всем удачи и успешных полетов!

  32. #29

    Регистрация
    27.10.2005
    Адрес
    Красногорск
    Возраст
    42
    Сообщений
    4,601
    Вот о чем я изначально и хотел сказать - Пофигу! Вопрос лишь моды.

  33. #30

    Регистрация
    05.02.2007
    Адрес
    Подольск МО, Москва
    Возраст
    34
    Сообщений
    1,913
    Спасибо Алексей!

  34. #31

    Регистрация
    04.07.2008
    Адрес
    США
    Возраст
    46
    Сообщений
    347
    Цитата Сообщение от soar Посмотреть сообщение
    Говорилось много о разнице в весе...пустое, ребята! Ну насколько? Киль уберем, но V- хвост все равно увеличим, ведь площадь киля и стабилизатора теперь по проекции считаем!
    Совершенно согласен с ответом в главной мысли - разница между V и Х хвостами, при правильной размерности хвостов, не ощутима.

    Хотелось бы отметить пару вещей. Не только пилоты, но и конструкторы моделей, не всегда просекают все в аэродинамике (по себе знаю :-)). Самое типичное заблуждение по поводу V-хвостов в том, что площадь их должна определяться через проекции. Неправильно. Это приводит к заниженной площади оперения и, соответственно, уменьшению его эффективности по сравнению с классическим вариантом, предлагаемым на той же модели тем же конструктором. Очень часто V-хвосты на моделях недоразмеренные. На самом деле, правильно спроектированное V-образное оперение должно иметь ТАКУЮ ЖЕ площадь, что и сумма площадей обычного оперения (это очень легко доказывается элементарными тригонометрическими выкладками через силу, угол атаки, направление деиствия силы). Таким образом, вес обоих вариантов должен быть одинаковый, за исключением разницы из-за способов крепления. Разница в сопротивлении - только от меньшего числа сопряжений, т.е. никакая.

    Второй негативный момент в V-образном оперении - расход рулей при одновременном рулении по тангажу и рысканию сильно ограничен. Т.е. если, например, нужно взять рули на себя почто до упора, то при даче рулей влево/вправо один из рулей просто встает на упор - машинка выбирает весь ход, да и угол отклонения уже на грани максимума. Поэтому одновременное руление по тангажу и рысканию ограничено примерно половиной допустимого расхода рулей. В обычном полете это почти не имеет значения, но иногда, например, при посадке, когда планер летит на грани срыва, и нужно резко подкорректировать его положение, можно упереться в это ограничение.

  35. #32
    wws
    wws вне форума
    Забанен
    Регистрация
    08.09.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,134
    Записей в дневнике
    44
    Я уже спрашивал в другой теме
    Цитата Сообщение от wws Посмотреть сообщение
    А почему, все-таки, нельзя сделать металку с V-оперением?
    Был ответ, что металка просто перевернется. Но вот почему?

    Что там такого в момент забрасывания происходит, что T-оперение ведет себя нормально, а V-гнется/ломается? Интересно, в какую оно сторону ломается и почему с T-хвостом такого не происходит?

  36. #33

    Регистрация
    13.11.2004
    Адрес
    Москва/Курск
    Возраст
    51
    Сообщений
    477
    В целом, как всегда в жизни правы практически все. На самом деле тип оперения определяется заданным функционалом планера. Для скоростных моделей предпочтительней V хвост, для J лучше X , кросс таил наверное металки, T образ копии...Ну и мода конечно...
    V хвост-малое сопротивление, лучшая развесовка, при посадке щадит балку и сам не цепляется+ часть оперения поднята над тенью крыла и работает более эффективно.
    Х- хвост лучше для J можно активно рулить рулем поворота, меньше стабилизатор, можно летать на более задних центровках.
    Кросс таил не знаю... + не вижу кроме металок, прочно крепится, малые моменты при забросе.
    T хвост всем хорош, но тяжел и сложен.

  37. #34

    Регистрация
    03.05.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    63
    Сообщений
    1,960
    Цитата Сообщение от wws Посмотреть сообщение
    Был ответ, что металка (с V оперением) просто перевернется. Но вот почему?
    Обратили внимание, что у металок часть киля находится под хвостовой балкой? А ведь с практической точки зрения это хреново. Несколько раз видел, как киль ломался при посадках (зацепляется нижняя часть киля за что-то и поломка очень вероятна). да и с точки зрения аэродинамики это дает дополнительное сопротивление. Тем не менее, это делают. Значит, не от хорошей жизни.
    А теперь цифры и немного слов к ним.
    Попадалось в форуме число, характеризующее скорость при забросе - 40м/с. При этой скорости максимальную сила, действующая на киль площадью 2дм^2, может достигать (грубая оценка) 2-3кг. При классическом оперении (киль выше хвостовой балки) эта сила будет скручивать балку. При V оперении сила, скручивающая балку (и опрокидывающая модель) возрастет в несколько раз по сравнению с классикой. Просто по той причине, по которой работает V крыла (достаточно нарисовать силы при боковом движении V).

  38. #35
    10V
    10V вне форума

    Регистрация
    15.09.2006
    Адрес
    Смолевичи Беларусь
    Возраст
    32
    Сообщений
    1,255
    Именно для того чтобы фезюляж не скручивало на металках и делают часть киля вниз Был опыт, сделали класически, угольную трубу покрашыло ... силы дествительно нехилые там.

  39. #36
    asw
    asw вне форума
    Забанен
    Регистрация
    15.12.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    6,340
    Ну и мое мнение заслушайте,
    в металках и Джей-планерах лучший - который самый легкий, а это значит Х с разнесенным килем и стабилизатором, стаб живет на отдельном легком кронштейне, киль сам по себе.По массе эта конструкция вне конкуренции. Каждый грамм убранный с хвоста позволяет убрать 3-5граммов с носа, для планеров соревнующихся только на продолжительность полета это архиважно.
    Максимальное разнообразие хвостов в Бэшных планерах, где кроме продолжительности соревнуются на скорость и дальность, бытует мнение что V-хвост получше работает в Бэшных поворотах, вот в F3B, F5B- планерах эти хвосты и применяются зачастую, но F5B Сборная России на крайнем Чемпионате Мира выкатила новейшие модели под новые правила с Т-хвостами, а Вольф Фикиншер на этой русской модели с Т-хвостом стал осенью Чемпионом Германии, а значит Т-хвосты снова в моде!
    Личные впечатления доложу, на прошлогоднем Кубке Коктебеля я чуть не проиграл из-за неудачной посадки в сильный ветер до отказа груженого балластом планера. Несмотря на практически идеальную посадку точно на выбранной площадке очень низкорасположенный стабилизатор Х-хвоста все равно нашел себе небольшой камушек и хвост разворотило, это был конец соревнований и запасных самолетов уже небыло, Хорошо что моему замечательному тренеру удалось убедить судей дать попытку на конец тура и к этому времени нам удалось поменять редуктор в машинке руля высоты и из кусочков склеить хвост.
    Вывод- в горах где в любом месте полно камней надежней и практичней V, а еще надежнее Т-хвост.
    Последний раз редактировалось asw; 19.02.2009 в 10:58.

  40. #37
    wws
    wws вне форума
    Забанен
    Регистрация
    08.09.2006
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    46
    Сообщений
    2,134
    Записей в дневнике
    44
    Цитата Сообщение от flysnake Посмотреть сообщение
    может достигать (грубая оценка) 2-3кг. При классическом оперении (киль выше хвостовой балки) эта сила будет скручивать балку. При V оперении сила, скручивающая балку (и опрокидывающая модель) возрастет в несколько раз по сравнению с классикой.
    Спасибо за столь подробный и понятный ответ. А я как-то и не задумывался почему половина РВ ниже ватерлинии Век живи, век учись.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. V-bar или гироскоп
    от Jon0281 в разделе Новичкам
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 02.06.2010, 13:13

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения