различные виды пленок

egor_aerostat

Я уже достаточно давно строю аэростаты. Их оболочку я обычно длаю из полиэтиленовой пленки (мусорные мешки) , а самые термонагруженые участки делаю из полипропиленовой пленки. Предлагаю в этой теме обсуждать приемущества и недостатки различных пленок.

Виктор40

Главный недостаток нужных плёнок (т.е. лёгких, прочных, термостойких) - в том, что их трудно достать.
В магазинах, скажем, полиимидная плёнка, выдерживающая температуру за 300 градусов Цельсия, не продаётся, а покупать её тоннами у производителей - никакого кармана не хватит.

Поэтому, конечно, полиэтилен и полипропилен (который спокойно держит 120-130 градусов) - самый правильный выбор.
Для особо термонагруженных частей: юбка оболочки монгольфьера и (особенно) воздухозаборник можно взять ещё лавсановую плёнку (держит выше 180 градусов) - она, верно, потяжелее, но её не так много и надо.

На больших, пилотируемых монгольфьерах эти части делаются из кевларовой ткани (плёнки я пока не встречал) - но это ещё дороже и труднее доставать.

Прозрачную лавсановую плёнку я покупаю или выпрашиваю в цветочных киосках, а металлизированная продаётся под названием “Спасательное теплоотражающее одеяло”.
Оно, правда, тяжеловатое (18г/кв.м), потому как плёнка там металлизированная, но зато устойчивей к ультрафиолету и лучше держит газ (если делать газонаполненный аэростат/дирижабль).

Успехов!

Zorand
Виктор40:

Прозрачную лавсановую плёнку я покупаю или выпрашиваю в цветочных киосках, а металлизированная продаётся под названием “Спасательное теплоотражающее одеяло”.
Оно, правда, тяжеловатое (18г/кв.м), потому как плёнка там металлизированная, но зато устойчивей к ультрафиолету и лучше держит газ (если делать газонаполненный аэростат/дирижабль).

Ценно! Всю голову сломал - где достать именно металлизированный лавсан!
А чем Вы его клеите? Сварить реально?
Я когда свои из бумаги клеил, использовал термоклеевую паутинку и под это дело разработал катающийся “утюг”. Никто не мешает поднять в нем температуру и сделать гребешок для образования шва…

egor_aerostat

Мы его клеим скотчем, как и все остальное) Это очень удобно и доступно. 😎
Более подробно о нашей тхнологии можно узнать на сайте aerostat4all.narod.ru

Летайте с нами!

Zorand
egor_aerostat:

Мы его клеим скотчем, как и все остальное) Это очень удобно и доступно. 😎

Но нетехнологично и тяжело. Одно дело 50-60 метров шва(на шарик 2-2.5 м), а другое - за сотню метров - на дирижабль. Да и на шары уже лень по полу ползать с утюгом, не говоря уже о скотче и металлических линейках. Не те масштабы.
Полиэтилен, я знаю, сваривают, а вот с лавсаном, боюсь, будут проблемы…

Виктор40

В принципе, бывает ласановая плёнка, на одной из сторон которой нанесен тончайший слой полиэтилена - как раз для сварки.
Но где реально достать такую плёнку (тем более, с металлизацией другой стороны), пока не знаю.
Да и чо делать с Т-образным швом, который будет выпирать на металлизированную сторону - тоже проблема.

Что касается технологии, то в любом случае - хоть на шар, хоть на дирижабль - надо изготавливать специальный… верстак, что ли, на котором будет производиться сборка оболочки из отдельных клиньев.

Что касается сварки/склейки, то при ожидаемом времени эксплуатации модели вообще и её полёта в частности - особых преимуществ сварки перед склейкой я лично не вижу. Если, конечно, адгезивный слой скотча не пересушен, а конструкция требует соединения нахлёстом (при Т-образном соединении клиньев сварка может оказаться выгоднее).
Хотя варить лавсан лично не пробовал, да и при обтяжке моделей такую плёнку (верно, без металлизации) тоже, помнится, склеивали “Моментом” - с последующим проглаживанием утюгом.

С уважением

PS. А не пора ли нам подумать о кооперации? 😃

Zorand
Виктор40:

Что касается технологии, то в любом случае - хоть на шар, хоть на дирижабль - надо изготавливать специальный… верстак, что ли, на котором будет производиться сборка оболочки из отдельных клиньев.

PS. А не пора ли нам подумать о кооперации? 😃

Верстаком у меня служит здоровенный кусок линолеума шириной в метр, оставшийся от ремонта,- расстилаю на пол, на нем и режу и клею. Кстати, насчет резки - Вы чем режете? Я вот приноровился использовать круглый швейный резак. Он позволяет резать не приподнимая материал и, соответственно, исключить сдвиги и резать сразу несколько слоев, что ускоряет процесс в разы.

Кстати, моя технология склейки подразумевает швы наружу, зато очень технологична - вся пачка лежит на полу и для склейки отгибается, оставляя только два слоя подлежащие склейке. Этот способ кажется был описан в книжке “Строим летающие модели”, а может и немного другой… Дело в том, что у меня дольки еще и сложены вдоль. Сгиб их центрирует и уменьшает вероятность повреждения(калька тонюсенькая, на растяжение довольно прочная, но стоит край задеть - мгновенно рвется), позволяет клеить только с одной стороны и вообще вся пачка меньше получается в результате и сложена аккуратнее.
В случае шара - швы торчащие наружу меня немного смущали вначале, а потом оказалось, что они вообще незаметны,- достаточно отойти на пять шагов. А дирижабль я смогу вывернуть не опасаясь порывов, т.к. пленка эластичнее бумаги. Т.ч. клеить буду в любом случае с гребнем.
Варить хотелось бы из соображений чистоты и быстроты процесса и исключения лишних элементов типа клея/скотча, которые пусть немного, но едят полезную нагрузку(скотч - так порядком, имхо). Клей, к тому же, сильно процесс тормозит - выдержка/сушка, буэ! В общем я сейчас в поиске подходящей технологии быстрого соединения… Купил пленки разной, экспериментирую.

Насчет кооперации - А вы где?😉 Я в районе Бескудниково, жопа мира, одним словом и если только ваша компания где-то рядом имеет смысл говорить о кооперации. А так - разве что в гости друг к другу ездить, опытом обмениваться.

Виктор40

Мы в другом конце “серой” ветки - на бульваре Д. Донского (Сев. Бутово).

Но кооперироваться всё же возможно: один делает горелку, другой оболочку, третий силовую часть, четвёртый - управление,…
А ещё до этого надо согласовать проект (для чего прекрасно хватит Интернета).
Собираться в одном месте надо, когда есть, что стыковать.
А для лётных испытаний - так и вообще выезжать куда-то придётся.

Собственно, пишу об этом здесь, а не в личку Вам, поскольку надеюсь привлечь в компанию ещё кого-нибудь.

С уважением

Zorand
Виктор40:

Но кооперироваться всё же возможно: один делает горелку, другой оболочку, третий силовую часть, четвёртый - управление,…
А ещё до этого надо согласовать проект (для чего прекрасно хватит Интернета).

Я не строю далеко идущих планов облагодетельствовать все человечество тепловыми дирижаблями, для меня это всего лишь небольшое;) хобби. Причем одно из многих. Т.ч. Ваше предложение мне очень лестно, но принять его я не смогу. Просто не хватит времени. Думаю, что после постройки проекта 1, заказанного редакцией журнала, я надолго охладею к дирижаблям. Однако смогу поделиться с Вами полученным при постройке опытом и разработанными “ноу-хау”.

joom

А почему бы не использовать ткань? По-моему это более технологично, шить удобнее чем клеить. Вес ткани, к примеру таффеты 60гр\м, есть с полиуритановым покрытием.

Zorand
joom:

А почему бы не использовать ткань? По-моему это более технологично, шить удобнее чем клеить. Вес ткани, к примеру таффеты 60гр\м, есть с полиуритановым покрытием.

Тяжело.

egor_aerostat

ткань тяжело шить. она дороже. она слишком тяжелая. минусов много!

joom

А какой толщины используется пленка, и какова ее масса на 1м^2 ?

Zorand
joom:

А какой толщины используется пленка, и какова ее масса на 1м^2 ?

Могу сказать по бумаге - я использовал кальку весом 25 г/кв. м. Сейчас буду экспериментировать с пленкой. Купил весы с точностью до 0.2 грамма. Купил разных мусорных пакетов. По результатам отпишусь, но думаю, что пленка должна быть примерно грамм 10-15 на метр, по ощущению.

Zorand

Провел измерения. Глаз-алмаз! 😎

Мешок “Наш продукт”. 120 литров. Изготовитель ООО"ГринПак". Материал: полиэтилен.
Раскроил в полотнище. Площадь 1.423 кв.м. Весит 16.1 грамма.
Т.е. 1 кв.м весит, округленно, 11.3 грамма.
Думаю, что можно считать - 12 г/кв.м и не париться. Однако взвешивание окончательной оболочки никто не отменял: швы, форма, тыры-пыры…

Провел, кстати, и эксперименты по сварке - тупо нагрел утюг и катал краем, меряя температуру на разных режимах. Удовлетворительное качество можно получить на 80-90 градусах (± 10 градусов, т.к. мерял котнтактным. Пирометр - пока несбыточная мечта). Значит буду делать приспособу для сварки и варить. Клей - отменяется.

Меня прочность/вес вполне устраивает, буду делать из этих мешков. А вот температурная характеристика меня совсем не устраивает. 100 градусов и пленку корежит. Буду искать металлизированный лавсан или делать частично-двойную оболочку - внутренник из бумаги, внешник из полиэтилена. Сделаю швы на бумаге “наружу”, будут дистанцию держать неплохо и перетеканию чрезмерному мешать. Заодно избавлюсь от лишних трубок наверху.

egor_aerostat

ну, скотч тяжелее, а пленкау лучше брать от мусорных мешков. она легче.

Zorand
egor_aerostat:

ну, скотч тяжелее, а пленкау лучше брать от мусорных мешков. она легче.

Это кому было сообщение?
Если мне, то скотч я вообще не рассматриваю - нетехнологично, а насчет пакетов - это они, мусорные, и были.

egor_aerostat:

ну, скотч тяжелее, а пленкау лучше брать от мусорных мешков. она легче.

К тому же - скотч здорово добавит веса.

egor_aerostat
Zorand:

Это кому было сообщение?
Если мне, то скотч я вообще не рассматриваю - нетехнологично, а насчет пакетов - это они, мусорные, и были.

а что же в таком случае технологчно?

Виктор40
Zorand:

Думаю, что можно считать - 12 г/кв.м и не париться. Однако взвешивание окончательной оболочки никто не отменял: швы, форма, тыры-пыры…

Меня прочность/вес вполне устраивает, буду делать из этих мешков. А вот температурная характеристика меня совсем не устраивает. 100 градусов и пленку корежит. Буду искать металлизированный лавсан или делать частично-двойную оболочку - внутренник из бумаги, внешник из полиэтилена. Сделаю швы на бумаге “наружу”, будут дистанцию держать неплохо и перетеканию чрезмерному мешать.

Путь правильный, только учитите, что двойная оболочка даст значительное повышение температуры внутри неё, так что бумага вряд ли выдержит.
Лавсан (и даже полипропилен) уже решают проблему.

Швы внешней облочки (идущие вовнутрь), склеенные скотчем со швами внутренней оболочки (идущими наружу), отлично держат форму даже при использовании схемы “Полярного гуся” (без наддува оболочки - см www.pbo.ru/?id_menu=1&id_menu_item=48 ).
Но если ставить горелку внутри, как у Камерона (см. все остальные тепловые дирижабли по указанной ссылке), то наддув будет необходим - со всеми плюсами и минусами.

Разброс толщины (а, стало быть, и поверхностной плотности) у полиэтиленовых плёнок от разных пакетов довольно большой: от 6,5 г/кв.см до 15 г/кв.см - так что надо взвешивать приходится каждый купленный рулон.
Сварной шов добавляет к весу оболочки примерно столько же, как и клееный скотчем.
А если для Вас 11,3 г/кв.см - то же самое, что и 12 г/кв.см, можете смело пренебрегать и весом швов и отклонением формы оболочки от расчётной.

Zorand:

Думаю, что после постройки проекта 1, заказанного редакцией журнала, я надолго охладею к дирижаблям. Однако смогу поделиться с Вами полученным при постройке опытом и разработанными “ноу-хау”.

Спасибо.
Взаимно готовы поделиться “ноу-хау” - это, в конце концов, тоже форма кооперации.
В частности, можем помочь с расчётами.

А если не секрет - по “проекту 1” есть какие-то сроки?

С уважением

joom

А при использовании полиэтиленовых пленок какая выходит долговечность? Сколько раз его получается запускать? И общий ресурс в часах?

Zorand

2 Egor_aerostat

Технологичен, на мой взгляд, - метод, позволяющий клеить весь шов непрерывным процессом, с минимальным перемещением сращиваемого материала. В идеале - положили две дольки, зафиксировали/натянули, провели инструментом по шву. Что-то типа того.

2 Виктор40

Виктор40:

Путь правильный, только учитите, что двойная оболочка даст значительное повышение температуры внутри неё, так что бумага вряд ли выдержит.
Лавсан (и даже полипропилен) уже решают проблему.

Швы внешней облочки (идущие вовнутрь), склеенные скотчем со швами внутренней оболочки (идущими наружу), отлично держат форму даже при использовании схемы “Полярного гуся” …
Но если ставить горелку внутри, как у Камерона (см. все остальные тепловые дирижабли по указанной ссылке), то наддув будет необходим…

Разброс толщины (а, стало быть, и поверхностной плотности) у полиэтиленовых плёнок от разных пакетов довольно большой…

В частности, можем помочь с расчётами.

А если не секрет - по “проекту 1” есть какие-то сроки?

  1. Внутрь бумагу - именно из соображений “тугоплавкости” и низкой теплопроводности. А сколько у лавсана температура размягчения/тягучести? У бумаги (по данным изготовителей сейфов;) температура обугливания - 175 градусов, вроде не очень много, но практически вплоть до этой температуры бумага не теряет свойств и формы. А полиэтилен, например, уже при 90 - корежиться начинает. К тому же я исхожу из вопроса доступности материала, дешевизны и накопленного опыта обработки. Я не имел дела с лавсаном и не знаю где его купить в количествах и “фасовке” приемлимых для использования. Я не знаю как и чем его клеить, можно ли варить…
  2. У меня же полужесткая схема, т.ч. на форму будет еще подобие каркаса работать. Я имел в виду, что гребни на бумаге будут хорошо держать дистанцию между оболочками.
    А за счет чего внесение горелки в оболочку требует добавление поддува? Из соображений притока свежего воздуха к горелке?
  3. Именно в расчете на “плавающую” плотность пленки и соображений закладки “запаса” я округлил 11.3 до 12. К тому же здесь еще не слишком точное измерение площади тестового куска и погрешность весов. Мне нужна была цифра для оценки, обладающая достаточной, на данном этапе, достоверностью.
  4. Проект 1 планируется завершить к Новому году, не позже. -У меня в первых числах ноября спектакль в Казани, к которому я делаю огромную партию реквизита, т.ч. пока по проекту только теория и мелкие эксперименты. По возвращению из Казани уже приступлю к работам серьезно.
egor_aerostat
joom:

А при использовании полиэтиленовых пленок какая выходит долговечность? Сколько раз его получается запускать? И общий ресурс в часах?

Все зависитот обращения с шаром. некоторые шары портятся при первом же запуске. а другие уже два года летают и, ничего. держатся 😉

egor_aerostat

2 Zorand

У бумаги есть вои приемущества, но есть и недостатки. об этом тоже стоит подумать.

Виктор40
Zorand:

А сколько у лавсана температура размягчения/тягучести? У бумаги (по данным изготовителей сейфов;) температура обугливания - 175 градусов, вроде не очень много, но практически вплоть до этой температуры бумага не теряет свойств и формы. А полиэтилен, например, уже при 90 - корежиться начинает. К тому же я исхожу из вопроса доступности материала, дешевизны и накопленного опыта обработки. Я не имел дела с лавсаном и не знаю где его купить в количествах и “фасовке” приемлимых для использования. Я не знаю как и чем его клеить, можно ли варить…

Я, в свою очередь, не работал всерьёз с бумагой. Поэтому слабо представляю, как она будет переносить (после серьёзного нагрева!) неоднократные складывания и прочие механические нагрузки.
Может, Вы и правы: в конце концов, ведь братья Монгольфье первые свои шары делали именно из бумаги, да и китайские летающие фонарики из неё же делают по сей день.

Полиэтилен начинает плыть (под нагрузкой) уже после 80 градусов.
У лавсана (ПЭТФ, т.е. полиэтилентерафталата) температура размягчения 245 градусов.
Он несравненно прочнее бумаги и заметно легче её.
Данные (в т.ч. по возможности приобретения) я приводил в начале этой ветки.

Сварка лавсана (особенно металлизированного), конечно, посложнее, чем полиэтилена.
Но поскольку мы пока ориентируемся на склейку скотчем, нас это (пока) не напрягает.
В Инете можно найти данные и по спец.клеям, но мы их (снова - пока) не пробовали.

Полипропиленовая плёнка ещё немного полегче лавсановой, но уж больно плохо держит разрыв.
Приходится делать армирующие клетки из того же скотча, чтобы случайный надрыв не разошёлся на весь клин.

Zorand:

У меня же полужесткая схема, т.ч. на форму будет еще подобие каркаса работать. Я имел в виду, что гребни на бумаге будут хорошо держать дистанцию между оболочками.
А за счет чего внесение горелки в оболочку требует добавление поддува? Из соображений притока свежего воздуха к горелке?

Да, я так и понял. Но и тут склейка гребешков наружного и внутреннего слоя не помешает.
Кроме того, киль держит форму только нижней части оболочки, а форму верхней части тоже желательно поддерживать (особенно при движении).
Наддув решает эту задачу (наряду с обеспечением притока свежего воздуха) успешнее при двухслойной оболочке.

Zorand:

Проект 1 планируется завершить к Новому году, не позже. -У меня в первых числах ноября спектакль в Казани, к которому я делаю огромную партию реквизита, т.ч. пока по проекту только теория и мелкие эксперименты. По возвращению из Казани уже приступлю к работам серьезно.

Можем к этому сроку кинуть Вам расчёт: и тепловой, и ЛТХ, и выкройки оболочки.
Главный вопрос: на какую горелку Вы ориентируетесь.

Нам, в свою очередь, хотелось бы заполучить (на взаимоприемлемых условиях) такую горелку, которую сделел себе ув. Brandvik.

С уважением

Zorand

2 egor_aerostat
😃 Никогда об этом не забывал!

Виктор40:

…слабо представляю, как она будет переносить (после серьёзного нагрева!) неоднократные складывания и прочие механические нагрузки.

У лавсана (ПЭТФ, т.е. полиэтилентерафталата) температура размягчения 245 градусов.

Кроме того, киль держит форму только нижней части оболочки, а форму верхней части тоже желательно поддерживать (особенно при движении).
Наддув решает эту задачу (наряду с обеспечением притока свежего воздуха) успешнее при двухслойной оболочке.

Можем к этому сроку кинуть Вам расчёт: и тепловой, и ЛТХ, и выкройки оболочки.
Главный вопрос: на какую горелку Вы ориентируетесь.

Нам, в свою очередь, хотелось бы заполучить (на взаимоприемлемых условиях) такую горелку, которую сделел себе ув. Brandvik.

  1. Бумага. Да, действительно, прочность ее слабое место и складывать ее надо очень аккуратно. Опыт ее применения при изгтовлении шаров подсказал мне систему укладки, позволяющую без особых проблем получать изделие в виде плотной пачки, удобной для перевозки. Собственно проблема в низкой эластичности, поэтому нужно складывать по складкам, а их создавать еще при изготовлении, когда дольки еще не связаны между собой и не могут создать опасных натяжений при манипуляциях.

  2. Хм…Куплю “одеяло”, попробую поэкспериментировать с клейкой/сваркой. Термостойкость заманчива.😉

  3. У меня предполагаются ребрышки и в верхней части, в два раза реже, чем внизу. А еще я, надеюсь на жесткость бумажных ребер, при таких размерах они весьма должны хорошо работать. Фактически - аналог несущей обшивки (только изнутри%)
    Как склеивать ребра между собой я вообще не могу представить. Кроме всего прочего - отодрать потом скотч без пореждения оболочек будет невозможно. Единственное, что я на эту тему планировал - для связки оболочек использовать схему как в палатках: при изготовлении внешней оболочки приклеить к ней ленточки или кевларовые нитки и привязывать их к угольным ребрам каркаса в процессе натягивания внешней оболочки. Опять же, повторюсь,- у меня менее жесткие условия эксплуатации и меньшая максималка планируются, чем у вас, поэтому на некоторых пунктх можно схалявить;)).

  4. Спасибо, воспользуюсь, если будет чем отплатить;)). Горелку я ориентируюсь делать сам. Не вижу здесь каких-то особенных проблем. -Да, примерно как Брандвик делал,- промышленные сменные баллоны, РУ клапан, аварийка. Только выглядеть будет поаккуратнее, благо, что инструментарий позволяет. Как свою сделаю/испытаю, могу и вам продублировать, если устроит, конечно.

Кстати, насчет лавсана - а теплопроводность его в сравнении с бумагой какова? -Все же чем тоньше пленка (легче) и чем выше плотность (прочнее) тем выше, по идее, теплопроводность…