Параплан радиоуправляемый

NailMan

Да, 2s Life. я изначально не приемлю BEC и особенно встроенное в рег ибо оно всегда слабое для 14кг цифросерв 😉

NailMan

Облетал я сегодня свою шарагу. С обоими крыльями и облетал. Ветер 1-3м/с, -10С.

Первое крыло(ушастое тройками двухуровневое) вело себя как то неустойчиво по крену - очень качалось сильно, но по курсу стабильное, и при даче газа влево не уходило. Явно перебор по углу атаки. Надо уменьшать раза в 2. При сбросе газа клевало вниз сразу. Взлет и полет только на сильно поджатых клевантах. очень по крену притупленное и постоянно склонное в раскачку.

Второе крыло по крену более стабильное(очень сильно ощущалось), но по курсу хреново управлялось - вправо поворот плоский делать сильно трудней, а влево при малых отклонениях разворачивается на месте почти как вертолет.
На этом крыле я сразу убрал натяжку клевант в нейтрали, и сделал нейтрали с прямой нижней стороной(клеванты отпущены) - взлетело сразу и просто шикарно! на себя даже и не требовалось тянуть на взлете, но потом все таки подруливал.

При сбросе газа плавно спускается не клюя как первое крыло.

По расходам в первом случае требовалось глубоко рулить по крену, а во втором пришлось даже амплитуды зажимать на 1/5 где то от всего хода качалок. Однако руление по курсу требует постоянного вмешательства. Ветер тут еще не способствовал ибо был непостоянным. До конца не вник в их обоих.

Также была кривота во втором крыле которую так до конца и не поборол как оказалось - задняя кромка имела равные закругления арки, а передняя кромка нет - левая консоль плавно скруглялась, а правая с каким то явным изломом. Переделаю полностью или частично ветку внутреннюю до выправления. Потому все время меня влево клонило наверно из-за разных моментов на крыле.

Выкат телеги по крылу можно все на видео увидеть. телеге надо чуть задней центровку сделать - запускающий коллега(Саняба) сам летает на 1:1 и говорит что телега дует вверх, а не прямо, возможно в этом есть какие то минусы в поведении.

Телега также имела эффект виляния задницей - я немного сглупил и сделал протяжку ниточки от стропы клеванты к серве пропуская ее через колечно на самом свободном конце(чтобы нитка была максимально близко к стропе) и при эволюциях качалки нитка напрягалась и поджимала конец к ограждению, тем самым меняя чуток геометрию всей системы. Надо убрать колечко направляющее с конца и все их сделать на телеге.

Телега выдержала(частично) все краши. Внизу внешняя дуга все таки разжала хомуты и вылезала вниз, смещаясь. Под конец из-за этого сломал винт об перемычку между дугами, ну и в результате жесткачей сломал 2 колеса переднее и заднее. Не такая уж большая потеря, все заменяемо.

Видос на моем FTP фуллкакчество(6мбит, мпег-2, вес 502мб):
ftp://nailalex.dyndns.org/videos/my_avia/paraplan/paraplanes-2.mpg

Видос на моем FTP миддлкакчество(1.4мбит, хвид, вес 128мб):
ftp://nailalex.dyndns.org/videos/my_avia/paraplan/paraplanes-2.avi

Видос на Вимео:

NailMan

Что та заглохло модельнопарапланерное все пока непогоды в регионе, давайте всколыхнем:
выкакал оставшиеся 5 частей статьи про крыло Хоббикинг.
nailalex.dyndns.org/article6_1.htm

Antarius

Хорошие статьи, будут востребованы.
А я потихоньку переделываю телегу с учетом проб и ошибок предыдущей. Жду безветренной погоды для экспериментов.

15 days later
NailMan

Разбавим унылое молчание:

Давеча чудненько полетали в Руднево на тряпколетах(я пока на маленьких) в абсолютный штиль. Подрихтовал угол атаки на втором крыле в полях, которое(крыло) подправил загодя в части “перелома” передней кромки на правой консоли. Пока не вытянул передние 2 ряда сильно вниз - лететь нормально отказывалось, зато когда донастроил - полетело изюмительно! Стабильно, надежно, даже пробовал делать винговеры и сприраль(конечно не получались как у взрослых), планирует, летит “без рук” само. Правда все время косило вправо повернуть триммер влево до упора. Надо механически подтянуть стропу клевант левую. Летит прекрасно на 1/3 газа(что примерно 600г тяги), набор высоты в 2/3.

Задумался взять на ебее крыло кайтовое “power kite” 4-ниточное. Размахом 3.2м и перестроповать в парапланерный вариант. Кандидаты уже есть. Телеге сделаю удлиненные нижние балки с более длинной задней частью(также придется заменить перемычки между дугами) - все таки передняя центровка это зло. Да и смещенный ЦТ назад дает возможность на большом кайтовом крыле использовать 3.7, 4 и 5Ач паки аккумов вместо 2.2, которых хватает до отсечки на 7минут полетов неспешно. На большом крыле и весу чуть больше надо, и времени хода. Таким образом я буду иметь 3 разных крыла. Кроме прочего поставлю третью серву на 15кг на затяжку ряда А - акселератор. Пока подумаю перестрапливать или нет первое крыло, ему надо в минус больше АоА сделать, но большое кайтовое крыло обязательно буду делать со свободным концами собственной конструкции, копирующей конструкцию параглайдерных крыльев(без триммеров). С акселем будет еще интересней летать и даже в ветрило. На мелких акках на ХК крыльях, с большими паками на кайтовом крыле.

С изменением телеги ничего менять практически не придется при перестановке крыльев - центровка регулируется перемещениями акков.

Художественное кино в фулл какчестве на ФТП (мпег-2, 6мбит, 472мб):
ftp://nailalex.dyndns.org/videos/paraplan/My%20paraplane%20flights/paraplanes-3_6mbit.mpg

Художественное кино в миддл какчестве на ФТП (дивыкс, 1.6мбит 132мб):
ftp://nailalex.dyndns.org/videos/paraplan/My%20paraplane%20flights/paraplanes-3_xvid.avi

Художественное кино на Вимео:

Antarius

Красиво полетали. Тоже чтоль в поле выбраться… Что-то все штиля не наблюдаю.
Да еще сломалась серва и сгорел регулятор перед новогодними каникулами.
В общем моей телеге пока не везет.

NailMan

Итак, я заказал с Англии кайт, который выбирал дня два мучительно. Все предлагавшиеся дешевые купола имели 3 силовых ряда и клевантный, но, блин, с пустым центропланом что для наших целей не годится. У них просто в центральной части отсуствуют петельки для стоп. Не знаю почему так, но факт. Но я нашел очень подходящий купол по не очень гуманной цене(по сравнению с НК дак тем более!):
cgi.ebay.co.uk/ws/eBayISAPI.dll?ViewItem&item=1904…

Размах купола 3.25, хорда 0.93 что есть класс 3м2, но купол эллептический, потому полезная плоская площадь 2.75 м2. По сравнению с площадью НК крыла которая составляет всего 0.98м2 это очень большой прогресс. Также у этого кайта все нервюры с петельками. 3 силовых ряда и клеванты полностью по всей длине. Цена меня в целом устроила.

Теперь про пропорции. Я загнал формы и размеры Цирруса в Сурфплан и сделал строповку ему аналогичную тому что для второго крыла НК делал, потом выгрузил в виде картинки и подсунул в автокад. Тудаже вытащил второе крыло и для масштабности фото реального параплана и “карлсона”, с которым летал вместе во вторник на поле. На общей картинке видно как оно в масштабе смотрится
Картинка масштабов

Сразу видно что НК крыло к моей телеге явно не катит ибо малюсенькое. Вобщем то не спорю это правда. Я потом эмпирически вывел формулу по которой можно определить диаметр винта потребного для любого купола, ну или обратно. С моими данными оно совпало и по картинке видно что 3м2 крыло идеально совпадает с пропорциями взрослого мотопараплана.

Формула такова - берем данные какого либо крыла 28/29 или 31м2(вот параплан того дядьки) и величину проекционного размаха делим на диаметр ограждения - 1.5м: 10.93/1.5=7.28~7.3. Если взять крыло что я выбрал 3.25м размахом и сделать арку какую я захотел примерно похожую по габаритам на ту что у взрослого то получим проекционный размах 2.83м. и тогда диаметр ограждения должно быть 0.38м=380мм. Диаметр моего ограждения 340мм, что является как раз правильным размером для этого крыла. Так как форму арки я выбрал несколько менее высокую и более округлую а не как у данного взрослого параплана с загнутыми ушами, то в принципе размер выбран точно. Ограждение 340мм, а винт 280мм(11x6). так что теперь можно попробовать вычислить и для НК крыла с такой же аркой какая у меня на втором крыле: 1.929/7.28=0.26m=260мм. Значит потребный размер винта должен быть 9". исходя из того как мой аппарат с весом 1900 летал, скажу что летал перегруженно. Как будто мотопараплану с человеком взлетным весом 145кг дали крыло 19м2, а не 31м2. Лететь летит, но быстро. Так что для НК крыла считаю предельным взлетный вес всего аппарата в 1150-1200г, ну и для телеги в 1000г. Соотвественно тягу мотора в этом случае нужно до 1200г всего, а это как раз и есть всякие китайские 3530 моторчики, которые на сайте и рекомендуют.

Еще одна величина которую получил эмпирически с взрослых крыльев - это длина строп параплана, точнее высота сстропной системы или расстояние между крылом и пилотом. У взрослого крыла который я привел выше эта высота равна 0.63 от плоского размаха, что в целом было у меня и в проекте по перестроповке(0.62, так как еще свободные концы не учитывались). Если стропная система короче, то при большой базе межлу концами мы имеем практически нулевую возможность твиста, но маятник аппарата в целом короткий и будет оно мене устойчиво по крену (парапалан сам восстанавливается если раскачал его, и если отпустить руку от ручки). Вобщем нужно крутиться у этой величины строп.

Угол атаки я наконец то подобрал для НК крыла и второй версии строповки с серповидной аркой. Вечером я ее окультурю и дам фотку с размерами между колечками.

По телеге:
Телегу я переделываю в очередной раз по результатам эксплуатации как с мелким крылом, так и в снежный период года - мой брезент спасает, но снег все равно забивался во внутрь через заднее окно вентиляции между пластиной моторамы и нижним днищем. Потому я закрою любой доступ к внутренностям для снега. также я удлиню на некоторую величину длину нижних квадратных труб рамы телеги. Примерно на 30-40мм, подбирать буду по месту на вывешенном аппарате. Цель - сделать чуть заднюю центровку с самой тяжелой батареей какая у меня есть для этого мотора - 20с 5ач 3s, чтобы на больших батареях можно было летать с большим кайтовым крылом, а с маленькими акками на маленьком НКшном крыле. При этом на большом крыле батарея бортовая будет сзади где и сейчас, а с маленьким батарея будет внутри домика чтобы сохранить центровку.

Также я поставлю внутрь 15кг серву для вытягивания акселератора на большом кайтовом крыле. Я ему сделаю свои свободные концы с конструкцией как у крыльев для свободников как в 571 посте. В моем случае конструкция даже будет проще так как рядов не 4, а 3. С акселем можно будет прорываться на большом крыле через ветер. А на маленьком оно использоваться вообще не будет.

Вобщем я решил сделать аппарат полностью по пропорциям реальных мотопарапланов+ маленькое быстрое крыло для драйва.

ЗЫ: В связи с тем что ко мне поедет скоро третье крыло, первое НКшное я могу кому то продать если нужно оно кому то. Со всей перестроповкой отдаю за 600р.

NailMan

Ну вот, операцию наращивания задницы телеги проведена, удлинил на 75мм и сразу попал в точку:
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/…/IMG_1005.JPG
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/…/IMG_1006.JPG
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/…/IMG_1007.JPG
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/…/IMG_1008.JPG

На подвесе на люстре центровка какая желаема(очень слегка задняя). Точная подгонка с легкой батареей 2.2ач 190г, с тяжелой батареей 5ач 400г и со средней батареей 3.7ач 305г достигается 60г колбаской свинца которая ставится в нос, в хвост или вообще не ставится. Я оч доволен. Завтра попробую модерновую телегу в полете.

ЗЫ: Чет поломались здесь картинки 😦

Antarius

Зачетные подвижки у вас, желаю удачи, буду следить за темой.

Может пригодится.
Я в своей телеге почти отказался от стального резьбового крепежа и перешел на алюминиевые заклепки.
И красиво и вес экономится. А если чего, то разбирается не намного сложнее болтов (дремель и пробойник).
Осталось только два болта, в самых нагруженных при ударах точках, но у меня контрукция телеги иная.
Кстати, приделал к телеге шасси, буду пробовать взлетать с земли. Удалось сохранить снаряженный вес в 850 - 900 г
Жаль погода нелетная и лень праздничная.

А вы не можете подсказать метод борьбы с раскачиванием телеги по курсу при горизонтальном полете. На взлете и посадке - фиг с ней, но при полете мне нужно стабильное поведение телеги, как бороться?

NailMan

а у меня телега не раскачивается вообще(с устойчивыми колебаниями). Мне думается это именно из-за слишком передней центровки может быть, когда подцеп к телеге расположен очень близко к плоскости вращения винта и позади подвеса нет достаточно массы-противовеса.
Винт турбулентностью потока и реактивным моментом качнет телегу в сторону, скажем вправо, вес сконцентрирован в основном в носу и так как нет достойного противовеса позади точек подвеса он качнется сильно, но стропы начнут выкручивать обратно телегу и она пойдет почти с такой же амплитудой влево, и так постоянно, ибо сила тяги постоянна. Гасить(ослаблять) колебания нечем, так как нет в противовес носу массы. У меня подвес сейчас(по середине телеги и задница чуть тяжелей носа, а во вторник был нос чуть тяжелей но масса сзади была почти равная носовой. телега сама не раскачивалась с устойчивыми колебаниями, но были качки когда я газовал активно. Колебания сами собой прекращались после сброса газа на небольшой.

Аналогией процесса можно представить так - взять Т образный гаечный ключ, взяться пальцами на концы перекладины, повернуть ключ так чтобы перекладина была вертикально и попробовать покачать “ножкой” ключа в стороны - это дается легко, а теперь взять ключ крестообразный, и сделать тоже самое - достичь какого либо раскачивания в стороны “ножки” почти невозможно или затруднительно.

У взрослых парамоторов точка подцепа по центру масс пилота+парамотора или с может быть чуть задней центровкой.

NailMan

Вот сёдня съездили подлетнуть на модернизированной телеге-2:

picasaweb.google.com/nailalex/Telega2dot2Test#

Телега набирает высоту заметно уверенней чем прошлый короткий вариант, но в полете активно виляет задом - все таки задняя очень получилась центровка, потому отрежу под большие батареи чутка с заду и выведу ЦТ строго по подвесу, а под мелкие батареи грузиком туды сюды.

Пришлось полазить в поле за ним - то задний свал, то фронтальный коллапс. Хоть ровный ветер 1-1.5мс был но что то в ветер оно хреново летело. Может при окультуривании свободных концов я напутал чего с углом атаки, просится сделать его в минус больше.

Видео писалось с головы на экшн-камеру, правда более менее получилось только в 720р, так как угол 135° позволял находиться телеге в кадре по центру, а с 1080р камера была как бы направлена высоковато.

Antarius

А что за камера?
Я испытал свою телегу с шасси. Правда почти в полночь, но зато народ не пугался по причине его отсутствия.
В общем, шасси - получились полное г. Сломались после первого же падения в СНЕГ!
Однако, попробовал взлететь с земли - и получилось. Правда крыло сильно раскачивалось вправо-влево, но как только телега оторвалась от земли - полетела ровно.
Единственный недостаток - крыло перед стартом приходится держать руками над телегой. Если оно лежит на снегу, то телега его нормально тянет и поднимает, но когда оно попадает под струю воздуха от винта, то складывается домиком и заваливается в бок.

А вру. Народ все же пугался. Действо производилось ночью на полевой, но проезжей и очищенной дороге. Мужик на логане остановился чуть поодаль, выключил фары, вышел и долго наблюдал. Шпион наверное…

Видео надо бы снять, поделиться так сказать с общественностью (с Nailman) 😃

NailMan

Камера:
contour.com/camera/contour_gps

Вообще я понял что либо делать свободное что то в одном неубиваемом маленьком куле, либо телегу типа моей которая развалится разве что только во время конца света 2012, но размером поменьше, либо придумывать что то очень хитрое. Все таки мятое ХК крыло при всех достоинствах имеет ощутимые недостатки и падения тут - 50% времени. Телега нежной быть не должна - тряпколеты не жестколеты.

7 days later
NailMan

Начал я товарищи проект свободных концов для будущего 3м2 крыла. Делаю аналогично тому что предлагалось в начале всей этой темы
rcopen.com/files/483db0de9970730077e92423

Только к переднему концу будет еще одно колечко для тягания акселя. Задний триммер будет для регулировки АоА без всяких дурацких стяжек(на морозе заразы лопаются!) и вдобавок к нижней части у самой петли примерно я еще сделаю петлю(не металлическую, а из той же ленты) - для приматывания стропы клевант для фиксации. Правда как и с ХК концами придется после регулировки также настраивать длину клевантной стропы и той нитки за что дергает серва.

Сервой настраивать АоА не буду (и нельзя так делать). Вобщем все как в взрослого будет. Ход акселя максимум 50мм (по пропорции с большого так выходит).

NailMan

Вот что у меня получилось на поприще швеи-мотористки:
nailalex.dyndns.org/hobby/gallery/index.php?spgmGa…
с фото 37 до 45

Свободные концы вышли на славу - на таких уже и летать самому почти можно. Ну по крайней мере мелкую живность возить 😈

Триммер позволяет на ~30мм укорачивать и на 8см удлинять, чего в принципе сильно за глаза, даже очень. Я планирую делать АоА на кайте сразу -5° с концами по базовой линии(все равны) и от него потом регулировать в + или -.

Ход акселя до 50мм чего тоже чересчур за глаза, думается будет что то где то до 15-30мм потребно.

Кольца все из 2мм электрода, саму ленту купил в автомаге - крепежная лента для груза “Муравей”. Пряжки сделал из тектстолита - с тремя прорезями чтобы длинный конец вывести вверх, а не вниз где еще будет подвязываться у главной петли стропа клевант(на фото видно специальную петлю для нее).

Шил на обычной швейной машинке электро.

Очень ждем крыло - 14 дней уже с момента отправки с англии.

a-korenev

Саша, что за крыло?
P.S. А не проще было купить Pansh?

NailMan:

Начал я товарищи проект свободных концов для будущего 3м2 крыла. Делаю аналогично тому что предлагалось в начале всей этой темы
rcopen.com/files/483db0de9970730077e92423

Только к переднему концу будет еще одно колечко для тягания акселя. Задний триммер будет для регулировки АоА без всяких дурацких стяжек(на морозе заразы лопаются!) и вдобавок к нижней части у самой петли примерно я еще сделаю петлю(не металлическую, а из той же ленты) - для приматывания стропы клевант для фиксации. Правда как и с ХК концами придется после регулировки также настраивать длину клевантной стропы и той нитки за что дергает серва.

Сервой настраивать АоА не буду (и нельзя так делать). Вобщем все как в взрослого будет. Ход акселя максимум 50мм (по пропорции с большого так выходит).

😉 И это правильно!!!

NailMan

Да вон в начале страницы крыло есть
rcopen.com/forum/f38/topic15227/603

Посмотрел Pansh - не нравится мне в них то что окна воздухозаборников совсем маленькие на хороших по форме крыльях - это значит надо быстро двигаться чтобы достаточный наддув внутрь был. не годится.

Самый подходящий для наших целей Pansh Blaze - в 3м2 размере, но по цене сопоставим с Cirrus Pro 3m2, который на подходе, но по длине наддува Cirrus выгодней будет немного - уши провисать не должны. Все таки кайты изначально рассчитаны под большие скорости движения и соотвественно больший поток наддува, и размер наддува здесь играет решающую роль.

a-korenev

Ага, но Панши вроде хвалят ( читал много отзывов). Правда недостатки всё-таки в наличии. В процессе эксплуатации имеет место растяжение строп.
А у меня сейчас HQ Symphony 2m. Очень доволен. Очень стабильный , но скорость поворота впечатлительная. А качество кайта и строп (хоть тоже Китай ) супер.
P.S. Поизучаю Сайрус, спасибо!
P.P.S. Я к стати у этого пацана и брал (Скай Хай Кайтс), понравилось. Быстро и вменяемо 😃

Brandvik
NailMan:

Посмотрел Pansh - не нравится мне в них то что окна воздухозаборников совсем маленькие на хороших по форме крыльях - это значит надо быстро двигаться чтобы достаточный наддув внутрь был. не годится.

А с каких это пор давление в “замкнутом” (утечки воздуха через ткань не в чсет, если только не впадать в крайности: один воздухозабоник диаметром 5см) объеме зависит от размеров воздухозаборников??? Давление внутри крыла равно скоростному напору на срезе воздухозаборника. Все на что влияет размер окон воздухозаборников это скорость наполнения из сложенного состояния и после сложений в полете.