Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 24 из 24

Советский передатчик! Кто опознает Штирлица?

Тема раздела Аппаратура радиоуправления в категории Cамолёты - Общий; Этот шедевр купил на барахолке у бомжа за чисто символические пятьдесят рублей. Шедевр представляет собой передатчик с семью пропорциональными каналами, ...

  1. #1

    Регистрация
    11.06.2008
    Адрес
    Ярославль
    Сообщений
    46

    Советский передатчик! Кто опознает Штирлица?

    Этот шедевр купил на барахолке у бомжа за чисто символические пятьдесят рублей. Шедевр представляет собой передатчик с семью пропорциональными каналами, четыре джойстиковых подписаны под самолётные команды, и одним дискретным, подписан как парашют / полёт. Изделие железное и очень тяжёлое. Изготовлено, скорее всего, в одной из бывших Социалистических республик нашего бывшего юга, так как название «Явор» означает там лиственное дерево тополь. Схема собрана полностью на транзисторах, шифратор – диодный. Батарейного отсека нет, питание подводится через шести штырьковый разъём и, судя по разводке проводов, питание от двух батарей с разным напряжением. Интересно то, что в этом как минимум двадцатипятилетнем советском изделии добрая половина деталей буржуйская, изделие номерное, но, судя по окраске, не военное. Когда я стал показывать его друзьям и знакомым, приставая с расспросами что да как, один отставной военный долго вертел передатчик в руках и пытался выяснить, как он ко мне попал, сам же мне ничего не сказал, но чую, что-то знает. К сожалению, ни один из корифеев радиоуправления пока не опознал передатчик, а начинать с нуля расшифровку изделия ой как не хочется. Может, кто подскажет, что это за зверь? Какие напряжения питания, рабочая частота кварца (в изделии его нет), может ли он работать с современными аналоговыми приёмниками? Вот этот шедевр:


  2.  
  3. #2

    Регистрация
    15.03.2003
    Адрес
    Самара
    Возраст
    43
    Сообщений
    5,372

  4. #3

    Регистрация
    04.07.2005
    Адрес
    Жуковский
    Возраст
    50
    Сообщений
    5,564
    Записей в дневнике
    2
    Апаратура управления авиамишенями... Берегите ее, антиквариат...

  5. #4

    Регистрация
    15.03.2003
    Адрес
    Самара
    Возраст
    43
    Сообщений
    5,372

  6.  
  7. #5

    Регистрация
    20.09.2007
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    154
    Записей в дневнике
    9
    вот тут кто-то упоминал Явор. http://forum.rcdesign.ru/index.php?showtop...st&p=558174 Может он в курсе?

  8. #6

    Регистрация
    01.01.2003
    Адрес
    Королёв , Московская область
    Возраст
    47
    Сообщений
    2,273

  9. #7

    Регистрация
    11.06.2008
    Адрес
    Ярославль
    Сообщений
    46
    Всем спасибо за ссылки!
    Передатчик точно Болгарский от самолёта мишени. Не зря бывший вояка так интересовался.
    Интересно, будет ли он работать с современными приёмниками на 27 мегогерц. Его штатаный приёмник, судя по 16 кг самолёта, вряд ли куда поместится, да и рулевые машинки наверное не хилые.

  10.  
  11. #8

    Регистрация
    07.08.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    67
    Сообщений
    7,623
    [quote=Отшельник;872348]

    Отличные машинки, НО... Питание 9-12 вольт... От 6-ти работают, только медленно. С современными приёмниками работает, только потенциометры в передатчике могут плесенью быть покрыты. Зависит от условий хранения...

  12. #9

    Регистрация
    11.06.2008
    Адрес
    Ярославль
    Сообщений
    46
    pakhomov4
    Плесени нет, кой где ржавчина, но это не страшно.
    Подскажите, если знаете, от каких напряжений передатчик работает и почему у него такое раздельное питание?

  13. #10

    Регистрация
    07.08.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    67
    Сообщений
    7,623
    [quote=Отшельник;873123]

    Чес-с-с слово, не помню... Это же 80-ые годы...

  14. #11

    Регистрация
    11.06.2008
    Адрес
    Ярославль
    Сообщений
    46
    Тогда будем рассуждать логически:
    По схеме передатчик похож на тот, что описывает Г. Миль в своей книге "Модели с дистанционным управлением". Его передатчик работает от 12 вольт. В те времена было распространено питание от средней точки для симметричных безтрансформаторных усилителей. Значит второё напряжение питания ЯВОРа 6 вольт. Подаётся оно на ту часть схемы, которая защищена предохранителем. Предохранитель расчитан но того дурака, который перепутает батареи. Есть и такой вариант 24 и 12 вольт, нарастить мощность передатчика можно увеличением напряжения, а мощность нужна приличная - за трёхметровой мишенью наблюдали в теодолит, значит далеко летает! Но для начала попробую 12 и 6 вольт и посмотрю, что покажет индикатор. Полярность подключения, думаю стандартная - плюс красный, минус чёрный. Это можно проверить по электролитам. Если передатчик не заработает, в первую очередь надо менять электролиты. Если заработает, осцолографом смотреть шифратор и если шифрация стандартная с синхроимпульсов 20 милисекунд, проверять, ловит ли всё это аналоговый приёмник на 27 мег, который ещё предстоит найти или взять на прокат, если он у кого ещё сохранился. Два кварца на этот диаппазон, я думаю сейчас не дифицит.
    Если у кого есть ценные мысли и рекомендации по расшифровке незнакомой технити - поделитесь. Буду очень признателен вам!

  15. #12

    Регистрация
    19.07.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    43
    Сообщений
    3,863
    Интересно, а по скольким точкам у него кривая газа настраивается?

  16. #13

    Регистрация
    09.08.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    54
    Сообщений
    8,119
    Передатчик представляет ценность только, как коллекционный экземпляр. Это болгарский клон первой заводской пропорциональной
    аппаратуры Грюндиг-Граупнер Digital Tx/Rx-14. Корпус у оригинала была симпатичнее, но потроха, судя по ручкам и антенне, переехали в клон без изменений. Болгары сперва комплектовали мишени нормальной аппаратурой, сами мишени были бальзовые, а 12-кубовые Супертигры, которые на них стояли, были просто мечтой. Все это нормально летало и управлялось.Потом они видимо решили срубить дополнительного бабла с Варшавского договора и начали изобретать монстров. Правда качество электроники пострадало не сильно, все по-прежнему закупалось у Граупнера. Во всяком случае машинки поменяли только
    цвет пластмассы (оригинальная была серая с желтым колпачком и качалкой, а болгарская - черная с красными). Питался передатчик от 10 банок никель-кадмия 0.5 А.ч. Схема всей аппаратуры, полностью разжеванная, есть в синей книжке Войцеховского "Радиоуправление моделями" (могу ошибаться с названием, в данный момент ее под руками не, но коллеги поправят, если что не так). Мощность у передатчика никакая - 150-200 мВт. В те времена (конец 60-х - начало 70-х)
    мощные ВЧ-транзисторы были запредельно дороги. 80-е годы, о которых пишет колега Пахомов, это время, когда эти мишени уже "снимались с вооружения", списывались, а их электронные потроха расползались по моделистам, но уже тогда спортивной ценности не представляли. Хилый ВЧ-выход компенсируется очень длинной по нынешним временам антенной. Эфир на 27МГц тогда был чистый, уоки-токи мог себе позволить разве что Дж.Бонд, поэтому модель спокойно рулилась в пределах прямой видимости, сейчас оно вряд-ли отлетит дальше 150-200 м. Система синхронизации приемника, скорее всего, вариопроповская с синхроимпульсом, а не с паузой, поэтому с современными приемниками передатчик работать не должен, надо переделывать шифратор. В машинках - настоящая
    аналоговая электроника, управляется уровнем напряжения (вместо сервотестера для проверки было достаточно обычного переменного резистора). Для этого на выходе приемника стоит цепочка, которая "перегоняет" импульс в это самое напряжение, что сильно ухудшает общую скорость отработки. Машинкам нужна средняя точка питания. Борт питается от 2 блоков по 5 банок никель-кадмия 0.5 А.ч. Позиционирование неточное, усилия по нынешним меркам небольшие. С современными машинками приемник работать не будет.
    Я в 80-х летал на таких машинках (и Дигиталь, и Пеликан) с переделанной электроникой ("мост" без средней точки). От блока 4,8В они работали на грани терпимости, скорость отработки была где-то от 0,5 до 1 секунды, усилие больше 1 кг, ресурс - пару десятилетий. В воздухе пилотага с этими машинками худо-бедно управлялась, но на посадке требовались серьезные навыки по "упреждению". Делалось это не от хорошей жизни, а просто потому, что одна нормальная серва стоила от двух стипендий в столице до трех-четырех на периферии.
    Так что, если пульт покупался с целью сэкономить, то эта задача неосуществима. Если нужно придумать себе занятие, не связанное с полетами, на достаточно долгое время, то примите мои поздравления - оно у Вас появилось. Но если Вам удастся удачно впарить сей мега-девайс какому-нибудь западному коллекционеру, то вырученного вполне может хватить на Спектрум-другой с Футабой впридачу.

  17. #14

    Регистрация
    07.08.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    67
    Сообщений
    7,623
    Цитата Сообщение от Alex Посмотреть сообщение
    Интересно, а по скольким точкам у него кривая газа настраивается?

    Ха... Об энтом тогда и речи не было...

    [quote=V_Alex;874324]

    Абсолютно в дырочку! Просто многое уже и подзабылось...

  18. #15

    Регистрация
    19.07.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    43
    Сообщений
    3,863
    ПахомчеГ, ура, у тебя получилось цитату вставить!!!

  19. #16

    Регистрация
    09.09.2003
    Адрес
    Россия. г. Екатеринбург.
    Возраст
    57
    Сообщений
    206
    Совершенно случайно заглянул в эту тему и надож такому случится!
    В общем есть у меня приёмник "ЯВОР" тож по случаю достался за недорого.
    Да и сервы к нему "ПЕЛИКАН" и книженция-сопроводительная документация
    имеется.
    В общем с удовольствием поделюсь инфой из имеющейся в этой документации,
    или купил бы ваш передатчик, или своё хозяйство выше указаное продам
    за НЕДОРОГО. Може и выйдет у когонибуть полный работоспособный комплект.

  20. #17

    Регистрация
    07.08.2004
    Адрес
    Санкт-Петербург
    Возраст
    67
    Сообщений
    7,623
    [quote=Alex;874413]


  21. #18

    Регистрация
    11.06.2008
    Адрес
    Ярославль
    Сообщений
    46
    Если нужно придумать себе занятие, не связанное с полетами, на достаточно долгое время, то примите мои поздравления - оно у Вас появилось.
    Спасибо! Зимой будет чем заняться!
    Стахановец!
    Раз есть "Камасутра" по аппаратуре, подскажите подключение питания к передатчику.
    Приёмник я уже нашол, но он по габаритам чуть больше компьюторной аудиоколонки, возможно придётся собирать самому кое что поменьше, если устаревшее современное не подойдёт.
    По приёмнику тоже есть пара вопросов - Что подсоединяется к гнезду с "ламповым" цоколем? Где смонтирована сервоэлектроника в приёмнике или на машинке - пазъёмы под серву строчные пятиконтактные розетки. Зачем столько контактов?
    По вопросу приобретения - Когда наиграюсь, отдам задаром. Документацию и машинки согласен купить, если они к приёмнику ЯВОР 1-2.

  22. #19
    ADF
    ADF вне форума

    Регистрация
    03.01.2004
    Адрес
    Томск
    Возраст
    35
    Сообщений
    12,544
    Записей в дневнике
    19
    у старинных серв механика и мозги следящей системы были разнесены: в самой серве только механика была, т.е. получается два провода - контакты двигателя, три - потенциометр...

    но могу врать.

  23. #20

    Регистрация
    11.06.2008
    Адрес
    Ярославль
    Сообщений
    46
    Вот это чудо - приёмник ЯВОР

  24. #21

    Регистрация
    11.06.2008
    Адрес
    Ярославль
    Сообщений
    46
    ADF
    два провода - контакты двигателя, три - потенциометр...
    Я тоже так подумал! Но когда вскрыл кожух и разглядел плату, оказалось, что только один вывод розетки уходит в схему, остальные напаяны на параллельные шины. Скорее всего питание серы и сервоэлектроники раздельное, чтобы помеха на шла в приёмник.

  25. #22
    ADF
    ADF вне форума

    Регистрация
    03.01.2004
    Адрес
    Томск
    Возраст
    35
    Сообщений
    12,544
    Записей в дневнике
    19
    дак зачем дело встало: найди теперь родные машинки, будет полная коллекция

  26. #23

    Регистрация
    09.08.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    54
    Сообщений
    8,119
    В этой машинке стоит сервоэлектроника. Пять концов сервокабеля : 1-земля, 2-средняя точка (+6В), 3- плюс питания (+12В), 4-стабилизированный плюс (напряжение не помню), 5-управляющий сигнал (аналоговый, уровень напряжения от земли до стабилизированного). Нумерация может не совпадать.

  27. #24

    Регистрация
    11.06.2008
    Адрес
    Ярославль
    Сообщений
    46
    найди теперь родные машинки
    Это пожалуй самое сложное при сборе коллекции
    V_Alex
    Спасибо! На досуге проверю.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. Futaba 7c вольтметр в передатчике!
    от Grom в разделе Аппаратура радиоуправления
    Ответов: 9
    Последнее сообщение: 23.06.2008, 20:28
  2. Может кто опознает двигатель
    от SIvan в разделе Общие вопросы
    Ответов: 6
    Последнее сообщение: 27.03.2008, 11:29
  3. передатчики !
    от april22 в разделе Самодельная электроника, компьютерные программы
    Ответов: 14
    Последнее сообщение: 16.01.2007, 23:00
  4. Кто опознает мотор?
    от Марат в разделе ДВС - калильные и компрессионные двигатели
    Ответов: 14
    Последнее сообщение: 01.11.2006, 00:52
  5. Кто опознает такой мотопланер?
    от Dimair в разделе Планеры, мотопланеры
    Ответов: 5
    Последнее сообщение: 08.09.2006, 10:24

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения