Привет, оперившиеся мои!

Получил от вас несколько писем.
Спасибо, что не оставили без внимания дядькины «измышлизьмы»!
Перечитал их без спешки ышшо раз, и понял – действительно, лишние знания только вредять. То есть, ни черта сам не понял, какую же «рулилку» выбрать?! В предыдущем «четырехтомнике», пожалуй, об ентом так и не сказано…
Ну что ж, попробуем сначала!

Итак: КАКУЮ ЖЕ «РУЛИЛКУ», ВСЕ ЖЕ, ВЫБРАТЬ?
Изначально надо определить критерий выбора. А их, как не странно, мо-быть токмо два:
1) разумная достаточность;
2) безрассудная крутизна (навороченность, оттопыренность, упакованность, далее – по словарю В.И. Даля).

Давайте сразу договоримся, что второй критерий не для нас, это у богатых свои причуды.
Правда, видал я, как они плачуть, когда на первом же полете, ихний, ну оченна упакованный, навороченный и растопыренный ераплан с 10 кубовым «СуперТайгером» закапывается на отметку «минус $1000»! И это (вместе с РСМ-приемником, 6 машинками, 2А/час NiCd аккумуляторами и самим «СуперТайгером») еще не предельная глубина финансового падения. Ведь пущщають такой самолет обычно на чисто-реально железобетонной площадке, размером с 4х4 «Мараканы», которую специально для этого полета и бетонируют!

Мы пойдем другим путем!
Давайте сразу забудем про АМ-аппаратуру: ни один уважающий себя авиамоделист не использует сегодня искро-разрядные передатчики и детекторные приемники. Думаю, «посудники» и «ездюки» меня в этом тоже поддержат.
Кстати, если ваше желание купить аппарату – следствие маниакальной идеи соорудить радиоуправляемую летающую бомбу для г-на председателя вашего гаражного кооператива, тоже не экономьте – ненадежность АМ-аппаратуры может повлечь за собой травматическое отсечение головы не г-на председателя, а совсем наоборот…
И потом:
Мы не настолько богаты, что бы покупать дешевые вещи! (Если только это не спонсорская помощь – здесь уж надо брать! Что, и сколько в руки поместится!)
Скупой платит дважды!
Себе дороже!

Первый вопрос, на который вы должны ответить перед покупкой аппаратуры: «Как долго я планирую заниматься этим вонючим видом спорта?».
Если ответ будет: «До гробовой доски» - отнеситесь очень серьезно к выбору, прежде всего, ПЕРЕДАТЧИКА! Ведь эта часть аппаратуры самая долгоживущая, дорогостоящая, но не самая ликвидная. И если вы через годик-другой, по причине огромного количества разбитых моделей, передумаете запускать самолеты – маловероятно, что ваш покоцанный, 50-баксовый, 4-канальный, АМ-ный Покус или Хайтриус кого-нибудь заинтересует. А вот выставленный на продажу крутой МС-124 Грюпнер или Мутаба FC-528 наверняка обратят на себя чье-нибудь внимание.
Короче: передатчик надо покупать сразу ХОРОШИЙ (или ОЧЕНЬ хороший) и НАДОЛГО. Даже – б/у, но полностью рабочий и без следов отбойного молотка на теле и внутренних органах. Согласен, это дорого. Но это ВЫГОДНЕЕ! Ведь крутой передатчик позволит вам даже для тещи соорудить отдельную радиоуправляемую кастрюлю, не говоря уже о сыне, брате, отце и друге из соседнего двора!
Многие фирмы выпускают широкий ряд аппаратуры (мы пока говорим о передатчиках), от простой и относительно недорогой, до очень сложной, и дорогой даже по их меркам. Уверен, не стоит покупать последний фирменный хит – кроме цены он ничем не отличается от предпоследней, более дешевой, модели. Ну, добавлен еще один лейбл на корпус и парочка программ для вертолета, оно вам надо? Если вы и вертолета-то еще в глаза не видели? Гораздо важнее, что бы передатчик был оснащен максимально- возможным количеством примочек: тумблерочки, ручки, модули и разъемы. Покупать это отдельно - весьма накладно, хотя замену для большинства таких комплектующих (кроме модулей!), можно найти в радио-лавках. Все эти фенечки на передатчике сразу вам не понадобятся. Но очень скоро, если вы войдете во вкус… Я уже говорил, что для первого самолета достаточно 2-х каналов управления. А для второго? Или третьего? Что, новый аппарат будете покупать? Тем более, что у вашего первого самолета уже открылась вторая молодость и на нем во всю летает ваша 6-летняя дочка!
Рассказывать про функциональные возможности конкретных моделей – занятие не благодарное: могут обвинить в пристрастности. Честно говоря, передатчики разных фирм, но одного класса, мало, чем функционально отличаются друг от друга. Поэтому буду рассказывать обезличено.
Для начала определитесь с типом корпуса передатчика. Они бывают двух типов: пультовые и ручные (названия весьма условные).
ПУЛЬТОВОЙ передатчик предназначен для «висения» на шее на специальном ремне, а лучше – на специальной подставке. Как правило – корпус большой, с длинными ручками управления и «крылышками»-подставками для рук (что бы на весу не держать). Каждую ручку держат нежно двумя пальцами – большим и указательным. Подобные передатчики любят планеристы и пилотажники, т.е. те, кто привык летать долго и плавно, размеренно. Для первоначального обучения - просто незаменимы. Еще такие передатчики нравятся любителям пива – они удобно на животе помещаются. В базовой фирменной поставке идут с минимальным набором «наворотов» - все это прикупается дополнительно. Это ЕВРОПЕЙСКИЙ стандарт аппаратуры.
РУЧНЫЕ передатчики компактны и эргономичны, их держат в руках и управляют моделью только большими пальцами. Обычно эти передатчики сразу оснащаются «по полной программе», т.к. все дополнительные органы управления тоже исполнены с требованиями эргономики. На мой взгляд, навыками пилотирования на таком пульте овладеть сложнее – требуется более четкая координация движений. Это более «строгая» техника, она больше подходит для любителей гонок, ФанФлай и т.п. Считается, что это АЗИАТСКИЙ стандарт аппаратуры.
Выбор РРМ и РСМ варианта – по вашему усмотрению и возможностям. Но стоит ли покупать Запоршивец, когда рядом стоит Мерс?
РРМ технику надо выбирать исходя из ваших сегодняшних интересов. Зачем вам, к примеру, передатчик, в памяти которого прошито 5 вертолетных программ, 8 спортивных планерных и 4 пилотажных программы, если вы просто хотите полетать «в кайф» в свободное от работы время? Вас вполне удовлетворит простая компьютерная (но и не дорогая!) модель передатчика. Такие модели позволят вам не стоять на месте в развитии, но правда, и олимпийских высот вы не достигните…
Но если вы решаете приобрести РСМ аппарат, остальные комментарии уже излишни. Вы сразу получите ВСЁ!
Частотный диапазон. Исходите из «населенности» эфира в вашей местности. Посоветуйтесь с теми, кто уже летает в ваших краях. И обязательно имейте 2-3 комплекта кварцев в разных частях диапазона, это относится и к приемникам! Многие серьезные модели передатчиков имеют сменный ВЧ-блок (собственно, это и есть передатчик!), который рассчитан для работы в конкретном частотном диапазоне: 35 мГц или 40 мГц.
Со временем, возможно, вы приобретете себе такой запасной.
Лучше иметь передатчик, аналогичный тем, что есть у ваших товарищей: в кооперации легче решать многие проблемы.
Еще одно: сразу поинтересуйтесь, какие аккумуляторы устанавливаются в передатчик, который вы хотите купить. Желательно, что бы они имели емкость не менее, чем 1.4-1.8 А/час. Аккумуляторы должны быть собраны в батарею, и подключаться к передатчику через специальный разъем. Некоторые дешевые модели передатчиков бывают с питанием от батареек или отдельных аккумуляторов (как в нашей совковой бытовой технике). Такие покупать не стоит: замучаетесь с отказами по питанию! Вообще, передатчик должен непрерывно работать от полностью заряженных аккумуляторов 5-10 часов. Не меньше!

Продолжение в Части 2.