Специальные цены   новые товары
Закрытая тема
Показано с 1 по 6 из 6

Разъемы радиоаппаратуры. Советы начинающим.

Тема раздела Аппаратура радиоуправления в категории Cамолёты - Общий; У моделистов принято все отказы аппаратуры сводить к радиопомехе. Не отрицаю, конечно, что помехи, особенно в больших городах, есть. Статистики ...

  1. #1

    Регистрация
    06.03.2005
    Адрес
    Московская обл.
    Возраст
    38
    Сообщений
    363

    Разъемы радиоаппаратуры. Советы начинающим.

    У моделистов принято все отказы аппаратуры сводить к радиопомехе. Не отрицаю, конечно, что помехи, особенно в больших городах, есть. Статистики нет, но думаю что процент "плохих контактов" всеже перевесит процент "помех" в 100 килограммах дров. Хотелось бы дать несколько советов про контакты и не только, моделистам не искушенным в электротехнике. Для летающих моделистов информация наиболее актуальна, т.к. там где ездюк остановится - летун вколется.

    Итак, еще раз, может быть в сотый, пройдемся по азам:

    1) Старайтесь как можно меньше вставлять и вытаскивать разъемы на приемнике. Хоть контакты разъема и сделаны из пружинящего материала, но и они устают и ослабляются. Попробуйте, если не жаль воткнуть-вытащить разъем рулевой машинки (РМ) раз 50-100 и вы поймете насколько он стал легче после этого вставляться. Контакт, соответственно, ухудшился. Плохой контакт РМ со стороны может выглядеть очень похожим на помеху. При пропадании питания РМ руль под нагрузкой отклоняется, при возникновении контакта - возвращается на свое место. При пропадании контакта сигнала управления - еще хуже. Работающая, вибрирующая мотоустановка (двс или электромотор) может создать псевдо-регулирование шириной командного импульса и РМ будет двигаться вообще в хаотичном стиле. Пропадание питания всего приемника вообще фатально. Увеличение сопротивления окислившегося контакта также не сулит ничего хорошего.

    2) При установке разъема старайтесь вставлять его ровно без перекосов. При перекосе вы подгибаете пружину разъема и контакт ухудшается. В современных разъемах приемника в общем трудновато вставить разъем с перекосом.

    3) Если Вам все же приходится из-за конструкции модели разъединять РМ от приемника - спаяйте переходник с дублированием контактов. При этом появляются дополнительные промежуточные разъемы, но в целом надежность системы повысится. В качестве разъема можно взять, например, PLD и PBD. Купить их можно в любом магазине радиотоваров, дешево. На две рулевые машинки можно спаять "безполярный" разъем с четырехкратным дублированием. При этом можно будет втыкать разъем любой стороной, без ключа и не бояться не соблюсти полярность и номер машинки.

    12345678 - номера контактов одного ряда разъема
    12345678 - номера контактов другого ряда разъема

    ААББССДД
    ДДССББАА

    АА - управление рулевой машинкой 1
    ББ - питание +
    ВВ - питание -
    ДД - управление рулевой машинкой 2

    для двукратного дублирования:

    АБСД
    ДСБА

    Сразу после запайки провода в разъем залить провод возле пайки термоклеем. Провод желательно брать максимально гибкий.

    4) Перед установкой разъема РМ проверьте пружинящие свойства каждого контакта. Возьмите все тот же PLD или PLS и по очереди проверьте все три контакта РМ. Каждый контакт разъема должен довольно плотно входить на штыри PLS. Если это не так - нужно либо заменить контакт разъема, либо разобрать и немного подогнуть. Первое предпочтительней. Второе - временная мера.

    5) Если РМ находятся далеко, 0.5 метра и более от приемника - не помешает установить на питание (черный провод - минус, красный - плюс) около рулевых машинок электролитический конденсатор емкостью около 100 мкФ. (Не забудьте соблюсти полярность конденсатора.) Это особенно актуально для цифровых серв, потребляющих большой импульсный ток. Конденсатор не позволит упасть напряжению сервы ниже порога сброса процессора, кроме этого существенно снизится уровень электромагнитных помех, создаваемых током в питающем РМ проводе во вред приемнику. Удлиняющий провод питания (два провода из трех - красный и черный) для цифровой сервы нужно взять потолще по сечению, грубо в два раза толще чем на самой серве - это уменьшит падение напряжения на проводе, обеспечив запас по напряжению для процессора сервы. Сброс процессора очень похож на помеху - просело напряжение - процессор сбросился - привод РМ обесточился - руль под нагрузкой ушел в сторону - РМ замерла на 0.5-1сек - потом включилась - дернуло руль на место - взяло в этот момент большой ток - снова просело напряжение - процессор снова сбросился. Со стороны видим рывки рулей - очень похоже на помеху. Для питания цифровых серв лучше все же 5-ти баночная батарея, т.к. запас по напряжению до сброса на 1.2В больше и внутреннее сопротивление батареи менее критично. Если ставите 4-х баночную, убедитесь что она способна отдать большой ток при минимальном падении на ней напряжения.

    6) не доверяйте и проверяйте покупаемые Вами всевозможные Y-удлинители и т.д. Качество разъемов зачастую оставляет желать лучшего, кроме того, разъемы этих удлинителей могут не совпасть с конструкцией разъемов Ваших РМ или приемника. Например, штырек разъема тоньше или имеет не квадратное сечение, а прямоугольное. Если штырек толще, это тоже не хорошо т.к. разъем один раз разогнувшись потеряет свои пружинящие свойства.

    7) Выключателем бортового питания многие фирмы производители аппаратуры выключают и плюс питания и минус. При этом нарушение любого из контактов вызывает пропадание питания борта. Небольшая переделка позволит увеличить надежность в 2 раза (а может и больше, забыл теорию вероятностей). Для этого надо минус питания провести минуя выключатель, а освободившуюся группу контактов запараллелить с плюсовой. Нежелательно делать выключатель из тумблера - его можно случайно зацепить при запуске модели, отключив при этом питание борта. Иногда (для дорогих моделей) используют вообще два параллельных выключателя. И включают борт так: включили первый выключатель - проверка, что все нормально, выключили. Включили второй выключатель - проверка что все нормально, включили первый выключатель. И делают это неспроста.

    8) Нежелательно, чтобы на контакты попадало топливо, особенно с нитрометаном. Для этого лючки для установки приемника делайте по другую сторону от выхлопа. То же относится и к выключателю борта.

    9) Если у Вашего приемника есть свободные каналы можно задублировать разъем питания приемника, воткнув дополнительный разъем питания в гнездо РМ. Но перед этим нужно убедится, что все плюсы питания запараллелены, т.е. сопротивление всех плюсов разъемов = 0 ом. Это можно проверить тестером.

    10) При питании от приемника нескольких мощных серв желательно вообще не заводить сильноточное питание в приемник, а брать с приемника только управляющие импульсы, разгрузив один-единственный разъем питания заходящий в приемник. Не забывайте, что на разъеме при прохождении тока всегда падает напряжение, и тем больше чем больше ток. Кроме этого конструкция разъема рассчитана на ток "не более чем".

    11) Никогда не используйте для моделей батарейные отсеки с пружинами. В плеере можно - шмякнул об колено и порядок. Элементы батареи моделей соединяют либо пайкой, либо сваркой. А еще лучше купить готовую сборку у надежного продавца.

    12) Для заряда неправильно использовать разъем батареи вынутый из приемника. Лучше сделать дополнительный разъемчик, который минует бортовой выключатель. С его помощью можно и зарядить аккумулятор и разрядить, а также проверить бортовое напряжение прямо в поле. Сделать его можно, например, из однорядного разъема PBS. И установить таким образом, чтобы не снимая лючков иметь к нему доступ. Сделать в лючке отверстие, а сам разъем приклеить внутри термоклеем.

    14) При частом использовании разъемов часто выходит из строя не сам разъем, а провод выходящий непосредственно из разъема. Провод, бывает, обламывается и в месте ввода в РМ, т.е. обрыв происходит в местах наиболее частого сгибания. Очень коварная неисправность - практически незаметна и недиагностируема. Лечится полной заменой интенсивно эксплуатирующейся проводки.

    15) Если вы эксплуатируете две и более моделей, то желательно вместо бесконечного перетыкания приемника из одной модели в другую купить дополнительный приемник.

    16) Кварцевый резонатор обычно довольно хорошо держится в приемнике, и тем не менее не помешает дополнительно закрепить его к приемнику полоской скотча.

    В электротехнике две беды - дураки и плохие контакты. (Народная мудрость)

    Контакты в разъемах, выключателях и батареях - самая ненадежная вещь радиоаппаратуры. Всегда.

    Как говорится написал ИМХО, на полноту не претендую, но ляпов, надеюсь, не выдал. Надеюсь новичкам поможет.
    Дополнения и замечания приветствуются. Желаю всем удачных запусков.

  2.  
  3. #2
    Давно не был
    Регистрация
    11.12.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    62
    Сообщений
    9,373
    Очень правильные советы
    Разъемы в радиоапаратуре очень важны.

    Правда, в реальной жизни не получается следовать всем этим советам.

    В восьмидесятых годах я работал в институте, где разрабатывались советские супер-ЭВМ серии "Эльбрус", которые применялись в системе противоракетной обороны ( Теперь о них можно почитать в открытой литературе) . Так вот разъемам там уделялось не просто большое, а очень большое значение. В процессорах они были все позолоченные, в кабелях тоже либо позолоченые либо посеребренные. )

  4. #3
    Забанен
    Регистрация
    08.04.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    50
    Сообщений
    2,528
    В дополнение: дрожание серв не всегда является следствием плохого контакта или помехи. Часто - низкое напряжение борта или ВЕС не держит (особенно актуально на электролетах).

  5. #4

    Регистрация
    09.08.2003
    Адрес
    Москва
    Возраст
    54
    Сообщений
    8,119
    Очень полезный набор советов. Когда-то сам попал под п.11 со штатной кассетой под аккумулятор. Знакомый принес комплект аппаратуры с диагнозом "машинки дергаются, когда больше двух подключаю". Бился я с тем комплектом два дня, пока акки в кассете не сели. Решил биться дальше со своим спаянным аккумулятором, но при первом подключении все как рукой сняло. Оказалось, что на КАЖДОЙ ламели кассеты переходное сопротивление было 0,2 Ом и при отработке двумя машинками сразу напряжение на входе приемника проседало ниже напряжения стабилизации .
    Что за гальванпокрытие было на тех контактах?

    А по поводу советских ЭВМ могу сказать, что с контактов ЕС-1035 можно было "надоить" до 1,5 кг золота. Стояли такие машины в каждом НИИ и ВУЗе, правда и места они занимали ...
    Богатая была страна СССР.

  6.  
  7. #5
    Давно не был
    Регистрация
    11.12.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    62
    Сообщений
    9,373
    Цитата Сообщение от V_Alex
    1,5 кг золота
    Золото не такой уж дорогой металл, как нам раньше казалось, а серебро и подавно.

  8. #6
    SAN
    SAN вне форума

    Регистрация
    28.02.2003
    Адрес
    Москва, Таганка
    Возраст
    66
    Сообщений
    14,767
    А по поводу советских ЭВМ могу сказать, что с контактов ЕС-1035 можно было "надоить" до 1,5 кг золота. Стояли такие машины в каждом НИИ и ВУЗе, правда и места они занимали  ...
    В ЕСах (или СМах) использовались замечательные прямоугольные кабельные разъёмы модульной конструкции. Они легко разбираются и там отличные подпружиненные гнёзда. Я такие пары в термоусадку для изоляции и на ТОРОвских акк. использую.
    Причем в разных модулях были разного диаметра контакты (на соотв. токи); мне до Ф2мм попадались.

Закрытая тема

Похожие темы

  1. "Полярис" советы начинающему.
    от Letchik-Zaletchik в разделе Паркфлаеры и «пенолеты»
    Ответов: 3
    Последнее сообщение: 16.12.2009, 19:50
  2. Belt CP. Советы начинающему.
    от alex_beda в разделе Новичкам
    Ответов: 26
    Последнее сообщение: 08.09.2008, 13:38
  3. Радиоаппаратура для начинающих. Советы, рекомендации.
    от Maxel в разделе Аппаратура радиоуправления
    Ответов: 1
    Последнее сообщение: 31.05.2004, 08:37
  4. Советы начинающему
    от SLAM в разделе Новичкам
    Ответов: 16
    Последнее сообщение: 03.02.2004, 23:20
  5. подмогите советом начинающему моделисту
    от rubon в разделе ДВС - калильные и компрессионные двигатели
    Ответов: 4
    Последнее сообщение: 22.09.2002, 03:09

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения