Spektrum DX6i

Dimon372

Сегодня первый раз словил помеху на DX6i и приемнике AR6100.
Во время полета сначала кратковременно(пол секунды), а потом, через минутку, связь пропала на 5-7 секунд.
Летал кругами, и тут раз, а самолет не реагирует… я стики вправо-влево кручу а ему пофигу.
Самолет в это время летел в мою сторону, ровно, на высоте метров 10-20. Перестремался не на шутку 😃
Потом раз, и дальше полетел как ни в чем не бывало.

Зашел нормально на посадку. Сел. Диод не моргает. Значит провалов по питанию не было…

Вот сижу и думаю теперь как(кто и что) меня умудрились завалить на таком расстоянии… 😃
пс. мощность B US-247

SHAG

Бывает, наверное… Но на 35 я помех ловил в разы больше… Особенно неприятна “дергачка” когда все сервы сходят с ума и начинают конвульсивно дергатся… Что при этом происходит с самолтом объяснять не нужно?

ЗЫ. На 2.4 возможно тоже ловил помехи… Но на 100% не знаю, были это помехи или неожиданные порывы ветра, к примеру. По ощущениям - 1-2 секунды неадекватного поведения модели, а потом все снова нормально.

АлександрСамара
SHAG:

По ощущениям - 1-2 секунды неадекватного поведения модели, а потом все снова нормально.

Особенно приятно на посадке в 1 метре от земли и моделька более 1,5м.😵

SHAG

Всетаки не уверен, что это пропадание сигнала! Ибо ВРОДЕ модель на ручки при этом реагирует, но не так, как ожидаешь. Возможно порывы ветра, или просто срыв потока.

На посадке проблем не было ни разу!

Dimon372
SHAG:

Всетаки не уверен, что это пропадание сигнала! Ибо ВРОДЕ модель на ручки при этом реагирует, но не так, как ожидаешь. Возможно порывы ветра, или просто срыв потока.

У меня такое частенько бывает. Но я ни как не могу понять что это.
Тоже думал на порывы ветра или что серв нехватает, но после вчерашнего сильно призадумался…
(пс. Летаю прямо в городе, на поле. Может YOTA меня глушит 😃, или wifi какой-нить)

Makser
Dimon372:

Зашел нормально на посадку. Сел. Диод не моргает. Значит провалов по питанию не было…

Диод моргает, если произошла потеря сигнала. Если он не моргает, значит потери не было.
Использую приёмник 6100 на планере. Аномалии с потерей сигнала замечал не раз. Планер имеет свойство подниматься очень высоко 😉 По этому оценить качество приёма у меня была возможность.
Вчера обнаружил потерю сигнала, причём на расстоянии, явно не превышающем максимум. Самуль перестал реагировать на элероны (другие каналы не пробовал). Первый раз приём сигнала восстановился через 3-5 секунд. Потом произошла повторная потеря. Уже на секунд 7-10, причём самуль уже не так гладко летел, я даже испугался, но потом управление возобновилось. Летал в сельской местности, высокочастотных передатчиков (вайфай и типа того) тут нет и в помине. Такой же фокус я ловил летая и в Москве. При посадке диод на приёмнике моргал.
Сегодня же отлетал почти два часа без посадки, очень активно и поднимался на запредельные высоты. Намёков на потерю связи не заметил. Диод горел равномерно.
Есть у меня подозрение, что дело тут может быть в регуляторе. Я использую дуалскай на 30 ампер. Может быть помехи по питанию, или не тянет бек?

GAVR
Makser:

При посадке диод на приёмнике моргал

Значит был провал по питанию! Вполне вероятно что ВЕС не тянет.

Makser:

Диод моргает, если произошла потеря сигнала

Тут где-то уже была ссылка на тему “О чём моргает Spektrum” но я всё же повторюсь:

Вы купили новое радио стандарта DSM2 с надеждой окончательно избавиться от помех в управлении. Но ваша модель время от времени имеет непонятные “провалы” по управлению (порой спустя несколько десятков секунд после взлета), а после посадки индикатор на приемнике Spektrum мигает, хотя до полета он горел непрерывно.
В такой ситуации можно с уверенностью сказать, что дело не в радиопомехах. Вы имеете проблему с бортовым питанием.
Хотите узнать подробнее? Читайте всю статью.
________________________________________
Проблема:
После массового выхода на рынок аппаратуры на 2.4GHz на форумах стали появляться отдельные сообщения об отказах. По непонятным причинам модели теряли управление на несколько секунд, в том числе, совсем близко от передатчиков. Кое-кто даже поспешил воспользоваться этим и заявить, что новые технологии ненадежны, так как со старыми приемниками стандарта FM такого не происходило. Но на деле все оказалось немного иначе.

Причина:
Как известно, одним из достоинств аппаратуры на 2.4GHz является автоматическая привязка приемника к передатчику после включения питания. За некоторое время (от 2 до 5 секунд для DSM2) они находят друг друга, после чего можно взлетать. Если после начального включения кратковременно прервать питание приемника, то этот процесс должен повториться сначала.

Причин кратковременного провала питания может быть много: слабая бортовая батарея, недостаточно мощный BEC или тонкие провода от источника до приемника. При использовании цифровых серво, способных потреблять высокие токи при нагрузке от выполнения маневров, вполне возможна ситуация, когда питание на приемнике кратковременно падает ниже 3.5 вольт. Микроконтроллер приемника при этом перезагружается, и в течение этого времени модель неуправляема. Это и происходит порой в воздухе.

На старой FM аппаратуре проблема не так заметна: там нет потребности в сканировании каналов, и восстановление связи происходит мгновенно. Пилот просто не замечает этой проблемы (что не означает, что ее нет).

Обходной путь:
Чтобы снять остроту проблемы, разработчики Spektrum в новых моделях приемников реализовали так называемыйQuickConnect. Идея его в том, что после пропадания и восстановления питания приемник пытается связаться с передатчиком на той паре частот, на которых он работал до выключения. Если это был провал питания, то передатчик сразу же находится, и вместо 2-5 секунд управление восстанавливается быстро (производителем заявлено время восстановления 0.004 секунды). Если же нет, то процесс сканирования запускается с самого начала.

Диагностика, или о чем мигает светодиод:
Чтобы убедиться в том, связана ли проблема с питанием, инженеры Spektrum реализовали диагностику срабатывания QuickConnect в полете.

После начального включения приемника и передатчика оранжевые светодиоды на приемных модулях загораются и горят непрерывно. Если в течение полета имело место срабатывание QuickConnect из за провала питания, то светодиод модуля, который был перезагружен в воздухе, начинает мигать вместо непрерывного горения.

Если модель взлетела с горящим светодиодом, а приземлилась с мигающим, то это означает, что требуется уделить внимание системе питания борта: имеют место провалы. И даже если пилот не замечает ничего подозрительного, мы бы не рекомендовали надеяться, что все и дальше будет в порядке.

Проверить, поддерживает ли ваш приемник функцию QuickConnect и индикацию ее срабатывания, очень просто. Включите передатчик и приемник обычным образом. После зажигания светодиодов выключите питание приемника и снова включите. Если при этом светодиод начнет мигать – ваш приемник имеет такую функцию.

Заметим, что длительность выключения приемника не имеет значения. Важен лишь факт, что приемник выключался, а передатчик – нет. Поэтому, если вы в процессе настройки модели перед взлетом не выключали передатчик, но выключали приемник – он будет мигать еще до взлета, и сброс этого состояния возможен только одним путем – выключением и повторным включением и передатчика, и приемника.

Также следует отметить, что мигать светодиод будет только в случае проблем с питанием. Простое пропадание сигнала от передатчика не вызывает срабатывания этой индикации.
Правильное решение:
Наиболее правильным решением является обеспечение качественного питания борта.

Проблема весьма актуальна при использовании регуляторов хода (ESC) со встроенными линейными стабилизаторами (BEC). Типовой регулятор способен обеспечить до 2А тока на питание серв и приемника (не путать с током для питания двигателя, будь он 25A или 45A). Стоит поставить, скажем, на вертолет 450-го класса 3 цифровых серво на автомат и четвертую на хвост, и запаса тока BEC не хватит, так как каждая из серв способна потребовать кратковременно более 1A. При этом спустя десятки секунд полета срабатывает тепловая защита, и питание борта отключается. Спустя 0.5-1.5 секунды (когда микросхема остынет), питание снова восстанавливается, после чего следует включение приемника и далее все согласно описанному выше.

Поэтому для моделей, имеющих более двух серво, особенно цифровых, следует обеспечить качественное питание борта одним из способов:

  • подключить в свободный канал приемника специальное устройство, представляющее собой конденсатор, подключенный параллельно питанию приемника. При кратковременных провалах напряжения он продолжает питать систему в течение долей секунды, чего порой достаточно. Однако, это не спасет от более длительного перегрева в случае перегрузки BEC;

  • обеспечить встроенному BEC регулятора хорошее принудительное охлаждение. В этом случае вероятность отключения BEC от тепловой защиты снизится. Заметим, что микросхемы BEC обычно находятся с обратной от радиатора стороны регулятора хода и часто плохо обдуваемы при установке на модель;

  • использовать отдельное питание борта от NiMh или NiCd батареи напряжением 4.8 или 6.0 вольт. Это стандартное решение для моделей с ДВС, но не самое эффективное для моделей с электроустановкой;

  • использовать отдельный внешний BEC с достаточным запасом по току, разместив его так, чтобы обеспечить хорошее охлаждение. Неплохо зарекомендовали себя импульсные BEC HobbyWing (они же Turnigy). Трехамперной модели более чем достаточно для вертолета 450-го класса даже при всех 4-х цифровых серво. Для моделей от 500-го класса до 30-ки мы рекомендуем пятиамперные BEC. Не забудьте следовать рекомендациям инструкции по установке и отключить встроенные BEC регуляторов хода путем вытаскивания или обрезания красного провода на разъеме питания приемника от регулятора.

ADF
Flight:

Всё-равно Файл-Сейв ставит в “0” только электромотор. …

Читаем, мля, внимательно инструкцию!!!
Русским по белому написано, что фэйл-сэйф в 6i в принципе ставит в дефолтное положение только канал газа, все остальные рули он оставляет в последнем положении.

…По ощущениям - 1-2 секунды неадекватного поведения модели, а потом все снова нормально.

При нарушении связи на 2.4 модель НЕ дергает! Модель просто теряет управление кратковременно - бывает даже не сразу понятно, что самолет перестал управлятся: так как в первые мгновения он траекторию сохряняет прежнюю, особенно если до этого относительно спокойно летел. Единственный признак - резко сброшеный в нуль газ.

Если это не провал питания - то причины нарушения связи бывают при попадании модели в луч мощного излучения (в том числе луч гаишного радара - тут местный товарищ проверил, глушит!) или в теневую зону (за препятствиями или там, где сигнал в противофазе со своим отражением складывается - расположение последних зон вообще угадать нельзя).

SHAG

гмм… а вот газ у меня ни разу самопроизольно не менял своего положения! Получается, и пропаданий сигнала у меня не было?

ADF

Давайте не будем путать помехи (в эфире) с просадками питания!

Makser

GAVR
Как ещё один вариант повышения эффективности встроенного БЕКа - переход на две банки питания. Но этот способ, конечно, подойдёт не для всех моделей.

Кстати, хотел спросить, как отражается на дальности приёма использование импульсных БЕКов? Знаю, что на классической аппаратуре 35-40мГц использование импульсных преобразователей ухудшает качество приёма. Но 2.4 совсем другая технология, и как будет у нас?

И напоследок. Ветка содержит много полезной информации, но всё так разрознено, что фиг найдёшь, особенно оперативно 😉 Может сделаем FAQ на первой страничке? Где все вопросики будет уже с ответами?

AlexN
ADF:

При нарушении связи на 2.4 модель НЕ дергает! Модель просто теряет управление кратковременно - бывает даже не сразу понятно, что самолет перестал управлятся: так как в первые мгновения он траекторию сохряняет прежнюю, особенно если до этого относительно спокойно летел.

Не обобщайте.
В старших моделях приемников FailSafe срабатывает на всех каналах, и прежнюю траекторию модель не сохраняет.

Makser:

Кстати, хотел спросить, как отражается на дальности приёма использование импульсных БЕКов? Знаю, что на классической аппаратуре 35-40мГц использование импульсных преобразователей ухудшает качество приёма. Но 2.4 совсем другая технология, и как будет у нас?

У нас сильно лучше. Т.к. основные частоты стабилизаторов напряжения и их гармоники не совпадают с отсутствующей у нас ПЧ 😃

ADF

Летал я на 6200 с импульсным беком (от маркуса) - никаких связанных явлений не заметил, провалов питания не было. Кстати когда оно на 40 Мгц летало - разницы в дальности что с беком, что без - не было. Вообще никакой…

На последнем пенолете развязку сделал с линейным стабилизатором 7805 - стабилизатор питает эксклюзивно приемник (имеет кондеры по входу и выходу), все остальное - питается от бека регулятора. Провалов питания также ни разу не было за полгода полетов, да и вообще откзов не было - хотя буквально рядом, бок о- бок на тех-же полях в те же дни, у как минимум трех человек приемники 6200 на моделях отрубались (вроде как из-за помехи и на досоаточном, хотя и не предельном, удалении от пилота), два случая закончились попаданием модели в грунт.

Что касается старых приемников - ну так читайте инструкцию к старым, там должна быть описана логика их работы!

AlexN

“Старые” и “старшие” - это разные слова в русском языке.
Прежде чем заявлять “При нарушении связи на 2.4 модель НЕ дергает!” - почитайте-ка сами инструкции.

mad3d

Сколько ж можно говорить, Спектрум при включении встает на 2 канала и скачет по ним. Если ШП помеха хоть от вайфая, хоть от микроволновки, попадает на эти каналы - вот вам и фэйлсейф на 3 сек. Есть еще и другая хорошая аппаратура ))))) Она скачет по 74 каналам как бешеная и чтоб свалить ее - надо бомбу ядерную взорвать.

ЗЫ: ищите дальше барабашек на Спектруме… я свой продал полгода как

ЗЗЫ: приемник 6200 не запоминает положение рулей для фэйлсейфа, только газ… Если только что-нить за пол-года не изменилось

ADF
mad3d:

…- надо бомбу ядерную взорвать.

А вы не волнуйтесь - с футабами тоже разные интересные случаи известны 😉
А еще, говорят, у футаб задержка ненормированная, опытные пилоты замечают при попытке выполнения особо ровного пилотажа. И задержка тем больше, чем сильнее насрано в эфире.

PS: и спектрум затыкается не тогда, когда два егоных канала занимают, а когда мощность на близкой частоте избыточная, что входной тракт перегружает и усилитель давит коэффициент усиления. Залети на футабе в луч радара - проверишь, как ейный фэйлсэйф работает 😃

mad3d
ADF:

А вы не волнуйтесь - с футабами тоже разные интересные случаи известны 😉
А еще, говорят, у футаб задержка ненормированная, опытные пилоты замечают при попытке выполнения особо ровного пилотажа. И задержка тем больше, чем сильнее насрано в эфире.

PS: и спектрум затыкается не тогда, когда два егоных канала занимают, а когда мощность на близкой частоте избыточная, что входной тракт перегружает и усилитель давит коэффициент усиления. Залети на футабе в луч радара - проверишь, как ейный фэйлсэйф работает 😃

Так же перегрузит входной, и усе… люди, не летайте в лучах радаров.

У футабы 260 Гц частота посылок, у Спектрума - 42 Гц - считайте сами что там профи говорят…у кого отклик меньше…
Может и бывает задержка при занятости очередного канала - и та всего 3 мс, вряд ли у них такие рефлексы… шЮтят они.

ADF
mad3d:

У футабы 260 Гц частота посылок, у Спектрума - 42 Гц - …у кого отклик ме…

А избыточность - у футабы какая? У спектрума избыточность около 8 (2 за счет двух каналов и еще 4 (могу ошибаться, но думаю что не сильно 😃) за счет DSS модуляции). У футабы, судя по задействованию большее широкого спектра, избыточность выше. Значит, частота пакетов делиться на избыточночть и вовсе не факт, что объем полезной информации в секунду отличается (тем более, что объект управления по сути одинаков). Опять-же, ненормированое время доставки пакета у футабы - то, что футаба менее резкая по отклику уже довольно многие люди говорили, правда сам на этот счет сказать ничего не могу: не сравнивал (да и любителю среднего уровня пофиг, на чем летать 😃).

И тормознутость передачи сказывается не в том, что человек прям увидел, как он ручку дернул, а модель отреагировала с задержкой - а в том, что траектория модели при резких эволюциях получается искаженной, так как рули отработали чуть невовремя, в итоге аппарат вышел криво. Именно при быстрых эволюциях.

mad3d

Ну скажем так: у спектрума частота посылок 42 Гц, у сервомашинки - 50 Гц, за счет 2-х каналов избыточность получается (42*2)/50 = 1.68. Даже при использовании кода Баркера (11-кратная избыточность) при наличии помехи на одном из каналов DSSS не спасет (ну если помеха хорошая попадется). Вот тогда и скорость отработки упадет.

Считаем у Футабы - 260 Гц / 50 Гц = 5
Даже если и проскочит помеха на каком либо канале или случится коллизия с другим передатчиком на этом же канале, аппа просто проскочит его.

Т.о. мы все-равно получим свои 50 Гц на машинке, никакой задержки в отработке.

Не будем говорить о чувствительности приемника в широкой или узкой полосах)))) Краем глаза слышал, что на одном из футабъих приемышей аж на 8 км улетали)))))))) Неспроста это

Как смог - объяснил)))))).

Есть такая любопытная книжка McGraw.Hill.CWNA.Certified.Wireless.Network.Administrator.Official.Study.Guide.4th.Edition.Aug.2007
После нее можно не учась на радиоинженера сдать)))))))
Там очень доходчиво описаны все виды ШПМ.

Спор этот извечный - какой вид ШП модуляции лучше.

Я вот остановился на FHSS для своей long-range системы.
Кому-то больше по душе DSSS, как например сотовикам с их CDMA.

Можно подсмотреть у DragonLinka, там тоже FHSS сделано, летает же буржуй на 25 км))))
ЗЫ: про книжку - это я так, для интересу сказал, думаю Вам она очень понравится. Я от нее без ума был))))))))

ЗЗЫ: блин, понаписал всякого, чуть мосК не сломал, под вечер много думать низя перед понедельником

GAVR

А перевода книжечки случаем у Вас нет?

mad3d

К сожалению нет. Не думаю, что перевод вообще существует. Еле оригинал-то нашел. Не заметил, что она на буржуинском)))))))) Читал-читал, вроде как по-русски))))) а оказалось нет