вопрос по ходовым винтам

Viktor_K

Доброго времени суток.

Собираюсь построить станок с рабочим полем 2,5х1,5м. для начала, планировал использовать
вместо ШВП, ходовые винты ф28х5, но, поставщик крайне нерекомендовал их использовать,
сказал что на винтах сложно получить скорость перемещения портала, выше 2 метров в минуту
из-за большой силы трения возникающей в паре скольжения (винт+гайка) при высоких оборотах.
в принципе, я планировал использовать двигатели FL86STH с моментом 8,5 Н*м,
на X и Y, хотел ставить по одному мотору, ориеттировочный вес портала 50кг.
конструктив перемещения портала - по одному винту с каждой стороны + ременная синхронизация винтов и есно один двигатель.
Если кто сталкивался с подобной ситуацией, подскажите плис, как лучше поступить, както не
сильно хоцца в данный момент платить лишние 1,5 тысячи зеленых 😃
или всеже прийдется? 😵

alex_PS

Добрый день, коллега.

Поставщики они такие, если это стоит дешевле 1,5 тысячи зеленых, то совершенно не годится 😃
Мои, чисто практические соображения:
винт такого диаметра стоит баксов 20 за метр или около 200 на весь станок + гайки где-то еще по 20.
В общем в 300 баксов можно вложиться, что существенно меньше 1500, а поэтому можно попробовать…

Кстати, я прикинул, что усилие на портале при таких движках и таком винте будет около 600 кг. Что резать собираемся? 😃

Viktor_K
alex_PS:

Добрый день, коллега.

Поставщики они такие, если это стоит дешевле 1,5 тысячи зеленых, то совершенно не годится 😃
Мои, чисто практические соображения:
винт такого диаметра стоит баксов 20 за метр или около 200 на весь станок + гайки где-то еще по 20.
В общем в 300 баксов можно вложиться, что существенно меньше 1500, а поэтому можно попробовать…

Кстати, я прикинул, что усилие на портале при таких движках и таком винте будет около 600 кг. Что резать собираемся? 😃

мда…, винты мне коллега “расчитывал” 😕 , похоже прийдется пересчитать самому…
а на счет моторов, я изначально хотел ставить FL с усилием по 1,89 н*м, но после разговора
о винтах, мне посоветовали именно 8,5 н*м и то, сказали, типа может быть этого момента будет достаточно…

с одной стороны и денег лишних выкидывать не хоцца, а с другой, боюсь чтобы не получилось что
скупой платит дважды…

вобщем, я пока в растерянности 😊 “напугали” они меня малой скоростью 😃
вот и хочу узнать, может кто на практике с таким эфектом сталкивался?

AlexSpb

Viktor_K
Проблема на таких размерах втом,что хилый винт на оборотах,на такой длине,входит в резонанс и все трясет.
Я это решил крутя гайки.
Швп ф 20-25мм на таких длинах (2500)на скорости 800-1000 об резонируют.

Viktor_K
AlexSpb:

Viktor_K
Проблема на таких размерах втом,что хилый винт на оборотах,на такой длине,входит в резонанс и все трясет.
Я это решил крутя гайки.
Швп ф 20-25мм на таких длинах (2500)на скорости 800-1000 об резонируют.

спасибо за подсказку, в принципе, этот вопрос можно попробовать решить, путем увеличения шага винта и снижением оборотов. При таком раскладе, скорость можно сохранить прежней, но, проигрываем в дискретности позиционирования 😵
какойже должен быть ф винта, при такой длине, чтобы сместить область резонанса хотябы к 2000 об. мин.

Но в данный момент, меня больше волнует вопрос потери крутящего момента из-за трения, хотелось бы получить скорость при свободном ходе, порядка 6м/мин.

Galant1
AlexSpb:

[Я это решил крутя гайки.
Швп ф 20-25мм на таких длинах (2500)на скорости 800-1000 об резонируют.

Если не секрет- это какие гайки надо крутить?

Viktor_K:

Но в данный момент, меня больше волнует вопрос потери крутящего момента из-за трения, хотелось бы получить скорость при свободном ходе, порядка 6м/мин.

Это не самая большая проблема.
Важнее:

  1. как верно заметил Алекс- вибрация винта вследствии провисания и смещения центра тяжести относительно оси, увеличивающееся по мере возрастания центробежной силы ( а не резонанс)
  2. Офигенное падение крутящего момента шаговика с возрастанием оборотов… (смлотри линию значений в паспорте)
Baha
Galant1:

Если не секрет- это какие гайки надо крутить?

Вместо винта, крутить гайку. Гайка с шестеренкой.

AlexSpb
  1. как верно заметил Алекс- вибрация винта вследствии провисания и смещения центра тяжести относительно оси, увеличивающееся по мере возрастания центробежной силы ( а не резонанс)

Согласен,но и резонанс тоже.

Вместо винта, крутить гайку. Гайка с шестеренкой.

Или ремень,я поставил на одной из версий ремень.Плюс синхронизация двух сторон длинным ремнем.Сшестеренкой возможны трудности с люфтами,а это удары и т. п.
При крутящемся винте,можно еще 2 гайки поставить,но здесь это, врядли кому понравится.

Galant1
AlexSpb:

Согласен,но и резонанс тоже.

Или ремень,я поставил на одной из версий ремень.Плюс синхронизация двух сторон длинным ремнем.Сшестеренкой возможны трудности с люфтами,а это удары и т. п.
При крутящемся винте,можно еще 2 гайки поставить,но здесь это, врядли кому понравится.

Можно на ту-же шину присобачить подвижной люнет на манер как токаря длинные валы точат… 3-мя подшипниками поддерживать вал в точке максимального провисания.
И оттягивать его полиспастом по ходу на половину хода каретки.
Но это из области теории…

Viktor_K

теория это хорошо, а на практике такой конструктив может быть механически сложным.
видел народ ставит швп ф16мм и длиной 2700мм при шаге 10, похоже за счет увеличения шага, снижают обороты вращения двигателя… Винты с таким шагом, имеют ф70мм и вес 26кг*метр 😒

AlexSpb

С люнетом геморройно,это винт,а не гладкий вал.
Выходов несколько,простые-большой диаметр винта,крутящаяся гайка.
Экономически выгоднее гайка.
Правда узел кручения гайки то-же деталь еще та.
Шаг швп как оптимальный для шагового двигателя, например я вычислил как 6.5-7мм, но такого нет.

Galant1
AlexSpb:

С люнетом геморройно,это винт,а не гладкий вал.
Выходов несколько,простые-большой диаметр винта,крутящаяся гайка.
Экономически выгоднее гайка.

Снаружи то он гладкий.И весьма- гладкий…
И весьма не геморройно, кстати… стоит всего один вагончик на шину на каждый винт
Ему не точность нужна, а просто предотвращение провисания более, чем на 0ю5- 1 мм, тогда и вибрации не будет такой…

У крутящейся гайки есть свои недостатки тоже. И простота там- кажущаяся…

Тогда уж лучше зубчатая рейка на столе и шестеренки на портале. Счас появились у Мэдлера недорогие пластмассовые…

AlexSpb

У крутящейся гайки есть свои недостатки тоже. И простота там- кажущаяся…

Я сделал,меня устраивает.

AlexSpb

И что?Свыше 900-1000 об.мин. Резанет от нагрузки.Оптимальные обороты получаются300-400

Viktor_K

как видно из диаграм, у FL86 момент нормальный при 2000 об. /200шагов на оборот =10об. сек. *5шаг винта=50мм в сек. *60=3 м/мин. не так уж и много, а вот потянет ли он портал с большей скоростью, при повышении оборотов и сила трения увеличивается…

AlexSpb

Портал все время елозит туда-сюда и вероятность резонанса увеличивается.

Viktor_K

какой тогда ф винта лучше использовать, при длине 2,8м?

AlexSpb

какой тогда ф винта лучше использовать, при длине 2,8м?

Вот тебе и здрасте!! При каком способе?Что крутить?

Galant1
Viktor_K:

как видно из диаграм, у FL86 момент нормальный при 2000 об. /200шагов на оборот =10об. сек. *5шаг винта=50мм в сек. *60=3 м/мин. не так уж и много, а вот потянет ли он портал с большей скоростью, при повышении оборотов и сила трения увеличивается…

Не поверишь- не увеличится… Ни на сколько… Даже уменьшитсся…
Крути сколько влезет, пока вал не треснет…

TimRS

При увеличении скорости сила трения возрастает. Это вроде закон?
И не путайте трение покоя и трения скольжения.

AlexSpb

Что-то все в перемешку,швп,трапеция,трение качения,скольжения,теорема Пифагора.
Это все фантазии,нужно отталкиваться от конструктива и задач.

Galant1
TimRS:

При увеличении скорости сила трения возрастает. Это вроде закон?
И не путайте трение покоя и трения скольжения.

Нету в формуле расчета силы трения скорости.
Возрастают потери мощности в абсолютном выражении, но при постоянном моменте с повышением скорости мощность тоже возрастает.

alex_PS

Может в этом случае рассмотреть вариант с зубчатой рейкой? С косым эвольвентным зубом для уменьшения вибрации

Viktor_K
alex_PS:

Может в этом случае рассмотреть вариант с зубчатой рейкой? С косым эвольвентным зубом для уменьшения вибрации

Расматривал и такой вариант, но в этом случае, необходимо устанавливать редукторы, а это дополнительный люфт, что тоже не желательно…

вобщем, на сколько я понял, самый верный вариант, ставить ШВП с шагом 10 это позволит несколько снизить обороты при сохранении тойже скорости…

Алекс, а какие вы используете моторы на своем станке, с каким моментом?

какой тогда ф трапецивидного винта лучше использовать, при длине 2,8м?

Вот тебе и здрасте!! При каком способе?Что крутить?

при условии крутящегося винта…