Пропеллеры увеличенного диаметра на ДВС

alex_78

День добрый всем.

В одном из номеров журнала “Моделизм спорт и хобби” читал о такой доработке двухтактных двигателей. На двухтактный двигатель ставили воздушный винт заведомо большего диаметра чем рекомендованный и регулировали степень сжатия, и подбирали свечи. И получалось в результате этого (со слов журнала) что то среднее между двух тактником и четырехтактником. И что ставили на модель размахом 1300 мм двигатель 4х кубовый с пропеллером диаметром 11,5 дюймов, и при чем модель была фан- флай, а для них ведь необходим хороший запас по тяге двигателя. У меня вопрос пробовал ли кто ни будь что то подобное, что это дает (увеличение мощности, увеличение тяги на низах, уменшение потребления топлива), каковы результаты. Как это сказывается на работе двигателя и его ресурсе. И я так понял уменьшали степень сжатия для того что бы двигатель не перегревался с большим пропелелером, а так же ставили скорее всего более холодные свечи. И обороты были скорее всего гораздо ниже стандартных для двухтактников. Или я заблуждаюсь.

Вопрос очень заинтересовал, до этого ни про что подобное не слышал. Хотелось бы услышать мнение опытных моделистов.

Русинов_Сергей
alex_78:

что то среднее между двух тактником и четырехтактником.

Трёхтактник??? 😃

alex_78:

модель была фан- флай

Т.е. с мизерной нагрузкой и, соответственно, низкоскоростная…

alex_78:

двигатель 4х кубовый с пропеллером диаметром 11,5 дюймов

и шагом в 3 дюйма вполне себе сможет работать. Для снижения оборотов двигателя его и переделывать не надо. Можно просто его задросселировать или поставить редуктор.

Что Вы хотите получить от большого винта?

Boroda

Не эта статья случаем?
rcopen.com/forum/f5/topic82432/17

Сам я занимаюсь исключительно ДВС “мелочью”, и мустанга с ASP-0.28 дома величают не иначе как Большим Самолётом с Большим Мотором. Применительно к мелким пилотажкам, а особенно ARF полукопиям, “удушение” оборотов тяжёлым винтом принесёт одни лишь радости в эксплуатации. Фанами не балуюсь, но прегазовки становятся несколько туповатыми.
Вот плюсы: Запуск рукой как в фильмах про первую мировую, устойчивые низкие холостые, зверская тяга и настоящий “четырёхтактный” звук.

Минус только один - мотор становится расходником. Разбивает втулку коленвала и шатун, хром на гильзе стирается до латуни. Происходит всё это очень быстро - каких-то два три часа работы. Сам лично погубил тяжёлыми винтами GP-0.07 и LA-0.15 , перед кончиной они оба таскали свои модельки просто изумительно.

Тяжелые винты иногда использую для первых минут обкатки. Недавно новый ASP-0.15 никак не хотел оживать, а стартёром его жалко было. Так поставил ему пропеллер 10х3, завел одним взмахом, а после минутного разогрева головы вернул назад винт 7х4. И всё сразу нормально заурчало.

alex_78

Минус один, но очень серьёзный. Хочется все же долгой жизни своему мотору. А статейку именно эту я и имел в виду. А у меня то же ASP-0.28 с ним я и хотел провести такой эксперимент. Но после Вашей информации наверно воздержусь.

Volante24
Boroda:

Минус только один - мотор становится расходником. Разбивает втулку коленвала и шатун, хром на гильзе стирается до латуни. Происходит всё это очень быстро - каких-то два три часа работы.

Интересно. А почему это происходит? Казалось бы, мотору-то какая разница, если, конечно, винт отбалансирован. Меньше оборотов – меньше износ?!

У меня друг на поле сломал оба имевшихся у него с собой винта на GP25 от TT, я ему дал APC10x6 (или APC10x5 – не помню) для своего GP42 – работал прекрасно и тяга была зверская.

Boroda

Я не моторист, просто любитель. По моему разумению момент ДВС падает с ростом оборотов. Пропеллер, душащий обороты нужно крутить бОльшим моментом, соответственно и нагрузки возрастут. Вообще утяжелением винтов грешат многие, но тут вопрос количественный. Одно дело замена 8х4 на 8х5, многие движки такую замену воспримут спокойно. А вот пропеллер 10х4 для них окажется точно убийственным. Пусть “собакоеды” поправят если что.

vbrf
Boroda:

Я не моторист, просто любитель. По моему разумению момент ДВС падает с ростом оборотов. Пропеллер, душащий обороты нужно крутить бОльшим моментом, соответственно и нагрузки возрастут. Вообще утяжелением винтов грешат многие, но тут вопрос количественный. Одно дело замена 8х4 на 8х5, многие движки такую замену воспримут спокойно. А вот пропеллер 10х4 для них окажется точно убийственным. Пусть “собакоеды” поправят если что.

Многие грешат как раз “облегчением” винтов. Основные нагрузки в двигателе - от ускоренного движения частей (а не давление газов на поршень)- они как и центробежная сила пропорциональны оборотам (или скорости этих частей, это от чего считать, гляньте любой учебник по ДВС или теории машин). К же при больших скоростях работы ухудшаются смазка и больше тепла надо отводить. Потому чем тихоходнее двигатель - тем больше ресурс.
Но винт подбирают не только к мотору, но и к самолету (тут масса вариантов, обьяснять - на страницу выйдет). На сегодня получается так, что в большинстве случаев (хотя не всегда), оптимальный винт на дюйм-два больше рекомендованного производителем для данного мотора (для калилок 3-15 кубов). Почему производители рекомендуют слегка “легковатые” винты (они не злые)- могу объяснить - понадобится еще пара абзацев.

Boroda:

Я не моторист, просто любитель. По моему разумению момент ДВС падает с ростом оборотов. Пропеллер, душащий обороты нужно крутить бОльшим моментом, соответственно и нагрузки возрастут. Вообще утяжелением винтов грешат многие, но тут вопрос количественный. Одно дело замена 8х4 на 8х5, многие движки такую замену воспримут спокойно. А вот пропеллер 10х4 для них окажется точно убийственным. Пусть “собакоеды” поправят если что.

Многие грешат как раз “облегчением” винтов. Основные нагрузки в двигателе - от ускоренного движения частей (а не давление газов на поршень)- они как и центробежная сила пропорциональны оборотам (или скорости этих частей, это от чего считать, гляньте любой учебник по ДВС или теории машин). К же при больших скоростях работы ухудшаются смазка и больше тепла надо отводить. Потому чем тихоходнее двигатель - тем больше ресурс.
Но винт подбирают не только к мотору, но и к самолету (тут масса вариантов, обьяснять - на страницу выйдет). На сегодня получается так, что в большинстве случаев (хотя не всегда), оптимальный винт на дюйм-два больше рекомендованного производителем для данного мотора (для калилок 3-15 кубов). Почему производители рекомендуют слегка “легковатые” винты (они не злые)- могу объяснить - понадобится еще пара абзацев.

Boroda
vbrf:

Многие грешат как раз “облегчением” винтов.

На сегодня получается так, что в большинстве случаев (хотя не всегда), оптимальный винт на дюйм-два больше рекомендованного производителем для данного мотора (для калилок 3-15 кубов).

Нет ли тут противоречия? Т.е. “облегчатели” ещё дальше уходят от оптимума? Зачем?

vbrf:

Почему производители рекомендуют слегка “легковатые” винты (они не злые)- могу объяснить - понадобится еще пара абзацев.

Будьте добры!

Volante24
vbrf:

Основные нагрузки в двигателе - от ускоренного движения частей - они как и центробежная сила пропорциональны оборотам

Хуже! – Пропорциональны квадрату оборотов…

vbrf
Boroda:

Нет ли тут противоречия? Т.е. “облегчатели” ещё дальше уходят от оптимума? Зачем?

Будьте добры!

Как я сказал выше - “оптимума на все случаи жизни” нет. Фраза “страдают облегчением” означает что используются винты более легкие (думаю вы понимаете в каком смысле), чем были бы оптимальными для использования с данным мотором на данном самолете.
Для большинства современных хоббийных моделей (малонагруженных фанов, полукопийных пилотажек, большинства полукопий) требуется максимальная тяга на небольших скоростях, близких к критической, разгон свыше некоторого предела - скорее недостаток затрудняющий пилотирование и соответственно в этом случае хороши винты с большим диаметром и меньшим шагом (шаг конечно все-таки должен соответствовать нагрузке на крыло, но 6-8 дюймов шага обычно хватает даже моделям с нагрузкой за 100г/дм, если вы не гонщик). Приятным “довеском” при таком раскладе является некоторое увеличение ресурса мотора, заметное снижение расхода топлива (количество вдох-выдохов в минуту меньше), и упомянутый “настоящий звук”. (Обязательное условие - мотор должен все-таки хорошо “крутить”, не давиться и держать режимы)
Исключение - ситуация когда хотят избежать большого реактивного момента винта (сознательно берут винтики поменьше). Или мотор устойчив и хорошо сосет горючку только “на оборотах”. Или у человека гоночная “ракета” и он хочет выжать из 10-ки 3л.с. и 100м/с. Или человек - “пилотажный эксперт” и ему надо , чтобы его заточеная самолетина “ровно” перла не замечая гравитации и движения воздуха. (это все случаи сознательного и оправданного уменьшения пропеллеров)

Главное же оправдание лаконичности производителей (попробую у них поучиться)

  • “дурак с тахометром”. (Впрочем и с наименьшими из заявленных винтов хоббийные моторы вряд-ли выдадут паспортные обороты). Вот и стараются некоторые “сибирские мужики” - когда-ж оно крякнет!
    Отсюда и рекомендации в 15-20% нитры (поперву и с нитрой народ бьется в истерике, пытаясь “это” завести и “чтоб не глохло”).
    И требования по маслу в стиле - “кашу маслом не испортишь” , “Эге вы нас плохо знаете!” (умеючи можно и … сломать)
    И все-таки - ничто так гарантированно не убивает современные “дуракаустойчивые” моторы как зрелая “с чувством” “морковь”.
Volante24:

Хуже! – Пропорциональны квадрату оборотов…

Аб-с-но верно!
Самые вредные - это знакопеременные нагрузки от верхней головки шатуна перпендикулярные направлению движения поршня и коленвалу, передаваемые на поршень и вызывающие неравномерный износ пары.
А по достижении, где-то около 10м/с средней скорости поршня и больше (порог зависит от размеров, точности изготовления и конструкции), ресурс двигателя падает лавинообразно (в десятки раз).

Boroda
vbrf:

…в этом случае хороши винты с большим диаметром и меньшим шагом …

Об этом собственно я и говорил. Вот только на один вопрос Вы так и не ответили прямо. Почему производители хоббийных моторов рекомендуют винты заниженного диаметра? Только из-за оборотов на тахометре “дурака”? Хоть дураки в полях и встречаются, но большинству (притом даже большинству новичков) более интересна тяга мотоустановки, чем соответствие оборотов паспортным. Я думаю, что производители тоже так считают. И как вы объясните рекомендации тех-же производителей по легким винтам для обкатки и о недопустимости использования тяжёлых винтов?

vbrf:

Приятным “довеском” при таком раскладе является некоторое увеличение ресурса мотора

Почему-же погибли КШМ на двух моих моторах? Кроме замены пропеллеров на ОТБАЛАНСИРОВАННЫЕ бОльшего диаметра, никаких изменений не было. Моторчики не забеднялись, не перегревались, а надобности весь полёт держать газ в “максимале” с большими пропеллерами не возникало.

vbrf
Boroda:

Об этом собственно я и говорил. Вот только на один вопрос Вы так и не ответили прямо. Почему производители хоббийных моторов рекомендуют винты заниженного диаметра? Только из-за оборотов на тахометре “дурака”?
vbrf- Именно из формальных соображений (мол вы написали - а нету). Причем волнует их больше мнение “дураков” американских, а не наших.

Хоть дураки в полях и встречаются, но большинству (притом даже большинству новичков) более интересна тяга мотоустановки, чем соответствие оборотов паспортным.
vbrf- Такое большинство к дуракам не отношу, как и упомянутые категории (гонщики, некоторые пилотажники и пр.), которые грамотно используют тахометр и винты малого (по отношению к кубатуре) диаметра “в своекорыстных целях”.

Я думаю, что производители тоже так считают. И как вы объясните рекомендации тех-же производителей по легким винтам для обкатки и о недопустимости использования тяжёлых винтов?

vbrf- для обкатки (хоббийных моторов) нужнее терпение и аккуратность, чем какое- то “сокровенное знание” (можно в принципе обкатывать даже с использованием того же винта на котором собираетесь летать, если не планируете чего-то экстраординарного), главное не торопиться. (Страхуются опять-же)

Почему-же погибли КШМ на двух моих моторах? Кроме замены пропеллеров на ОТБАЛАНСИРОВАННЫЕ бОльшего диаметра, никаких изменений не было. Моторчики не забеднялись, не перегревались, а надобности весь полёт держать газ в “максимале” с большими пропеллерами не возникало.

vbrf- Не умею лечить “по телефону”. Но вы заметили как я очертил кубатуру моторов к которым отношу сказанное? 3-15см! Из моей “мелочи”: самолет с кубовым (0,6) AP Hornet летает с пропеллером 6x3. А с 1,5 кубовой лашкой мне наиболее нравится 8x5.

Не цепляйтесь. Я вообще был настроен на легкую непринужденную беседу - а получается занудство с претензиями на гениальность (тема-то вобщем детская, человек сносивший хотя бы пяток моторов сам все поймет).

Boroda
vbrf:

Не цепляйтесь. Я вообще был настроен на легкую непринужденную беседу

Цепляться не хотел, просто не дают покоя два вопроса. Если по первому лишь чистый интерес без всяких задних мыслей (рекомендованные инструкцией винты), то второй вопрос принципиальный. Ведь Вы рекомендуете человеку эксплуатировать мотор в таком режиме, который по моему мнению недопустим.
Раскажите про 0.10 лашку с мегапропеллером, и я успокоюсь! Какой налёт, на каком самолёте и на каком топливе? Моя 0.15 расшаталась, съев за выходные литровую флягу привычного для неё 5% топлива из техноспорта. Ничего не менялось, лишь винт 8х4 был заменён на 9х5.

vbrf
Boroda:

Цепляться не хотел, просто не дают покоя два вопроса. Если по первому лишь чистый интерес без всяких задних мыслей (рекомендованные инструкцией винты), то второй вопрос принципиальный. Ведь Вы рекомендуете человеку эксплуатировать мотор в таком режиме, который по моему мнению недопустим.
Раскажите про 0.10 лашку с мегапропеллером, и я успокоюсь! Какой налёт, на каком самолёте и на каком топливе? Моя 0.15 расшаталась, съев за выходные литровую флягу привычного для неё 5% топлива из техноспорта. Ничего не менялось, лишь винт 8х4 был заменён на 9х5.

  1. Где я “рекомендую человеку эксплуатировать мотор в таком режиме, который по вашему мнению недопустим”?

  2. Не расскажу про “мегапропеллер”, моя 0.10 лашка сразу после обкатки определилась с винтами и все они были 8-ми дюймовые (в том числе и 8x4).
    Налет … (где-то по пояс) на “наикрутейших” самолетах J-3 CUB и мотопланере для натаскивания ребенка. Топливо - самое разное - какое было под рукой 5-15 нитры и даже кажись, ямадовская 4-такта 20-ка. Мотору 2 года - как новенький - кще столько и возможно больше проживет.

  3. Вы мои посты читаете вообще? Ради чего я в четвертый раз распинаюсь? Почему “эхо” от вас как в “кривом зеркале”? Вам совет нужен? Разобраться в чем-то ? Или поскандалить? Постом выше написал - дюйм-два для 3-15кубов (третий раз пишу, причем ясно, что чем больше мотор, тем менее существенна для него разница в диаметре винта, для малых - дюйм, для больших два, и то, если имеет смысл для данной модели и стиля летания). Маленькие (меньше 2 кубов) моторы - вообще разговор отдельный, но с вами обсуждать ее уже нет никакого желания.
    Тема винтов - как здесь прозвучала - выеденного яйца не стоит! Уверен моделисты, читающие ветку, - ржут или пожимают плечами.

Злоупотребляете - однозначно!

Boroda
vbrf:

Где я “рекомендую человеку эксплуатировать мотор в таком режиме, который по вашему мнению недопустим”?

Посты я читаю внимателно, вот собственно причина моего шума:

alex_78:

Как это сказывается на работе двигателя и его ресурсе

Boroda:

Минус только один - мотор становится расходником

vbrf:

Приятным “довеском” при таком раскладе является некоторое увеличение ресурса мотора

Андрей_Курылев
vbrf:

моя 0.10 лашка сразу после обкатки определилась с винтами и все они были 8-ми дюймовые (в том числе и 8x4).
Налет … (где-то по пояс) на “наикрутейших” самолетах J-3 CUB и мотопланере для натаскивания ребенка. Топливо - самое разное - какое было под рукой 5-15 нитры и даже кажись, ямадовская 4-такта 20-ка. Мотору 2 года - как новенький - кще столько и возможно больше проживет.

Лучшее доказательство сказок, это видео…😃

vbrf

Каких сказок? О чем? Вам видео работающего OS MAX 10LA c пропеллером 8x5? Вы этого мотора никогда не видели? Если у бороды такой мотор помер - что, в мире нет тысяч лашек этой модели живых и здравствующих? Уменя дите 12лет с ним управляется? Вы ребяты о чем ваще?

Бороде: - я говорю фамилия - Горидзе, зовут его Авас!
В пятый раз пишу - цитируемое вами (то что мое) было сказано о моторах 3-15 кубов, читайте выше, читайте внимательно.
Вы похоже издеваться изволите!

Андрей_Курылев
vbrf:

Вы ребяты о чем ваще?

О доказательствах😁 Это же так просто,вынуть и показать… с оборотами пропеллера вокруг оси . Три минуты устойчивой работы со снятием оборотов:)
Рыбаков много, никто рыбу не показывает…

vbrf

О доказатнльствах чего? Если вас что -то беспокоит (близорукость, глухота и т.д.)

  • к доктору!
    Вы ко мне что дострадались!? У меня нет не только видео 1,5 кубовой лашки (много чести!), но даже фото некоторых моих гораздо более взрослых моделей (живых и почивших).
    Я самолеты играю, а не фотографирую (в отличие от некоторых интернет-моделистов).
    Вменяете мне что - что я лаху не сломал используя какое попало топливо и винт 8x5?
    Вот вам ее паспорт.
    Какой самый большой винт из рекомендованных для полторашки? -8x4!
    -мной использовались 8x4 и 8x5. (что? дюйм шага убьет мотор? - ха-ха!)
    Топливо 5-15 также рекомендовано!
    Вам от меня что надо!?
    А вот поставьте на нее такой легкий винт, чтоб она развила паспортные 18 000,
    два года она скорее всего не проходит!
    Так что если вы там что - то сломали пеняйте к рученькам своим! А не ищите виноватых!

Андрей_Курылев
vbrf:

А вот поставьте на нее такой легкий винт, чтоб она развила паспортные 18 000,
два года она скорее всего не проходит!
Так что если вы там что - то сломали пеняйте к рученькам своим! А не ищите виноватых!

Вас никто не в чем не обвиняет, просто просят показать чем Вы там нахвалились.
Моторы не убиваются от ПАСПОРТНЫХ оборотов, даже когда схватят “порося”, (если знаете этот термин), и то остаются живы.
Моторы убиваются от НАГРУЗОК, крутя неимоверных размеров ЛОПАТЫ.
И все разговоры о том “как я белаз тащил запором” действительно схожы с рыбацкими байками.Удачи в эксплуатации моторчиков

vbrf

Хро…Хро…Хриииииииииииииииииии…
Хвалиться мне на… -отснял бы не хуже Эйзенштейна!
Человек задавший вопрос в начале темы. давно ушел (думаю, его стошнило),(грешным делом, и я выписывал этот журнал, к лашкам вопрос имеет прямое отношение - они для этих режимов созданы-в том же журнале была статья о пожегших лашки - похоже до сих пор не лечится).
70-е помню!..
Моторы щас другие…
И вам! Не хворать!

vbrf

Порося заказывали? Вот вам “рукотворный”!
Это тем, кто упорно лашкам втулки гробит.
Сделано на след. день в парке в состоянии “легкого раздражения”
У меня что-то и после этого свинства “не ломается”. Даже компрессия не падает (потому как знаю что делаю, и вижу, что происходит с мотором). После установки винта обратно можно дергать заслонку сколько угодно - не глохнет, переходы отзывчивые.
Пока фото. Поскольку ранее “детского порно” снимать не приходилось - ищю куда закинуть этот бред. “Порося” правда “смазал” незаметил как батарейки сели, в реальности после “выхода на режим” выждал минуты две, после чего заглушил дросселем. Ну - дак - хватит терпежу - покажу!

Андрей_Курылев
vbrf:

Порося заказывали? Вот вам “рукотворный”!

Не поросенка нам не нада 😁 обороты бы с 8Х5,5, узреть и послышать. У вас уникальный мотор, очень красива оформлен блестящими побрякушками на третьей фотокарточке, ну а фенечка с лисапеда просто великолепная дизайнерская находка

Русинов_Сергей
vbrf:

Сделано на след. день в парке в состоянии “легкого раздражения”

За такое крепление мотора надо отрывать руки.

Андрей_Курылев
Русинов_Сергей:

За такое крепление мотора надо отрывать руки.

Ура, я понял почему этот малыш крутит такие лопаты!Вся вибрация в нем преобразуясь через кориолисово ускорение превращается в суперджедайскую силу попутно укрепляя могучесть картера😁 По большому счету два болта к одному уголку излишества, хватило бы одного гвоздя через лапку в деревяшку