29 июня 100 лет перелёту "Ильи Муромца" из Петербурга в Киев...

Sputnik


29 июня (16-го по старому стилю) исполнится 100 лет с момента перелета тяжелого самолета «Илья Муромец» из Петербурга в Киев. Кроме создателя машины Игоря Сикорского в перелете участвовали второй пилот штабс-капитан Христофор Пруссис, штурман и летчик лейтенант Георгий Лавров и механик Владимир Панасюк…

Питерский

Приятно читать такие новости, не то, что нынешние. Почитайте “воспоминания” по ссылке с авиа.ру, весь вечер читать будете!
forumavia.ru/…/5608306105729234706011208292698_1.s…

ПС: К сожалению данная ссылка дает выход только на главную страницу сайта, далее в поиске наберите “Кто служил на Илье Муромце…”

Питерский

Оттуда:

"…После того как германское командование убедилось в том, что четырехмоторные русские бомбардировщики это не выдумки паникеров, а реальные боевые машины, немецкие летчики разработали достаточно эффективную тактику борьбы с «Муромцами»: истребители атаковали сзади и держались совсем близко от русского самолета. По совету пилотов Сикорский устроил в хвостовой части своего самолета пулеметное гнездо, что давало возможность прикрыть те места, откуда обычно атаковали немцы. Сложность заключалась в том, что пройти в хвостовую часть было невозможно из-за проводов и приборов, заполнявших фюзеляж. Инженер решил эту проблему просто и изысканно: вдоль фюзеляжа были проложены легкие рельсы, на которые ставилась вагонетка. В этой вагонетке пулеметчик спокойно доезжал до своего «гнезда» и открывал огонь по нападавшим. С появлением пулемета на хвосте «Илья Муромец» стал практически неуязвимым. Самолеты свободно летали над немецкой территорией, поскольку истребители больше не пытались атаковать их.

Закрепившаяся за «Муромцами» слава непобедимых машин привлекла к ним внимание союзников, которым были предоставлены все чертежи вместе с технической документацией. Результатом этого знакомства стало то, что английский тяжелый бомбардировщик «Виккерс-Вимми» отличался от «Ильи Муромца» лишь названием.

Революция лишила Сикорского возможности продолжать работу на Родине. Большевистские лидеры охотно поддерживали явно неосуществимые в ближайшем будущем проекты (например, работы Циолковского над теорией полетов в космос), но авиацию почему-то считали чуть ли не буржуазной выдумкой. Так, в начале 1918 года на заседании ВСНХ видный большевик Ю. Ларин доказывал, что следует «производство и ремонт аэропланов и аэростатов прекратить с переводом аэропланостроительных заводов на деревообделочную промышленность» и что Советская Россия не должна иметь предприятий, «подобных фабрикам духов и помады»…

Любящий свою Родину, но не принявший новую власть, Сикорский решает уехать…а точнее, - улететь. Сформировав экипаж из лиц, доверявших ему полностью, на одном из ИМ он осуществляет смелый перелет…во Францию!

Некоторое время он жил во Франции, где началось его юношеское увлечение авиацией. Здесь ему даже удалось получить заказ на проектирование самолета, но вскоре из-за недостатка финансирования работу пришлось прекратить. Война закончилась, военных заказов больше не было, и работу авиаконструкторов никто не оплачивал… И Игорь Иванович на том же ИМ, отчаявшись, летит через Атлантический океан - в США!

…Ничего подобного ИМ в последующие 20 лет в мире создано не было. На базе этого самолета, модернизированного Сикорским в начале 30-х годов XX в… была разработана им новая модель, на основе которой, потом запущенной в серию, в США была создана крупнейшая в мире авиакомпания «Панамерикэн», самолеты которой уже тогда пересекали океаны с полусотней пассажиров на борту! …"

Питерский

“…еще, плз ))…”

Коллеги, не поленитесь, зайдите по ссылке. Там постов страниц на 200 накручено, от тонкого стеба до первоисточников со ссылками…

6wings
Питерский:

Там постов страниц на 200 накручено

потому мы и ждём от Вас “избранного” - чтобы самим время не тратить ))

С увжением, Шестикрыл ))

HSM

www.libma.ru/istorija/…/p1.php Это записки Константина Николаевича Финне - начальника медицинской службы Эскадры Воздушных Кораблей(1914 г) Рекомендую всем интересующимся историей отечественной авиации. Текст и фото можно скачивать. Есть и фотографии участников легендарного перелета …

Питерский

“…еще, плз ))…”

“…Лишь командир у штурвала сидит ,
С виду не пьяный и трезво глядит,
В брюхе замутит- в пакет поблюёт-
Он не впервые с похмелья ведёт…”

Питерский

…Кстати, разбирая на даче захламленный чердак, нашел кучу старых журналов “Нива”, “Огонек”, “Русский инвалидъ” и др. 1913-1917 годов. Просматривая по вечерам старые журналы, наткнулся на интересную заметку:

“…Как-то прилетела в нашу эскадру делегация американских друзей, наших союзников по Антанте. Им был выделен старый, учебный ИМ с двумя моторами, и два лучших летчика, командира звали Василий Макарыч. И вот в один из перелетов, после очередной “поляны”, посвященной дружбе народов и будущей победе, разгоряченные алкоголем американские друзья, попросились в кабину пилотов и стали умалять русских летчиков показать свое мастерство. Им дипломатично стали объяснять, что этот самолет не предназначен для фигур высшего пилотажа и годится только для полетов по прямой. Но “друзья” не унимались, сначала брали “на слабо”, а потом заявили: “Нам сказали, что вы лучшие, а вы трусы и хвастуны!”
С этими словами один из “друзей” стал срывать с Василия Макарыча, сидящего за штурвалом, погоны и боевые медали…
После этого делегаты мало что поняли из происходящего, поскольку самолет, управляемый Василием Макарычем, с ревом стал набирать скорость и высоту. Достигнув критической точки “Муромец” завалился назад и после продолжительного пике вернулся в первоначальное положение.
Делегаты были неравномерно распределены по салону вперемешку с остатками “поляны” и сопровождающими лицами. Мундиры и нижнее белье, как говорится, восстановлению не подлежали…
Вот так американские друзья отправились получать новое обмундирование, а Василий Макарыч по распоряжению великого князя Александра Михаиловича был сослан подальше …в Сибирь!
Возможно, это был единственный случай в истории авиации, исполнения петли Нестерова на самолете такого типа…”

Последний полет “Ильи Муромца” в СССР:
"…через несколько дней, в середине июля 1926г., на корабле производили тренировочные полёты. Во время одной из посадок лётчик промахнулся мимо посадочной площадки и садился в капустник на берегу р. Нары. Пока корабль катился по твёрдому грунт, всё было нормально, но как только колёса попали на вспаханную полосу - почти на самом берегу реки, колёса погрузились по ступицы в мягкий грунт, корабль остановился, хвост задрало вверх, подломились шасси, и винты работающих моторов разлетелись в щепки. Прибежавшие люди опустили хвост и обнаружили поломку переднего лонжерона крыла. Дальнейшим осмотром корабля выяснено что он потерял регулировку, часть стяжек найдена оборванными и корабль подлежит списанию.
Так закончилась исключительная эпопея отечественной бомбардировочной авиации, комплектованной единственными в мире воздушными кораблями “Илья Муромец”…

no_name
Питерский:

Результатом этого знакомства стало то, что английский тяжелый бомбардировщик «Виккерс-Вимми» отличался от «Ильи Муромца» лишь названием.

Улыбнуло. Интересно, каков процент читающих замечает этот стеб?

А-50
no_name:

Интересно, каков процент читающих замечает этот стеб?

Ну как бы тоже загнули:

Любящий свою Родину, но не принявший новую власть, Сикорский решает уехать…а точнее, - улететь. Сформировав экипаж из лиц, доверявших ему полностью, на одном из ИМ он осуществляет смелый перелет…во Францию!

HSM

Вимми имел не только внешние отличия, но и иной конструктив вплоть до значительных отличий в диапазоне полетных центровок … Почему рекомендовал к прочтению записки доктора Финне, потому что это документальные свидетельства очевидца давних событий,знавшего по долгу службы пилотов и механиков Эскадры Воздушных Кораблей, самолично видевшего технику, на которой его подопечные служили. В записках много фотографий того времени …

Питерский

"…Официальные источники утверждают, что первый авианалёт на Берлин был совершен по приказу Сталина морскими лётчиками полка Евгения Преображенского в августе 1941 года. Нет ни малейших оснований ставить под сомнение этот подвиг. Но мы считаем своим долгом также ознакомить читателей с невероятной историей, рассказанной автору полковником ВВС в отставке Валерием Рябининым…

—… .Войну я встретил техником-лейтенантом на полевом аэродроме под Перемышлем на западной границе. Наш батальон аэродромного обслуживания со дня на день ожидал новую технику: фронтовые бомбардировщики Пе-2, о которых ходило много слухов, а пока что откровенно маялись без дела. На опостылевшие «легкие бомбардировщики» Р-5, явно устаревшие и не способные противостоять противнику, даже смотреть не хотелось…
Несмотря на явно предгрозовую опасность; ощущавшуюся буквально во всем, нас не держали в гарнизоне, и мы совершали пешие прогулки по изумительной красоты окрестностям; а я, имея подаренный товарищами по случаю дня рождения велосипед, позволял себе и более отдаленные вылазки. В одну из которых, отмахав километров 12, и наткнулся у полевой дороги на старый, почерневший от времени и непогоды сарай огромных размеров. На широченной двери висел ржавый пудовый замок, что лишь усилило мое любопытство. И в следующий раз, захватив у знакомого местного жителя телегу с лошадью и прихватив нескольких сослуживцев, я явился туда снова, чтобы попытаться проникнуть внутрь.
Приехав к объекту и сбив замок припасенной кувалдой, открываем тяжелые двери и столбенеем: в допотопном «ангаре» стоит «Илья Муромец», 4-моторный аэроплан времен Первой мировой войны! Построенный, как об этом свидетельствовала прикрепленная к стене кабины латунная платина, аж в 1916 году (заводской № 74). Модификации «Е», с двигателями суммарной мощностью 785 л.с. На его борту мы тут же насчитали 7 пулеметов и 7 сидений на высоких металлических ножках для экипажа… Меня, младшего авиаспециалиста, больше всего тогда удивило, что полотняно-фанерная обшивка крыльев и фюзеляжа древнего летательного аппарата оказалась в сохранности(!).
Продолжая осмотр находки, я обнаружил, что шасси у него были двухколесные, подстрахованные короткими лыжами. Кабина напоминала каюту яхты: она, кроме двух мест пилотов в своей передней части, имела гостиную, спальный бокс и даже уборную. Мне запомнилось также, что самолет судя по надписи на той же табличке, был изготовлен — если не ошибаюсь — на Русско-Балтийском заводе в Петрограде и имел моторы фирмы «Рено», нашего французского союзника времен Первой мировой.
Возвращаясь назад и дав волю фантазии, мы с ребятами размечтались до того, что решили сагитировать командира полка Бабенко дать согласие на совершение добровольцами части хотя бы единственного «ознакомительного полета». На что тот ответил:
— На днях я убываю в Киев на окружное совещание комсостава, — заявил он. — Вот тогда и ломайте себе шеи! А если гробанетесь — я лично возглавлю трибунал и потребую для злостных хулиганов и разгильдяев высшей меры наказания!.. «Добро» начальства, таким образом, хотя и в своеобразной форме, было получено. И не успела за «эмкой» комполка осесть дорожная пыль, как трактор «ЧТЗ» уже вытаскивал найденный бомбовоз из того самого сарая. Освоение «этажерки» возглавил лично зам. комполка по эксплуатации авиатехники, красавец-мужчина и сорвиголова по натуре. В азартных техосмотрах, регулировках и настройке на рабочий лад матчасти дни пролетели незаметно; и вот уже однажды ранним утром аэроплан, скрипя и переваливаясь на ухабах и оглушительно ревя моторами, с несколькими «смертниками» отрывается от земли. А после нескольких удачных вылетов энтузиасты (и я в том числе!) входят в такой азарт, что даже умудряются сбросить вручную на зеленый луг в окрестностях аэродрома даже 25-килограммовую бомбу(!). И случилось это примерно за 2,5 недели до начала войны. Которую «Илья Муромец» встретил, красуясь в самом дальнем конце взлетной полосы.

«Главное сейчас, товарищи, шарахнуть по логову фашистского зверя»!

— Нашу «точку», — продолжает Валерий Игнатьевич свой рассказ, — немцы не бомбили: волна за волной армады их бомбовозов в плотном строю, как на параде, в безоблачном небе проходили над нашими головами на восток, не встречая никакого сопротивления; с земли их тоже никто не пытался обстреливать. К вечеру 22-го числа в полк приходит приказ «организованно перебазироваться километров на 200 восточнее», но уже поздно: растерянный и до предела озадаченный Бабенко, кивая на замолкший полевой телефон, бросает с досадой:
— Какое, к черту, перебазирование! Я час назад звонил в штаб дивизии, где знают оперативную обстановку, и мне оперативный дежурный открытым текстом залепил, что немцы за световой день успели отмахать по шоссе на восток 60—80 км! Так что мы, товарищи, уже находимся в ближнем тылу противника…
И, помолчав, добавил:
— Но приказы не обсуждаются, а их следует беспрекословно выполнять! Так что завтра на заре все способные держаться в воздухе самолеты перегоняем на тыловую базу; все остальное хозяйство сжигаем и походной колонной уходим. Будем пробиваться к своим!..
В сумерках приземляется посланный на разведку в ближний тыл «разведчик» и приносит мрачные новости: все ведущие на восток дороги забиты бронетехникой немцев, прущей безостановочно, не вступая в боестолкновения с нашими частями прикрытия!..
— Уже в темноте, — продолжает Валерий, — по дороге к складу мне навстречу попадается бегущий зампотех Экман:
— Вчера со станции нам завезли авиабомбы. Приказано немедленно склады взорвать! — кричит он на бегу.
— А с «Муромцем» что решили? — интересуюсь я.
— Комполка решил перегнать его на новую «точку»; а заодно на шоссе пошерстить и обнаглевших фашистов!
Экман приказывает мне следовать за ним, а когда оказываемся на складе, — распоряжается без лишних разговоров загрузить в аэроплан «максимальное количество» бомб малого калибра, уложив их в несколько рядов прямо на пол бомбовоза. Что я за пару часов с призванными на подмогу технарями и исполняем в точности.
… Едва на востоке возникает светлая полоска вдоль горизонта, — Экман отзывает меня в сторону и протягивает свою полевую сумку:

— Возьми, Валерий, если сможешь — сохрани и передай ордена и личные документы моим домашним!
— А вы куда? — испуганно выкрикиваю я.
— Обо мне не беспокойся: я решил поступить, как в той песне поется: «Если смерти, то мгновенной…»
— Что вы задумали? — еще более испуганно вскричал я.
— Лечу на Берлин, Валера! Отступление, всякие там «планомерные отходы» и прочий идиотизм — не для меня! Так что извини…
Тут только я осознаю до конца весь ужас происходящего и повисаю у Экмана на плечах:
— Одумайся, Николай Прохорович! Какой к черту Берлин — у этой развалюхи скорость черепахи и дальность полета не более 700 км! Даже если долетишь туда — назад шансов вернуться никаких!..
—Да знаю я все это, — обрывает меня майор. Дальность для меня значения не имеет! Главное сейчас — шарахнуть по Берлину, привести сбесившегося Адольфа в чувство!..
И он бросается куда-то в сторону казармы, оставив меня в полном оцепенении.
В суете проходит еще час, и когда наступает рассвет, — огромный биплан медленно, натужно ревя моторами, уползает по примятой траве далеко, почти до самого горизонта, где отрывается, наконец, от земли и растворяется в утренней дымке.

Таинственный пожар

Судьба майора Николая Экмана и его экипажа, набранного в последние минуты пребывания на полевом аэродроме, оставшемся в тылу у рвущихся на восток немцев, долго оставалась для Валерия Рябинина неизвестной. Ему в ту войну повезло: он в ней уцелел, хотя тогда, 41-м, их походную колонну вскоре после начала движения в пух и прах разнесла танковая рота фрицев, из засады расстрелявшая ее в упор. Валерий в той заварухе случайно уцелел и, оторвавшись от своих пошел на восток, приставая по пути к группам таких же, как и он сам, окруженцев. Их снова и снова обнаруживали и долбали из всех видов оружия немцы, пока — уже глубокой осенью — не осел наш рассказчик в одном из первых партизанских отрядов, на который он наткнулся на безымянном островке посредине тихоходной Удай-реки. На «большую землю» улетел с первым «Дугласом», прилетавшим за раненными в их партизанское соединение. Затем снова летал с переменным успехом, зарабатывая все новые раны и контузии, а попутно — и боевые награды. Войну закончил западнее Берлина, заблудившись в германском небе и сев на вынужденную где-то в Тюрингии…
Судьба майора Экмана и его героического экипажа, набранного в суете последних часов пребывания там, под Перемышлем, долгие годы оставалась Валерию неизвестной. Скорые на решения в ту военную пору кадровики поспешили занести Николая Прохоровича в бесконечные списки «без вести пропавших». Но все послевоенные годы, особенно в дни очередных годовщин дня Победы, Валерий, ставший на момент ухода в отставку подполковником, продолжал думать о судьбе своего командира. Напряженно вчитывался в мемуары военачальников, рылся в газетных подшивках, ловил каждое слово об отгремевшей войне по радио — и все бесполезно…
И вот на 9 мая 1980 года он в составе делегации ветеранов войны оказывается в столице ГДР. И в один из дней упрашивает приставленного к делегации немецкого «геноссе» свести его в управление берлинской пожарной охраны. Где Валерий обращается к немецким товарищам с настоятельной просьбой посмотреть в ихних архивах — какие именно пожары были зафиксированы в столице рейха 23 июня 1941 года в первой половине дня. Но тамошние пожарные ничего путного не сообщают, и наш следопыт ни с чем возвращается в Союз. А недели через три из Германии к нему в деревню вдруг приходит загадочный пакет из Берлина. Вскрыв его, Рябинин обнаруживает внутри отпечатанный на машинке текст на немецком языке. Ветеран бросается в райцентр к школьной учительнице, которая и переводит ему содержание послания. Из которого следует, что в течение первых суток «войны на востоке» в Большом Берлине было зафиксировано несколько пожаров, среди которых один вызвал немало толков в городском пожарном управлении. Ниже следовала выписка из журнала дежурной смены, бережно записанная Рябининым со слов учительницы и зачитанная автору: «…В половине четвертого утра 23 июня 1941 года на юго-восточной окраине Берлина, в 3,5 км от кольцевой автострады по неизвестной причине обрушились два верхних этажа 7-этажного жилого дома. Обвал сопровождался серией взрывов и пожаром, перекинувшимся на соседние дома. Произведенным осмотром в развалинах обнаружены металлические конструкции неизвестного происхождения, в том числе поддон длиной около 7,0 и шириной примерно 2,5 метра. А на расстоянии 25—50 м от очага пожара — деформированные и обгоревшие однотипные агрегаты количеством 4 штуки…»
— Можете себе только представить, какое волнение охватило меня после прочтения этих строк, — с напряжением в голосе произнес Рябинин. — В тот момент перед моим взором, затуманенным непроизвольно выступившими слезами, явственно возникла молодцеватая фигура майора Николая Прохоровича Экмана и донесся из вечности его тихий, но твердо поставленный голос:
— Главное, Валера, — это шарахнуть по Берлину. А все остальное приложится. Будем живы — не помрем!.. "

blade
Питерский:

имея подаренный товарищами по случаю дня рождения велосипед, позволял себе

Надо бы уточнить- он с него не падал головой вниз?😃
Мой знакомый лет 10 назад купил ВАЗ2105, проехавший 500 км и потом- лет 6 простоявший в гараже, пока родственники его делили (после смерти владельца).
То есть, вполне современная машина, сделанная из приличных материалов и т.д.?
Так вот, когда он сменил все маслА и другие жидкости и запустил движок- “пятерка” засвистала из всех сальников, как могла 😢
Это- после 6 лет хранения?
Теперь вернемся к описанию чЮдесного бомбардировщика: 1916-1941 (25 лет) он простоял в сарае?
Ну, оставим на совести автора, что за все это время местные жители не поснимали с него все трубки (на самогонные апрараты) и не пообдирали всю холстину (на портки).
То есть, все проволочные растяжки- не проржавели?, масло в двигателях (тогда была далеко не синтетика) не закоксовалось?
Резина на шасси- не сгнила?
Ну и так далее…
Дядьки, мы же все таки инженеры, а не барышни куртуазные, чтобы в сказки рождественские верить?

Питерский:

явственно возникла молодцеватая фигура майора Николая Прохоровича Экмана и донесся из вечности

Интересно, а не менее молодцеватый Барон Иероним фон Мюнхгаузен- в каком звании пребывал? 😃

А-50:

Ну как бы тоже загнули: Любящий свою Родину, но не принявший новую власть, Сикорский решает уехать…а точнее, - улететь. Сформировав экипаж из лиц, доверявших ему полностью, на одном из ИМ он осуществляет смелый перелет…во Францию!

Ну, про Францию может и загнули, а по сути- верно: все умные люди, быстро поняв чем грозит новая власть- разбежались из РСФСР кто куда.
Наберите в поиске фамилии Зворыкин (основатель всей системы современного телевидения) или Термен, особенно- его биографические вехи: от показа Ленину первого в мире электронного инструмента до поездки в Америку (с зарабатыванием там миллионного состояния) до возврата в СССР- с многолетней отсидкой) и влачения жалкого существования вплоть до смерти в ранге вахтера- “обхохочетесь”.
Таких много и тогда было и сейчас достаточно (из последних по времени А.Гейм и К.Новоселов- Нобелевские лауреаты 2010 за разработку графена)
По теме: к “Илье Муромцу” современная Россия (СССР)- какое имеет отношение?
Только то, что человека с похожим на Сикорского уровнем таланта, Туполева- в лагерь посадила?
Ну, не уехал бы Сикорский вовремя- сидел бы в шарашке рядом с Андреем Николаевичем?

А-50
blade:

про Францию может и загнули, а по сути- верно

Я всего лишь насчет:

blade:

осуществляет смелый перелет…во Францию

, безо всякой политики.
Вообще то “перелет” был пароходом, и не во Францию, а в Англию.

Питерский

Коллеги, я понимаю Ваши сомнения, но я лишь цитирую с ветки. Там люди возможно и сочиняют, но не врут!

Пал_Ник
blade:

Так вот, когда он сменил все маслА и другие жидкости и запустил движок- “пятерка” засвистала из всех сальников, как могла 😢
Это- после 6 лет хранения?

Не хочу ввязываться в спор,НО сделаю ремарку…Здесь собрались большие спецы в технике и это наверно правда… Поведаю Вам уважаемые исторический факт ,а именно…В древнем шкафу моей бабушки (рождения начала ХХ века) кроме всяких старых фоток,открыток,сувениров (всех времён и народов) лежит теннисный мячик того же времени, он отличается от современного тем, что ,во-первых-он целиковый(т.е. не пустой) и сделан из НАТУРАЛЬНОГО КАУЧУКА! Поэтому он сохранил все свои свойства (упругость и цвет).
Думаю,что во времена Сикорского манжеты и уплотнения делали тоже из натурального каучука, поскольку бутадиенстирольного каучука(искусственного) тогда ещё НЕ БЫЛО! И я думаю что и Жигули бы не засвистали маслом.
И ещё…У нас на даче в Михнево, на участке по диагонали от нас, стоит “Мерседес” 1938 года постойки .Периодически хозяин заводит его и даже катается. Комментировать не буду…И покрышки у него РОДНЫЕ!😉

Питерский

"…13 апреля экипаж “Ильи Муромца” под командованием поручика Костенчика получил задание бомбардировать станцию Даудзевас. В состав экипажа кроме командира входили второй пилот Янковиус, артиллерийский офицер поручик Шнеур, моторист Касаткин и вольноопределяющийся моторист-стрелок Марсель Пля, негр из французского цирка, каким-то чудом попавший в эскадру. На втором заходе немцы встретили их ураганным огнем. Только сбросили серию, как перед кораблем два взрыва. Грохот, треск дерева, полетели щепки, звон разбитого стекла. Костенчик отпрянул назад, а потом упал на штурвал. Корабль вначале задрал нос, потом клюнул вниз и завертелся в спирали. Кто-то успел выключить зажигание. Янковиус, стоявший на коленях у открытого бомболюка, бросился к командиру. Он вытащил раненого из кресла, но в этой круговерти не смог освободить его ноги из-под ремней педалей. Не теряя времени, второй пилот сел за штурвал, поставил ноги прямо на ноги раненого товарища и вывел самолет в горизонтальный полет курсом домой. Касаткин включил магнето. Заработали только три двигателя. Крайний правый молчал. Все немного пришли в себя, оказали первую помощь командиру, который находился в бессознательном состоянии. В этот момент из верхнего люка с грохотом свалился Пля. Все остолбенели. Кто-то не выдержал: “Марсель, ты ведь должен был лететь к земле самостоятельно!” Все рассмеялись, напряжение было снято. Оказывается предусмотрительный француз привязался ремнем к стойке крыла и, когда “Муромец” падал, он в шоковом состоянии болтался в воздухе. Марсель потом долго восхищался прочностью самолета.

Янковиус благополучно довел израненную машину до аэродрома и удачно посадил. Как только на пробеге подъемная сила упала, крыло отвалилось. Оказывается был перебит верхний лонжерон, и крыло держалось только за счет подъемной силы. За этот боевой вылет весь экипаж был награжден и повышен в звании. Марселю Пля был пожалован чин старшего унтер-офицера…"

“…Марсель Пля (некоторые пишут - Плиат (вроде Рено-Реноут и Пежо-Пегоут!)) - французский гражданин. Девять лет назад его мать была привезена богатыми людьми в Россию в качестве няньки и с нею курчавый и бойкий подросток.
Холодная Россия стала второй родиной чёрному Пля. теперь он женат на русской, имеет ребёнка.
Когда началась война, он как французский подданный, должен был явиться в ряды Жоффра, но остался, вступив добровольцем в русскую армию, сначала в качестве шофёра, потом моториста на воздушном корабле.
На “Илье Муромце” он заработал два креста”

(Огонёк. Воскресенье 23 октября 1916 года, №43)

www.strizhi.ru/attachments/Marsel_Pla.jpg

Питерский

Рассказ о подвиге экипажа ИМ, единственного сбитого немцами:

"…Подвиг экипажа «Илья Муромец» в небе Восточной Пруссии.

О подвиге экипажа бомбардировщика «Илья Муромец» №16, совершенном 12 (25) сентября 1916 года у местечка Боруны, писала вся общероссийская пресса. Наш самолет один дрался с 4 немецкими истребителями, из которых сбил 3, а затем сам погиб.

Офицеры экипажа - поручики Макшеев Д.Д., Рахлин М.А., Гаибов Ф. и Карпов О.С. - были посмертно награждены орденом Святого Георгия IV степени.

Служили эти авиаторы в эскадре тяжелых дальних бомбардировщиков (командир генерал-майор Шидловский). Свой фронтовой путь эскадра начинала на аэродроме города Лиды в июне 1915 года. Накануне были получены и освоены новейшие в то время самолеты “Илья Муромец”, созданные главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского завода Игорем Ивановичем Сикорским (1889-1972).

С аэродрома Лиды шесть первенцев мирового тяжелого самолетостроения улетали на боевые задания в тыл противника - бомбили цели на территории Восточной Пруссии, атаковали и Кенигсберг.

В начале сентября 1915 года, отступая вместе с армейскими частями, эскадра перебазировалась под Псков. Самолеты группами были приданы командованию фронтов. Авиаотряд из двух бомбардировщиков был расквартирован у имения Таньково (Минская губерния).

В доме графини Ганской разместились авиаторы, палатки с самолетами находились позади парка, в поле. Всё было хорошо замаскировано от германской авиации.

Аэродром был прикрыт зенитной артиллерийской батареей (трехдюймовые орудия были установлены на специальных деревянных станках, позволявших без труда поднимать орудийные стволы почти вертикально, в «зенит»).

Одним из базировавшихся здесь самолетов и был «Илья Муромец» №16. Отсюда героический экипаж улетел в свой последний бой, и именно в семье хозяйки усадьбы 22 сентября (5 октября) 1916 года прошла траурная служба по погибшим.

Друзья и товарищи по службе, конечно же, давали слово друг другу после войны найти могилу павших героев. В то время авиаторы знали, что их самолеты - национальная гордость России. И потеря такого самолета и экипажа была первой и последней за всю войну. От этого еще больше была горечь утраты. Оставалось верить немецкой записке, сброшенной с самолета, что погибшие друзья похоронены, как было написано, с воинскими почестями…"

Полный текст:
tos-chkalovsk.narod.ru/vestnik0--011.htm

Питерский

“…- Мой отец, - рассказывает Юрьё Торикка, - и был основателем аэродрома в Антреа. Он - уроженец Выборга. В 3 года остался без родителей и его усыновила семья военного. Идея сделать воспитанника военным принадлежала отчиму. После Первой Мировой войны отец закончил первую в России авиационную школу в Гатчине, получив специальность летчика-наблюдателя (штурмана).
Выборг был родным городом для Александра. Однако 1918 год - это год смуты и волнений в Выборге, ставшем последним оплотом красных финнов. Капитан русской армии Александр Крашенинин - отец рассказчика - включается в подпольную работу по созданию шюцкора (белых отрядов местной самообороны). После победы белых на севере и в Центральной Финляндии основные военные действия переносятся на перешеек. В Антреа располагался штаб Маннергейма. В выборгском шюцкоре становится известно, что многие летчики в Петрограде недовольны политикой большевиков и готовы перейти на сторону Финляндии. Крашенинин получает задание создать из русских дворян-добровольцев отряд авиаторов и закупить самолеты и вооружение для них. И такие русские дворяне, не согласные с политикой красных, нашлись среди однокашников и знакомых Александра Крашенинина. За коньяк в Ленинграде удалось договориться и о покупке самолетов. Скрываясь от преследований, русские дворяне вынуждены были скрывать и свои имена; они берут финские. Так, старший лейтенант морской пехоты Игорь Зайчевский становится капитаном Эриком Илмариненом. Его брат Олег - капитаном Отто Илмариненом. Лейтенант морской пехоты Михаил Шаблович стал капитаном Микко Хейконеном. Михаил Сафонов - Микко Вуоренхеймо. Перелетевший вместе с Шабловичем прапорщик инженерных войск Воробьев получает псевдоним Ауэрмаа без присвоения воинского звания. Капитан Владимир Парфиненко не хотел брать финское имя. Он избрал для псевдонима сочетание двух слов: Адлер Хейм. (Этот момент вызвал улыбку у представителей финской делегации. Перевести сочетание переводчица не смогла. Приблизительно, с её слов, псевдоним связан со словом “птица”.)
Задачами авиационной группы были разведка и бомбардировка. Бомбы весом 50 кг сбрасывались на глазок и попадание было, в общем-то, делом случая…
Участие летчиков в военных действиях было недолгим. Всего 40 вылетов совершили самолеты с аэродрома Антреа. После тяжелых боев белые освободили Выборг. Уже 10 мая 1918 года аэродром был перенесен в Лаппеенранту. Там была создана первая авиационная школа. Учителями, которые учили юных летчиков, стали те самые русские дворяне и финские летчики, которые создали первый финский аэродром в Антреа. Сейчас студенты из Лаппеенранты ищут доказательство того, что именно в Антреа началась школа первых финских пилотов…”

17 days later
Питерский

“…История советской авиации, как и история всей страны, местами трагична. На долю многих коллег, друзей и знакомых Игоря Сикорского выпала мрачная судьба. Генерала Михаила Шидловского, возглавлявшего завод, где Сикорский строил свои самолёты типа “Илья Муромец”, революционные матросы растерзали, когда он пытался перейти в Финляндию. С приходом к власти “черных тужурок” начались аресты среди инженеров, профессуры, духовенства. Наступила эпоха массового террора, ссылок, концлагерей и расстрела заложников. В 1929 году ОГПУ создало секретное авиационное конструкторское бюро, где среди других арестованных специалистов работали и давнишние сотрудники Игоря Сикорского - Николай Поликарпов и Дмитрий Григорович, ставшие крупными инженерами. Игорь Иванович помнил профессора Якова Гаккеля, одного из пионеров российского гидросамолётостроения. Яков Модестович не выдержал тягот тюрьмы. В 1937-38 годах арестовали сотни авиаинженеров, разгромили десятки КБ, под угрозой разгона оказался Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где занимались перспективными разработками воздушных судов. Начальника отдела вертолётостроения Александра Изаксона тоже арестовали. Уцелели только те, кому посчастливилось попасть в “шарашки”. Оказался за решёткой и Андрей Туполев, которого Сикорский принимал у себя в доме в Америке: ведь тяжелые самолёты Туполева вели свою родословную от дореволюционных гигантов Сикорского. Уважением и симпатиями было пронизано письмо, которое Игорь Сикорский послал Константину Калинину, в середине 30-ых годов создавшему один из самых больших самолётов мира - семимоторный К-7. Константина Алексеевича на допросах забили насмерть. Арестовали и расстреляли начальника Летно-испытательного института ВВС Александра Филина, который в 1934 году был в составе экипажа самолёта, установившего мировой рекорд дальности перелёта. После того, как на тысячах фотографий был показан Сталин, целующий героев-летчиков, этот маршрут был назван “сталинским”. Буквально в первые месяцы войны тот же “сталинский маршрут” выпал на долю целой группы генералов: летчиков-асов и авиаинженеров. Их расстреляли в октябре 41-го. Сразу же после победоносного окончания II Мировой войны сначала щедро наградили орденами, а затем почти сразу же после этого отправили в тюрьму Министра авиационной промышленности генерала Алексея Шахурина, командующего Военно-Воздушными силами Красной Армии Главного маршала Александра Новикова, ряд других крупных фигур. В числе прочего им вменялись в вину положительные отзывы об организации американской авиапромышленности…”

15 days later
7 days later
pentajazz

какой голимый подбор фейков…
хотя в конце есть несколько фото реального К-7 - последние 3 слайда.