Чеченцы:"Нам нечего менять в нашем образе жизни"
Главу кондопожской чеченской общины зовут Саламбек Муртазаев. Он же - заместитель главы карельской общины. Он же - член "Единой России". Саламбек приехал в Кондопогу 16 лет назад - одним из первых. Работал в зверосовхозе поселка Березовка, дослужился до должности замдиректора. Именно этот поселок со временем стал первым местом компактного проживания чеченцев в Кондопожском районе.
Саламбек помнит, что во время первой чеченской войны местные жители приняли беженцев из Чечни гостеприимно. Помогали устроить детей в школу, проявляли сочувствие. Разлад в отношениях произошел во второй половине 90-х, причем негатив пошел как со стороны местных, так и со стороны чеченцев. Бывшие русские друзья Саламбека рассказывали мне, как он изменился после нескольких поездок в охваченную войной республику. Многие даже утверждают, что сами слышали от него высказывания о необходимости сводить счеты с теми жителями Карелии, которые воевали на стороне федеральных сил.
Сегодня Саламбек занимается добычей камня и производством мебели. Пользуется в своей общине непререкаемым авторитетом и вместе с тем он один из немногих чеченцев в городе, о которых большинство местных жителей говорят без открытой ненависти. Работает честно, ведет себя дипломатично, ездит на скромном "Nissan Almera". И тем не менее за последние 3 месяца его мебельный цех в Березовке горел уже дважды, и оба раза милиция устанавливала факт поджога. Несмотря на это, семья Муртазаевых даже в дни погромов оставалась в Кондопоге.
- Сегодня в город уже вернулись все 70 проживавших до конфликта чеченцев, - говорит Саламбек. Эта цифра почему-то не совпадает с данными МВД, согласно которым в Кондопоге официально зарегистрировано 46 уроженцев Чечни. - Для нас возвращение - это принципиальный вопрос. Если мы сегодня не вернемся сюда, то завтра заполыхают Олонец, Питкяранта и другие места компактного проживания чеченцев.
- Саламбек, как вы думаете, почему чеченцев не любят и в Кондопоге, и в Олонце, и в Питкяранте? Местные жители считают, что причина - в образе жизни самих чеченцев.
- Нам нечего менять в нашем образе жизни. Мы такие же граждане России, как и остальные. Мы жили спокойно и никого не трогали.
- Саламбек, но ведь не может быть, чтобы у жителей целого города вдруг произошло помутнение рассудка и они стали испытывать неприязнь к чеченцам?
Я вовсе не хотел, чтобы Муртазаев начал критиковать свой народ. Я просто надеялся, что он осудит действия тех шестерых своих земляков, которые теперь находятся за решеткой. Но мои попытки оказались безуспешными.
- Их спровоцировали на эти действия, - считает Саламбек. - Будь я в тот момент рядом, возможно, и я оказался бы теперь в тюрьме. Это обычный бытовой конфликт, который раздули до масштабов страны. Только потому, что мы чеченцы. А когда Кадыров на всю страну сказал, что он своих в обиду не даст, тут же все встало на свои места.
На мой последний вопрос - не возникает ли сегодня у его земляков в Кондопоге проблем с безопасностью? - Саламбек ответил как-то странно:
- Нет, не возникает. Но даже если и возникнет - нам всегда есть куда бежать. А вот куда побегут они?