Дорога в небо

octopus

Началось мое увлечение «вертолетизмом» достаточно случайно и очень издалека…
Прошлым летом были на одном из озер Ленобласти, ныряли немножко, шашлык-машлык кушали. А один из наших «нырцов» приехал на озеро с сыном и был у того сына радиоуправляемый катер. Мальчик запускал сие плавсредство в сторонке от дайверов, катер рычал и носился. Моя подруга заинтересовалась, подошли мы к пацану и попросили порулить. Парень оказался на удивление нежадным, дал пульт, показал что и как. Попробовали- прикольно ! Моя девченка и говорит: «Давай нам тоже такой купим!». Я ей объясняю, что нафига он нам сдался, да и бобла стоит, но симпатичное создание настаивает. А другая барышня, тоже бывшая на озере и сильно больше умудренная жизнью говорит: «Андрей, покупай модель, пока просит. Потом будет настоящий катер требовать- дороже выйдет !». С этой аргументацией я согласился 😃
Полазил в Интернете, почитал трошки про катера разные, выбрал понравившийся и отправился в магаз, где этот катер был самый дешевый. Купил катер, а там на полке еще вертолетов целая куча стоит. Я, надо признаться, вертолеты всегда любил, не знаю почему . Фильмы, где винтокрылы летали, мне всегда нравились ( до сих пор помню такой доисторический кинчик «Голубой гром», очень он мне в свое время в душу запал ). Да и стоят маленькие хелики почти нисколько! Спросил продавца, какой верт подойдет для полетов в небольшой квартире, он мне Lama V3 порекомендовал. Показал, как тот летает- мне понравилось, взял я Ламу…
Поскольку дело было на буднях, а озеро светило только на выходных, катер пока я отставил, а взялся за вертолет. Прочитал инструкцию ( вроде внимательно, но, как потом оказалось, не совсем 😃 ). Зарядил батарею включаю- не крутится ротор. Я и так, и эдак, стики на пульте по-всякому двигаю- не крутится ! А дело все в комнате, на полу происходит, я вокруг верта раком ползаю… И тут ( как я понял позжее ), я стик газа до нуля вниз сдвинул, вертолет успел начать инициализироваться, я стик вперед до упора- верт еще подождал пару секунд а потом каак даст полный газ- я только жало успел убрать! Стремительный взлет вверх, удар об потолок, потом об люстру, об телевизор и летающее чудо подбитой птицей тяжко грохается об пол. Лопасти сломаны, хвост- сломан, кабина помята, на потолке и стене полосы- полный пипец ! И ведь. блин, обидно ! «Ничего не сделал, только зашел…» 😃
Но через неделю уже стал летать помаленьку в комнате, через две уже вообще уверенность почувствовал, понравилось все это дело просто до поросячьего визга  ( катер, кстати, мы на озере каждые выходные запускали, но как то это не очень интересно- ну глиссирует на 30 км/ч, ну разворачивается… Не цепляет! )
И тут меня в Инет занесло, почитать как сделать чтобы получше Лама летала. Нашел форумы rcdesign, heli-spb, почитал и понял, что лошара я конченый, соосники- это детский лепет и люди совсем на других штуках по-настоящему отжигают…
Прочитал эпохальный труд «Пособие начинающего вертолетчика» ( спасибо авторам- крайне полезное для начала чтиво, точку отсчета очень правильно задает, хоть и занудное чутка 😃 ), еще много-много всего на форумах, стал потихоньку к большим свершениям готовиться…
На e-bay залез, разобрался как там и что ( никогда раньше в жизни ничего через Интернет не покупал, а тут расперло), долго караулил и купил-таки «задешево» пульт Spektrum DX7, потом отдельно приемник к нему…
Поскольку зима осень была и до вылетов на природе еще времени много-много оставалось, прикупил Blade mcX ( офигительный аппарат ! По сравнению с Ламой просто мегастабильный, на нем влегкую научился «мордой к себе» висеть, хвостом вперед летать, боками- очень полезный экспириенс ).
Потом все же решил посмотреть почему все «бывалые» так настойчиво советуют симулятором пользоваться. Нашел на просторах сети RealFlight, попробовался с пультом от Ламы ( просто дубовый пульт, как теперь понимаю, врагу такого не пожелаешь ). Потом «честный» сим RF G5 с нормальным пультом купил, стал каждый вечер учиться летать ( сложно, сцуко, оказалось на «классике» рулить, не то что на сооснике. Сначала вообще ничего не получалось, но постепенно пообвыкся, стало вытанцовываться и нравиться 😃 ).
К этому времени для себя уже твердо решил, что к лету брать буду T-Rex 500 ( очень сильно его советовали многие, аргументы по поводу накопленного людьми опыта по его настройке и эксплуатации и наличию запчастей в русских магазинах показались резонными ).
Также попутно понял, что денег на развлекуху вертолетную надо истратить немало ( кроме пульта и самого верта всякие балансиры лопастей–аккумуляторы-зарядники- приспособы для съема тяг и пр. и пр. нужны ).
В неспешных поисках и приобретениях всяческих «фигулек» пришла весна и, стало быть, «пора» !
Сначала с моделью все было совсем ясно T-Rex 500 ESP, но как раз к моменту покупки появилась в продаже бесфлайбарная версия T-Rex 500 ESP 3G. По всем прочитанным мнениям выходило, что брать надо обычную, флайбарную модель. Ее и стал искать по разумной цене, но совершенно неожиданно натолкнулся на вариант 3G по сразившему меня ценнику- и купил его! Решил: «ладно, попробую, не самый тупой, вроде?» 😃.
Со сборкой проблем никаких не возникло- по каждому шагу сборки смотрел фильмы Боба Финлеса с helifreak.com, а там все архиподробно показано. Опять же в инструкции все ходы описаны.
Потом в очередной раз перелопатил наши форумы и прочитал как настраивать кривые в передатчике, как выравнивать тарелку перекоса, как регулировать collective pitch и все в том же роде ( реально ВСЕ на форумах многократно описано и найти все это несложно, надо только внутреннюю леность преодолеть 😃 ).
Настройка самой элайновской беcфлайбарной системы 3G проста как войлочный тапочек и подробно описана в инструкции ( кстати, на форумах много мнений о том, что сначала, дескать, надо обязательно флайбарную версию собрать, а потом уже на бесфлайбар переходить, иначе беда будет. Возможно я чего то не понимаю, ибо «чайник», но на мой взгляд опыт настройки механики на флайбаре мне ну ничем бы не помог).
И вот наконец все собрано и настроено… Надо испытывать, но на улице ветер! А назавтра уезжать надолго надо, Ладно, думаю, попробую, может ветер все же не настолько силен? Приезжаю на «пятачок» ( место для полетов опять же на форуме выяснил ), выхожу из машины- реально дует, метров 10, на порывах больше ( как виндсерфер с многолетним стажем ветер кожей чувствую 😃 ). Попытаться взлететь жутко хочется, но благоразумие все же побеждает- ну стопроцентно все переворотом закончится. Грустно еду обратно, но вдруг вижу местечко, вроде бы немного прикрытое от ветра. Выхожу- точно, ветер тут хоть и не меньше, но порывами, иногда совсем промежутки хорошие случаются. В попытках подъехать поближе к чудо-плейсу почти «посадил» в грязи машину, но все же проехал.
Присоединил тренировочное шасси мегаразмера, отошел подальше и с замиранием сердца двинул стик газа вверх…
Ротор раскручивается, еще газу, еще- и о чудо, вертолет в воздухе ! Висит на высоте около метра над землей, вообще игнорирует порывы ветра, четко на стики реагирует !!! Урра !!! Вот оно, простое человеческое счастье ! 😃
Полетав немного ( минут 7 ) решил все же садиться, ибо неясно, на сколько акка хватит, а разряжать его сильно не хочется. Увы, при приземлении порывчик ветра поймал ( ну и собственную неопытность и неловкость со счета тоже списывать не надо 😃 ), верт качнуло и он цапанул хвостом землю. Совсем чуть-чуть, но этого хватило, чтобы срезать четверть зубьев на передней шестерне передачи хвостового вала…
Домой вернулся счастливый и довольный- птичка полетела ! 😃. А что до шестерни, так я ее быстро поменял ( благо опять же на форумах узнал, что деталь это сильно ломучая и должна быть в запасе ).

Такая вот получилась персональная история «приобщения к небу», Если она показалась вам забавной и в чем-то полезной- здорово, если нет- тоже ничего, у каждого своя дорога ! 😃
Летной всем погоды и сбычи мечт !

PS Огромное спасибо всем, кто делился на форумах своим опытом- без вас было бы неизмеримо сложнее !

roytman

Поздравляю, а с шестернями у всех бывает, в след раз просто следите за полетным временем. Удачи.

karabox

Вот, приятно почитать как люди начинают, а то как глянешь в тему с новичками (сам такой) и грустно становится=). Андрей, все очень позитивно - мягких вам посадок и чистого неба!

andyx

Да, отличный рассказ! 😃
Насчет шестерни - все-таки убедитесь, что зазор правильный выставлен. Уж сколько раз я и траву и песок цеплял, шестерню не срезало ни разу. Вы же говорите, что совсем чуть-чуть зацепили?

ruRostov

Уважаемый andyx! А подскажите - как правильно выставить зазор между шестернями? А то этот момент както непонятен ещё 😒

karabox

Я делаю так, беру лист бумаги или пленки и вставляю его между шестернями, сдвигаю шестерни вплотную, затягиваю, убираю полоску бумаги. В теории зазор должен быть таковым что бы обеспечить максимальную площадь контакта зубьев и в то же время не допускать заклинивания передачи. Как то так наверное.

andyx

karabox верно написал, я так же выставляю.
хотя, и руками чувствуется, если зазора нет.

octopus

Господа, а вы о зазоре между какими шестернями говорите ? У меня зубья срезало на маленькой черной, которая в зацеп с шестерней авторотации входит.
Между этими шестернями как-то зазор регулировать можно ???

vladirur

нет, черная шестерня - это “предохранитель”, ничего регулировать нельзя да и не нужно.

octopus

“Насчет шестерни - все-таки убедитесь, что зазор правильный выставлен” ?

falcon86

Хорошо написал и за ссылку на подробную инструкцию - спасибо! После прочтения сразу появляется желание купить прямо сейчас себе вертолет и наслаждаться им, не забывая при этом, что это не игрушка.

ruRostov

а можно поподробнее - что за “ссылка на подробную инструкцию”? 😃

andyx
octopus:

“Насчет шестерни - все-таки убедитесь, что зазор правильный выставлен” ?

Прошу прощения, не о том, видимо подумал…
Хотя, имхо, между любыми шестернями зазор быть должен, а если его нету, надо искать способ его организовать. Как-то так.

octopus

Ок !
А то я уж подумал, что какой-то важный момент полностью упустил 😃.
Чиркнул то я лопастями легонько, но по асфальту, видимо поэтому и срезало зубья- асфальт он хорошо тормозит 😃. На лопастях пришлось надфилем кончики подшлифовать.

incomer

Увеличенный зазор между промежуточной и шестерней авторотации- достаточно популярный в последнее время баг. Зубья работают не всей поверхностью, соответственно под нагрузкой их срезает. Причем не только от касания лопастями, но и просто в полете. Некоторые лечат расточкой отверстий крепления всего блока в раме и сдвиганием его в сторону основного вала. Зимой, так вообще, Рексы падали из-за этого с завидной регулярностью. Все- от 450 до 600-х.

roytman

У 500 такой проблемы вроде нету. Во всяком случае я не слышал…

1 month later
Pilot-S_S

Чтобы не создавать новую тему, решил описать свой “вывод в небо” в этой теме.
Надеюсь, понравиться.

Итак, долгожданный мною момент настал в прошлый четверг.
Момент, которого я ждал больше 6 месяцев!!!
Наконец-то мой T-Rex 500 был собран, и облётан с помощью моего наставника и друга Павла (Motorhead in therion) Но, что это был за вечер! Когда я впервые увидел, как мой Рексик, ещё вчера будучи кучей каких-то деталюшек взревел своим ротором на максимальных оборотах и поднялся в небо, я думал, что меня разорвёт от передозировки адреналина, но я ошибался-это была тренировка…😲

  • Давай, ты же уже летаешь в симе “закрытыми” глазами говорил мне мозг😠
  • Что-то я очкую, млела ж%па.😮
    В итоге победил мозг, и, вот настал он, момент истины: я и Рекс. Как только я взял в руки пульт, который мусолил больше 4 месяцев, всё куда-то исчезло, мозг, который меня на это подбил, слинял туда где находятся мои пятки, а сердце билось так,что её пульс я чувствовал в висках.😃
    Взлёт был достаточно резким (помнил, что надо оторвать от земли, а потом зависнуть ) но, блин, ну не так же!!! А, что дальше, как сажать???
    Мозг не отзывался, на помощь пришли руки, набитые в симе.
    Скажу сразу-всё, прошло нормально,посадка гуд, только Паша потом выкурил сигарет десять за двадцать минут.
    Но что это со мной??? Мои ноги отказывались идти.
    Меня разрывало, мне хотелось прыгать, бежать кричать,😲😃😲 я понял как сильно я люблю всех, я минут пять пытался набрать номер своей жены(спасибо ей за понимание и,наконец-то смирение с моими интересами проделавшими брешь в нашем бюджете),но, блин, пальцы треслись как после электрошока.
    Я был счастлив, мне удалось, и пусть первый взлёт не был идеален, но он всё же состоялся и без падения. Вечером мы поехали отмечать это событие,:)😃 домой вернулся в 3 часа ночи, но безумно довольный и счастливый.

Хочу выразить огромную благодарность всем собратьям-вертолётчикам да и вообще всем форумчанам, модераторам и создателем этого замечательного форума, без вас я бы, может, взлетел бы через год, с кучей нерешённых проблем.
И,конечно, ОГРОМНОЕ СПАСИБО, моему другу Павлу,за то, что переубедил от покупки 450-ого, настоял на покупке 500, помогал на всём протяжении сборки советами, подсказками, за настройку и конечно же, за то, что вывел меня в небо!

P.S.А тем кому предстоит пройти через это событие, я,даже немного завидую белой завистью.
Удачных всем полётов, запаса мощности движкам, и побольше премий на работе.

FRUKT
Pilot-S_S:

Чтобы не создавать новую тему, решил описать свой “вывод в небо” в этой теме.
Надеюсь, понравиться.

ЗАЧОТ однозначно!😁 Хорошо передаёшь эмоции, удачных полётов:)

Motorhead_in_therion
Pilot-S_S:

ОГРОМНОЕ СПАСИБО за то, что вывел меня в небо!

Всегда пожалуйста) Летай больше - и будет успех) Надеюсь, что в августе ты меня приятно удивишь прогрессом)
Здесь “нужна сноровка, закалка, тренировка”😉
И как говориться: чтобы небо любить и пилотом стать, нужно меньше пи😈ить и больше летать!😇

Pilot-S_S
Motorhead_in_therion:

Надеюсь, что в августе ты меня приятно удивишь прогрессом

Обязательно удивлю! Можешь не сомневаться!