а где собственно нормальный FAQ для новичков по выбору моделей

Polski
StasR:

Совокупный итог месячного обитания на форумах: бери больше - будет легче или как минимум 450, но лучше пятисотка + наличие запчастей в твоем городе (на выбранную модель) с остальным полный бардак в голове.

можете еще год просидеть на форуме и совокупным итогом будет только потраченное время на форум!.. за вас никто не сделает выбор, и Москва с Питером ближе не станет… а вот вертолеты возможно будут дешевле, там и рубль подрастет да и доступность верто становится все больше и дешевле… - для вас одно остается важным - брать нужно классику, брать нужно хорошую электронику, брать нужно то что ближе вам по деньгам! если это 450 тирекс - то лучше уже сегодня заказать последнюю версию, ибо через год уже будут затруднения с приобретением запчастей на сегодняшние SE, V2… хотя думаю китайцы помогут, они хороше клонируют модели 3х летней давности )))… если 500 то сразу учивайте сколько готовы акамулей купить… если китайских клонов то думайте как к ни расходники набирать…
а по хорошему взять 2 верта (китовых, один на запчасти, но лучше с металлическим ротором), электронику, не экономить на сервах и на гироскопе, для ерв головы купить сразу ремкоплект, заказать с десяток лопастей, пару шасси, штук пять балок хвостовых, хвостовых лопастей - в общем нормальный краш комплект и валов всех штук по 10… и с учетом то что горцевать будете на симуляторе, а в реале постепенно осваивать элементы мастерства (с передышками и отдыхом после сложных завитушек или когда уже руки дрожать начинают) - вам на долго его хватит!.. - это мое конечно видение, просто знаю людей которые часто покупают новую модель в двух экземлярах, чтобы не искать части рамы и подшипники и т.д… но тут уже все дело в финансах и жажде потаскать зверька по воздуху… про самолеты ничего не скажу плохого, конечно до вертолета им далеко, но когда мне дали в попробовать в поле самолетик, я пол час оторваться от него не мог, так спокойно, так расслабляет, просто отдыхаешь наслаждаясь полетами, теперь я загорелся собрать маленьки самолетик (до метра), чтобы релаксировать между вертолетным трешем… очень оказаль забавным это все, кроме того стоит копейки и не ломается в падениях ))

FRUKT
Polski:

про самолеты ничего не скажу плохого, конечно до вертолета им далеко, но когда мне дали в попробовать в поле самолетик, я пол час оторваться от него не мог, так спокойно, так расслабляет, просто отдыхаешь наслаждаясь полетами, теперь я загорелся собрать маленьки самолетик (до метра), чтобы релаксировать между вертолетным трешем… очень оказаль забавным это все, кроме того стоит копейки и не ломается в падениях ))

Будешь смеяться наверно, но сейчас сижу и доделываю Катану из потолочки до состояния RTF😁 Тоже захотелось полетать на самолётах и зимой купил (естественно ДВА сразу) голых планера Катан, один из которых к вечеру уже должен наконец быть готов к вылету, посмотрим, что за зверь пилотажный самоль после 3D верта😂

Polski
FRUKT:

Будешь смеяться наверно, но сейчас сижу и доделываю Катану из потолочки до состояния RTF

а чего тут смеяться )), если действительно прикольная забава… с опытом пилотирования вертолета - они все как сыр по маслу ))), а с травой по колено, не особо заморачиваешься с умением садится ))… у нас уже как минимум три вертолетчика подсели на эти игрушки ))

vitkor

Хотелось бы все-таки вернуться к составлению FAQ для новичков по выбору
модели. Попробую предложить начало. Частично скопирую с моего поста от
13.10.2008

FAQ для новичков.
Вертолет, это не горный велосипед, и не пневматическая винтовка!!! И в первую
очередь это не игрушка!!! Это технически сложный товар. Сплав механики и
электроники. Поэтому, не зная как все это работает, очень сложно будет
выбрать.

  1. Для начала рекомендуется почитать теорию. Можно почитать обзорные статьи на
    этом сайте. Для более глубокого понимания теории вертолета можно найти и
    почитать книгу инженера-подполковника А.М.Загордан’а “Элементарная теория
    вертолета”, а также любые другие книги по теории вертолета.
  2. Какие модели бывают, и их классификация.
    Один из способов разделения моделей вертолета на классы - деление
    по объему двигателя внутреннего сгорания - данная классификация достаточно
    старая, и не учитывает современные реалии. В настоящее время общепринятой
    считается такая классификация:

    Следует обратить внимание на то, что были, есть, и будут модели, которые не
    попадают под общепринятую классификацию.
  3. ДВС или электро? Что выбрать.
    Вопрос этот далеко неоднозначен, и вызывает бурю эмоций в форумах. Здесь,
    постараемся в виде плюсов и минусов изложить только факты, решать и делать выводы все равно вам.
    Плюсы ДВС по сравнению с электро вертолетами:
    * бОльшее полетное время. 8-15 минут против 5-10 мин у электро вертолетов.
    * количество полетов в сущности ограничено запасом топлива у пилота.
    * не требует специфических знаний по электротехнике.
    * тяга двигателя постоянна на протяжении всего времени полета.

Минусы ДВС по сравнению с электро вертолетами:
* Модели как правило большие, и требуют выделенного места для полетов.
* более долгая и сложная подготовка с полету. Примено 5 мин против 1 минуты
для электро вертолетов.
* требуется стартовое оборудование: накал свечи, стартер.
* после полетов требуется очистить модель от не сгоревших остатков топлива.
* требуется научиться настраивать двигатель.

Плюсы электро вертолета по сравнению с ДВС:
* существуют модели очень маленького размера - даже комнатные. Можно летать в
закрытых помещениях. Например в зале.
* быстрая готовность к старту. Обычно не более 1 мин.
* поведение и отклик электроустановки более предсказуем и понятен.
* модель не загрязняется остатками топлива.

Минусы электро вертолета по сравнению с ДВС:
* меньшее полетное время. 5-10 мин против 8-15 минут у ДВС.
* требуются специфические знания по электротехнике - на уровне школьной
программы и выше.
* Для беспрерывных полетов требуется минимум 3-4 аккумулятора.
* Требуется хорошее зарядное устройство, а если батарей много, то и не одно.
* Тяга двигателя и отзывчивость модели снижаются по мере разрядки
аккумулятора.

Так как менеджеры фирм производителей далеко не дураки, то и нам не удастся
купить на рупь пятаков. Вертолеты одного размера в исполнении как ДВС так и
электро по цене владения будут примерно одинаковы.
4. На какой моделе лучше начинать обучение.
Маленькие, но по три? Или большие, но по пять? 😃
Так как этот вопрос тоже далеко неоднозначен, то и он вызывает бурю эмоций в
форумах. Здесь постараемся изложить только факты, решать и делать выводы все
равно вам.
Положите на стол 2 шарика: теннисный и стальной. А теперь не сильно подуйте на
них. Как видно, теннисный шарик улетит гораздо дальше стального, так как у
него масса меньше. Применительно к вертолетам конечно все не так однозначно,
но общий принцип тот-же. Чем выше масса и больше длина лопасти, тем вертолет
стабильнее. Например, вертолет 450-го класса в ветер 4-5 м/с новичку удержать
будет если не невозможно, то очень сложно. А с вертолетом 50-го или 550
класса напротив проблем не возникнет. Для многих, психологически менее
страшно разбить более мелкую модель - но это только психологически. Управлять
большой моделью более легко и приятно, а особенно для новичка.
По мнению автора, обучение следует начинать с максимально большой модели,
которую вы можете себе позволить. Существуют примеры, когда человек учился
летать на мелком 450-м классе и научился летать, также может быть и наоборот.
Человек купил большой ДВС вертолет за большие деньги, а летать так и не
научился. Всегда следует помнить, что чем больше модель, тем она дороже, но и
падать на ней вы будете гораздо реже. Покупка модели при ограниченных
финансах это сплошной компромисс.
5. Какую аппаратуру управления выбрать. Выбираем радиопередатчик.
Читая этот пункт постарайтесь удавить свою жабу. Не нужно экспериментировать
за свои деньги. Сэкономив на аппаратуре вы потеряете время, и можете разбить
весьма дорогую модель и покалечить окружающих.
Следует запомнить, что для управления электро вертолетом требуется минимум 6
каналов управления, а для ДВС вертолета требуется минимум 7.
Аппаратура управления пока еще существует на несколько частотных диапазонов:
35МГц, 40МГц, и 2,4ГГц. Условно можно поделить на мегагерцовый и гигагерцовый
диапазон. В настоящее время самым передовым и помехозащищенным считается
диапазон 2,4 ГГц. Если вы проживаете в крупном населенном пункте, то для вас
альтернативы нет. Лучше покупать аппаратуру на 2,4 ГГц. Если же вы
единственный моделист в своей деревне, и находится она в 200км от города - то
можно рассматривать варианты 35МГц и 40МГц. Также возможно рассматривать
покупку б/у аппаратуры, например в барахолке на этом сайте.
Наиболее распространенные бренды: JR, Futaba, Spectrum. В модельном ряде этих
производителей есть 6,7,9 и более канальные модели передатчиков. Следует
отказаться от покупки подозрительно дешевых, и не проверенных обществом и
временем моделей аппаратуры.

P.S Устал! Конструктивная критика и дополнения приветствуются. Если будем и дальше флеймить, то буду писать FAQ в своем блоге. А хочется его видеть закрепленным наверху в этом разделе.

Oleg_fly
vitkor:


Минусы электро вертолета по сравнению с ДВС:
* Для беспрерывных полетов требуется минимум 3-4 аккумулятора.
* Требуется хорошее зарядное устройство, а если батарей много, то и не одно.

Конструктивная критика:
=======================
Пункты пронумеровать - для критиков легче и понятнее другим - вносить дополнения…

По тому, что в цитате… Все таки при таком раскладе - добавить пункт - наличие автомобиля с хорошим аккумулятором - обязательно!
При отсутствии автомобиля - аккумуляторов -10-20 (комплектов для вылета). Заряжать то их только дома получится…
😃

Ну и как главное, ИМХО, финансовый вопрос необходимо все таки вывести на один из первых пунктов. Не все живут на Рублевке, а даже и те кто живут там - деньги считать должны.
Так вот, ИМХО, но даже выбирая электричку 400-ку и аппу 6 каналов - если нет хотя бы 500 долларов в кармане - лучше и не дергаться даже. Барахолка и подарки и прочая - не в счет.

😃

vitkor

Ок! Спасибо за критику. 😃 Нумерацию пунктов в следующей редакции поправим.
Вопросы перевозки в следующей радакции отразим.
По поводу финансового вопроса - не очень хочется в FAQ оперировать конкретными моделями и суммами. У всех ведь своя “Рублевка”. предлагаю остановиться на формуле типа: “максимально качественное, что вы можете себе позволить.”
Если мы начнем людей сразу суммами пугать… В FAQ хочется отразить не суммы, а принципы выбора модели, аппаратуры управления, электроники. Если честно, даже намекать на конкретные модели не хочется. Зачем рекламу делать?
В прочем, на эту тему надо еще думать.
Возможно в конце стоит привести полные конфиги моделей разного класса с ценами. В любом случае в FAQ должен быть раздел “Где, что и как покупать.”

Oleg_fly
vitkor:


Если мы начнем людей сразу суммами пугать… В FAQ хочется отразить не суммы, а принципы выбора модели, аппаратуры управления, электроники. Если честно, даже намекать на конкретные модели не хочется. Зачем рекламу делать?
В прочем, на эту тему надо еще думать.
Возможно в конце стоит привести полные конфиги моделей разного класса с ценами. В любом случае в FAQ должен быть раздел “Где, что и как покупать.”

Конечно с появлением полной редакции этого ФАКа вопросы типа “что купить” или “что выбрать 200-й или ПРЕДАТОР” не пропадут. ИМХО - будут появлятся з завидной регулярностью. Люди все разные. Кто то вообще не хочет ничего сам искать, а тупо задает вопрос, даже если рядом совершенно такая же тема с точно таким же вопросом. Я ж говорю, такое впечатление, что эти вопросы сочиняет какой то БОТ (программа-робот) - настолько они похожи.

На самом деле - этот форум настоящий кладезь информации! Достаточно почитать ветку по своей теме, хотя бы на полгода-год назад - получишь ответ на любой вопрос, даже самый экзотический. Так что ФАК не спасет положения, но для порядку - необходим, может кому то и поможет:-)

А по финансам - это когда пишут: типа " у меня 3500 руб, я хочу самый лучший вертолет, подскажите…" Вот типа для таких вопрошающих. Хотя все равно не поможет, “горбатого могила исправит”…
R/C моделизм набирает популярность в России, а у популярности есть своя обратная-негативная сторона!
😃

vitkor

После появления FAQ товарищи с вопросами освещенными в FAQ обычно туда и направляются. Никак иначе. Хотя все зависит от политики администрации.
В любом случае, задавание вопросов, ответы на которые находятся в FAQ или поиском - есть признак неуважения к другим участникам конференции. Требуя ответов на очередной глупый вопрос - человек пытается тратить чужое время, а экономить свое.

Сейчас пишу пункт по выбору электроники. Чую, что придется описать как минимум 3 класса: 250-й, 450-й, 500-й, 50-й ДВС. Игнорировать их просто нельзя. Как сделать, чтобы было понятно, и не запутались?

W1zzard

Как новичек предлагаю добавить в табличку примерную стоимость, но т.к. в одном классе модель может стоить и 80 баксов и 280 то добавлять цену самого известного вертолета в классе, т.е. для 450 цена терекса, для 500го и 600го тоже 😃 для ДВС это цена на рапторы наверно. Чтобы оценить хотябы порядок.
Ну и еще я лично долго не мог уложить в голове какому классу электричек какие аккумы нужны, хватит ли для 500го такого или нет, поэтому предлагаю еще написать параметры аккамуляторов необходимых для того или иного класса, т.к. они составляют немалую часть цены в целом.

KOV

Это мало реально, так как ценовой диапазон может плыть в зависимости от многих факторов.

W1zzard

Я об этом упомянул и предложил решение.

KOV

Просто поймиет тот же самый клон Алайна можно собрать за 150$, столько даже тушка Алайна не стоит и это тоже будет вертолет того же класса и ф-ционала

W1zzard

И? Это уже будет какойнить HK или CopterX, в общем НЕ самый распространенный, а распространенный именно Алайн, в скобках можно указать что есть клоны за xx баксов.

Oleg_fly
W1zzard:

И? Это уже будет какойнить HK или CopterX, в общем НЕ самый распространенный, а распространенный именно Алайн, в скобках можно указать что есть клоны за xx баксов.

Не надо вообще эту тему КЛОНОВ здесь подымать. Есть немеряно подобных тем. Тем более новичка это может неправильно ориентировать, а тем более человека, у которого нелады с арифметикой.

Клон-неклон… Все равно на одну сумму выйдешь в итоге!!!

😃

W1zzard
Oleg_fly:

Не надо вообще эту тему КЛОНОВ здесь подымать. Есть немеряно подобных тем. Тем более новичка это может неправильно ориентировать, а тем более человека, у которого нелады с арифметикой.

Клон-неклон… Все равно на одну сумму выйдешь в итоге!!!

😃

Да я и не собирался, это было в ответ на вопросы KOV.

vitkor
W1zzard:

Как новичек предлагаю добавить в табличку примерную стоимость, но т.к. в одном классе модель может стоить и 80 баксов и 280 то добавлять цену самого известного вертолета в классе, т.е. для 450 цена терекса, для 500го и 600го тоже 😃 для ДВС это цена на рапторы наверно. Чтобы оценить хотябы порядок.
Ну и еще я лично долго не мог уложить в голове какому классу электричек какие аккумы нужны, хватит ли для 500го такого или нет, поэтому предлагаю еще написать параметры аккамуляторов необходимых для того или иного класса, т.к. они составляют немалую часть цены в целом.

Будет не примерная стоимость, а указан полный конфиг вертолета если не в топовой, то в среднедорогой комплектации. Есть деньги – мышкой выделил, и сказал: вот это хочу.
Заготовки есть, только вертолеты не типовые. Ну не люблю я Алигн, не люблю! Кто хочет видеть Алигн, тот пусть конфиги на них ваяет. Хотя нет, есть заготовки на Тирекс 600 нитро, Тирекс 600Е, Logo 500 3D, Caliber 450, Knight 600E, Vibe 50 – дешевых комплектаций нет, правда.

To All!
Нужно реально летающие комплектации на вот такие модели:
Тирекс 450 или аналог;
Тирекс 500 или аналог;
Раптор 50.
… что-то по желанию.

Oleg_fly
vitkor:

…Тирекс 600 нитро, Тирекс 600Е, Logo 500 3D, Caliber 450, Knight 600E, Vibe 50 – дешевых комплектаций нет, правда. Нужно реально летающие комплектации на вот такие модели:
Тирекс 450 или аналог;
Тирекс 500 или аналог;
Раптор 50.
… что-то по желанию.

T-REX 450 и Раптор 50 - настолько популярны - что на них и не надо ничего.

А вот еще бы LOGO 400 и REX-500 - прямые конкуренты - я между ними выбираю сейчас. Да все одинаково получается по стоимости. Eдинственное - что РЕКС навязывают в нагрузку мотор и ESC, и что бы от них уйти - надо смотреть в сторону клонов - чистую тушку.
Но это уже чисто мой интерес…

Не, вообще то обсчет стоимости - тут уже подробно все модели выкладывать нет нужды.
Разве что на завершающем этапе ваяния этого ФАКа - выложить две модели - любую ДВС и любую электричку - и на их примере любой думающий новичек сможет обсчитать свою “конфигурацию”. Ну а “недумающий” - ничего не поможет.

И еще, где про “хитрых маркетологов” - ДВС против Электро - все таки следует уточнить - акки мы покупаем сейчас (т.е. деньги вкладываем сразу), а топливо покупаем постепенно. Поэтому, при прочих равных условиях - все таки ДВС выгоднее, с точки зрения “любого финансиста-троечника”. Это если акков сразу иметь комплектов 10 (галлон топлива на 50-ке у меня на 9-10 полетов хватает ).
Или если верт упал, ремонтируется, время идет. Акки (купленные уже) - лежат, и деньги свои не отрабатывают, а топливо - не нужно - я его и не покупаю…
ИМХО.
😃

Andrew_Stick:

хиробо скиду эво 50 не желаете?

Да выкладывай, у рачительного хозяина - все сгодится…
😃

W1zzard
Oleg_fly:

T-REX 450 и Раптор 50 - настолько популярны - что на них и не надо ничего.

Это вам кажется, как новичек могу сказать что хоть они и популярны но все равно возникает путаница, одних серв стока разных размеров и мощности что очень не сразу понятно какие можно туда вставить а какие нет.

Может по цене сделать для каждого размера самое дешевое и дорогое, например для 450го это клон HK и сервы по 10 баксов за мешок, что от земли оторвется но не факт что полетит куда надо, а дорогое это не знаю что )

vitkor
Andrew_Stick:

хиробо скиду эво 50 не желаете?

Желаем, ох как желаем. Выложите здесь, или скиньте в личку.
Буду благодарен.

To All
Значится так, 250-й класс предлагаю не рассматривать. ИМХО для новичка этот часовой механизьм совсем не камильфо. Будем рассматривать более правильные классы: 450-й, 500-й, 550-й, 50-й.

To Oleg_fly
Как человек имеющий и то и то, уже давно все посчитал.
50-ка ДВС (комплект) и 600-ка электро с 3-мя аккумуляторами (комплект) на круг затраты получаются примерно одинаковые. Сравнения с цифрами делал по моему Deem - можно поискать. Более детально рассматривать этот вопрос смысла не вижу. Берите Лого, Рекс ему не конкурент абсолютно. Разве тока по цене. А то что в комплекте Алигн навяливает, мне, например, не вперлось абсолютно. Именно из-за этого у меня стойкое неприятие к Алигн.

vitkor

Вариант исправленный и дополненный:
FAQ для новичков.
Вертолет, это не горный велосипед, и не пневматическая винтовка!!! И в первую
очередь это не игрушка!!! Это технически сложный товар. Сплав механики и
электроники. Поэтому, не зная как все это работает, очень сложно будет
выбрать.
1. Для начала рекомендуется почитать теорию. Можно почитать обзорные статьи на
этом сайте. Для более глубокого понимания теории вертолета можно найти и
почитать книгу инженера-подполковника А.М.Загордан’а “Элементарная теория
вертолета”, а также любые другие книги по теории вертолета.
2. Какие модели бывают, и их классификация.
Один из способов разделения моделей вертолета на классы - разделение
по объему двигателя внутреннего сгорания - данная классификация достаточно
старая, и не учитывает современные реалии. В настоящее время общепринятой
считается такая классификация:

Следует обратить внимание на то, что были, есть, и будут модели, которые не
попадают под общепринятую классификацию.
3. ДВС или электро? Что выбрать.
Вопрос этот далеко неоднозначен, и вызывает бурю эмоций в форумах. Здесь,
постараемся в виде плюсов и минусов изложить только факты, решать и делать
выводы все равно вам.
Плюсы ДВС по сравнению с электро вертолетами:
3.1 бОльшее полетное время. 8-15 минут против 5-10 мин у электро вертолетов.
3.2 количество полетов в сущности ограничено запасом топлива у пилота.
3.3 не требует специфических знаний по электротехнике.
3.4 тяга двигателя постоянна на протяжении всего времени полета.

Минусы ДВС по сравнению с электро вертолетами:
3.5 Модели как правило большие, и требуют выделенного места для полетов, и
хранения.
3.6 более долгая и сложная подготовка с полету. Примено 5 мин против 1 минуты
для электро вертолетов.
3.7 требуется стартовое оборудование: накал свечи, стартер.
3.8 после полетов требуется очистить модель от не сгоревших остатков топлива.
3.9 требуется научиться настраивать двигатель.

Плюсы электро вертолета по сравнению с ДВС:
3.10 Cуществуют модели очень маленького размера - даже комнатные. Можно летать
в закрытых помещениях. Например в зале. Мелкие модели легко переносить в сумке
или пакете.
3.11 быстрая готовность к старту. Обычно не более 1 мин.
3.12 поведение и отклик электроустановки более предсказуем и понятен.
3.13 модель не загрязняется остатками топлива.

Минусы электро вертолета по сравнению с ДВС:
3.14 меньшее полетное время. 5-10 мин против 8-15 минут у ДВС.
3.15 требуются специфические знания по электротехнике - на уровне школьной
программы и выше.
3.16 Для беспрерывных полетов требуется минимум 3-4 аккумулятора. Если
аккумуляторов мало, то требуется возможность заряжать их в поле от
аккумулятора, например, автомобиля. Здесь главное не перестараться, иначе,
аккумулятор в авто тоже потребует зарядки.
3.17 Требуется хорошее зарядное устройство, а если батарей много, то и не
одно.
3.18 Тяга двигателя и отзывчивость модели снижаются по мере разрядки
аккумулятора.

Так как менеджеры фирм производителей далеко не дураки, то и нам не удастся
купить на рупь пятаков. Вертолеты одного размера в исполнении как ДВС так и
электро по цене владения будут примерно одинаковы.
4. На какой моделе лучше начинать обучение.
Маленькие, но по три? Или большие, но по пять? 😃
Так как этот вопрос тоже далеко неоднозначен, то и он вызывает бурю эмоций в
форумах. Здесь постараемся изложить только факты, решать и делать выводы все
равно вам.
Положите на стол 2 шарика: теннисный и стальной. А теперь не сильно подуйте на
них. Как видно, теннисный шарик улетит гораздо дальше стального, так как у
него масса меньше. Применительно к вертолетам конечно все не так однозначно,
но общий принцип тот-же. Чем выше масса и больше длина лопасти, тем вертолет
стабильнее. Например, вертолет 450-го класса в ветер 4-5 м/с новичку удержать
будет если не невозможно, то очень сложно. А с вертолетом 50-го или 550
класса напротив проблем не возникнет. Для многих, психологически менее
страшно разбить более мелкую модель - но это только психологически. Управлять
большой моделью более легко и приятно, а особенно для новичка.
По мнению автора обучение следует начинать с максимально большой модели,
которую вы можете себе позволить. Существуют примеры, когда человек учился
летать на мелком 450-м классе и научился летать, также может быть и наоборот.
Человек купил большой ДВС вертолет за большие деньги, а летать так и не
научился. Всегда следует помнить, что чем больше модель, тем она дороже, но и
падать на ней вы будете гораздо реже. Также, приобретая модель, от 500-го
класса и выше следует озадачится вопросом ее транспортировки на место
полетов. Желательно иметь свой велосипед, или хотя-бы автомобиль.
Покупка модели при ограниченных финансах это сплошной компромисс.
5. Какую аппаратуру управления выбрать. Выбираем радиопередатчик.
Читая этот пункт постарайтесь удавить свою жабу. Не нужно экспериментировать
за свои деньги. Сэкономив на аппаратуре вы потеряете время, и можете разбить
весьма дорогую модель и покалечить окружающих.
Следует запомнить, что для управления электро вертолетом требуется минимум 6
каналов управления, а для ДВС вертолета требуется минимум 7.
Аппаратура управления пока еще существует на несколько частотных диапазонов:
35МГц, 40МГц, и 2,4ГГц. Условно можно поделить на мегагерцовый и гигагерцовый
диапазон. В настоящее время самым передовым и помехозащищенным считается
диапазон 2,4 ГГц. Если вы проживаете в крупном населенном пункте, то для вас
альтернативы нет. Лучше покупать аппаратуру на 2,4 ГГц. Если же вы
единственный моделист в своей деревне, и находится она в 200км от города - то
можно рассматривать варианты 35МГц и 40МГц. Также возможно рассматривать
покупку б/у аппаратуры, например в барахолке на этом сайте.
Наиболее распространенные бренды: JR, Futaba, Spectrum. В модельном ряде этих
производителей есть 6,7,9 и более канальные модели передатчиков. Следует
отказаться от покупки подозрительно дешевых, и не проверенных обществом и
временем моделей. Также, следует обратить внимание на типы поддерживаемых
моделей. Обычно это: самолеты, вертолеты. Какой тип моделей нас интересует
нужно догадаться самим. 😃
6. Какую электронику поставить на модель?
В данном пункте речь пойдет о выборе сервомашинок, гироскопа, контроллера
двигателя для электро вертолета и прочей электроники. В качестве примера
рассмотрим популярные и “правильные” классы вертолетов: 450-й, 500-й, 550-й,
50-й.
6.1 Электроника для модели 450-го класса.
Вертолет 450-го класса относится к малогабаритным вертолетам, и мною
настоятельно не рекомендуется для обучения. Но, поскольку он позволяет
относительно бюджетно заниматься вертолетным хобби, данный класс тоже будет
рассмотрен.
Для моделей 450-го класса электроника требуется минимальных веса и размеров.
На управление автоматом перекоса подойдут сервомашинки формата: микро или
мини. Сервомашинки нужно выбирать с максимально возможным усилием (от
1,5кг/см2), и минимальным временем перемещения (0,11 сек /60гр и меньше),
желательно с металлическими шестернями редуктора. Также, по возможности
следует приобретать “цифровые” серво - они как правило, точнее, быстрее, и
лучше держат нулевое положение.
Важно! При покупке всегда проверяйте подходят ли сервомашинки по размерам -
другими словами можно ли установить их в раму вертолета.
Вот параметры цифровой сервомашинки одного из именитых производителей:
Применение: вертолеты/самолеты
Тип: Цифровая сервомашинка формата микро.
Усилие на 4.8V: 1.35 кг/см
Усилие на 6.0V: 1.8 кг/см
Скорость на 4.8V: 0.11 секунд/60
Скорость 6.0V: 0.09 секунд/60
Размеры 22 мм x 20 мм x 10 мм
Вес 11 г
Подшипники: Один, верхний шарикоподшипник
Шестерни редуктора: Металл
Внимание!!! Для управления автоматом перекоса на распространенные модели
требуется 3 сервомашинки.
Гироскоп. Наверное самая важная часть в классической моделе вертолета. Чем он
лучше и качественней, тем легче будет летать на вертолете. Гироскоп необходимо
приобретать с режимом удержания хвостовой балки - коммерческие названия
технологии AVCS, Heading Hold и т.д. Гироскопы без этого режима к покупке
рассматривать не стоит. Гироскопы обычно продаются как в варианте combo - в
комплекте со стандартной сервомашинкой для вертолетов 50-го класса, так и
отдельно. Предпочтение при покупке лучше отдавать проверенным именитым
производителям: JR, Futaba, Spartan, Align.
Поскольку для модели 450-го стандартная серво слишком тяжелая, то необходимо
покупать хвостовую сервомашинку отдельно. Здесь тоже подойдет вариант в мини
или микро исполнении, с усилием от 1,5кг/см2 и скоростью 0,1 сек /60гр и
выше. Вообще, для гироскопа требуются самая быстрая серво, которую сможете
найти. Вот, например, параметры хвостовой серво именитого производителя:
Длина: 35.5 мм
Ширина: 15 мм
Высота: 28.6 мм
Вес: 26 g
Усилие: 2.0 кг-см на 4.8В
Скорость: 0.08sec/60 ° на 4.8В
Длина Шнура: 200 мм.
Обратите внимание, что усилие и скорость указаны при определенном питающем
напряжении - 4,8. Если производитель не указывает параметры при питании от
6.0В - значить серво не может работать от 6.0В, и быстро выйдет из строя. Для
понижения питающего напряжения в разъем между гироскопом и серво включают
так называемый “step down” - по русски шаг вниз, или понижатель питания. 😃
На деле, это обычный мощный диод (прямой ток 2-3 А), включенный в плюсовую
шину питания сервомашинки.
Ок! С сервомашинками на автомат перекоса, и на хвост определились,
определились также и с гироскопом. Можно переходить к двигателю и его
контроллеру.
Опытным путем установлено, что для поднятия в воздух и не сложных полетов для
модели 450-го класса достаточно бесколлекторного мотора мощностью около
300-350 Вт. Для 3D полетов требуется мотор от 450Вт и выше. Коллекторные
моторы в настоящий момент уже практически не применяются на вертолетах и в
данном FAQ рассматриваться не будут. К основным параметрам мотора для
вертолета 450-го класса можно отнести:
Kv - количество оборотов на вольт. Параметр требуется при расчете силовой
установки.
Максимальный потребляемый ток - измеряется в Амперах. Косвенно характеризует
максимальную мощность мотора.
Максимальное напряжение, на которое рассчитан мотор - обычно 7,4-14,8В - или
от 2-х до 4-х банок Литий-полимерных аккумуляторов.
Эффективность мотора - параметр показывает насколько эффективно мотор
использует электрическую энергию. Указывается в процентах. Например,
эффективность мотора 83% - грубо это значит, что из подведенной к мотору
энергии, 83% процента будет преобразовано в механическую, а остальные 17%
уйдут на нагрев, трение и прочие потери. Чем выше значение этого параметра,
тем лучше мотор.
Вес мотора - чем меньше, тем лучше. Главное, чтобы не в ущерб остальным
параметрам.
Размеры мотора - прежде всего, мотор должен подходить по размерам для
установки на вашем вертолете.
Диаметр вала - стандартом де факто является диаметр 3.17мм. При покупке
уточняйте есть ли подходящие для вас шестерни.
Вот параметры мотора средней мощности, и не высокой цены:
Диаметр: 27.7 мм
Длина: 33.8 мм
Диаметр Вала: 3.17 мм
Максимальная эффективность: 83 %
Kv: 3700
Вес: 70 г
Входное напряжение: 3-4 банки Литий-полимерных аккумуляторов
Максимальный ток: 35A
Вот параметры практически топового мотора, не высокой цены, который очень
полюбился Российским пилотам:
Kv: 4400
Максимальный ток: 52А
Максимальная мощность: 525 Вт
Вес: 79 гр.
Диаметр: 27.9 мм
Диаметр Вала: 3.17 мм
Длина Корпуса: 33.6 мм

Ориентировочную максимальную мощность мотора можно получить путем умножения номинального напряжения аккумулятора (обычно 3 банки Литий-полимерных аккумуляторов - 11,1В) на максимальных потребляемый ток мотора. Например, максимальных потребляемый ток мотора - 35А, напряжение аккумулятора 11,1В - получим 11,1*35 = 388,5 Вт.
Зная параметры мотора, можно начинать подбирать к нему контроллер. На клятвийском языке - speed controller.