Пилотирование Jabo

Влюблённый_в_небо

Уважаемые участники форума!
Открывая новую тему с подобным названием, я безусловно осознаю, что наступаю если не на кровавую, то уж, по крайней мере, на очень натёртую мозоль. И действительно, за удивительно короткий срок, благодаря чрезвычайно удавшемуся обзору Олега Ряховского, ничем не примечательный вертолётик Jabo с пыльной полки Pilotag’a стремительно взлетел в TOP 10 по продажам. Его начали покупать и новички, ни разу не бравшие в руки пульт, и более опытные моделисты, не обращавшие на него до этого своего внимания. Так или иначе, но сегодня найти Jabo в Pilotag’е стало проблемой. Как и следовало ожидать, вертолёт тут же стал больной и острой темой на форуме. Достаточно лишь бросить взгляд на заголовки: “Кто Жабу ругал?”, “Симулятор для Jabo II”, “Хвостовой винт для Жабы”,- как становится ясно – о нём говорили и говорят, причём весьма подробно, обсуждая конструктивные особенности, возможности замены и усовершенствования деталей, выявляя недостатки и достоинства, предлагая новые решения и конструктивные советы. Почему же я решился на открытие новой темы? К сожалению, среди жаркой полемики, остался практически нетронутым один из важнейших аспектов – пилотирование. Как правильно оттриммировать Jab’у, как обеспечить наиболее стабильный и устойчивый полёт, каковы особенности в её управлении и поведении в воздухе, какие советы необходимо дать новичкам, чтобы как можно быстрее освоить этот вертолёт и уменьшить вероятность падений – вот далеко не полный список вопросов, на которые пока ещё никто не дал членораздельных ответов. Здесь не подходят общие рекомендации о полётах на симуляторе, которые уже всем осточертели. Нам нужен Ваш личный ценнейший полётный опыт!
Асы -“жабари”, поделитесь своим мастерством!!!
Заранее благодарю, Михаил.

прокопеллер

всем доброе время суток

!без падений нет полетов! 😦 такова судьба наших любимых угрушек и наших кошельков, но раз вы все читаете эти форумы значит вы согласны с таким раскладом вешей, 😁

сам я уже давно не представляю свою жизнь без похода по всем модельным магазинам города в поисках как-ть штучки ценой в 100рублей котурую хрен найдеш, а летать хотца
😕

летать летать летать, каждый день, дома на работе на улице ,де угодно , но часто 😃 все приходит с опытом!!!

Ustas-Asia

Доброго времени суток!

Тема очень актуальная, по крайней мере для меня, как недавно вступившего в общество электро-вертолетчиков “комнатного” класса (если его можно так назвать)…
Итак, по-порядку:
Сам я занимался парапланеризмом, пока жил в России. Летать самому и ощущать “вкус неба” - ни с чем не сравнимое удовольствие… Однако речь сейчас не об этом.
Недавно проходил мимо модельного маркета (магазина) и увидел модели вертолетов, много, с разными вариантами по управляемости и навороченности (начиная с простенького, что летает только вверх-вниз, до полнофункционального)… Выбор пал на Dragonfly. Не спрашивайте почему, просто приглянулся. Мой друг руководит авиамодельным кружком в моем Родном городе, но он самолетчик, а не вертолетчик, поэтому обращаюсь за помощью к Вам.
На форуме читал о проблеме балансировки ротора с помощью крестовины и каких то резинок с грузиками (была поднята такая тема), там автору предлагалось приехать для личной консультации по этому поводу.
А нельзя ли как то озвучить (описать в картинках) эту методику прямо в форуме? Думаю пригодится не только мне.
Без падений полетов может и не бывает… Но хотелось бы, чтобы их было меньше, а хороших полетов больше.

igor12

Самое главное!!! (личный опыт)
На Жабе можно научиться хорошо висеть - для полетов она практически не пригодна… к сожалению… но я купил ее когда-то для того, чтобы хоть с чего-то начать, читать уже надоело к тому времени… Из электричек полётных надо брать типа Hornet II

А сам я сейчас в предвкушении новенького Раптора50… Мне его в пилотаже Сергей собирает и настраивает… Сам я в этом деле еще полный лапух… 😒

Влюблённый_в_небо

Скажите Igor, как же Вы пришли к такому, честно говоря, малоутешительному выводу? Конечно, в общем-то, понятно, что ожидать от Jabo полётов вверх ротором не приходится, но от резюме “летать не пригодна” у кого угодно руки опустятся. А во-вторых, у таких “асов” как я, сразу появится соблазн сказать: “Да разве ж я виноват, что она в принципе летать не может 😠 . Вот дайте мне Хорнет, тогда поговорим”. Расскажите, если Вам, конечно, позволяет время, чуть подробнее о Ваших первых полётах. Всем, я думаю, будет очень интересно! 😒
Михаил

Mikhail_Yunin

Вот так- вот и приходим к подобным выводам.
Нет - ни кто не спорит - купили и летайте на здоровье.
Только, через некоторое время , возникнет ( возоможно и нет ) желание ступить на новую ступень.
Тогда и поймете - что такое модели с фиксированным шагом .
Но вот, маленькие модели с коллективным шагом , руки хорошо отрабатывают .
Это уже не симулятор.
Сначала Драгоны - потом Хорнеты , потом Тридцатки , и до 90 .
Ну прикупите аппаратуру - и будете получать нереальные ощущения.
Контроль над девайсом… 😲

Влюблённый_в_небо

Михаил, Вы меня совсем не так поняли! Я вовсе не имел в виду, что Жаба – вертолёт всех времён и народов, и лучше в мире нет! Но ведь Олег Ряховский был прав: “Шмеля” действительно покупают те, кого постоянно мучает жаба в переносном смысле слова, но сидеть у монитора и читать, подперев щеку, на форуме про то, что один уже купил, второй – давно летает, третьему – собирают Raptor, а четвёртый уже разбить успел и сейчас покупает новый – просто невыносимо, а летать хочется до слёз, и денег мало… Поэтому те, кто уже приобрёл это капризное творение и посыпает волосы пеплом, называя себя последним идиотом, что не купил сразу что-то вроде Хорнета и выбросил деньги на ветер, поднимаемый лопастями, пытаются выжать из Jabo всё, что можно до последней капли. Вот и всё! Тем не менее, я уверен, что, несмотря на все её недостатки, она всегда (даже на высших ступенях), будет у многих вызывать самые тёплые чувства, как самый первый вертолёт в жизни.
Михаил

igor12
Влюблённый_в_небо:

Скажите Igor, как же Вы пришли к такому, честно говоря, малоутешительному выводу? Конечно, в общем-то, понятно, что ожидать от Jabo полётов вверх ротором не приходится, но от резюме “летать не пригодна” у кого угодно руки опустятся. А во-вторых, у таких “асов” как я, сразу появится соблазн сказать: “Да разве ж я виноват, что она в принципе летать не может 😠 . Вот дайте мне Хорнет, тогда поговорим”. Расскажите, если Вам, конечно, позволяет время, чуть подробнее о Ваших первых полётах. Всем, я думаю, будет очень интересно! 😒
Михаил

Попытаюсь обьясниться аналогией. Есть модельки машинок за 1500 - 2000 рублей на радиоуправлении. Они тоже от аккумуляторов и тоже могут ездить, НО… нет плавного увеличения оборотов двигателя, поворот можно только правый совершать да и в траве оны тут же останавливаються бессилием, хотя моделька джипа… Вот жаба - это подобие описанной ситуации…

Влюблённый_в_небо

Спасибо, Игорь.
Ваша аналогия вполне прозрачна и ощущаема. Попытаюсь на этом этапе подвести некоторые итоги, опираясь на полученные отклики.
Итак!
Жаба – полуигрушечная радиоуправляемая модель вертолёта с фиксированным шагом винта, к специфическим достоинствам которой относятся: малая цена(≈300$), полная комплектация(RTF), удивительная неприхотливость в эксплуатации, позволяющая периодически ронять её на пол и бить о любимый стеклянный сервант без видимых последствий (и для серванта тоже), наличие почти всего набора запасных частей, а к недостаткам: чрезвычайная трудность контролируемого и управляемого полёта (что, насколько я понимаю, и является для многих единственной желанной целью, хотя иногда это формулируется как “Вести модель за рукой”).
Если в это шуточное заключение вкралась грубая ошибка, прошу меня поправить. Полемике буду только рад.
Михаил

8 days later
Ustas-Asia

Прошло некоторое время после первого отрыва и первой “удачной” посадки…
Возникли и новые вопросы. Итак по-порядку:

  1. С биением ртора я разобрался, дело было не в “бобине”, как говорится… А если точнее - дело было в браке лопастей. На одной из лопастей отверстие было БОЛЬШЕ чем диаметр втулки, на которой она, собственно, и держится. После небольших дебатов с продавцом заменены обе (лопасти) на новые, сразу же вывешены в статике и динамике.
  2. С каким усилием затягивать лопасти ? На этот вопрос в форуме был ответ что то вроде “они не должны опускаться под собственным весом если находятся в горизонтальном положении”… За точность цитирования не ручаюсь. Я, по неопытности, немного резковато добавлял “газ” и в момент движения ручки верт начинало “судорожно трясти” как при эпилептическом припадке… 😃 Вроде и с этой проблемой справился плавным движением ручки.
  • Теперь начинаем отрыв от …
  1. Отрывается плавно, без резких рывков и уходов (тримировал опять же в силу своих дилетантских способностей). И вот тут то и начинается самое интересное. Буквально после отрыва верт начинает (модное словечко) “колбасить”, да так натурально, что в воздухе его держать уже нет никакого смысла. Попытаюсь “на пальцах” объяснить. Вот представьте что подвесили верт за крестовину на веревочку и начали эту веревочку дергать из стороны в сторону и вперед-назад, даже еще страшнее… От такого зрелища адреналин вырабатывается “на раз!” 😃 (а ну как разлетится по сторонам прямо в воздухе)

Теперь, собственно, вопрос. Что не так с моим вертом ? Где что посмотреть ? Может серволопатки как то не так стоят ? Вобщем… Посоветуйте, как быть ?

А я пока займусь починкой в очередной раз обломанной лыжи… 😃

P.S. Кто знает какой длины спицы у тренировочного шасси?

evgenyst

Привет

уже много раз писал что лопасти должны свободно болтаться
иначе будет колбасить

вместо тренировочного шасси советую палочку (я брал бамбук)
диамтр 4-5мм длинна 30 см

у передней стойки поперек шасси должна лежать на лыжах
привязать резинками
они же помогают от поперечного скольжения на гладком полу

Best regards
Evgeny

Ustas-Asia
evgenyst:

Привет

уже много раз писал что лопасти должны свободно болтаться
иначе будет колбасить

Evgeny

Огромное спасибо за ответ !

К сожалению шасси ремонту не подлежит (обломилась стойка в месте крепления аккумулятора)… Так что либо гнуть из “подручных материалов” либо брать новую (предупреждали меня в маркете 😃).

В целях ликвидации безграмотности снял головку ротора (нужно же знать что там движется и как), так вот, сразу образовался вопрос:
На головке ротора две пары тяг - короткая и длинная. Короткая соединяет несущие лопасти и серволопатки, а длинная - крестовину и узел лопаток. У меня длинные тяги были насажены на ДЛИННЫЕ рычаги крестовины. Правильно ли это ? Можно ли пересадить на короткие ? Что это даст ?

Если у Вас есть ICQ - мой номер 59362775.

RC-Racer

Привет, всем вертолетчикам.

Не поможите и мне с проблемой разобраться?
Новую ветку не стал создавать. Здесь решил черкнуть.

Вот и я свой Dragonfly в первый раз опробовал.
Вопросик у меня возник по-поводу удержания хвостовой балки.

Короче, все выглядит примерно так:
Начинаю добавлять оборотов основному двигателю. Хвостовая балка вроде держится ровно. Еще добавляю оборотов главному моторчику. Балку может потихонечку начать уводить или вправо или влево. Пытаюсь исправить положение плавным смещением рукоятки на передатчике… Вот после этих попыток и начинается самое интересное. Хвостовой моторчик может самопроизвольно начать бешенно вращаться, тем самым бешенно вращая вертолетик по часовой стрелке. А может и перестать вращаться совсем, вызывая сильное вращение вертолета против часовой стрелки.
И все это происходит на полу (не взлетал я пока еще). Вот я и думаю - если на полу я не могу эту, мечущуюся то вправо то влево, балку успокоить - в воздухе тем более не получится.

Что мне делать? Гиру настраивать? У меня PG -03.
Посмотрел я тут статейку про нее. Здесь - deeteeenterprises.com/NS.gws-PG-03.Instr..php
И ничего толком не понял. (чертов Magic Gooddy переводит хуже первоклассника) 😃
Что там и куда крутить нужно?

P.S. Кстати, если газ основного мотора не трогать и просто разворачивать вертолет на полу задним винтом, проиходит примерно тоже самое. Если по чуть-чуть подгазовывать - вертолет поворачивается и останавливается. А если чуть побольше газануть - то самопроизвольно раскручивается на всю катушку и крутит вертолет, крутит… 😵 …пока ручку в обратную сторону не отклонишь.
Это обычное для этих вертолетов явление?

RVL

Ustas-Asia

Сам тока пару недель, как стал успешно контролировать жабу, т.е. это когда амплитуда болтанки умещается в габариты комнаты 😃
Насчет тяг: у меня надеты на короткие рычаги крестовины. Пробовал перекидывать - принципиально ничего не меняло, вернул на место.
Колбасило в точности как ты описал от трех вещей (или их композиции):

  1. Разный угол установки серволопаток (по отношению к плоскости той охватывающей детали, к которой крепятся рычаги от крестовины и через которую ось серволопаток проходит)
    От этого колбасило бала на 4 😃
    Пробовал выставлять лопатки в 0 градусов и в ~10 градусов. По ощущениям второй случай демонстрирует большую стабильность полета.

  2. Слишком свободное крепление лопастей. Т.е. это когда они свободно вращались не только вокруг винта крепления, но имели небольшой вращательный люфт в перпендикулярных оси винта направлениях.
    (6 балов)

  3. Слишком затянутые лопасти. Т.е. вращаются вокруг винта, но тяжеловато или с заеданиями.
    (6 балов)

Сейчас зажимаю лопасть так, чтобы только-только проворачивалась под собственным весом, но не слабее. И проверяю, что вращение туда-сюда равномерное без заеданий.

skubidu
RC-Racer:

Привет, всем вертолетчикам.

Не поможите и мне с проблемой разобраться?
Новую ветку не стал создавать. Здесь решил черкнуть.

Вот и я свой Dragonfly в первый раз опробовал.
Вопросик у меня возник по-поводу удержания хвостовой балки.

Короче, все выглядит примерно так:
Начинаю добавлять оборотов основному двигателю. Хвостовая балка вроде держится ровно. Еще добавляю оборотов главному моторчику. Балку может потихонечку начать уводить или вправо или влево. Пытаюсь исправить положение плавным смещением рукоятки на передатчике… Вот после этих попыток и начинается самое интересное. Хвостовой моторчик может самопроизвольно начать бешенно вращаться, тем самым бешенно вращая вертолетик по часовой стрелке. А может и перестать вращаться совсем, вызывая сильное вращение вертолета против часовой стрелки.
И все это происходит на полу (не взлетал я пока еще).  Вот я и думаю - если на полу я не могу эту, мечущуюся то вправо то влево, балку успокоить - в воздухе тем более не получится.

Что мне делать? Гиру настраивать? У меня PG -03.
Посмотрел я тут статейку про нее. Здесь - deeteeenterprises.com/NS.gws-PG-03.Instr..php
И ничего толком не понял. (чертов Magic Gooddy переводит хуже первоклассника) 😃
Что там и куда крутить нужно?

Здравствуйте
А если воспользоваться Online-переводчик, PROMT, www.translete.ru
😃
P.S. Кстати, если газ основного мотора не трогать и просто разворачивать вертолет на полу задним винтом, проиходит примерно тоже самое. Если по чуть-чуть подгазовывать - вертолет поворачивается и останавливается. А если чуть побольше газануть - то самопроизвольно раскручивается на всю катушку и крутит вертолет, крутит…  😵 …пока ручку в обратную сторону не отклонишь.
Это обычное для этих вертолетов явление?

Ustas-Asia

Проболжаются мои мучения с поднятием “Стрекозы” в воздушное пространство.
Следуя рекомендациям проверил углы на серволопатках и затяжку лопастей ротора. До этого сильновато затягивал - проворачивались, но с трудом.
Ротор стал меньше “бить” (субъективное ощущение).

Итак. Акки заряжены (была надежда что одного не хватит 😃), передатчик повешен на грудь… Выходим в ночь (темнеет у нас рано и быстро, поэтому летаю на освещенном теннисном корте).

Плавненько даю “газ”… Отрыв ! Намек на стабильный полет, и…
Ситуация повторилась, хоть и с меньшей амплитудой… 😃
Поневоле вспоминается “что такое не летит и как с этим бороться?”…

Придя домой начал детальный осмотр (вдруг что где треснуло). И вот что обнаружил: головка ротора (куда крепятся несущие лопасти) сидит на подшипниках, но при покачивании ощущается люфт. Небольшой, но ручой чувствуется.
Устранять, или можно смириться ?

Далее. Точно такой же люфт есть и на валу ротора (имеется ввиду главный ведущий вал), между подшипником и валом. Рукой чувствуется.

Может здесь собака и порылась ? Как считаете ?

RVL
Ustas-Asia


Придя домой начал детальный осмотр (вдруг что где треснуло). И вот что обнаружил: головка ротора (куда крепятся несущие лопасти) сидит на подшипниках, но при покачивании ощущается люфт. Небольшой, но ручой чувствуется.
Устранять, или можно смириться ?

Далее. Точно такой же люфт есть и на валу ротора (имеется ввиду главный ведущий вал), между подшипником и валом. Рукой чувствуется.

Может здесь собака и порылась ?  Как считаете ?

Люфт головки также имеется, так что вряд ли в нем дело. В настоящих вертах с двухлопастным ротором голова вообще специально делается качающейся вместе с лопастями.

Насчет 2-го люфта, если я правильно понял, то диаметр вала меньше внутреннего диаметра подшипника? Ну если это где-то 0.1 мм и на глаз не видать, то фигня, а если 0.5 мм, то ясен пень - исправлять надо.

У меня, например, весь ротор с валом и шестерней ходит вдоль своей оси туда-сюда по отношению к корпусу на ~ 1 мм. Я это дело выправлял в 0 подкладками, но все ж детали пластмассовые и через какое-то время опять люфт, пока летать не мешает

Лопасти у меня покрошенные уже, купил тут поставил новые - колбасит не по-детски, но тут фигня видимо в том, что на новых лопастях место крепления чуть другое и имеет уступ, диаметр которого меньше диаметра прилегающей крепежной шайбы, т.е. она хреново прилегает. Пока вернул старые лопастии и все Ок, потом для новых другие шайбы попробую.

Второй хвостовой моторчик сгорел - задолбал. Разобрал, щетки тонкие и хватает их где-то на 2-3 часа работы, коллектор тоже изрядно протирается - все сделано из парашных материалов. Пока летать не получается, вроде время медленно для него идет, а потом неделя - и кабзда мотору.

Ustas-Asia

Совсем уже не знаю на что думать и где смотреть (искать) …
Скачал немеряное количество роликов в И-нете где “Стрекозы”, “Jabo” и им подобные ЛЕТАЮТ !!!.. Ну что же это такое !!!
Почему мой аппаратик меня так не любит ? …

Заметил что в роликах верт стоит СОВЕРШЕННО НЕПОДВИЖНО перед взлетом. А мой начинает вибрировать. Причину вибрации выяснить не получается пока. (лопасти сбалансированы в статике и динамике)
Пробовал поставить палочку перпендикулярно лыжам - взлетать гораздо легче, но приходится сразу садить из-за “расколбаса”…

Такие вот неутешительные результаты…

Может кто подскажет, что и как должно быть в этой Стрекозе ? Где возможны люфты и зазоры, а где нет… Похоже мне попался немного “не обработанный напильником” аппарат…

RVL
Ustas-Asia:

Совсем уже не знаю на что думать и где смотреть (искать) …
Скачал немеряное количество роликов в И-нете где “Стрекозы”, “Jabo” и им подобные ЛЕТАЮТ !!!.. Ну что же это такое !!!
Почему мой аппаратик меня так не любит ? …

Заметил что в роликах верт стоит СОВЕРШЕННО НЕПОДВИЖНО перед взлетом. А мой начинает вибрировать. Причину вибрации выяснить не получается пока. (лопасти сбалансированы в статике и динамике)
Пробовал поставить палочку перпендикулярно лыжам - взлетать гораздо легче, но приходится сразу садить из-за “расколбаса”…

Такие вот неутешительные результаты…

Может кто подскажет, что и как должно быть в этой Стрекозе ? Где возможны люфты и зазоры, а где нет…  Похоже мне попался немного “не обработанный напильником” аппарат…

Ну вот тебе версия - у тебя разные лопасти в смысле аэродинамики. Может крутка разная из-за лежания под каким-нить тюком, или установочные места так получились, что угол атаки при прочих равных условиях разный получается. Именно в этом случае ты ничего не заметишь, пока крутишь их на земле, т.к. в этот момент аэродинамические силы еще не определяющие, а по массе все отбалансировано. Но как тока подымешь, тут то все и начинается.

Второй вариант - м.б. дисбаланс хвостового ротора?

Mikhail_Yunin

А часом- падедений- не было?
Если были- проверь основной вал-
Гнется он.
И возможно в этом проблемма.

Buranov_P
Ustas-Asia:

Совсем уже не знаю на что думать и где смотреть (искать) …
Скачал немеряное количество роликов в И-нете где “Стрекозы”, “Jabo” и им подобные ЛЕТАЮТ !!!.. Ну что же это такое !!!
Почему мой аппаратик меня так не любит ? …

Заметил что в роликах верт стоит СОВЕРШЕННО НЕПОДВИЖНО перед взлетом. А мой начинает вибрировать. Причину вибрации выяснить не получается пока. (лопасти сбалансированы в статике и динамике)
Пробовал поставить палочку перпендикулярно лыжам - взлетать гораздо легче, но приходится сразу садить из-за “расколбаса”…

Такие вот неутешительные результаты…

Может кто подскажет, что и как должно быть в этой Стрекозе ? Где возможны люфты и зазоры, а где нет…  Похоже мне попался немного “не обработанный напильником” аппарат…

Поскольку сам потратил много времени на борьбу с этим явлением, то решил поделиться своим опытом. Прежде всего о природе этого явления. (Здесь и в дальнейшем я высказываю свои личные мысли, которые не претендуют на истину в последней инстанции).
Как мне представляетя, нарастание амплитуды колебаний происходит в случае, когда частота вращения главного ротора кратна частоте этих колебаний. Толчком к их возникновению служит дисбалланс.
Отсюда два условия их отсутствия, или присутствия в приемлемом размере:

  1. Дисбалланс должен быть минимален. (Имеется в виду дисбалланс вызываемый любыми причинами - механическими, аэродинамическими, и пр.)
  2. Частота вращения гл. ротора не должна быть кратна частоте зтих колебаний.

Практические рекомендации:

  1. Серволопатки должны быть параллельны друг другу и рамке, через которую проходит их ось.

  2. Снимаешь главные лопасти, включаешь передатчик и борт, берешь вертолет в руку и добавляя газ, смотришь, не возникает ли значительная вибрация. Если возникает - находишь причину и устраняешь. Приэтом можно заметить и кривизну основного вала.

  3. Выключаешь питание. Достаточно ПЛОТНО прикручиваешь основные лопасти. (я полагаю, что они отбаллансированы по весу с точностью 50 мг, и центр тяжести их находится на одинаковых местах). Лопасти выставляешь перпендикулярно валу лопаток. Ставишь вертолет на стол, устанавливаешь вал лопаток параллельно плоскости стола, берешь линейку, ставишь ее вертикально, и вращая ротор за шестерню смотришь, чтобы концы лопастей проходили около линейки на одинаковой высоте с точностью 2 - 3 мм. Если это не так - исправляешь, например подпиливая надфилем, или подклеивая кусочки бумаги на соответсвующее место лопасти.

  4. Включаешь питание, берешь вертолет в руку, и, раскрутив ротор до оборотов, соответствующих режиму висения, смотришь на ротор в плоскости его вращения - вращаются ли лопасти в одной плоскости (на одной высоте). Разница - 1 - 2 мм. Если не так - устраняешь. способы разные. Я рекомендую уменьшить угол атаки той лопасти, которая выше. Для того, чтобы заметить, какая лопасть выше - ниже, наклеиваешь кусочек люминесцентной бумажки (например от ценника) на конец одной из лопастей и смотришь на вращающийся ротор немного сверху при ярком свете.

  5. После устранения всего этого вибрации, при удержании вертолета в руках, должны быть незначительными.

  6. ПО ПОВОДУ ЗАТЯЖКИ ЛОПАСТЕЙ. ПЕРВОНАЧАЛЬНО, ПОКА ВЕРТ БЫЛ НОВЫМ Я ЗАТЯГИВАЛ СЛАБО (НО КОНЕЧНО НЕМНОГО СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ ПОВОРОТ ПОД СВОИМ ВЕСОМ - ЭТА РЕКОМЕНДАЦИЯ НАВЕРНОЕ ХОРОША ДЛЯ БОЛЬШИХ ВЕРТОЛЕТОВ). Приэтом, во время раскрутки, происходило самоцентрирование лопастей, т.е. сначала возникают приличные вибрации, а затем они пропадают. СЕЙЧАС Я ЗАТЯГИВАЮ ЛОПАСТИ ПЛОТНО и положение их выставляю “на глаз” перед взлетом. Очень хорошо устраняет колебания. При плавной раскрутке ротора вибраций не возникает, а если возникнут - значит лопасти установлены не совсем правильно - нужно поправить. Делать это приходится, естественно, после каждой грубой посадки. (КОНЕЧНО, НЕ НАДО ЗАТЯГИВАТЬ “НАМЕРТВО” - при ударе об стену (“голову, или другой твердый предмет”) лопасти должны провернуться.

  7. И, НАКОНЕЦ, (а я это делаю, скорее "ВО-ПЕРВЫХ) если ничего из перечисленного выше не помогло - попробуй увеличить обороты ротора. Делается это путем уменьшения угла установки лопастей. (Я подклеиваю на переднюю кромку лопасти около места крепления два слоя липкой бумаги, а затем можно их заменить подходящим кусочком пластмассы от бутылки.) Увеличение частоты вращения главного ротора вообще способствует повышению устоичивости и другим полезным моментам.

Из других моментов, способствующих колбашению:

  1. Слишком большая чуствительность гироскопа.
  2. Как не странно, если сильно неравномерный звук вращения главной шестерни - тоже способствует! Я вынужден был выставить заметный зазор в главной передаче.
  3. Не должно быть ни малейшего трения в шарнирах, соединяющих вал лопаток с главными лопастями. Вал лопаток должен ходить совершенно свободно .

ОБЫЧНО У МЕНЯ ДЕЙСТВИЯ ПО ПУНКТАМ 7 И 6 УСТРАНЯЮТ ЭТО ЯВЛЕНИЕ. (НО ПРАВДА ПЕРВЫЕ ПУНКТЫ Я УЖЕ ДАВНО ВЫПОЛНИЛ, А СИЛЬНО ВЕРТОЛЕТ УЖЕ ДАВНО НЕ БИЛ)

И последнее. Даже если приведенные рекомендации тебе кажутся неправильными - все таки попробуй! На это уйдет меньше времени, чем мне на написание этого сообщения. А то иногда получаешь ответ - “этого не может быть, потому что не бывает никогда!” - и становится жалко потраченного времени.

Интересно узнать результат - для накопления опыта.

P.S. Объявление в баре на Диком западе: “Просьба в пианиста не стрелять - он играет как умеет!”

dim

а ты попробуй взять вертолет за лыжи и держа его в руке - плавненько мотор включить. По тому как будет себя вести, может и поймешь в чем дело - вибрация от лопастей или что то еще.

toxa
Ustas-Asia

Заметил что в роликах верт стоит СОВЕРШЕННО НЕПОДВИЖНО перед взлетом. А мой начинает вибрировать. Причину вибрации выяснить не получается пока. (лопасти сбалансированы в статике и динамике)

Перезатянуты лопасти, скорее всего. Они должны легко поворачиваться, но не болтаться.

Ustas-Asia

Итак.
Прошло несколько дней и … Вобщем позвонил я своему другу в соседний город. Оказывается там есть неплохой магазинчик модельный (помимо того что я знаю) у них даже есть свой сайт (www.planemodel.com) кстати там много роликов с Dragonfly и Jabo, но не будем отвлекаться…

Приехали мы в этот маркет и я отдал свое “сокровище” на растерзание китайцам… Примерно пол-часа “заклинаний” произнесенных над головкой винта и шасси и … Вы не поверите ! мой верт, до этого никак не желавший подниматься вдруг … Полетел ! (естественно нужно учитывать и опыт пилота, смотреть одно удовольствие).
Там же я купил тренировочное шасси (кстати оно меня сегодня хорошо выручило, но об этом чуть позже).
Воодушевленный увиденным и приехав домой, первым делом, естественно, вышел на улицу с целью повторить увиденное (в крайнем случае “по-минимуму” попробовать оторвать верт от земли более чем на 0,5 метра и павненько посадить). Это удалось в конечном итоге, но пришлось закончить “подлеты” ввиду посадки аккумулятора…
Сегодня вооружившись ДВУМЯ акками вышел на площадку (асфальтированная и огороженная высокой сеткой баскетбольная площадка на 4 корзины 😃, вобщем площадь позволяет) и начал новые попытки. На сколько я себя убедил и, считаю, это правильное убеждение - нельзя “затягивать” взлет. Т.е. раскрутка ротора предварительная (в это время верт уверенно стоит на земле, не скользит, и чуть только приподнимаеться на пружинистом тренировочном шасси) и потом сразу взлет на высоту не менее метра. Иначе верт начинает “убегать” (в основном влево) а при попытке вернуть его обратно - валится то вперед, то назад… Конечно, при большем опыте можно попробовать повисеть и в 10 см над землей, но не сейчас… 😃
Взлетаем ! Верт держится уверенно, вибрация присутствует, но небольшая и практически незаметная, на ручки реагирует с небольшим запозданием (такие ощущения в противооложность симулятору на компе) что в принципе не мешает. Пробовал небольшие подлеты на 1 - 1,5 метра с последующими попытками удержаться на месте, а если отлетал чуть дальше чем 3 метра в сторону - плавно садил. Вобщем “впечатлений набрался” выше чем поднимал верт… 😃)) Но… Я ж не волшебник, а только … Короче вышло то, чего я в принципе мог ожидать. После подъема чуть повыше верт неожиданно (видимо ветерок чуть дунул) полетел в сторону играющих возле дальней корзины… Мне бы не дергаться и выправить положение и спокойно вернуться на место и плавненько сесть… Нет ! Какое там…
Итог: треснула одна несущая лопасть. Остальное НИЧЕГО (!) не пострадало… При “посадке” тренировочное разлетелось в радиусе полутора метров, однако смягчило удар и основные стойки не пострадали.
Попробую склеить сегодня, если получится - продолжу полеты…

Теперь немного о том, как китайцы настроили верт.

  1. Несущие лопасти затянуты сильно. Не намертво (рукой провернуть можно) но ощутимо сильно. И именно так рекомендовали делать в дальнейшем.
  2. Хоть и говорят что центровка должна быть строго по центру вала, я, приехав домой, проверил как же они ее изменили… Оказалось, если вывесить верт за серволопатки (я брал пару веревочек/ниточек и накидывал сложенные вдвое нити на оси лопаток прямо у головки ротора. Ротор в этом случае повернут так что лопатки перпендикулярны хвостовой балке) видно что вал наклонен примерно на 3 градуса вправо. Т.е. центровка получается немного задняя. почему они так сделали пока не спрашивайте, сам еще не разобрался… 😃 И триммер тангажа стоит на пару щелчков вперед, относительно того, как я раньше выставлял с нормальной центровкой.

Пока оставлю так, а по мере набирания опыта буду экпериментировать с центровкой.

Пока все.