Аварийная индикация

Rover

Когда рылся по разным сайтам модельной электроники, несколько раз попадались на глаза сигнализаторы разряда борта. Индикация реализована на сверхъярком светодиоде. Типа, его вспышки должны привлечь внимание пилота и побудить к экстренной посадке.
Не знаю, может оленей развожу 😛 , но пришла в голову идея такого индикатора, который невозможно не заметить. Это ленточка из шелка, длиной сантиметров 40-50, в красно-белую полоску. В свернутом состоянии она выглядит как рулончик размером с сигаретный фильтр. Плюс простейший механизм высвобождения. В аварийной ситуации (каждый сам решает какой - аккумулятор борта, включение файлсейва и т.п.) ленточка выпускается где-то в районе нижней задней части фюзеляжа. Лишь бы аэродинамику после выпуска не “просадила” неожиданно для пилота. Управляет выпуском простейшая схемка, например на pic12c508+силовой транзистор.
Весь нюанс только в механизме высвобождения. Требования обычные: простота, легкость, надежность, миниатюрность, не потреблять энергию в ждущем режиме. От себя предлагаю идею в виде кусочка нихромовой проволоки, пережигающего нитку, которой стянут рулончик ленты. Минус - на поле трудно перезарядить и просадка и без того севшего аккумулятора. Хотя если сделать стандартные сменные капсулки и подтыкать к разъему на фюзе…

Главное, чтобы ни у кого из летающих в округе не взыграл бойцовский рефлекс, догнать и ленточку рубануть 😅

ADF

Да, индикатор борта - вещь крайне полезная!

Как раз вчера случай был:

На поле приехал - смотрю, там один единственный моделист (причем довольно опытный!), ворчит что-то под нос, собирая по полю дрова… 😃

Аппаратура отказала - модель вдруг просто перестала слушаться! Вроде перед полетом индикатор, установленный на борту, говорил, что батарея целая.

Но летал он на ней уже пол дня, а батарея была мало того, что гидридная (индикатор был для кадмиев!), так еще и из 5, кажеться, банок… Как выяснилось при осмотре трупа - батарея просто тупо села… 😃

DUDS
Rover

Главное, чтобы ни у кого из летающих в округе не взыграл бойцовский рефлекс, догнать и ленточку рубануть  😅

За это можно не переживать рефлексирующих бойцов по стране чуть больше сотни infocup.rccombat.ru/pilots.php

pentajazz

хм…
я для борта приобрел 2 пака по 5 банок гидридов SANYO.
была мысля поставить кадмиевые, но либо тяжелые для такой же емкости, либо не более 50% от гидридов по емкости при том же весе и цене.
вообще, кто с гидридами летает, как они себя ведут в реальной жизни?
их состояние планирую проверять перед каждым полетом стрелочным прибором с нагрузкой (0,8 - 1А)

ADF

Про гидриды на борт сказано очень много.

Основные позиции таковы:

1 гидриды менее стабильные и мощные по токоотдаче;
2 на морозе мерзнут сильнее, и заряд тратят очень быстро, даже при всего минус 10;
3 падение напряжения по мере разряда в 2 раза меньше кадмиев, и вовремя обнаружить факт разряда бывает трудно;
4 Срок службы гидридов тоже ниже, чем у кадмиев;

  • Все это приводит к более низкой надежности гидридов в качестве борта, а чуть большая емкость - по барабану, так как на морозе она становиться все равно подстать кадмиям, да и большая емкость на борт не нужна, как правило.
Вячеслав_Старухин
ADF

Все это приводит к более низкой надежности гидридов в качестве борта,

Я с этим не согласен.
Разрядные характеристики гидридов мало отличаются от разрядных характеристик кадмиевых аккумуляторов.
У гидридов меньше вес при той же емкости.

У гидридов меньше эффект памяти. При зарядке малыми токами он вообще никак на практике не проявляется.

У меня только такие и в передатчике и в приемнике.

SAN

их состояние планирую проверять перед каждым полетом стрелочным прибором с нагрузкой (0,8 - 1А)

Пока не спаял себе первый многодиодный индикатор борта, так и делал.
Две контактных площалки на бок фюзеляжа и китайский тестер (аналоговый).
В него нагрузочный резистор с кнопочкой. По величине просадки напряжения можно оценить разряд акк.

Faleks

Летаю на гидридах… плохого ничего про них сказать не могу.
Заряд проверяю (то есть смотрю) перед каждым взлетом… индикатор на 10 светодиодах, включен постоянно. Так что нет смысла выбрасывать флаг “Спасайте”
А зимой… я не летаю 😃
Алексей

Д_Заточник

Я тоже на гидридах летаю, маленьких. ААА 700 мач, самодельная сборка 4 аккумулятора. Окромя пользы никакого вреда не заметил. Вес маленький, ток отдают, зимы пока не было. Но будет с полетами! Планирую и в передатчик воткнуть, но дорого, зараза!

ADF

Не сказал бы, что шибко дорого!

У меня самого, к примеру, страха перед гидридами нет 😎
Но контроль за ними нужен более внимательный, чем за кадмиями, это совершенно точно!

И контроль заряда под нагрузкой, и зарядка с использованием номарльного зарядника…

pentajazz

в случае с гидридами есть два уточнения -
1- мороз мне по барабану, его здесь не бывает 😃
2- что касается емкости - сервы суммарной моментом 55 кг/см требуют таки бОльшей емкости, 2х2,1 А/ч вроде нормально. на 3-4 полета по 8 минут должно хватать.
оба пака для ОДНОГО борта параллельно (через диодики, ессно)
заряжать собираюсь только номинальным током, т.е. 200 мА на 15 часов.

ADF

Практика показала, что силовые аккумуляторы пофиг, каким током заряжать. Но быстрая зарядка для них предпочтительнее!

Т.е. в кадмии без опаски льем 4С (нормальным зарядником, естественно), в гидриды льем 1С.

А если заряжать слабым током, говорят, батарея потом не очень охотно отдает большой 😃

pentajazz

банки Sanyo HR-3U 2100
это в формате АА, для питания борта только, мотор двс
а кривые разряда для них есть?
какой зарядник оптимален?
подзарядка на поле - надо ли?

Добавлено

кривые разряда есть на сайте производителя, надо было сразу там искать, лопухнулся я немного.
для 1700 мАч банок:

из графика видно, что при токе 1С банку можно отловить на напряжении 1,2 вольта, при этом она отдаст 1100 мАч емкости (38 минут разряда током 1С). для борта такие токи разряда, мягко говоря нехарактерны.
таки образом конечное напряжение (безопасное для взлета) можно считать 5,9 вольта.

это график разряда для 1200 мА/ч никелькадмиевых банок
банку тоже можно отловить на 1,2 вольта, а после 1,15 кривая начинает круто падать.
батарея отдает за 35 минут около 600-700 мАч.
такие пироги.

Добавлено

тут, правда, есть засада с РСМ и “фэйл сэйф” , который включатся при напряжении 4,7 вольта (на санве), тогда 5-ти баночная батарея уже будет стремительно умирать, сесть можно просто неуспеть.
с 4-х баночной батареей проблемм не будет.

Вячеслав_Старухин
pentajazz

лопухнулся я немного.

Чем же лопухнулся? Вовсе нет!

Если внимательно посмотреть на присланные характеристики,
то видно, что для гидридов даже при таком большом токе разряда, как 1700 миллиампер, напряжение падает с 1,2 В до 1,1 В более 10 минут.

Разница в емкости = 300 миллиампер*часов, ток 1700, следовательно время примерно (300/1700)*60 минут.

Разве этого мало?

А что касается разрядных характеристик, то они здесь просто в разных масштабах.
Если нарисовать в одинаковом масштабе, то разница будет практически незаметна.

pentajazz

лопухнулся в том смысле, что сразу не полез на сайт производителя 😃 .

насчет падения с 1,2 до 1,1 - совершенно верно, т.е. если напряжение перед полетом все еще выше 1,2 на банку(при токе в нагрузке 1,7А), то на полет еще хватит гарантированно, после чего проверям опять.
что касается проверки:
на графиках видно, что чем выше ток, тем более пологая кривая разряда. на малом токе она вообще падает очень стремительно.
т.е. даже если батарея 1700 мАч питает всего 4 стандартные сервы, выгоднее проверять ее при токе 0,5-1С (хотя 1С многовато, 1,7А*5В=8,5Вт, резистор мотать из нихрома придется), тогда мы будем знать, что осталась еще 1/3 емкости.
этого, конечно, при малом токе потребления хватит очень надолго, но мы получим представление об оставшейся ЕМКОСТИ.
хе-хе, мне в таком случае придется мотать резистор на 14 Вт (5 банок по 2100 мАч). но, думаю, обойдусь током в 0,5С (7 Вт)

Вячеслав_Старухин
pentajazz

что касается проверки:
на графиках видно, что чем выше ток, тем более пологая кривая разряда. на малом токе она вообще падает очень стремительно.

Относительно проверки ты немного ошибаешься в своих рассуждениях,

потому что в показанных координатах действительно более пологая кривая для для тока 3400 ма, а для тока 340 ма - крутая.

Но если по оси Х будет время разряда, то кривую для 340 ма нужно будет растянуть в 10 (десять!) раз относительно кривой для 3400 ма.

Поэтому она, наоборот, станет гораздо более пологой для малых токов разряда.

То есть при малых токах разряда аккумулятор имеет большую полезную емкость, чем при больших.

Именно поэтому при малых токах разряда его можно использовать до меньшего напряжения, потому что более пологая по времени разрядная характеристика это позволит.

pentajazz

это все так, и насчет емкости при малых токах (тут и спорить нечего), и насчет реальной крутизы характеристики по времени, это понятно.
но,
как узнать, сколько а/ч осталось в батарее?
может я чего и напутал, но не проверять же батарею при токе 300мА, она так и до 5% остатка будет казаться хорошей.
я просто думал, что предложенный способ позволит оценить остаточную емкость в батарее, так как кривая разряда пересекает уровень 1,2 вольта более явно (круто). так можно отловить, например 1/3 емкости, зная сколько вылетал на первых 2/3, прикинуть, сколько еще можно, и можно ли вообще.
идеально - ампер/час метр на борт, но таких может и нет вовсе. 😃
что предложишь?

rrteam
pentajazz

что предложишь?

Кому шипка нужно и волнует - берём любой ATMEL, PIC итд с АЦП
Пишем простенькую программу- и на индикаторе у Вас количество скаченных ма! 😃

PS Индикатор можно не возить с собой, а подцеплять через разъём дабы глянуть.
Измерение можно проводить и на резисторе 0.01-0.05 ом. Проверено на зарядниках…

dmitryu
rrteam:

Кому шипка нужно и волнует - берём любой ATMEL, PIC итд с АЦП
Пишем простенькую программу- и на индикаторе у Вас количество скаченных ма! 😃

Развивая тему

Приделать эту схемку к батарее навечно, чтоб считала и количество скачанного и количество закачанного и ёмкость и ток потребления борта и отображала сразу время, которое осталось до конца батарейки

Вячеслав_Старухин

Приделать к батарее - это правильно.

Я пока это сделать ленюсь, но вчера зашел в Чип и Дип и купил рублей на 200 все детали для точного АЦП с вводом в компьютер. Теперь спаяю это простейшее устройство, напишу программку для Windows 2000, и буду получать точные характеристики своих аккумуляторов в графическом виде.

Как сделаю, выложу эту простейшую схему, вычитанную в интернете, и свою программу.

Но правильнее, конечно, сделать схемку на простом микропроцессоре ( они теперь дешевы и потребляют мало ) , чтобы она постоянно была связана с батареей, записывала информацию во flash-память и имела интрефейс, чтобы подключаться к обычному компьютеру и смотреть результаты в удобном виде.

pentajazz

с программами и микроконтроллерами я не очень…
устройство фиксации просадки напряжения на борту в полете может и сваяю, поставлю порог 5,5-6 вольт и после полета (или во время) увижу, что просадка имела место.
можно индикацию вывести наружу, можно и оставить для послеполетного осмотра.
если кто ампер/час метр бортовой сваяет - я следующий на очереди.

8 days later
Volante24
rrteam:

Кому шипка нужно и волнует - берём любой ATMEL, PIC итд с АЦП
Пишем простенькую программу- и на индикаторе у Вас количество скаченных ма! 😃

PS Индикатор можно не возить с собой, а подцеплять через разъём дабы глянуть.
Измерение можно проводить и на резисторе 0.01-0.05 ом. Проверено на зарядниках…

A slabo programmku dlja PIC16 (i ATTINY) prislat’?

Добавлено

Вячеслав_Старухин:

Приделать к батарее - это правильно.

Я пока это сделать ленюсь, но вчера зашел в Чип и Дип и купил рублей на 200 все детали для точного АЦП с вводом в компьютер. Теперь спаяю это простейшее устройство, напишу программку для Windows 2000, и буду получать точные характеристики своих аккумуляторов в графическом виде.

Как сделаю, выложу эту простейшую схему, вычитанную в интернете, и свою программу.

Но правильнее, конечно, сделать схемку на простом микропроцессоре ( они теперь дешевы и потребляют мало ) , чтобы она постоянно была связана с батареей, записывала информацию во flash-память и имела интрефейс, чтобы подключаться к обычному компьютеру и смотреть результаты в удобном виде.

Kogda sdelaete – prishlite! Ili daite ssylku na shemy. Ja poka eto delal na Data Aquisition Board (no on kogda-to $1300 stoil, konechno, ja za nego ne platil – otdali darom… No seichas i PC s takimi AT slotami ne sysches…), tak chto krivye zarjadov i razrjadov u menja svoi. Kstati, ne vsje, chto pishut pro eti accumuljatory, polneishaja pravda (esli vosprinimat’ bukval’no).